Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы. Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ Квалиметрия Курс лекций для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080111 Маркетинг со специализацией Маркетинг промышленной продукции г. Екатеринбург 2006 УДК Составитель к.э.н., доцент В.А. Шапошников Менеджмент Конспект лекций. Учебно-методическое пособие / В.А. Шапошников. – Екатеринбург: ООО « Издательство УГТУ–УПИ», 2006. 87 с. Предлагаемое учебно-методическое пособие соответствует учебно-методическому плану дисциплины «Квалиметрия», в нем охвачен, по возможности полно, весь курс «Квалиметрия», даны новые подходы к проблематике управления. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080111 Маркетинг со специализацией Маркетинг промышленной продукции. Библиогр.: 93 назв. Подготовлено кафедрой «Экономики и управления качеством продукции». © ООО « Издательство УГТУ-УПИ», 2006 Содержание Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы……………………………..4 1. История возникновения квалиметрии…………………………………..4 2. Методология, принципы и задачи квалиметрии……………………….8 Тема 2. Квалиметрические шкалы и методы измерений……………..11 1. Классификация квалиметрических шкал……………………………...11 2. Характеристики качества и квалиметрические шкалы……………...18 3. Основные методы измерений…………………………………………..21 Тема 3. Технология определения качества технической продукции..26 1. Принципы и процедуры оценки качества……………………………..26 2. Классификация показателей качества…………………………………28 Тема 4. Методы оценки качества технической продукции………….31 1. Способы получения приведенных значений показателей свойств….31 2. Оценка качества продукции по ее важнейшему показателю…………34 3. Оценка качества по обобщенному показателю группы свойств……..35 4. Дифференциальный метод……………………………………………...36 5. Комплексная оценка качества…………………………………………..42 6. Смешанный метод оценки………………………………………………51 7. Интегральной метод оценки уровня качества…………………………53 8. Оценка качества продукции по ее экономической эффективности….56 9. Метод экспертной оценки показателей качества и свойств продукции..58 10. Метод оценки уровня качества разнородной продукции……………76 Литература……………………………………………………………..81 ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………...81 Тема 1. Квалиметрия: сущность и методы. 1. История возникновения квалиметрии. Термин «квалиметрия» происходит от корней двух слов: «квали» – качество и «метрия» – измерение и количественная оценка чего-либо. Известно, что качество – это наиболее общая научная категория, смысл которой выражает определенность сущности или сущностную определенность любого объекта. Качество характеризуется совокупной оценкой всех его свойств, признаков и отношений с другими объектами. Квалиметрия –это самостоятельная наука, входящая в состав качествоведения – комплексной науки о качестве (рис. 1).  Рис. 1. Структура качествоведения Квалиметрия – научная область и учебная дисциплина о методах количественного оценивания качеств различных объектов. Численные оценки качеств и отдельных свойств объектов используются при обосновании и принятии управленческих решений для последующего обеспечения и улучшения сущности предметов, явлений и иных процессов, а также для управления видами деятельности, связанными с менеджментом качества. Объектом квалиметрииможет быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Предметом квалиметрииявляется оценка качества в количественном его выражении. Структураквалиметрии состоит из трех частей: 1 – общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств; 2 – специальные квалиметрии больших группировок (классов) объектов, например, квалиметрии продукции, процессов (в широком смысле), услуг, социального обеспечения, среды обитания и т.д. вплоть до качества жизни людей; 3 – предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов или услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции (определение технического уровня машин), квалиметрия строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, квалиметрия электричества, квалиметрия продовольственных товаров, квалиметрия производственных процессов, квалиметрия труда, квалиметрия образования и т.д. и т.п. Измерение и оценка качества всегда были одним из важнейших направлений в сфере производственной деятельности. Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к XV веку до н. э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей, — способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойств продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце XIX – начале XX в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов. Впервые в России обосновал и применил аналитический метод оценки качества продукции известный кораблестроитель, академик А.М. Крылов. Он с помощью соответствующих коэффициентов, учитывающих степень выраженности каждого свойства корабля и неравнозначности их, оценивал качество предлагаемых проектов строительства кораблей. Сведение этих коэффициентов в единую систему (карту) позволяло количественно оценить качество рассматриваемых проектов. В 20—30 годах ХХ-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции. Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов XX века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научно обоснованного управления качеством производимой продукции. В годы «холодной войны» двух социальных систем (капитализма и социализма) особенно обострилась не только военно-политическая, но и конкурентная экономическая борьба различных стран и фирм, победа в которой зависела в значительной мере от качества производимой (конкурентоспособной) продукции. В первой половине прошлого века в экономически развитых странах Запада появились различные эмпирические и в основном статистические и экспертные способы численной оценки качества различной продукции. Аналогичные способы и приемы оценок качеств использовались и в СССР. Однако для решения многих практических проблем нужны были единые методики, позволяющие более достоверно и точно определять уровни качеств и на этой основе принимать адекватные управленческие, инженерно-технологические и иные решения в отношении качества продукции. Кроме того, решения различных специальных проблем техники, например надежности, технологичности, безопасности, эргономичности, экологичности, эстетичности и др., подводили ученых к осознанию необходимости проведения объединенных, комплексных оценок качества по всем важнейшим параметрам свойств технических систем: машин, оборудований, приборов и т.д. С другой стороны, требовались методики количественных оценок качества различных (однородных и неоднородных) объектов. Все это привело к тому, что тогда группа советских ученых в составе военного инженера-строителя Г.Г. Азгальдова, инженеров-машиностроителей З.Н. Крапивенского, Ю.П. Кураченко и Д.М. Шпекторова, экономистов в области авиастроения А.В. Гличева и В.П. Панова, а также архитектора М.В. Федорова, убедившись в методической общности существующих разнообразных способов количественных оценок качеств разных объектов, решила осуществить теоретическое обобщение этих способов путем разработки самостоятельной научной дисциплины под названием «квалиметрия». Это по существу историческое для науки решение было принято в ноябре 1967 г. на неофициальной встрече поименованной группы энтузиастов в московском ресторане «Будапешт». Уже в январском номере следующего 1968 г. журнала «Стандарты и качество» была опубликована статья с изложением коллективной позиции «группы», где квалиметрия была представлена как самостоятельная наука, в рамках которой изучается проблематика измерений качеств и разрабатываются методология и методы количественнойоценки качества объектов любойприроды: материальных и нематериальных (социальных, идеальных, духовных, эмоциональных и т.п.); одушевленных и неодушевленных; предметов и процессов; продуктов труда и продуктов природы и т.д. В 1971 г. в нашей стране издана первая «Методика оценки уровня качества промышленной продукции». В том же году на 15-й Международной конференции европейской организации по контролю качества (ЕОКК) одна из пяти секций была посвящена вопросам квалиметрии. С основными докладами выступали российские авторы. В 1972 г. была проведена в Таллинне первая всесоюзная научная конференция по квалиметрии. 1979 г. — Госстандарт СССР издает Руководящий документ РД 50-149-79 под названием «Методические указания по оценке технического уровня и качества промышленной продукции». Начиная с 1979 г. термин «квалиметрия» является стандартизованным в ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». ЕОКК на своих международных конференциях с 1971 г. регулярно обсуждает вопросы квалиметрии. Большой вклад в теорию квалиметрии и практику ее использования внесли: Ю.П. Адлер, Г.Г. Азгальдов, В.Г. Велик, Г.Н. Бобровников, А.В. Гличев, В.В. Кочетов, Г.Н. Солод,. А.И. Субетто, А.Г. Суслов, М.В. Федоров, В.К. Федюкин, И.Ф. Шишкин и многие другие ученые и специалисты. 2. Методология, принципы и задачи квалиметрии. Так как качество объекта проявляется в первую очередь через его свойства, т.е. через объективные особенности объекта, то считается, что для оценки качества необходимо: Во-первых, определить перечень (номенклатуру) тех свойств, совокупность которых в достаточно полной мере характеризует качество. Во-вторых, измерить свойства, т.е. определить их численные значения. В-третьих, аналитически сопоставить полученные данные с подобными характеристиками другого объекта, принимаемого за образец или эталон качества. Полученный результат будет с достаточной степенью достоверности характеризовать качество исследуемого объекта. На этапе метрологического измерения свойств (скорости, веса, силы и т.д.) получают объективные сведения о них. Однако уже следующий квалиметрический этап в исследовании качества объекта носит во многом субъективный характер. Субъективность заключается в самом выборе эталона качества или «базового образца», с данными о котором сопоставляются сведения о свойствах исследуемого объекта. При оценивании качества иногда рекомендуют использовать образ «идеального», необходимого полезного качества, которому редко когда соответствует выбранный эталон. Даже идеальный эталон качества не может всех удовлетворить, так как интересы, потребности, взгляды на ценности объектов у всех людей разные Итак, оценка качества (Qоц) есть результат взаимодействия четырех компонентов, а именно: Qоц = < О, С, Б, Ал >, где О – оцениваемый объект; С – оценивающий объект; Б – база оценки (эталон качества); Ал – алгоритм (логика и приемы) оценивания. У квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы. 1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают общественные интересы, т.е. интересы потребителей и производителей. 2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя. Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств. 3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом. 4. Показатель любого уровня обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня. Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Более высокий иерархический уровень составляют обобщенные показатели качества. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель. 5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения. 6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости). 7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале). 8. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей. 9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства. 10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением. |