МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Подвижная игра: её определение и специфика.





Подвижные игры как средство развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств.

 

Подготовил: студент 2 курса,

педагогического факультета,

группы ДП – 23,

Ряснянский Сергей.

 

Проверила: Ульянова О. А.

 

Барановичи, 2009

Подвижные игры как средство развития и совершенствования двигательных навыков, физических и личностных качеств.

 

Содержание

 

1. Подвижная игра, ее определение и специфика. 3

2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания. 7

3. Теория подвижной игры. 8

4. Классификация игр. 10

5. Методика проведения подвижных игр. 11

6. Проведение подвижных игр в разных возрастных группах. 13

7. Воспитание выразительных движений в подвижных играх. 15

8. Литература 17

Подвижная игра: её определение и специфика.

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных- с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгно­венной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на до­стижение цели, а не на способ выполнения движения. Он дейст­вует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых качеств личности.

Глу­бокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физичес­кой и духовной жизни, существующей в истории и культуре каж­дого народа. Подвижные игры всегда являются твор­ческой деятельностью, в которой проявляется естественная по­требность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи, поэтому свободу действий дошкольник реализует в этих играх. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые. Так, в созданной П.Ф. Лесгафтом системе физического воспитания, основополагающим являлся принцип гар­моничного развития, а физические и духовные силы человека рас­сматривались, как качественно различные стороны единого жиз­ненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф. Лесгафта, гармоничное развитие возможно только при научно обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а так же способствуют духовному развитию человека.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для лич­ности, нередко граничит с психологической или физической бо­лезнью.



Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, эстетических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир , но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему тому, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (летают как воробушки, взмахивают руками как бабочки крылышками и т.д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

На 5 году жизни характер игровой деятельности детей меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желание, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа « Замри», «Стоп», «Море волнуется» и другие требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

Именно поэтому Г. Гюрджеев в своей школе гармонического развития широко использовал подобные игры. Он считал, что упражнения требующие по сигналу (команде) остановить движение, сохраняя при этом выражение лица, дают возможность чувствовать свое тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него, и таким образом расширить индивидуальный набор «штамп движений и поз». Он утверждал, что стиль движений и поз разных народов, классов, эпох, связан с характерными формами мыслей и чувств эта связь настолько тесна, «что человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом репертуара своих двигательных поз». Доказывая, что автоматизм мыслей и чувств жестким образом связан с автоматизмом движений. Гюрджеев писал: «Мы не осознаем до какой степени наша интеллектуальная, эмоциональная и двигательная функция взаимосвязаны, хотя в отдельных случаях и можем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависят от наших поз». (52, 1989, №9). Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали или уныния, то вскоре он действительно почувствует печаль и уныние. Точно так же страх, равнодушие и отвращение могут быть вызваны путем искусственного изменения позы. Начатое движение прекращается в игре командой «стоп!».тело становиться неподвижным и замирает в положении, в которм оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой необычной для себя позе человек становиться способным думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма.

Стоп - упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. В этих играх особое внимание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сенсорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматическую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндерфинов (гормон радости), обеспечивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребёнка, подчёркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего разви­тия, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими мо­менту и настроению словами и песнями. Большая роль отводится этим играм и в работах П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др. эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.

Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активно­сти, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобрета­ют, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Значение подвижных игр

Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего вос­питания детей дошкольного возраста. Характерная ее особен­ность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспи­тание. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания, Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к ре­зультатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ре­бенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаме­нимым средством совершенствования движений, развивая их, спо­собствуя формированию быстроты, силы, выносливости, коорди­нации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребен­ка: дети учатся овладе­вать пространственной терминологией, временными ориентировками, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, в соответствии с правилами и познавать окружающий мир [12, с. 193].

Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, вместе с тем значи­тельно совершенствуется и сам механизм восприятия прост­ранства. В игре восприятие пространства выступает в своих основных формах: непосредственной, познавательно-сенсорной (чувственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие). Умению ориентироваться в окружающих условиях содейству­ет преднамеренное создание препятствий на пути к выполне­нию игровой задачи («Через обруч к флажку», «Волк во рву», «Смелые ребята» и т. д.). Это вырабатывает у детей способность самостоятельно выбирать лучший способ действий с опорой на достаточно уже развитые глазомерные оценки расстояния и учета времени выполнения действий [4, с. 144].

В подвижной игре ребенок упражняется в определении бли­зости или удаленности предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а также пространственно-слуховая ориентация («Далеко — близко», «То тут, то там», «Жмурки с колокольчиком» и т. д.).

Подвижные игры формируют у детей простейшие временные ориентировки. Они выражаются: в осознании после­довательности игровых действий — сначала, затем, после этого, перед этим, все одновременно и т. п.; в быстром выполнении игро­вых заданий по сигналу, в рамках указанного детям срока. В этих играх ребенок упражняется в быст­рой оценке пространственных ориентиров, в последовательности действий и их временной продолжительности [4, с. 146].

Очень важной является ориентировка ребенка среди быстро движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложна, ввиду не­обходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации. Однако в процессе повторения игр дети стар­ших групп успешно овладевают этим навыком («Хит­рая лиса», «Догонялки» и др.) [4, с. 145].

Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Правила создают в игре определен­ные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем ру­ководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Требование неуклонного выполнения правил способствует пре­одолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении цели. По мнению Е.А. Аркина: «Правила являются первым социальным стимулом, регули­рующим и направляющим поведение ребенка в соответствии с требованиями коллектива. В играх впервые зарождаются ростки глубоких чувств, товарищеской дружбы и любви». Под руководством воспитателя правила становятся эффективным средством формирования лучших сто­рон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, са­мообладания, настойчивости, воли. Как отмечал А.В. Запорожец: «Эти жизненно важные моральные качества, постепенно усваиваемые ребенком, превраща­ются во внутреннее достояние детской личности» [4, с. 143].

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои пред­ставления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике [14, с. 126]. В процессе игры активизируются память, представления, развива­ются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запо­минают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Под­вижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, счи­талками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей [12, с. 193].

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственно­го воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нрав­ственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности [12, с. 193].

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью [4, с. 145].

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной по­следовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, не­обходимые для будущей трудовой деятельности [14, с. 127].

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожи­данная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует разви­тию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, со­образительности [14, с. 126].

Общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свобо­ду личности. Игра как условие со­циальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее. Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает все­му, что видит. Воспитательное значение подражания отмечала Н.К.Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это пери­од, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться обществен­ные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отноше­ния делаются центром внимания». Именно благодаря раз­витой способности к имитации большинство подвижных игр де­тей младшего возраста носят сюжетный характер [12, с. 221].

Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти наиболее рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение её, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она накладывает на детей определённые обязанности. Дети выполняют в игре разнообразные роли, определённые правила. Они серьёзно относятся к своим игровым задачам.

Подвижная игра является одним из источников детского творчества. Любая хорошая подвижная игра, даже самая простая по своему содержанию и правилам, даёт пищу детской фантазии, будит мысль. При систематическом проведении интересных и близких детям по содержанию игр с правилами мы встречаемся с новым видом детского творчества – дети сами придумывают варианты игр и даже совсем новые игры с правилами.

Ребёнок, входя в роль, творит и создаёт образ. Чем богаче его знания и представления об игровом образе, тем точнее созданный им игровой образ. При соответствующем педагогическом руководстве подвижной игрой педагог вводит творчество ребёнка в известное русло, определённое её содержанием и правилами. Педагог, направляя детское творчество, поддерживает у детей интерес к игре.

Подвижная игра требует от ребёнка активности и творческой инициативы, так как она никогда не состоит из автоматической деятельности. Таким образом, подвижная игра является одним из основных условий формирования творческого мышления ребёнка [4, с. 102].

Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру [12, с. 223].

Таким образом, в педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшие средства всестороннего развития ребёнка. Они – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлении об окружающем мире, развитие мышления, смекалки, ловкости, сноровки. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и ценные морально-волевые качества изучаются и основываются общие правила поведения в коллективе, усваиваются этические ценности в обществе. Подвижная игра развивает фантазию, воображение, самостоятельность, творчество, инициативу, активность, формирует духовное богатство человека. В процессе игры происходит не только упражнение в имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребёнка.

 

2. Подвижная игра как средство и метод физического воспитания

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре , как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют эти двигательные навыки необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Теория подвижной игры

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное зна­чение. Многие виды фольклора подтверждают предположение уче­ных о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнооб­щинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX сто­летия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное мно­гообразие. Многие из игр представляли собою большую оригинальность, смотря по свойствам и образу жиз­ни народа.

По мнению Н. С. Воловик, назначение древних игр не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается как действительное, насто­ящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от при­роды, то основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все чле­ны общества, воспитывая детей, стремились сделать их участника­ми общественно-производительного труда, передать им опыт это­го труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.

Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано стано­вились действительно самостоятельными. Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них фор­мах трудовой деятельности. За младшими детьми оставались толь­ко некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.

В отношении наиболее важных, но недоступных для детей об­ластей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда. Возникают умень­шенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Дети, конечно, не могут самостоятельно открыть способы употребления этих орудий тру­да, поэтому взрослые научают их этому. Упражнения с умень­шенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой про­исходит упражнение. Во-вторых, осуществляя действие с уменьшенными ору­диями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, ко­торое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествля­ет себя со взрослым. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.

Следует рассмотреть также размышления о появлении подвиж­ной игры П. Ф. Каптерева: прежде всего, нужно помнить, что игра - явление весьма широкое; играют не только дети, но и взрослые; играют не только люди, но и животные. П. Ф. Каптерев полагает, что вся деятельность людей вытекает из источников двух родов: естественно-органических и социально-культурных. Дети гораздо больше живут естественно-органическими потребностями, чем социально-культурными. К последним их приучают путем воспитания. Предоставленные же самим себе, они охотно сбрасывают с себя культурную оболочку и становятся ближе при­роде. Дети обладают массой свободных сил и энергией, которая не расхо­дуется на труд по удовлетворению потребностей. Эти силы и энер­гия требуют выхода, побуждают к деятельности, вызывают разно­образные упражнения. Эта детская деятельность носит характер игры, т. е. непосредственно приятной деятельности.

В педагогической истории многих народов подвижным играм придава­лось большое значение. Они рассматривались как основа физичес­кого воспитания, как деятельность, отвечающая возрастным потребностям ребенка.

Согласно теории, развитой К.Гроссом, подвижные игры служат средством для упражнения различных физических и психических сил. Детство длится до тех пор, пока мы не будем вполне готовы для того, чтобы самостоятельно вести борьбу за существование, и если это подготовка, это разви­тие всех физических и психических сил осуществляется с помо­щью игр, то играм принадлежит не только очень важное, но и центральное место.

Выдающийся русский педагог П. Ф.Лесгафт разработал ориги­нальную систему физического воспитания. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятель­ной деятельностью, в которой развивается собственная инициа­тива ребенка и воспитываются его нравственные качества [4, с. 138]. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных ка­честв: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товари­щества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) вла­деть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходивши­еся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои дей­ствия сознанию».

Идеи П. Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его после­дователями и учениками (В. В. Гориневским, Е.А.Аркиным).

В.В. Гориневский считал подвижные игры основным видом двига­тельной деятельности и средством всестороннего воспитания де­тей дошкольного возраста. Он рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка, так как в процессе игры у детей воспитываются морально-волевые качества. Радость, веселье В.В. Гориневский считал обяза­тельным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл. Он придавал огромное значение положительным эмоциям в игре, так как они оздоравливают организм ребёнка.

Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством раз­вития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, при­влекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. Подвижные игры, по убеждению Аркина, способствуют укреплению организма путем развития и усовершенствования двига­тельного аппарата. Игры приучают детей к дисциплине, сосредо­точению и планомерности действий.

Важнейшее место в жизни ребёнка-дошкольника занимают народные подвижные игры. На огромное воспитательное значение этих игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.

Народные подвижные игры ведут свое начало из глубин народной пе­дагогики. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на при­баутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальны­ми движениями самого малыша. В жизни более старших бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, певалки, считалки. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший игро­вой фольклор.

Изучение, подбор разнообразных народных подвижных игр являет­ся необходимым и целесообразным в воспитательно-образователь­ной работе с детьми. Знакомство детей с образцами национального, своеобразного игрового фольклора и введение некоторых образцов народных игр в жизнь детей будут укреплять доброе эстети­ческое отношение к оригинальному творчеству народов и тем самым к ее представителям.

Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни наро­да различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. Е.А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют боль­шое воспитательное значение, так как требуют «самого обширно­го участия всех духовных и телесных сил».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпеча­ток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непри­нужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.

Подвижные игры Е.А. Покровский рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их ана­томическим и психологическим особенностям. Детские подвиж­ные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального вос­питания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирований личности.

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с жизнью этого народа. Подвижная игра должна научить сообра­зительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настоль­ко, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию народных подвиж­ных игр придавала А. П.Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучитель­ным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от мла­денческих лет до зрелости.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимуществен­но детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Анализ истории создания теории подвижных игр и теорий ведущих педагогов и психологов, посвящённых подвижной игре позволяет сделать вывод о том, что игра является средством физического, умственного и нравственного воспитания.

 

Классификация игр.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

- по возрасту;

- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью);

- по видам движений (игры с бегом, метанием и т.л.);

- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры);

В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация.

Подвижные игры с правилами: сюжетные, несюжетные, игры-забавы, аттракционы и спортивные игры (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, лапта, настольный теннис, футбол, хоккей).

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования.(«Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п. ); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Игры-забавы — используют для маленьких детей («ладушки». «коза рогатая» и др.).

Спортивные игры, по данным М.П. Голощекиной, Э.И. Адашкявичене и др., используют в старшей и подготовительной в школе группах.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.