Организация технологического процесса 4.1 Выбор метода организации технологического процесса на объекте проектирования Решение указанной задачи осуществляется для проектов по ТО и зоне текущего ремонта. В данном параграфе следует обосновать один из методов организации технологического процесса ТО и ремонта и кратко раскрыть его сущность. В проектах по техническому обслуживанию выбор метода организации технологического процесса должен определяться по сменной программе соответствующего вида ТО. В зависимости от ее величины может быть принят метод универсальных постов или метод специализированных постов. Метод универсальных постов для организации ТО принимается для АТП с малой сменной программой по ТО, в которых эксплуатируется разнотипный подвижной состав. Метод специализированных постов принимается для средних и крупных АТП, в которых эксплуатируется подвижной состав. По рекомендациям НИИАТ техническое обслуживание целесообразно организовать на специализированных постах поточным методом, если сменная программа составляет не менее: для ЕО – 50, для ТО-1 – 12-15, а для ТО-2 – 5-6 обслуживаний однотипных автомобилей (смотри пункт 2.3 расчета). В противном случае должен быть применен либо метод тупиковых специализированных постов, либо метод универсальных постов. При выборе метода следует иметь в виду, что наиболее прогрессивным является поточный, т.к. он обеспечивает повышение производительности труда вследствие специализации постов, рабочих мест и исполнителей, создает возможность для более широкой механизации работ, способствует повышению трудовой и технологической дисциплины, обеспечивает непрерывность и ритмичность производства, снижает себестоимость и повышает качество обслуживания, способствует улучшению условий труда и сокращению производственных площадей. В проектах по зоне текущего ремонта технологический процесс может быть организован методом универсальных или специализированных постов. Метод универсальных постов ТР является в настоящее время наиболее распространенным для большинства АТП. Метод специализированных постов находит все большее распространение в АТП, т.к. позволяет максимально механизировать трудоемкие процессы ремонта, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных исполнителей, повышать качество ремонта и производительность труда. Учитывая вышеизложенное, необходимо обосновать и выбрать метод организации технологического процесса ТО или ТР. 4.2 Расчет количества постов в зонах ТО, ТР и постов диагностики Для проектов по техническому обслуживанию выполняется расчет количества постов и линий, для проектов по зоне ТР и диагностики – расчет количества постов. 4.2.2. Расчет количества линий ТО при организации производственного процесса поточным методом. Количество зоны ТО-1 определяется по формуле: (43) где – такт поста (время обслуживания автомобиля на посту); – ритм производства (время одного обслуживания). Такт поточной линии рассчитывается по формуле: (44) где – трудоемкость работ ; ТО (ТО-1, ТО-2) принимается по результатам расчета по формуле (16) и (17).  -среднее число рабочих на посту линии обслуживание (ОНТП-01-91, Приложение, таблица(9).
– время передвижения автомобиля с поста на пост, мин При использование конвейера, время передвижения автомобиля с поста на пост определяется: мин, мин мин -габаритная длинна автомобиля(автопоезда), м; -расстояние между автомобилями, стоящими на двух последовательных постах, м. скорость передвижения автомобиля конвейером, м/мин. Ритм производства рассчитывается: (45) где – продолжительность работы зоны за одну смену (см. таблицу 1 расчета); – число смен (см. таблицу 1 расчета); – суточная программа ТО-1 или ТО-2. Принимается по результатам расчета по формуле (10).   5.Расчёт производственных площадей 5.1Подбор технологического оборудования К технологическому оборудованию относится – стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы и приспособления, производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, шкафы, столы и т.д.), необходимые для выполнения работ по ТО, ТР и диагностированию подвижного состава. В большинстве случаев оборудование, по технологическому процессу для участков и цехов АТП, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену. Номенклатура и количество оборудования производственных участков должны приниматься с учетом видов ТО и ТР, выполняемых на данном предприятии, а также количества работающих в максимально загруженную смену. Принятое для зоны или отделения (цеха) оборудование фиксируется в таблице с указанием наименования и краткой характеристики его, количества, габаритных размеров в плане, занимаемой оборудованием площади и мощности электродвигателя Технологическое оборудование. Таблица-4 № | Наименование оборудования. | Краткая характеристика | Количество. | Размеры в плане  | Площадь, м2 | Мощность электродвигателя | Единицы | Общая | | | | | | | | | | Подъемник канавный для грузовых автомобилей модель П-113 | Передвижной гидравлический одноплунжерный с ручным приводом | | 1200*660 | | | | | | | | | | | | | Тележка для снятия и установки грузовых колёс грузовых автомобилей ,модель 115 м | Передвижная с ручным приводом Грузоподъемность 2 тс | | 1236*936 | | | | | Гайковерт для гаек колёс грузовых а/м модель 318 | Напольный передвижной макс. Крут. Мом. (150кгс/м) | | 1200*650 | | | 0,55 | | Гайковерт для гаек стремянок рессор модель И-314 | Канавный передвижной | | 2210*500 | | | | | Колонка масло раздаточная модель 367М5 | Стационарная с автоматической насосной установкой | | Колонки 265*430 Насосные установки 510*360 | | | 1,1 | | Установка заправочная для трансмиссионных масел С 223 | Передвижная с ручным приводом | | 540*370 | | | | | Нагнетатель модельС213М | Передвижной с 1 пистолетом макс.давл.35 МПа | | 595*420 | | | | | Колонка воздуха раздаточная С 401 | Стационарная автоматическая | | 505*385 | | | | Организационная оснастка | | Шкаф секционный для приборов | Собственного изготовления | | 1000*500 | | | | | Верстак слесарный с тисками П-013 | Собственного изготовления | | 1200*800 | | | | | Ящик с песком | 1 ящик на 100 м площади пола | | 800*700 | | | | | Стол бригадира | МРТУ-13-08 | | 1200*650 | | | | | Итого: | | | 6,833 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |  Определение площади производственных участков (цехов, отделений); Площадь участка определяется по формуле: (35). Где: суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования, устанавливаемого на участке (таблица 6,7 расчета). коэффициент плотности расстановки оборудования (таблица (13)). -Габаритные размеры автомобиля  Исходя из полученной площади участка, принимаем сетку колон: Принимаем сетку колон-12*12=144 м2 6.СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТО-1  ______________ - Основное движение ---------------------- - Возможное движение Операционная технологическая карта по обслуживанию трансмиссии Специальность: слесарь по ремонту автомобиля. Трудоемкость чел·мин Приложение 3.2 № п/п | Наименование операции (содержание) | Место выполнения операций | количество мест или точек | Инструмент оборудование | Норма выполнения чел·мин. | Технические условия и примечания | | | | | | | | | Проверить и при необходимости закрепить картер сцепления к картеру маховика | Снизу | | Гаечный открытый ключ 17 мм | 4,9 | Картер сцепления должен быть надёжно закреплён к картеру маховика | | Проверить и при необходимости закрепить пневмогидравлический усилитель сцепления | >> | | Гаечный открытый ключ 19 мм | 0Ё95 | Гайки крепления должны быть затянуты до отказа | | Проверить герметичность привода выключения сцепления | Снизу и в кабине | | - | 0,6 | Утечка воздуха и тормозной жидкости в местах соединений не допускается. Места сильной утечки воздуха определяют на слух, а места слабой утечки при помощи мыльной эмульсии | | При необходимости устранить нарушения герметичности привода | То же | | Гаечный открытый ключ 12 мм, мерная кружка | 0,35 | Штуцерные соединения должны быть затянуты дол отказа. | 5 | Проверить действие оттяжной пружины, свободный и полный ход педали сцепления, отсутствие запаздывания включения сцепления. | В кабине | | Мерная линейка или прибор НИИАТ К-446 | 6,3 | Оттяжная пружина должна возвращать педаль без рывков и заеданий. Свободный ход педали сцепления дожжен быть в пределах 30-42мм. Полный ход педали – 190мм | | При необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления, отсутствие запаздывания включения сцепления | Снизу и в кабине | | Гаечные открытые ключи 19 и 27 мм, мерная линейка или прибор модели НИИАТ К-446 | 8,8 | Регулировка свободного хода педали сцепления включает регулировку зазора между поршнем и толкателем поршня в главного цилиндра | | Проверить полный ход штока усилителя привода сцепления | То же | | - | 4,0 | Полный ход штока усилителя привода сцепления должен быть не менее 24 мм | | При необходимости отрегулировать полный ход штока усилителя привода сцепления | >> | | Гаечный открытые ключи 19 и 27 мм | 2,9 | | | | Проверить герметичность коробки передач | Снизу | | --- | 0,5 | В местах соединений не должно быть следов подсекания масла | | При необходимости устранить нарушения герметичности коробки передач | >> | | Гаечные открытые ключи 14, 17 и 22 мм | 3,0 | Болтовые соединения должны быть затянуты до отказа | | Проверить герметичность воздухопроводов пневмосистемы управления делителем передач | Снизу и в кабине | | --- | 0,5 | Утечка воздуха из пневмосистемы не допускается | | При необходимости устранить нарушения герметичности воздухопроводов пневмосистемы управления делителем передач | Снизу | | Гаечный открытый ключ 14 мм | 0,1 | Штуцеры воздухопроводов должны быть затянуты до отказа | | Проверить работу | | | | | | | При необходимости устранить нарушения герметичности коробки передач | >> | | Гаечные открытые ключи 14, 17 и 22 мм | 3,0 | Болтовые соединения должны быть затянуты до отказа | | | | | | | | | | | | | Организационная часть. 1. Метод организации производства. В настоящее время необходимо ориентироваться на организации производства по принципу формирования производственных подразделений по технологическому признаку, с применением для оперативного руководства производством ЦУП (Центра управления производством). Основные организационные принципы этого метода: - Управление производственными процессами осуществляется Центром управления производством. - Производственные подразделения применяются по видам технических воздействий, при этом каждый вид технических воздействий выполняется специализированными подразделениями. - Подразделения, выполняющие однородные виды воздействий (диагностика, ТО, ТР на постах, ремонт снятых агрегатов и узлов), для удобства управления объединяют в производственные комплексы. - Подготовка производства осуществляется централизованно комплексом подготовки производства. Структурная схема управления производством
Описание схемы. Главный инженер-обеспечение высокой технологической готовности подвижного состава путем эффективной организации производства, снижения затрат на ТО и ТР. Организации своевременного и качественного ремонта и обслуживания автомобиля, экономное расходование запчастей, материалов и организация материально- механического обеспечения. Ему подчинены: начальник ОУП, начальники комплексов, начальники отделов. ОУП - обеспечивает планирование и оперативное управление работой всех производственных комплексов, а также административное и оперативное руководство комплексом ПП. Он состоит из двух групп: группа оперативного управления и группа обработки и анализа информации. Начальнику ОУП подчинены административно: ОУП и начальник комплекса ПП; оперативно: начальник комплексов по вопросам связанным с устранением причин, вызвавших отклонение от намеченного плана, а также весь персонал подразделений и складов. Комплексные участки: 1)ТОД - комплекс подразделений, производящих диагностику, ТО и сопутствующий ремонт. В состав комплекса входят специализированные бригады ЕО, ТО-1,ТО-2,Д-1,Д-2. ТР - это подразделение, производящее работы по замене неисправных агрегатов автомобилей на исправные, а также крепежно-регулировочные работы по ТР, непосредственно на автомобиле. Комплекс ремонтных участков - подразделение, производящее работы по обслуживанию и ремонту снятых с автомобиля агрегатов, изготовление деталей. Комплекс подготовки производства ПП - обеспечивает подготовку производства и состоит из следующих подразделений: участок комплектации - обеспечивает комплектование оборотного фонда, подбор запчастей по заданию ОУПа и доставка их на рабочее место; промежуточный склад - обеспечивает хранение агрегата и поддержание уровня их запаса; транспортный участок – обеспечивает перегон автомобилей и перемещение тяжеловесных агрегатов. Моечный участок - мойка всех агрегатов, снятых с автомобиля перед отправкой в ремонт; инструментальный участок - хранение, выдача и ремонт инструмента. Отделы: ОМТС - обеспечивает бесперебойное материально - техническое снабжение АТП, составляют заявки по материально - техническому снабжению, и обеспечивает правильную организацию работы складского хозяйства. Начальнику отдела снабжения подчиняются работники отдела основного материального склада и склада ГСМ. ОГМ (отдел главного механика) - осуществляет содержание в технически исправном состояние здания, сооружения энергосилового и санитары о технического хозяйства. В составе ОГМ имеются бригады по ремонту оборудования, содержанию зданий и сооружений, а так же изготовлению нестандартного оборудования. Главному механику оперативно подчинены работники отдела и рабочие бригад по ремонту оборудования содержанию зданий и сооружению нестандартного оборудования. ПТО (производственно-технический отдел) - разрабатывает планы и мероприятия по внедрению новой техники, и технологий производственных процессов, планы. НОТ - организует и контролирует их выполнение, разрабатывает и проводит мероприятия по охране труда и безопасности, изучает причины производственного травматизма и принимает меры по их устранению. Проводит техническую учебу по подготовки кадров и повышению квалификаций рабочих ИТР (инженерно-технические работники), организует изобретательскую и рационализаторскую работу на АТП и внедрение рационализаторских предложений. Осуществляет работы по составлению технических нормативов, инструкций, конструирование нестандартного оборудования и реконструирование производственных зон. Осуществляет работы по учету и регистрации подвижного состава. Начальнику ПТО подчинены инженеры по рационализации и навои техники по учету подвижного состава, техник по разработки норм. ОТК (отдел технического контроля) - осуществляет контроль качества работ выполняемых всеми подразделениями собственного производства, а так же качество продукций предприятий услугами которого пользуется АТП. Осуществляет периодический выборочный контроль технического состояния подвижного состава, осуществляет контроль технического состояния подвижного состава при его приеме и выпуске на линию. Занимается анализом возникновения неисправностей подвижного состава. Начальнику ОТК подчинены административно работники отдела, а оперативно весь персонал технической службы АТП по вопросам обеспечения качества ремонта и ТО подвижного состава. |