Модель локального развития 1-я фаза Напряжение 2-я фаза Обучение 3-я фаза Цели 4-я фаза Подготовительная фаза 5-я фаза Действия 6-я фаза Оценка 
Модель социального планирования. Планирование осуществляется на локальном и социальном уровне, т. е. на уровне действия социальных служб территорий. Социальное планирование - это центральный процесс решения проблемы, где отражены наиболее важные для жизнедеятельности территорий проблемы. Социальное планирование - разновидность планирования. Планирование - это система мер, направленных на решение тех, или иных проблем. Как считает А. Кан, «социальное планирование это специфический подход к политике». Таким образом, специфика планирования в социальной сфере связана с тем, что непременным атрибутом является учет, тех социальных реалий которые, существуют в обществе и выступают в качестве общественных проблем. Можно обобщить вышесказанное и сделать вывод, что планирование в социальной сфере это система cmpaтегий, регулирующая решение социальных проблем, а также форма управления социальными процессами, направленная на удовлетворение потребностей граждан, в защите и поддержке. Анализ и планирование социального обеспечения, относится к сфере социального законодательства и социальных услуг, предоставляемых государственными, общественными и благотворительными организациями. Планирование социальных акций осуществляется в рамках приоритетных задач. Согласно концепции социальной, политики, к ним можно отнести: разработку и внедрение государственных стандартов обслуживания, устанавливающих объем и качество социальных услуг; организацию лицензирования деятельности социальных служб и их контроль; обеспечение реализации федеральных и региональных программ; развитие системы подготовки и переподготовки кадров для системы социального обслуживания. Социальное планирование направлено на развитие учреждений социального обслуживания различных категорий населения, регулирование распределения pecypcов формирование уровня благосостояния для всех членов общества. Как считает Дж.Дюкман, в социальном планировании существует три уровня деятельности: - социетальные цели: выбор цели на уровне на ции и государства, где определены плановые задания; - оценка последствий: использование ценностных и деятельностных критериев в оценке программ, предназначенных для реализации экономических и социальных целей (начиная с программ экономического развития до различных проектов в каких либо сферах); - социальное программирование- планирование традиционной деятельности государственных и частных служб в сфере социального обеспечения. Планирование имеет определенные стадии и последовательности: - определить проблему во всех деталях; - осуществить диагностику ее причин; - выбрать подходящие теории, - получить реалистичные оценки ее масштаба; - рассмотреть взаимоотношения составляющих элементов; - спроектировать соответствующие изменения в будущем; - учесть имеющиеся ресурсы и оценить будущее; - определить реальную рабочую силу; - изучить юридические права, санкции и прецеденты - определить последствия возможных вариантов, Все данные подходы., характерны для работы в микросоциальной среде, что в спою очередь отражает технологическая модель социального планирования. В технологическом процессе в модели социального планирования выделяют четыре фазы изменения среды. l-я фаза. На данной фазе происходит оценка проблемы. Цель действий - выработка точного плана действий, исходя из потребностей людей, проживающих в микросоциальной среде. На данной фазе подключается население данной территории. Как считают исследователи Спехт и Викери, на фазе оценки привлекается как можно больше заинтересованных сторон, куда могут входить отдельные лица, группы, сообщество и организации. Главное - необходимо ответить на ряд вопросов, которые позволят выйти на целеполагание. Среди таких вопросов основными будут являться следующие: что такое проблема? кто он - клиент? Каковы цели? кого или что необходимо изменить, чтобы достичь целей? Каковы задачи и роль социального работника? 2-я фаза. Анализ и планирование. Анализируется эффективность и/или планирования. Дается описание настоящей ситуации и желаемой ситуации. Анализируются действия, которые достигают намеченных целей. Решают, какие ресурсы необходимы для эффективного осуществления проблемы. Как считает А. МакДональд, планирование должно быть подчиненоряду согласованных действий со стороны социальногоработника: · определить тип плана; · определить ресурсы, имеющиеся в распоряжении клиентов и лиц, оказывающих им помощь; · установить приоритеты предпочтений; · определить стоимость плана; · согласовать цели обслуживания; · скоординировать план; · выявить неудовлетворенную потребность; · оформить план помощи. 3-я фаза. Поиск альтернатив. Определяется план действий, который делится на фазы исполнения, где окончательно выбирается метод решения проблемы. Д. Канн считает, что поиск альтернатив связан с дедуктивными процессами и формализованными процедурами, которые позволяют выйти нa оптимальный процесс решения проблем и запросов клиента. Данная процедура имеет определенную схему и последовательность действий. Важнейшим показателем о планирования на основе альтернатив будет являться выход на оптимальное формулирование задания и выстраивание программы последовательных действий. Д. Кан предлагает следующую схему ключевых моментов планирования на основе альтернатив. Схема 2 Модель планирования по Д. Кану Побудительные мотивы планирования Исследования Определение планового задания Формулирование политики Программирование Оценка и обратная связь 4-я фаза. Внедрение намеченных действий. На данной фазе осуществляется контроль развития намеченного плана. Модель социальных акций. Одна из инновационных практик социальной работы в микросоциальной среде. В практике социальной работы принято говорить применительно к подходам к данным моделям о «контекстуальной» работе. Технологическая модель базируется на концепциях активизации, концепции социальных сетей. Социальная работа в микросоциальной среде решает различный комплекс задач, среди которых можно выделить: · развитие человеческих ресурсов; · распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ; · предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий; Бедность - состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения. · защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков. Вместе с тем технологии социальной работы предоставляют людям возможность оптимально функционировать в общественных связях в рамках своих институциональных и социальных ролейи статусов. Социальная работа дает возможность актуализировать потенциал человека, а само актуализация проявляется в социальной деятельности, что ведет к развитию общественной жизни. Модель социальных акций позволяет объединять, посредничamь между людьми, защищать различные группы населения и предупреждать девиантные формы поведения. В этой связи социальная работа позволяет поддерживать социальный порядок и институциональную структуру общества: · помогать социальным институтам; · внедрять эффективные методы социальной адаптации и реабилитации; · предотвращать и предупреждать социальные конфликты; · управлять и корректировать девиантное поведение и социальную дезорганизацию. ДЖ. Мондороз и С. Вилсон выделяют следующие тактики работы в микросоциальной среде в данном направлении: · убеждающая деятельность (написание посланий, петиции, лоббирование официальных лиц, общественное послание); · избирательная работа (компания, составление законопроектов, референдумы и т. д.); · конфронтация (встречи «лицом к лицу» с целями воздействия, непосредственные переговоры относительно требований организации); · «подрывная» деятельность (бойкотирование, марши, демонстрации, сидячие забастовки, гражданское неповиновение) . 1 Социальная роль - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. 2 Посредничество - одно из средств мирного разрешения споров между конфликтующими сторонами путем переговоров с участием третьего лица (посредника) и на основе выдвинутых им условий. Каждая из тактик имеет свою технологию действий, которая направлена на активизацию населения в решении их локальных целей и задач. При этом большая роль в распределении ролей между участниками акций принадлежит мотивации, рефлексии, целям воздействия, и агитации. В таблице показаны основные элементы моделей социальной работы в микросоциуме согласно концепции Дж. Ротмана, и Дж. Трумена. Таблица 2 |