Экономические условия деятельности образовательных организаций. Раздел 1. Общие принципы построения экономической деятельности в образовании Тема 1.1 Основы организации экономической деятельности образовательных организаций Тема 1.2 Хозяйственный механизм Экономические условия деятельности образовательных организаций. Экономическая эффективность образования. Обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций (федеральный закон «О бухгалтерском учете») ФЗ-83 Лекция 2 Экономические условия деятельности образовательных организаций. Уже на стадии школьного образования придается значение повышению правовой и экономической культуры современной молодежи. В учреждениях профессионального образования все больше уделяется внимания углубленному изучению права и экономики. В соответствии с этим повышаются требования к педагогам и администрации образовательных учреждений по овладению основами права, экономики и ее важного звена - финансов, бюджета и финансового контроля. Образовательные учреждения являются частью экономической системы России. Следовательно, происходящие существенные изменения в экономике государства проявляются в деятельности учреждений системы образования. Последние несколько лет в жизни Российской Федерации как самостоятельного, суверенного государства являлись сложным периодом перестройки экономики. Соответственно и в общей, и в профессиональной школе происходили важные изменения. Они коснулись законодательной базы, правил и организации учебного процесса, финансовой деятельности, работы с кадрами. Был существенно изменен Закон РФ «Об образовании», принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Затем федеральным законом утверждена Федеральная программа развития образования. Правительство Российской Федерации своими постановлениями утвердило положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, положение о Минобразовании России. Установлены были государственные образовательные стандарты, включающие федеральные и национально-региональные компоненты, основные образовательные программы, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В документе Государственного совета Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе» отмечалось, что образовательная политика, отражающая общенациональные интересы в сфере образования, предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. К числу основных современных тенденций мирового развития относятся, например: - ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; -переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; -формирование современного мышления у молодого поколения. Особо подчеркиваются такие современные тенденции: -как динамичное развитие экономики, -рост конкуренции, -сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, -глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности. Обращается внимание на рост значения человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения. Проводимые за рубежом образовательные реформы ориентированы на текущие и перспективные потребности общества, эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования. Россия не может и не должна оставаться в стороне от подобных общемировых тенденций. Отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Этот престиж должен найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте (- вывоз) образовательных услуг. Важное значение придается развитию сотрудничества и сохранению общего образовательного пространства со странами СНГ , а также образовательной поддержке наших соотечественников в зарубежных странах. Необходимость перемен в сфере образования Российской Федерации определяется также рядом внутренних существенных социально-экономических и социокультурных факторов. Так, система образования должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Она призвана готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Образование должно стать одним из главных факторов национальной безопасности и благосостояния России, благополучия всех ее граждан. Многонациональной системе образования страны необходимо проявить свою значимость в сохранении и развитии национальных культур всех народов Российской Федерации. Следует особо подчеркнуть, что развитие и углубление образовательного процесса в стране происходило в последнее десятилетие в сложной политической и экономической ситуации. На развитии образования отрицательно сказывались: социальная и экономическая нестабильность в обществе; острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики; недостаточно четкое разграничение компетенции органов государственной власти; недостаточная ясность схем межбюджетных отношений; неоперативное устранение старых подходов и механизмов финансирования образования в изменившихся условиях, когда усиливалась децентрализация управления; уход от ответственности органов государственной власти во многих субъектах Российской Федерации за полноту и бесперебойность финансирования образовательных учреждений, в особенности муниципальных. Кризисные ситуации в системе образования нередко возникали из-за серьезных недостатков в финансировании, малого объема бюджетных средств в расчете на одного обучающегося (воспитанника). Высокий уровень инфляции приводил к сокращению реальных объемов финансовых ресурсов. В ряде мест сохранялась значительная задолженность государства образовательным учреждениям за предыдущий период (в том числе по зарплате). Продолжала иметь место напряженность с оплатой коммунальных услуг, что в некоторых случаях сопровождалось отключением от источников электро- и теплоснабжения. Из-за недостатка средств не проводился своевременно капитальный ремонт, в незначительном объеме велось новое строительство, недостаточно материально оснащался учебный процесс. Все это приводило к ухудшению материальной базы образования. Не в полном объеме по отношению к действующим нормативным актам производилось финансирование оплаты труда, социальной поддержки обучающихся. Серьезные трудности возникли в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для производственной сферы (промышленности, энергетики, транспорта и т.п.). Нарушилась система заказов и финансирования целевой подготовки специалистов для производственных предприятий. Несмотря на возникшие крайние трудности, в целом система образования выстояла. В последние годы повысился интерес молодежи к получению профессионального образования. Определенной стабильности системы образования способствовала преданность своей профессии основного состава преподавателей и других работников образования. В связи с наметившейся стабилизацией в ряде отраслей экономики появилась тенденция возвращения государства в сферу образования. Началось укрепление правовой базы образования. Впервые в России проводится разработка основополагающего законодательного акта - проекта Кодекса Российской Федерации об образовании. Государство обеспечивает запуск процесса модернизации образовательной отрасли. (Модернизация – стремление государства, политической системы общества приблизить менее развитые страны к лидерам) Производится это в тесном взаимодействии с другими реформами. При этом модернизация образования служит основанием обеспечения необходимого кадрового ресурса. Вводится профильное обучение в старшей ступени общеобразовательной школы. Ведется экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена. Разрабатывается система дистанционного обучения. Усиливается внимание внедрению в учебный процесс средств информатики, вычислительной и оргтехники. Осуществляются мероприятия по всесторонней поддержке сельских и поселковых школ, совершенствованию их образовательного процесса и материально-технической базы. Происходит принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения образования, перестройка организации педагогической науки. Осуществляется ориентация на обеспечение приоритетной государственной поддержки ведущих вузов, научных и творческих школ, интеграции академической и вузовской науки. Все больше придается значения экономической самостоятельности образовательных учреждений, автономности вузов, в том числе в привлечении дополнительных средств. (Автономность – самостоятельность вузов в решении вопросов) Осуществляются важные для сферы образования федеральные и региональные целевые образовательные программы. Проводится структурная и институциональная перестройка профессионального образования. Усиливается его ориентация на потребности федерального и местного рынка труда, а также на необходимую переподготовку высвобождающегося и незанятого населения. Постепенно происходит усиление социальной поддержки обучающихся. Все больше уделяется внимания вопросам оздоровления детей, подростков и молодежи. Придается значение повышению социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования. Престижность педагогического труда обязательно должна быть поддержана достойным уровнем его оплаты. Намечаемые и проводимые федеральными органами государственной власти меры лишь незначительно повышают уровень зарплаты педагогов и других работников образования. Несмотря на меры по некоторому увеличению размера стипендий, они еще слишком малы и не покрывают расходы обучающихся на первоочередные нужды (проезд на общественном транспорте, питание, лечение, культура и т.д.). Необходимо достойное пенсионное обеспечение и обслуживание работников образования. Требуется увеличение объемов финансирования образовательных учреждений по статьям текущих расходов, на капитальный ремонт, приобретение оборудования и аппаратуры, дополнительные вложения на новое строительство учебных, лабораторных и социально-культурных зданий. Необходимым является дальнейшее совершенствование законодательства (федерального и регионального), регулирующего образовательные отношения. Целесообразно существенным образом уточнить межбюджетные отношения в части финансирования образования. Следует особое внимание в законодательстве уделить вопросам поступления и эффективного использования финансовых ресурсов в системе образования, повышения ответственности органов государственной власти на всех уровнях за обеспечение приоритетного развития образования. Надо максимально использовать любые позитивные изменения экономических условий в России и ее регионах для осуществления мероприятий, нацеленных на повышение качества образования, результативности деятельности |