Многоаспектность проблемы качества Качество продукции во многом определяет материальные и духовные потребности человека, успехи или недостатки общества в их удовлетворение. Поэтому считают, что качество продукции — это зеркало страны, основной критерий ее развития. Проблема качества продукции носит сложный комплексный характер и включает множество различных аспектов, из которых, прежде всего, выделяют технический, экономический, социальный и политический. Все они достаточно полно проявляются в качестве продукции текстильной и легкой промышленности. Одежда — конечный продукт работы текстильной промышленности, наряду с пищей и жильем, является тем, без чего человек не может существовать. Поэтому текстильная промышленность или текстильное производство являются обязательным и наиболее давно существующим занятием человека, без которого невозможно представить общественное производство любой страны. 1. Технический аспект. Уровень развития техники и качество создаваемых человеком объектов взаимосвязанные характеристики. С одной стороны, научно-технический прогресс, приводящий к совершенствованию техники, создает мощную основу для совершенствования качества продукции. С другой стороны, более высокое качество продукции, услуг, систем информационных и транспортных коммуникаций и других компонентов качества жизнедеятельности создают лучшие предпосылки для ускорения научно- технического прогресса. Технический аспект качества текстильной продукции заключается в том, что технология ее изготовления и качество самого продукта требует сложнейших технических решений и оказывают решающее влияние на эффективное функционирование многих сложных технических устройств. Большинство текстильных технологий — это наукоемкие высокие технологии, где объектами обработки являются предметы с чрезвычайно малыми размерами и очень специфическими свойствами. Скорости текстильных технологий могут достигать космических, а физико-химические процессы, лежащие в их основе, являются фундаментальными в современном естествознании. Исследование свойств текстильных материалов и разработка технологий их получения и переработки явились первоисточниками многих направлений развития науки и техники. Многие виды текстильной продукции имеют техническое применение. Практически нет ни одной отрасли промышленности, где в том или ином виде не использовались бы текстильные материалы. Причем качество текстильных материалов во многом определяет качество сложнейших технических устройств. Экономический аспект. Качество от начала и до конца напрямую связано с экономикой. Практически все решения в области качества, программы повышения качества, мероприятия по управлению качеством связаны с экономическими затратами и имеют смысл, если приводят к приемлемому для предприятия экономическому эффекту. Особенно в условиях ограничений сырьевых, энергетических, трудовых и др. материальных ресурсов наиболее действенным путем повышения эффективности производства является повышение качества продукции. Экономический аспект проблемы качества текстильной продукции чрезвычайно разнообразен. Прежде всего во всех промышленно развитых странах текстильная промышленность и ее продукции являются определяющими в национальной экономике, формирует бюджет и доходы государства. Повышение качества текстильной продукции — это наиболее действенный путь более эффективного использование сырьевых, энергетических, трудовых и других материальных ресурсов общества. Выпустить высококачественную продукцию — это всегда значит произвести ее больше. Экономика качества текстильной продукции оказывает существенное влияние и на экономику многих других отраслей промышленности. 3. Социологические или социальные аспекты проблемы качества текстильной продукции чрезвычайно значимы. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство текстильных товаров предназначается для индивидуального повседневного использования человеком. И, следовательно, постоянно удовлетворяет или не удовлетворяет его личные потребности. Причем эти потребности могут носить не только материальный, но и духовный характер, так как одежда и другие текстильные изделия, используемые человеком, имеют не только чисто утилитарное назначение, но и должны отвечать требованиям и формировать эстетические потребности личности. Все это определяет комфортность и удовлетворенность жизнью человека и в конечном счете социальную обстановку в обществе, уровень его развития. Трудно представить высокоразвитое общество, где качество жизни его членов находится на низком уровне. Политический аспект. Поскольку качество определяет конкурентоспособность фирм, а в конечном счете и стран, он, естественно, влияет на уровень доходов населения, уровень безработицы и т.д., а следовательно, и на политическую ситуацию внутри страны, а также на международный политический статус государств. Политический аспект проблемы качества продукции текстильной продукции заключается в том, что текстильные материалы издревле являлись объектом международной торговли, что способствовало установлению и поддержанию мирных отношений между странами. В настоящее время международная торговля текстильными материалами, кооперирование их получения, переработки и использование постоянно возрастают. Футурологи считают 21 век «текстильным», когда технический прогресс и экономическое развитие мирового сообщества будут подчинены в основном удовлетворению личных потребностей человека, в том числе за счет различного использования текстильных материалов. Россия после затяжного кризиса переходного периода начинает наращивать темпы экономического развития, обязательным условием которого является систематическое улучшение качество продукции, в том числе и продукции текстильного производства. 5. Национальный аспект. Он связан с определенными национальными чертами, влияющими на стандарты требований, предъявляемых к качеству. С другой стороны, национальный аспект качества проявляется присущим той или иной нации образом мышления в области качества. 6. Моральный аспект. Достаточно вспомнить такие компоненты качества жизнедеятельности, как качество познания и развития личности, качество продуктов труда, уровень самовыражения в трудовой деятельности, степень полезности труда, чтобы сделать вывод о наличии морального аспекта качества. 7.Экологический аспект. По мере повсеместного ухудшения экологической обстановки стратегия управления качеством, основанная на попытке удовлетворить краткосрочные потребности клиентов за счет их долгосрочных интересов и благосостояния, с течением времени все в большей степени утрачивает свои позиции. Покупатели становятся все более требовательными, они ищут товары и услуги, безопасные для жизни и здоровья, адаптированные к их долгосрочным запросам, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и принятию мер по экологической защите потребителей. Огромное значение качества продукции в жизни человека и в развитии общества в целом нашло отражение и в правовом регулировании этой проблемы. Практически во всех странах мира и в международном плане принято и действуют законы и нормативно-правовые акты по качеству. В России к таким законам следует отнести Закон РФ «О защите прав потребителей», принятый в 1992 г. и постоянно совершенствующийся. 5 декабря 1995 г. Государственной думой принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Ежегодно третья суббота марта — месяца отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. В нашей стране этот день отмечается с 1988 г., когда в Ленинграде было организовано общество защиты прав потребителей. КВАЛИМЕТРИЯ Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию качества. Качество продукции – есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. (ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения»). Качество– степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. (МС ИСО 9000:2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»). Слово «квалиметрия» образовано корнями букв слов: латинского «qualitas» - качество и греческого «metron» - измерять, и дословно означает «измерение качества». Термин «квалиметрия» был введен сравнительно недавно и постоянно уточняется. Сегодня общепринятым является следующее определение. Квалиметрия — научная область, объединяющая количественные методы измерения и оценки качества продукции, используемые для обоснования решения, принимаемых при стандартизации и управлении качеством продукции. ПРЕДМЕТ КВАЛИМЕТРИИ. Проблемы измерения и оценки качества продукции вошли в жизнь человека очень давно. Еще древние философы Платон (427 — 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.)пытались дать определение понятия качества. Первый считал, что качество — это степень совершенства изделия, второй — это сумма определенных свойств, отличающий данный предмет от других. При этом считалось необходимым найти способы количественного определения качества продукции на основе результатов измерений. По мере того как человечество производило все больше и больше различных видов продукции деятельности по измерению и оценке качества постоянно расширялось. Она особенно усилилась после того, как производимая продукция приобрела форму товара и стала предметом обмена и продажи на рынке. Стали появляться для одного и того же товара традиции качества (группы, классы, сорта), которые являлись результатом комплексной оценки и измерения качества продукции и находили свое отражение в дифференциации цен. Появился экономический статус развития количественных методов оценки и измерения качества продукции. Рост объемов производства, все большее и большее усложнение многообразия видов продукции, повышение требований и их качеству объективно привел к необходимости разработок и использовании научных методов оценки и измерения качества продукции. Особое развитие эти методы получили во второй половине ХХ века, когда проблема качества стала приоритетной. Обеспечение и повышение качества продукции должны опираться на прочную научную базу, на достаточно устойчивой теоретический фундамент и, в первую очередь на науку о качестве продукции, предметом которой является широкая область деятельности человека и, прежде всего свойства продуктов труда и их соотношение с потребителями и возможностями общественного воспроизводства. Эта наука имеет свой самостоятельный предмет и проблемы, которые должны основываться и использоваться количественные методы измерения. Известно выражение выдающегося русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева: «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять». Другой ученый-естествоиспытатель лорд Кельвин заявлял: «Я утверждаю, что если Вы в состоянии измерить предмет Вашего разговора и выразить его в цифровом значении, Вы имеете о нем правильное представление. Если же Вы не можете измерить предмет, о котором идет реч, и выразить его в цифровом значении, то в этом случае Ваши познания скудны и неудовлетворительны». Учитывая ту роль, которую играет качество продукции в жизни общества человек всегда стремился к тому, чтобы его познания о качестве не были «скудны и неудовлетворительны», т.е. всегда старался измерить качество количественно. Необходимость количественного измерения уровня качества продукции возникает при решении многих практических задач стандартизации, обеспечения и управления качеством продукции. Это обуславливает настоятельную необходимость широкого развития объективных, научно обоснованных методов измерения и оценки качества продукции. Поэтому среди направлений науки о качестве одно из ведущих мест принадлежит области научной и практической деятельности, связанной с разработкой теоретических основ и методов количественного измерения и оценки качества продукции. С целью объединения усилий широкого круга ученых и специалистов на данном направлении возникла необходимость введения специального термина для обозначения этой новой области. В 1968 г. группой советских ученых, работающих в различных областях естественных наук и отраслях промышленности, (Азгальдов Г.Г., Гличев А.В., Крапиневский З.Н., Кураченко Ю.П., Панов В.П. и др.) был предложен для зтих целей новый термин «Квалиметрия» (журнал «Стандарты и качество» 1968 г., №1, статья «Квалиметрия — наука об измерении качества продукции»). Термин «квалиметрия» многократно обсуждался и уточнялся на различных научных конференциях, семинарах и совещаниях. Широкая дискуссия о квалиметрии была проведена на страницах отечественных и зарубежных научных журналов. Термин «Квалиметрия» стал широко использоваться как у нас в стране, так и за рубежом. В настоящее время он является общепринятым не только в научно-технической, но и в публицистической литературе. Несколько замечаний и уточнений к определению этого термина. Во-первых, квалиметрия лишь составляющая, возможно, самая главная, науки о качестве. Это не умаляет ее значимости и важности, состоящих перед ней задач, а так же необходимости развития ее методов. Напротив, использование в квалиметрии количественных методов, применяемых в других областях, создает благоприятные условия для их развития и помогает использовать накопленный опыт их применения и соответствующий математический аппарат. Во-вторых, применения понятия «измерения качества» является до некоторой степени условным, так как отличается от общепринятого, например, в метрологии. Правильнее говорить не об измерении качества, а об измерении показателей качества и количественной оценке качества продукции. Измерение представляет собой процесс нахождения числового значения показателя в соответствующих единицах измерения. Т.к. качество продукции может включать разнообразные показатели, то и измерения их будут в разных единицах. Оценка же какого-либо показателя предполагает сравнение его абсолютного значения с соответствующей величиной, принятой за эталон. Поэтому оценка всегда является величиной относительной и безразмерной. Это и позволяет объединять результаты измерения показателей качества в одну количественную оценку качества. При этом под «количественной оценкой» качества понимают процесс, включающий последовательное выполнение следующих операций: - формулирование цели и задач исследования, т.е. определение тех вопросов, на которые нужно получить ответ в результате проводимой оценки качества; - выбор необходимых показателей качества в зависимости от цели и задач исследования; - измерения и расчет выбранных показателей качества; - анализ полученных результатов с учетом цели и задач проводимой оценки качества; - уточнение (если потребуется) содержания указанных выше операций для получения более обстоятельных ответов на вопросы проводимой оценки качества; - обоснование рекомендаций и передача их для принятия решений соответствующих цели и задачам исследования. В разработке методов количественного измерения качества значительную роль сыграли советские ученые: Гличев А.В., Азгальдов Г.Г., Крапивенский З.Н., Шор Я.Б., Погожев И.Б., Дербишер А.В.,Панов В.П. и другие. Применительно к текстильным материалам разработка методов квалиметрии получило широкое распространение в работах учеников школы проф. Соловьева А.Н., публикациях Варковецкого М.М., Гусева Б.Н. и др. Из зарубежных ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику проблемы измерения и оценки качества продукции,можно выделить: Шухарта, Деминга В.Е., Исикава К., Джурана Д.М.. Кросби Ф. и др. Усилиями этих ученых сформулированы и развиваются основные понятия, термины и определения, квалиметрия, ее принципы, задачи, методы и проблемы современной квалиметрии. Основные понятия, термины и определения. Термины и определения квалиметрии даются в различной технической литературе, учебниках, международных стандартах, например, МС ИСО серии 9000 (МС ИСО 9000:2008). С учетом этих источников и документов разработан ГОСТ 15467«Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения», которые являются обязательными для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. Ниже приводятся некоторые из этих терминов — основные в квалиметрии. Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определению потребности в соответствии с ее назначением. Свойства продукции — объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Показатель качества — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Показатели качества могут быть: - единичный, характеризующий одно из свойств продукции, - комплексные, характеризующий несколько свойств, - определяющий, по которому принимают решение оценивать качества продукции, - интегральный, - это показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на нее создание и эксплуатацию или потребление, - позитивный показатель, при увеличении которого качество продукции улучшается, - негативный показатель, увеличение которого приводит к снижению качества продукции. Различают следующие значения показателей качества продукции. Базовое — принятое за основу при сравнительной оценке качества различных вариантов одноименной продукции ( П ). Относительное— отношение значения показателей качества оцениваемой продукции к базовому значению этого показателя. Для позитивных показателей П = П(+)/П, а для негативных — П = П /П (-). Регламентированное— значение показателя качества продукции, установленная нормативно-технической документацией. Номинальное — регламентированное значение показателя качества продукции, от которого отсчитывается допускаемое отклонение. ( П ) Предельное— наибольшее или наименьшее регламентированное значение показателя качества продукции. ( П ) Оптимальное — это такое значение показателя качества продукции, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации или потребления продукции при заданных затратах на ее создание и эксплуатацию или потребления, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение эффекта к затратам.(П ). Предпочтительным является такое оптимальное значение показателей качества продукции, при котором имеется наибольший разрыв между эффективностью от эксплуатации (потребления) продукции и затратами на достижение ее показателей качества. Это понятие удобно проиллюстрировать графиком, (рис.1) где по оси абсцисс откладывают позитивные показатели качества, а по оси ординат— эффективность от эксплуатации данной продукции и затраты на ее создание и эксплуатацию. Из этого графика можно сделать ряд интересных выводов. 1.при повышении показателей качества эффективность от эксплуатации растет не беспредельно, а стремится к какому-то заданному уровню. 2.В зоне низких показателей качества однозначное приращение последних дает большее увеличение эффективности от эксплуатации, чем точно такое же приращение в зоне высоких показателей качества. 3.Повышение качества продукции обязательно связано с дополнительными затратами. 4. Чем выше качество продукции, тем больше требуются затраты на его дальнейшее улучшение. 5. Повышение стоимости продукции — это естественный процесс при условии улучшения ее качества. Если стоимость продукции длительное время остается неизменной, то это неизбежно приводит к снижению ее качества. 6. Существует зона оптимальных показателей качества, в которой всегда следует двигаться в сторону повышения качества продукции. Кроме показателей качества используют признак продукции— качественная или количественная характеристика любых свойств или состояний продукции, и параметр продукции — признак продукции, количественно характеризующий любые ее свойства или состояния. Различают теоретическую и прикладную квалиметрии. Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Ее содержанием являются общие методологические проблемы количественной оценки качества, а также развитие математических методов, направленных на преодоление общих трудностей методик и математических моделей, используемых при количественной оценке конкретных объектов разного вида и назначения. Прикладная квалиметрия в основном решает практические задачи количественной оценки качества конкретных объектов. Эти задачи могут быть очень разнообразны и зависят от цели исследования и особенностей оцениваемой продукции. Вместе с тем независимо от объектов исследования выделяют общие задачи прикладной квалиметрии. К числу таких задач относятся следующие. Обоснование выбора показателей качества, отражающих цель проводимой оценки, особенности рассматриваемого объекта и перечень необходимых решений, которые будут приняты на основании оценки качества. Разработка методик определения численных значений показателей качества, выбор исходных данных и определение требований к точности последних, Разработка методик определения оптимальных значений показателей качества. Постановка и решение задач оптимизации параметрических рядов для обоснования выбора оптимальных требований стандартов и технических условий. Разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в задачах стандартизации и управления качеством. Проведение работ по теоретической и прикладной квалиметрии базируется на определённых основополагающих принципах. Принципы и методы квалиметрии Принцип цели и условий. Он определяет, что оценка качества любого объекта зависит от цели и условий, для которых делается эта оценка. Этот принцип следует из основного термина квалиметрии «качество продукции» — где совокупность свойств, их измерение и оценка, могут изменяться в зависимости от назначения продукции, а также целей и условий для которых делается оценка качества. Это легко проследить на примере тканей различного назначения, когда оценка их качества делается для различных целей и условий. Например, на художественно-механических советах, в условиях опытной носки, при сравнительной оценке качества нескольких вариантов тканей, контроль и качество по стандартам, оценке качества для установления цены и тому подобное. Из этого принципа следует, что один и тот же объект может иметь несколько разных оценок качества, произведенных для различных целей и разных условий. Эго значит, что оценка качества не может быть абсолютной, она всегда относительная. Принципы иерархии. Иерархия – расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Это принцип означает, что качество следует рассматривать как некоторую иерархическую совокупность свойств, расположенных на различных уровнях. Если принять, что качество можно расположить на самом низком нулевом уровне, то составляющие его свойства будут располагаться на более высоком - первом уровне. В свою очередь каждое из этих свойств может рассматриваться составляющим из некоторого количества свойств и показателей, расположенных на следующем, более высоком втором уровне. Последние так же могут быть разложены на составляющие на следующем-третьем уровне и так далее. Образуется иерархия свойств качества, число уровней которых может неограниченно возрастать по мере углубления значений знаний об объекте исследования. Иногда такое построение называют «деревом качества». Считают, что любое свойство любого уровня может быть оценено и выражено числовым коэффициентом Кim, где m-номер уровня иерархии, где находится свойство, i — номер конкретного свойства, из всего количества свойств, составляющих качество на каждом уровне. Тогда оценка каждого свойства на любом уровне рассмотрения зависит от совокупности оценок связанных с ним свойств следующего по высоте уровня: К im=f(Ki m+1 "). |