ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Пример. Сортировка одномерного массива Математические выражения В математических выражениях используются операции присваивания :=, сложения +, вычитания -, умножения *, деления /, целочисленного деления div, остатка от деления mod. При использовании этих операций важен приоритет их выполнения, так как в программировании на языке Delphi, как и в обычной математике, выражения выполняются не в порядке следования, а с учётом приоритета. У операций умножения и деления более высокий приоритет, чем у операций сложения и вычитания. То есть, результат выражения X:=1+2*3-4/5; будет равен не 1, как в случае последовательного выполнения, а 6.2 . Если же мы хотим получить именно последовательное выполнение, то необходимо применять скобки (), обособляющие те операции, которые необходимо выполнить первыми. Скобки могут быть вложены друг в друга неограниченное число раз: X:=((1+2)*3-4)/5; Вот теперь X будет равен 1. Помимо четырёх математических действий в Delphi доступно множество математических функций, таких, например, как тигонометрические, логарифмические, и т.д. Они становятся доступны в программе после добавления в секцию Interface uses модуля Math. Их описание также можно найти в модуле Math.pas (можно найти воспользовавшись поиском Windows). Многие из них можно реализовать и самому, но встроенные функции наверняка будут работать быстрее и лучше, т.к. написаны на языке ассемблера. Логические выражения Логические выражения выполняются над операндами логического типа, то есть имеющими тип Boolean Delphi. Они применяются в основном в условных операторах. Операторы Delphi Для создания приложений, реализующих сложную алгоритмическую логику, нужны средства управления ходом работы программы: изменения порядка выполнения операторов в зависимости от различных условий, и эффективной организации работы часто повторяющихся фрагментов. Математически доказано, что любой алгоритм можно закодировать с помощью - оператора присваивания
- условного оператора
- оператора цикла
С оператором присваивания ":=" мы уже знакомились в уроке Delphi 2. Он работает следующим образом. Переменная, стоящая в левой части оператора, становится равной той величине, которая находится справа. Типы этих величин должны совпадать. В выражении, стоящем справа, также может использоваться переменная, стоящая слева. С математической точки зрения это неправильно, но в программировании это означает, что из ячейки памяти берётся исходное значение, производятся вычисления, и результат записывается в эту же ячейку памяти, затирая прежнее значение. Пример: var A, B : Integer; begin A:=3; B:=4; A:=A*A+B*B; end; В начале фрагмента переменная A равна 3, а в конце -25. Условный оператор позволяет изменить порядок выполнения операторов в зависимости от выполнения некоторого условия. Вот как он записывается: if условие then действие else альтернатива ; Слова if (если), then (тогда), else (иначе) - зарезервированные. Действие и else альтернатива - это любые операторы Delphi, или несколько операторов, заключённых в логические скобки begin/end, или вызов подпрограммы. Если условие истинно, то выполняется действие, если ложно, то выполняется альтернатива. Условие представляет собой логическое выражение. В нём сравниваются значения выражений (в том числе также и логических), вызов функций, возвращающих значения типа Boolean, и комбинирование этих значений с помощью логических операций: Знак операции | Название операции | Логические операции могут комбинироваться с помощью связок: and (логическое И) or (логическое ИЛИ) xor (исключающее ИЛИ) Для некоторых типов данных есть дополнительные операции. Например, для множеств - оператор in, которая проверяет, входит ли некоторое значение в множество. Например: X := [2, 4, 5, 7, 8, 10] ; Выражение 2 in X истинно (имеет значение true); Выражение 6 in X ложно (имеет значение false); | = | Равно | <> | Не равно | > | Больше | < | Меньше | >= | Больше или равно | <= | Меньше или равно | not | Логическое Не - отрицание | Результат выполнения операции логического И равен true, если оба операнда равны true. Результат выполнения операции логического ИЛИ равен true, если хотя бы один из операндов равен true. Результат выполнения операции исключающего ИЛИ равен true, если операнды не равны друг другу. Операторы цикла позволяют организовать многократное повторение одной и той же последовательности действий. В Delphi имеются три оператора, позволяющих это сделать: - "простой" оператор цикла
- условный оператор цикла
- условный оператор повторения
Простой оператор цикла применяется, когда известно количество повторений цикла. Он записывается так: for счётчик := выражение-1 to выражение-2 do действие ; Счётчик - это переменная, которая должна быть объявлена перед логическим блоком, в котором оператор цикла расположен, и её тип должен относиться к одному из перечислимых типов, обычно Integer. Выражение-1 и выражение-2 могут быть как константой или идентификатором, так и вызовом функции. Действие - один или несколько операторов Delphi. Если это группа операторов, то они должны быть заключены в логические скобки begin/end. В начале работы оператора переменная-счётчик получает значение выражения-1. Если при этом значение счётчика окажется меньше или равно значению выражения-2, то выполняются операторы, входящие в действие. Это и есть один цикл. Затем переменная-счётчик принимает значение, следующее за текущим, и начинается новый цикл, то есть сравнение счётчика и выражения-2, выполнение действия, и так далее, до тех пор, пока значение переменной-счётчика не превысит значение выражения-2. Возможна работа оператора цикла, при котором переменная-счётчик будет не увеличиваться, а уменьшаться. В этом случае ключевое слово to заменяется на downto: for счётчик := выражение-1 downto выражение-2 do действие ; Соответственно, выражение-1 должно быть больше или равно выражению-2. Условный оператор цикла удобно использовать в том случае, когда количество повторений заранее не известно: while условие do тело цикла ; Этот цикл будет выполняться до тех пор, пока истинно условие (логическое выражение, возвращающее значение типа Boolean). При этом если это выражение сразу равно false, тело цикла не будет выполнено ни разу. Нужно очень внимательно следить за написанием условия и контролем завершения цикла, так как в результате ошибки цикл while будет повторяться бесконечное количество раз, что приведёт к "зацикливанию" и "зависанию" программы. Условный оператор повторения сначала выполняет тело цикла, а затем уже проверяет выполнение условия: repeat тело цикла until условие ; Таким образом, этот вариант цикла гарантирует, что тело цикла будет выполнен по крайней мере один раз. И будет выполняться до тех пор, пока условие не станет истинным (т.е. true). Стоит отметить, что это единственный оператор Delphi, в котором тело цикла не требуется заключать в логические скобки begin/end. Начало и конец тела цикла определяются по ключевым словам repeat и until. Вместе с операторами цикла используются специальные команды: - команда прерывания цикла
- команда продолжения цикла
Команда прерывания цикла применяется, если в процессе выполнения операторов тела цикла выясняется необходимость его завершения. Вот эта команда: Break ; При её выполнении управление передаётся на первый оператор, следующий за оператором цикла. Команда продолжения цикла позволяет немедленно продолжить выполнение цикла, пропустив все оставшиеся операторы в теле цикла, то есть начать следующую итерацию. Вот эта команда: Continue ; Справедливости ради стоит рассказать об ещё одном операторе, позволяющем изменить последовательность выполнения программы. Это оператор перехода: goto метка ; В качестве метки может использоваться любой допустимый идентификатор или число в диапазоне от 0 до 9999. Метку предварительно необходимо объявить в разделе описания переменных, но с помощью не ключевого слова var, а ключевого слова label: label меткa ; или label список меток ; Переходить можно как вниз, так и вверх по программе. Двоеточие отделяет метку от оператора, на который производится переход. Пример использования оператора перехода: var X, Y: Integer; label A, B; begin A: X:=5 ; . . . операторы программы goto B; . . . B: Y:=25; goto A; end; Из этого примера видно, что оператор end ; завершающий программу, никогда не будет выполнен, то есть программа зациклится. Именно поэтому, вообще, использование оператора перехода является плохим стилем программирования, и без его использования вполне можно обойтись использованием условных операторов и операторов цикла. Единственный случай, когда использование оператора goto может быть оправдано - это выход из нескольких вложенных циклов, что иначе требует применения нескольких операторов Break. Пример. Сортировка одномерного массива Рассматриваются процедуры программы, приводятся подробные комментарии. Также можно скачать проект в виде архива. Цикл while и операторы goto использованы только для демонстрации работы с ними. Здесь - более правильный вариант с применением цикла repeat и оператора break. Параллельно замечу, что сортировка массива "методом пузырька" - неэффективный метод. Количество итераций (проходов цикла) растёт гораздо быстрее роста количества элементов, пропорционально n2. Сортировка 50 000 элементов выполняется на моём компьютере секунд за пять. Но сортировка 100 000 - не за 10 секунд, а около 35 секунд! Можете поэкспериментировать, для этого достаточно во 2 варианте установить в описании массива нужное количество элементов. Урок 7 Работа с файлами Работа с файлами важная вещь в любом языке программирования. Работа с файлами в Delphi позволяет считывать, сохранять информацию, и выполнять другие действия с файлами. В Delphi поддерживаются все операции с файлами - создание, поиск, чтение и запись, переименование как файлов, так и к директорий. В Delphi существует несколько способов работы с файлами. Для "лирического" вступления нужно упомянуть компоненты Delphi, которые умеют работать с файлами. Они читают и сохраняют своё содержимое, строки типа String, в файл текстового формата. Это компоненты ListBox, ComboBox и Memo, расположенные на первой же вкладке палитры компонентов. Каждая строка компонентов ListBox и ComboBox является объектом Items[i], а Memo - Lines[i], где i - номер строки, который отсчитывается от нуля. Добавление строк в компоненты выполняется методами Add и Insert:  begin Memo1.Lines.Add('Первая строка'); ComboBox1.Items.Add('Первая строка'); ComboBox1.Items.Add('Вторая строка'); ListBox1.Items.Add('Первая строка'); ListBox1.Items.Add('Вторая строка'); end ; Метод Add добавляет новую строку в конец. Метод Insert имеет дополнительный параметр, указывающий, после какой строки разместить новую строку. Доступ к строкам осуществляется так: ComboBox1.Items[0] := 'Первая строка изменилась' ; ListBox1.Items[1] := 'Вторая строка изменилась' ; У компонента ComboBox дополнительно есть свойство Text, где (как и у компонента Edit) находится вводимый текст: ComboBox1.Text := 'Вводимый текст '; На выделенную в данный момент строку компонента ComboBox указывает свойство ItemIndex типа Integer, то есть это номер выделенной строки. Следовательно, получить саму выделенную строку компонента ComboBox можно следующей конструкцией: S:=ComboBox1.Items[ComboBox1.ItemIndex]; или, пользуясь оператором присоединения With ComboBox1 do S:=Items[ItemIndex]; Вот как по нажатию клавиши Enter можно заносить в этот компонент вводимую в строку информацию и удалять нажатием Escape: Выделите на Форме ComboBox и перейдите в Инспектор объектов, на вкладку Events. Щёлкните дважды по обработчику OnKeyPress. Система Delphi создаст заготовку обработчика. Напишите: begin if Key=#13 then ComboBox1.Items.Add(ComboBox1.Text); if Key=#27 then ComboBox1.Items.Delete(ComboBox1.Items.Count-1); end ; Key - определённая в этом обработчике переменная, содержащая код нажатой клавиши, #13 и #27 - коды клавиш Enter и Escape соответственно. Items.Count - количество содержащихся в компоненте строк. Так как отсчёт строк идёт от нуля, мы отнимаем единицу. После очередного удаления количество строк меняется, таким образом, Items.Count-1 всегда указывает на последнюю строку. Последовательно нажимая Escape, мы можем удалить все строки. Командой ComboBox1.Items.Delete(0); можно добиться того же эффекта, только удаляться будут первые строки. Впрочем, чтобы стереть всё сразу, есть метод Clear! Ну а теперь собственно о сохранении содержимого в файл. Для этого выполните команду ListBox1.Items.SaveToFile('Имя_файла.txt') ; Впрочем, расширение можно поставить любое по желанию, не обязательно .txt, как и вообще без него обойтись. Но расширение .txt позволит легко открыть файл стандартным виндовским Блокнотом, что бывает очень удобно на этапе написания программы! Для загрузки служит метод LoadFromFile: ListBox1.Items.LoadFromFile('Имя_файла.txt') ; Что делать, если в своей программе мы не работаем с компонентами Combobox, ListBox или Memo, а сохранять информацию нужно? Берём один из компонентов и делаем его невидимым, для этого в Инспекторе Объектов ставим в свойство Visible значение False. Функциональность его от этого не изменится! Последний штрих - создадим программу, сохраняющую своё положение на экране в момент закрытия и там же открывающуюся. Нам нужно сохранить два параметра - значения свойств Формы Left и Top, это расстояние от левого и верхнего краёв экрана соответственно. Значения эти выражаются в пикселах и имеют тип Integer. Необходимо перевести эти числа в строку (тип String) с помощью оператора IntToStr. Итак, разместите на Форме невидимый ListBox, щёлкните по пустому месту Формы, чтобы её свйства появились в Инспекторе объектов, и перейдите на вкладку Events. Щёлкните по обработчику OnClose и в созданной заготовке напишите: begin ListBox1.Items.Clear; ListBox1.Items.Add(IntToStr(Form1.Left)); ListBox1.Items.Add(IntToStr(Form1.Top)); ListBox1.Items.SaveToFile('MyFormPos.txt'); end ; Этот обработчик сохраняет положение Формы на экране. Теперь напишем обработчик, помещающий Форму на прежнее место при старте программы. Создайте заготовку обработчика события OnCreate. Это событие происходит в момент "создания" Формы операционной системой. В этот момент и нужно присваивать ей необходимые свойства. Пишите: begin if FileExists('MyFormPos.txt') then begin ListBox1.Items.LoadFromFile('MyFormPos.txt'); Form1.Left:=StrToInt(ListBox1.Items[0]); Form1.Top:=StrToInt(ListBox1.Items[1]); end ; end ; В первой строке происходит проверка на существование файла, ведь если его не будет, произойдёт ошибка. Впрочем, программа после выдачи предупреждения откроется в том месте, где была на этапе проектирования, а при закрытии нужный файл будет воссоздан! Затем в логических скобках begin / end содержится сам код, который будет выполнен только приналичии файла MyFormPos.txt в папке с программой, так как используется относительный путь. Можно указать конкретное местоположение, например, C:\Program Files\MyProg\MyFormPos.txt. Проверку на существовование файла можно выполнить также с помощью контроля исключительных ситуаций. Если файл не существует, то произойдёт исключительная ситуация. Перехватив её с помощью специального оператора, мы сможем избежать ошибок в программе. Урок 8 Работа с дополнительными формами Редкая программа обходится одной формой. Мы можем с лёгкостью создавать дополнительные формы Delphi, предоставляющие возможность, например, вести диалог с пользователем, принимать и выводить любую необходимую информацию. В этом уроке научимся создавать несколько форм Delphi дополнительно к основной. Ввести новую форму в программу проще всего нажатием на кнопочку на главном окне Delphi. Также есть и соответствующая команда меню File -» New -» Form  Форма создаётся вместе с новым модулем, описывающим её работу. Сразу же покажем, как удалить Форму из программы. Для этого также есть кнопочка, и команда меню Project -» Remove from project.... Так как Форма создаётся вместе с её модулем, то в появившемся окошке нужно выбрать модуль, который и будет удалён из проекта вместе с Формой: Сразу возникает вопрос, а что будет, если попытаться удалить и модуль Unit1, что останется?. Выполните команду Project -» View Sourse. В редакторе кода появится новая вкладка, на которой будет отображён код Главного Окна программы (не Главной Формы, а именно Окна. В Windows ведь все объекты рассматриваются как окна.) Главное окно невидимо, но управляет всем проектом, и может работать вообще без Форм. Туда можно вставлять свой код, и писать нехилые программы, как в классическом Паскале. Все новые формы автоматически заносятся в разряд автосоздаваемых, то есть в начале работы программы они будут автоматически создаваться сразу, одновременно с первой, главной Формой проекта. Нам не придётся этим заниматься в программе, но одновременное создание многих форм занимает ресурсы и время программы. Поэтому предлагаю сразу научиться создавать нужные формы только в нужный момент. Во-первых, нужно отменить автосоздание форм. Выполните команду меню Project -» Options... В появившемся окошке отображаются Main form (главная Форма), Auto-create (автосоздаваемые) и Available (доступные) формы проекта. Нам нужно перевести Форму из разряда автосоздаваемых в разряд доступных Форм. Делается это нажатием кнопки " > " (обратная операция - нажатием кнопки " < "): Таким образом, главная Форма Form1 создаётся сама, а дополнительную форму Form2 мы создадим в программе при необходимости. Если этого ничего мы не предприняли (что вполне допустимо при малом количестве дополнительных форм), то для появления новой Формы на экране достаточно написать: Form2.Show; // в случае обычной Формы Form2.ShowModal; // в случае модальной Формы Если же мы перевели дополнительные Формы в разряд доступных, то перед каждым вызовом такой Формы необходимо делать проверку на существование Формы (оператором Assigned) таким образом: if (not Assigned(Form2)) then // проверка существования Формы (если нет, то Form2:=TForm2.Create(Self); // создание Формы) Form2.Show; // (или Form2.ShowModal) показ Формы Теперь разберёмся в разнице между обычными и модальными Формами. Обычные Формы позволяют свободно переходить между всеми Формами, находящимися в данный момент на экране. Модальная Форма в момент вызова блокирует переход между Формами проекта до тех пор, пока не будет закрыта, и работа возможна только в ней. При попытке компилирования программы, содержащей вызов второй формы, Delphi выдаст такой запрос:  означающий: |