МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Функции метафор в лирических текстах





Тематика песен Ю. Шевчука является отражением социальных, политических и моральных изменений своего времени.

Важнейшие для Ю. Шевчука темы, нашедшие в его песнях поэтическое выражение, можно выделить следующие:

1. Тема свободы, трагизма, романтики, природы:

· природа: «Актриса Весна», «Метель», «Беда» и др.

Обратимся к стихотворению «Актриса Весна»: в нем говориться о Весне как о времени года:

«Овации улиц раскрасили город священным зеленым.
От этой молитвы обрушилось небо лавиной тепла,
Несмолкаемый визг площадей засиренил галерки влюбленных,
В залатанных фраках фасадов заполнили партер дома».

В данном отрывке приводится описание картины весеннего города. Автор изображает город как большой театр, где «Актриса Весна после тяжкой болезни снова на сцене». Эта метафора представляет и отождествляет Весну уже с актрисой театра. Для этого автор использует прием олицетворения:

«Легким движеньем вспорхнув на подмостки оттаявших крыш,
Читает балет о кошмарной любви и прекрасной измене,
Танцует стихи о коварстве героев и верности крыс.»

У Ю.Шевчука Весна «порхает», «читает балет» и «танцует стихи»: данные метафоры также создают атмосферу театра.

О Весне Ю. Шевчук также пишет и в стихотворении «Беда»:

«Выросли перья у тощей зимы.
Серая грязь от луны до креста
Затопила дома, как кошмарные сны,
Как голодная шлюха после поста.
Реки утюжит ветер-каток.
Из сучьев вылазит зеленый свист.
Пищит вода, гуляет восток,
Ухмыляется запад-контрабандист…»

Данная песня была написана Ю. Шевчуком после гибели его жены Эльмиры, которая умерла весной 1992 года [18, с. 67]. Поэтому здесь «Беду» мы можем прировнять к Весне как гибели в различных аспектах ее проявления.

Весна в данном произведении ассоциируется с гибелью важного человека для главного героя (гибель Эльмиры Шевчук), поэтому приход весны также символизирует и гибель главного героя.

Для изображения картины прихода Весны автор использует негативные метафоры:

«Матерится Земля - шкура на китах,
Драные бока подставляя теплу.
Солнце ударило небу в пах.
Деревья торчат по колено в бреду.
Полным распадом мира весна
Салютует всем нам, что она удалась.
Чует новые запахи стерва-страна…»

Данные метафоры употребляются автором для того, чтобы показать, что окружающая картина мира, «рождение» весны вызывает у него чувство отвращения; герой ненавидит Весну, потому что когда наступает это время года, то «…все готовится жить, ты одна не спаслась…».

· Свобода, трагизм: «Свобода» и др.

«Свобода» - о том, что все истины мы поймем только тогда, когда закончим жизнь в своем теле. И, перейдя черту, будем действительно свободны именно в том понимании, к которому мы все стремимся», - так сказал Ю. Шевчук в одном интервью о своей песне «Свобода» [22]. Действительно, на протяжении всей песни мы можем проследить мотив смерти, тупика, усталости главного героя:

«…Гроза по глазам, напротив морщинами

Скребет по стеклу седая рука

Мимо павших идей проплывают причинами

В тумане, чуть видимы, ветви века.

Растет за окном последняя станция

Здесь отпевают верхний этаж

Здравствуй, Любовь, получи информацию,

Да не промахнись, и сотри макияж…»

С помощью таких метафор, как «отпевают верхний этаж», «в тумане ветви – века», «скребет седая рука» автор создает атмосферу конца жизненного пути героя, так как они несут в себе мотив смерти, творческого кризиса, который реализуется в символике ночи («ночь похожа на лифт, в котором умер поэт»).



2. Человек на войне: «Пацаны», «Мертвый город. Рождество» и др.

Песня «Мертвый город. Рождество» Ю. Шевчука написана им под впечатлением поездки в Чечню в 1997 году, во время проведения там военных действий [18, с.85].

«Не пройти мне ответом
Там где пулей вопрос,
Где каждый взгляд - миллиметром,
Время - пять папирос.
Мертвый город хоронит
Свои голоса.
Потерялись и бродят
Между стен небеса..».

Используя такие метафоры, как «мертвый город хоронит свои голоса», «контуженные звезды Новый жгут Вифлеем», «этот снег убил меня», Ю. Шевчук изображает гибель солдат – «голосов» во время штурма города Грозный 31 декабря 1994 года [18, с.85].

3. Санкт - Петербург: «Суббота», «Ленинград» и др.

Песня «Ленинград» Ю. Шевчука является «гимном» городу Санкт – Петербургу.

При описании города автор использует такой прием художественной выразительности, как синекдоху, для своеобразного обобщения окружающих людей и предметов:

«А на Невский слетелася стая сапог,
А на Невском такая стоит кутерьма,
А над Невским в глазок наблюдает тюрьма
Состоящая из одиноких мужчин,
Ни нашедших причин дарового тепла…».

Также Ю. Шевчук употребляет в данном произведении такие метафоры и олицетворения, как:

«А в каналах вода отражает мосты
И обрывы дворцов, и колонн леса
И стога куполов, и курятник-киоск,
Раздающийза так связки вяленых роз.
А культура, вспотев в целлофане дождей,
Объявляет для всех Ночи Белых Ножей
И боимся все мы, что дойдем до войны...».

Данные тропы используются автором для того, чтобы показать Петербург как живого человека. Абстрактное понятие «культура» Ю. Шевчук также наделяет человеческими качествами, потому что не только Петербург предстает как «живой», но и все его составляющие (киоск, культура и т.д.): «а культура, вспотев…объявляет для всех», «курятник – киоск, раздающий…».

4. Религиозная тематика: «Церковь», «Храм» и др.

В песне «Церковь» Ю. Шевчук присутствует одна главная метафора, которая является основополагающей всего произведения: «Я – церковь без крестов».

«Я - церковь без крестов
Лечу, раскинув руки.

Вдоль сонных берегов
Окаменевшей муки».

Также на протяжении всей песни присутствуют метафоры – отождествления негативного характера для создания чувства безысходности, бессмысленности, опустошенности: «вера без причин», «правда без начала», «птица без небес», «каменное эхо», «печальная примета», «память без добра», «знанье без стремленья», «остывшая звезда пропавших поколений».

«Я - вера без причин.
Я - правда без начала.
Ты слышишь, как вскричала
Душа среди осин».

Лирический герой напрямую отождествляет себя с церковью, через свое одиночество и отчаяние по чему - то «несвершившемуся» и «разорванному» в себе [18, с.145]:

«В душе моей темно,
Наколки о изменах,
Разбитое стекло,
Истерзанные стены.

А завтра я умру,
Прольётся дождь покоя.
Из памяти уйду,
Взорвавшись над рекою».

5. Общественная и социальная тематика: «Революция», «Ни шагу назад!», «Правда на правду» и др.

В песня «Правда на правду» главной темой является тема Родины, так как данное произведение посвящено Гражданской войне 1993 года в России [18, с.93].

При описании произошедших событий автор «оживляет» героиню произведения – страну:

«Страна швыряла этой ночью мутной сволочью.
И разменяв добро на зло, как деньги старые на новые,
Рванула асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью,
И окна, окна были первые готовые».

Ю. Шевчук для изображения изменений, произошедших в стране», использует метафору «цирка / театра», тем самым обозначая свое комико – трагическое представление событий:

«Аплодисменты! На манеж под звездным куполом
Повыпускала ночь зверей и замяукала,
И заалекала, вспотела, вмиг состарилась,
И побледнела, и струхнула, и затарилась
Чем бог послал, а черт, а черт, а черт подсунул им,
А он ведь старый театрал, ха-ха, он любит грим.
Тела вдруг стали все огромные да полые,
И пьяница сапожник - память нам оставил пленки голыми».

Автор, использую олицетворение и метафору, наделяет абстрактные понятия человеческими качествами, тем самым делая их «действующими героями» в «цирке / театре»:

«И зло на заливном коне взмахнуло шашкою.
Добро, оно всегда без кулаков, трясло культяшками.
Пыталась жалость убедить, помочь опомниться,
Но всё быстрее и точней летела конница».

Таким образом, метафора играет значительную роль в творчестве Юрия Шевчука, так как она является основным художественно – поэтическим средством, с помощью которого поэт выражает свои мысли, чувства и идеи в собственных произведениях.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав употребление метафоры в песнях Ю. Шевчука, мы выяснили, что метафора действительно необходима для создания у читателя образного представления, что, в свою очередь, и приводит к более глубокому и полному пониманию авторского замысла и распредмечиванию смыслов текста. Нельзя не отметить, что в ряду выразительных средств языка и стилистических приемов метафора отличается особой экспрессивностью, поскольку обладает неограниченными возможностями в сближении, нередко - в неожиданном уподоблении самых разных предметов и явлений, по существу по-новому осмысливая предмет. По отношению к метафоре другие стилистические приемы - такие как оксюморон, олицетворение, антитеза, перифраз - могут рассматриваться как ее разновидности или модификации.

Более древними, предшествовавшими метафоре элементами образности, являются сравнение и эпитет. Поэтому мы рассматривали в нашем исследовании не только употребление метафоры, но и вышеперечисленных стилистических приемов. Ассоциативный образ возникает обычно в результате неожиданного сочетания далеких понятий, поэтому обладает повышенной метафоричностью и субъективностью, что в принципе очень не только в поэтическом тексте, но и в художественной прозе. Ассоциативный образ строится на интенсивном выявлении дополнительных, как бы необязательных, непреднамеренных связей - это намек, который должен быть уловлен читателем, который требует напряженного читательского восприятия именно такие дополнительные связи (нередко целая цепочка связей) сообщают ассоциативному образу оригинальную авторскую неповторимость. Проанализировав употребление метафоры в произведениях Шевчука, мы пришли к следующим выводам:

1. Метафора помогает вскрыть, обнажить внутреннюю природу какого-либо явления, предмета или аспекта бытия, зачастую являясь выражением индивидуально-авторского видения мира.

2. Индивидуальная авторская метафора всегда содержит высокую степень художественной информативности, так как выводит слово (и предмет) из автоматизма восприятия, поскольку без метафорической насыщенности художественного текста невозможно создание ассоциативных художественных образов у читателя, без чего, в свою очередь, невозможно достичь полного понимания смыслов текста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамович, Г.А. Введение в литературоведение / Г.А. Абрамович. - Москва: Просвещение, 1994. –167 с.

2. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс: теория метафоры / Н.Д. Арутюнова. - Москва: Русский язык, 1990. –358 с.

3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - Москва: Советская энциклопедия, 1966. – 608 с.

4. Виноградов, В.В. Стилистика. Теория поэтической речи / В.В. Виноградов. - Москва: Просвещение, 1963. –211 с.

5. Вовк, В.Н. Языковая метафора в художественной речи. Природа вторичности номинации / В.Н. Вовк. - Киев: Наука, 1986. –324 с.

6. Гак, В.Г. Метафора универсальная и специфическая. Метафора в языке и тексте / В.Г. Гак. - Москва: Наука, 1988.–178 с.

7. Дидуров, А.М. Золотое десятилетие рок - поэзии / А. М. Дидуров. - Молодая гвардия, 1992. – 158 с.

8. Козлов, А.С. Рок-музыка: истоки и развитие / А.С. Козлов. - Москва: Знание, 1989. – 56 с.

9. Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем / Дж.Лакофф, М. Джонсон. - Москва: Едиториал УРСС, 2004. –256 с.

10. Лингвистический Энциклопедический Словарь/под ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 682 с.

11. Москвин В.П. Русская метафора: параметры классификации//Филологические науки, №2, 2000. –с.66.

12. Москвин В.П. Русская метафора. Очерк семиотической теории / В.П. Москвин. - Москва: Ленанд, 2006. ­– 184 с.

13. Русский рок: опыт антологии: [Сб. стихов] / сост. Я. В. Федюшин. – Челябинск : Аркаим, 2003. – 382 с.

14. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка / Г.Н.Скляревская. - Санкт-Петербург.: Наука, 1993. –152с.

15. Телия, В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и ее экспрессивно-оценочная функция. Метафора в языке и тексте / В.Н.Телия.- Москва: Наука, 1988. – с. 26-51

16. Томашевский, Б. Теория литературы / Б.Томашевский. - Москва: ГИЗ, 1931. –148 с.

17. Шевчук, Ю. Ю. Защитники Трои. Книга стихов и песен (издание 2-е, дополненное) / Ю.Ю. Шевчук. - Санкт-Петербург.: Издательство Фонда Русской Поэзии при участии альманаха «Петрополь», 2000. – 64 с.

18. Шевчук Ю.Ю. Сольник. Альбом стихов / Ю.Ю. Шевчук. - Москва: Книжный клуб 36.6, Новая газета, 2009. – 192 с.

19. http://lib.ru/KSP/shewchuk.txt

20. http://www.vz.ru/culture/2009/6/16/297877.html

21. http://brovis.narod.ru/shevchuk.html

22. ru.wikipedia.orgwiki/Метель_августа

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.