Управление персоналом: понятие, цели, функции Теоретико-методологические основы управления персоналом предприятия Управление персоналом: понятие, цели, функции Управлять поведением и настроением человека можно, формируя среду и/или непосредственно оказывая воздействие на личность. Влияя на поведение, легко скатиться к манипуляции – грань здесь достаточно тонкая. Так, манипулятор имеет скрытые цели, для достижения которых использует другого человека, латентно воздействуя на его ценности и мотивы; управление должно осуществляться на фоне открытости конечных целей и признания их ценности обеими сторонами. Управление персоналом принято рассматривать в трех аспектах: 1. Как элемент управления организацией, основную функцию любого менеджера в достижении организационных целей. Управление организацией заключается в деятельности по обеспечению потребностей организации (текущих и перспективных) в работниках всех категорий. Субъекты управления персоналом – менеджеры организации, как и все остальные категории работников, относятся к ее персоналу, и в этом контексте можно говорить о самоуправляемости персонала; 2. Как управление основным фактором производства – трудом, отличающимся от материальных и финансовых факторов своей живой природой, системностью, активностью, способностью к развитию потенциала и обладающим всеми свойствами живых систем. Управление персоналом – это управление людьми: личностями, группами, коллективами, командами. Объектом управления являются работники организации, одновременно выступающие и как субъекты управления, то есть имеющие, как правило, позицию, которая отражается на поведении, а предметом – трудовое поведение работников и групп и определяющие его факторы – личностные, социальные, экономические, нравственные. Влияя на них, менеджеры пытаются добиться необходимого трудового поведения. 3. Как комплексную прикладную науку об организационно-экономических, административно-управленческих, технико-технологических, правовых, групповых и личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал предприятия для повышения эффективности в достижении целей организации. Управление персоналом как наука опирается на достижения фундаментальных прикладных и гуманитарных наук (психологии, социологии, социальной психологии, педагогики, экономической психологии и социологии, менеджмента и др.) Объектом этой науки являются личности и общности (формальные и неформальные группы, профессионально-квалифицированные и социальные группы, коллективы и организация в целом) в организации. Субъект «организация» рассматривается и как целостный механизм, и как весь трудовой коллектив, но зачастую приходится рассматривать и персоналии – руководство или владельцев организации, представляющих, персонифицирующих ее интересы и определяющих ее особенности и поведение. Предметом науки управления персоналом служат основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей в условиях совместного труда. Задачей является познание закономерностей и факторов поведения и их применение в достижении целей организации с учетом личных и групповых интересов персонала. В идеале создается развивающаяся организация, работающая по принципу сотрудничества, в которой реализуется движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям. Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы; разработки оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров . Глобальная цель управления персоналом состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации. Это означает улучшение работы каждого сотрудника с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал и использовал свой трудовой и творческий потенциал и благодаря этому содействовал достижению целей предприятия, а также поддерживал деятельность других сотрудников в этом направлении. Для достижения этой основной цели реализуется ряд локальных, представляющих собой цели-средства. Дерево целей кадрового менеджмента включает целый ряд уровней: Главная цель – совершенствование системы управления персоналом 1. Стабилизация кадрового потенциала. Удовлетворение в кадрах, подбор, расстановка, продвижение; Координирование поведения кадров, текучесть, дисциплина, ответственность; Адаптация новых кадров, обеспечение занятости и сохранения рабочих мест; 2. Обучение персонала. Обеспечение непрерывного обновления знаний; Повышение квалификации: курсы, семинары, вузы аспирантура; Формирование рационального стиля управления. 3. Развитие кадрового потенциала Повышение качества оценки кадров, лизинг персонала, развитие стиля лидерства Совершенствование условий труда, самообучение персонала; Формирование кадрового резерва, маркетинг персонала; Предприятия имеют весьма разветвленное дерево целей, одной из ветвей которого являются цели кадрового менеджмента. Целевые концепции предприятия включают: 1. материальные цели (производство продукции, товаров, изделий, услуг); 2. цели обеспечения успеха 9технология реализации товара или предоставления услуг, создание фирменного стиля управления); 3. цели обеспечения ликвидности предприятия Эти три приоритетные цели содержат подцели, в том числе и кадрового менеджмента. Особенность целей менеджмента, прежде всего управления персоналом, состоит в том, чтобы учитывать не только целевые концепции организации (организационные цели), но и индивидуальные цели сотрудников. Последние не должны находиться вне кадровой политики. Основной принцип кадрового менеджмента заключается в том, чтобы при возникновении конфликтов искать компромиссы между целями сотрудников и организации, а не отдавать предпочтение целям последней. Правильное понимание тенденций развития целей кадрового менеджмента возможно лишь с учетом этого принципа. Цели и задачи управления производственным персоналом: 1. Разработка и реализация кадровой политики и принципов хозяйственной деятельности 2. Разработка штатного расписания в соответствии со стратегией организации и ее структурой; 3. Разработка профессионально-квалификационных требований (профессиограмм, моделей должностей). 4. Обеспечение рабочих мест специалистами, подбор и отбор персонала; 5. Регулирование персонала, ротация, назначения, выдвижения, аттестация, выборы, перемещения. 6. Оценка персонала, социально-психологическая диагностика, тестирование; 7. Анализ и координация межличностных и внутригрупповых взаимоотношений, профилактика социальных и хозяйственных конфликтов, предупреждение нежелательных стрессов 8. Формирование резерва персонала, лизинг персонала, прогнозирование развития персонала, планирование деловой карьеры внутри организации, анализ потребностей в персонале. 9. Управление занятостью 10. Профессиональная и организационная адаптация персонала. 11. Регулирование трудовых отношений, требований психофизиологии, этики, эстетики, экономики труда 12. Подготовка и переподготовка персонала. Следует иметь ввиду, что концепция управления персоналом является концентрированным выражением методологии менеджмента в той ее существенной части, которая составляет содержание социально-экономической стороны управления организацией и имеет непосредственное отношение к человеку. В настоящее время на характер и роль функции управления персоналом влияют, прежде всего, следующие изменения: 1) кардинальным образом преобразованы система управления и взаимоотношения предприятий между собой; 2) исчезли многие координирующие методические центры, помогавшие предприятиям проводить работу с персоналом; отсутствие общей методической и методологической базы поставило в тупик большинство предприятий, работающих по старинке; 3) большинство проблем в сфере работы с персоналом не просто изменились, а получили порой противоположную направленность (проблема недостатка персонала сменилась проблемой его высвобождения, излишняя текучесть − чрезмерной стабильностью и т.д.); накопленный ранее практический опыт оказался неприемлемым; |