Обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций (федеральный закон «О бухгалтерском учете»). Федеральный закон ФЗ-83. Президентом Российской Федерации 8 мая 2010г. подписан Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленный на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг. Данный закон направлен на развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохранении высокой степени государственного и повышении общественного контроля за эффективностью расходования средств. Основными причинами проведения реформы государственных и муниципальных учреждений стали низкое качество значительной части их услуг, предоставляемых гражданам, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых учреждениям для их оказания. Чтобы решить эти проблемы, потребовалось принятие ФЗ-83. Именно он заложил правовые основы для проведения реформы. Основные цели Законопроекта обусловлены необходимостью решения следующих задач: - создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг; - внедрение элементов рыночности в деятельность государственных (муниципальных) учреждений; - переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их «освоения» на максимальный учет интересов потребителей услуг; - ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях; - активизация развития материальной базы государственных (муниципальных) учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования; - привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров; - создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений; - обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений. Основой нового закона является выделение трех типов учреждений. В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ типами государственных, муниципальных учреждений признаются: автономные, бюджетные, казенные (Статья 120 ГК РФ). Государственное или муниципальное учреждение может быть создано путем изменения типа соответственно государственного или муниципального учреждения в порядке, предусмотренном статьей 171 ФЗ «О некоммерческих организациях». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Основное: все три формы - это государственные учреждения и форма собственности - государственная (федеральная, региональная) или муниципальная. Формы различаются по степени независимости от государства и степени финансово-хозяйственной самостоятельности. Казенные учреждения - учреждения самые зависимые от учредителя. (Учредитель – это физическое или юридическое лицо, которое принимает участие в создании (учреждений) субъекта хозяйственной деятельности (предприятия) или единолично (100% доля владения). Имеет право участвовать в управлении делами учреждения, предприятия права принятия решений по распоряжению прибыли этого предприятия) Казенное учреждение имеет следующие характерные признаки: – финансовое обеспечение – на основе бюджетной сметы; – действует от имени публично-правового образования; – право осуществлять приносящую доход деятельность определяется уставом казенного учреждения, но все полученные доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет – лицевые счета по-прежнему открываются только в органах Федерального казначейства (финансовых органах); – закупки товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее – Закон N 94-ФЗ); – бухгалтерский учет – по бюджетному плану счетов. Некоммерческие организации. Финансирование по смете, счета в казначействе. Внебюджетная деятельность – в доход бюджета, у учреждения самостоятельность практически нулевая. В тоже время сохраняется субсидиарная ответственность учредителя. (Субсидиарная ответственность – это вид дополнительной финансовой ответственности за все непогашенные долги организации перед кредиторами и уполномоченными органами.) Бюджетные учреждения (новые) – некоммерческие организации. Перерегистрация не требуется. Учреждения остаются в казначействе. Их бюджет формируется по смете. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует. Бюджет формируется на основе госзаданий. (Госзадание – это документ устанавливающий требования к составу, качеству и объему (содержанию) деятельности учреждения) Для данного типа мало что изменяется по сравнению с существующим положением (за исключением исчезновения субсидиарной ответственности). На эту форму распространяется действие 94- ФЗ, то есть все закупки производятся по процедуре конкурсов. Банкротство невозможно. Следовательно, при неплатежеспособности бюджетных учреждений учредитель не отвечает по его долгам. В то же время, долги с таких учреждений взыскать можно. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений реализуется на лицевые счета учреждения (на какие, выбирается самим учреждением), а при отсутствии достаточных средств на лицевых счетах в течение трех месяцев, на имущество в соответствии с порядком обращения взыскания на средства бюджетных учреждений 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». Таким образом, при отсутствии субсидиарной ответственности по долгам отвечать будет не учредитель, а само учреждение государственным (муниципальным) имуществом. Автономные учреждения. Наибольшая степень самостоятельности полномочий и ответственности. Расчетные счета можно открывать в коммерческих банках и тем самым выйти из-под казначейства. Но можно остаться и в казначействе. Субсидиарная ответственность учредителя отсутствует также как и в бюджетных учреждениях. Отношения с бюджетом оформляются также через государственное (муниципальное) задание. Но у автономного учреждения существенно больше полномочий и прав. Оно самостоятельно в распоряжении внебюджетными поступлениями, которые поступают на его счета в банке. Оно самостоятельно при заключении договоров, на них не распространяется обязательство покупать товары и услуги по конкурсной процедуре в соответствии с 94-ФЗ. Тип «казенное учреждение» и «бюджетное учреждение» - выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива учреждения к учредителю, который и принимает решение. Таким образом, разные типы учреждений имеют разную степень финансово-хозяйственной самостоятельности; разную степень ответственности руководителя учреждений; разную возможность использования заработанных учреждением денег. |