ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………..…..3 Глава 1. Теоретические основы исследования………………………….……..6 1.1. Понятие о метафоре………………………………………...…….…….......6 1.2. Классификации метафор……………………….. ……………………........9 Глава 2. Метафоры в песнях Ю. Шевчука………………………….……….....15 2.1.Семантические группы метафор……………………………………………15 2.2.Функции метафор в лирических текстах…………………………………..19 Заключение……………………………………………………………….……...26 Список литературы…………………………………………………….………..28 Приложения ВВЕДЕНИЕ В современной культуре, которая носит массовый характер, рок-поэзия стоит особняком. Возможно, она «чувствует свою силу» и не нуждается в повсеместном интересе, она рассчитана на более узкий круг людей. Юрий Юлианович Шевчук является ярким представителем современной рок-поэзии XX и XXI века. В текстах его песен преобладают метафоры как способ выражения мыслей и чувств автора [17; c.7]. Свои ранние песни Шевчук писал под влиянием отечественных бардов, в первую очередь Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы и Александра Галича, а также русских поэтов Серебряного века — Осипа Мандельштама, Сергея Есенина и других. Шевчук продолжал развивать тематику песен Высоцкого, за что их до сих пор нередко сравнивают [13; c.127]. Основной тематикой творчества Шевчука является: · гражданственно-патриотическая лирика; · призыв к нравственному самосовершенствованию, отказу от насилия и преодолению ненависти; · социальная сатира; · протест [7; c.43]. Творчество Юрия Шевчука также затрагивает проблемы самоопределения и долга, пронизано социально-обличительным пафосом (особенно в ранние годы), духом гражданственности и вместе с тем не лишено лиричности, иногда носящей трагический оттенок [7; c. 50]. «Антитрадиционалистская направленность» поэзии Ю. Шевчука сказалась в отрицании им ближайших предшественников – профессиональной советской культуры, что связывает его с нео-авангардистами, высказывающими протест против соцреализма. Доказательством, подтверждающим то, что рок-культура отрицает «непосредственных предшественников», является актуализация рока в советской культуре: активное неприятие новым поколением существовавшего мира, жизни, искусства [13; c. 164]. Современная рок-музыка это не только музыкальный жанр, поражающий многообразием стилей и направлений, не только способ самовыражения и общения молодежи. Вокруг нее уже сформировалась целая система взглядов на философские, моральные и иные проблемы, сложилось целое мировоззрение и образ жизни (хиппи, панки, металлисты и т.д.). Следствием этого явилось появление особой, своеобразной поэзии, изобразительного искусства, моды и прочего. Появилась совокупность производственных, общественных и духовных достижений, что дает нам право говорить уже о рок-культуре, как о понятии более широком, чем рок-музыка [8; c. 47]. Метафоричность, важная часть структуры рок - текстов, является одной из возможностей создания экспрессии, ибо она, как правило, связана с семантическими сдвигами, что приводит к дополнительной экспрессивной насыщенности текста в целом - этим обусловлена актуальностьвыбранной нами темы. Явление метафоричности издавна привлекает пристальное внимание исследователей. Это объясняется, прежде всего, общим интересом к изучению текста в широком смысле этого термина, а также стремлением дать лингвистическое обоснование и толкование различным стилистическим приемам, которые создают экспрессивность текста. Привлекают исследователей и проблемы, связанные с экспрессивностью языка и речи. При современном подходе факты изучаются не изолированно, а в контексте, так как, по образному выражению В.В. Виноградова, именно в условиях контекста происходит "насыщение слов смысловыми излучениями" [4; c.188]. Особое значение для исследователей представляет работа с образцами художественной литературы, специальный анализ которых поможет оценить их художественную ценность, выразительность не на произвольном, интуитивном уровне, а на основе осознанного восприятия выразительных средств языка. Цельданной работы - исследовать употребление метафоры в песнях Юрия Шевчука и раскрыть ее функции для более полного понимания текста. Объектомдля данного исследованиястихи Юрия Шевчука из альбомов за период 1980 – 2000 год: «ДДТ-1 (Инопланетянин)» (не издавался), «Свинья на радуге», «Компромисс», «Периферия», «Время», «Я получил эту роль» «Оттепель», «Пластун», «Актриса Весна», «Это всё…», «Любовь», «Рождённый в СССР», «Мир номер ноль», «Метель августа», «Черный пес Петербург». Предметомисследованияявляются частные случаи употребления метафоры в данных произведениях. Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач: 1. выявить случаи проявления метафоричности в песнях Ю Шевчука; 2. определить типы метафор, используемых автором; 3. проанализировать контекстуальную значимость метафор. Цель и задачи данного исследования определили его структуру. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Понятие о метафоре В различных языковых стилях, особенно в стилях художественной литературы, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания. Это усиление происходит благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Художественная речь отличается от всех прочих форм речи, прежде всего тем, что она выполняет эстетическую функцию. Реализация этой функции означает представление окружающей действительности в образной, конкретно-чувственной форме. Слова, типичные для художественной литературы, не просто информативны, а описательны. Это означает, что они обладают способностью давать определенному предмету характеристику, дополнительную к тем его признакам, которые закреплены за данной словарной единицей и зафиксированы в словарях. Известно, что слово может менять свое значение, и семантический сдвиг происходит тогда, когда слово попадает в необычный для него контекст. «Приемы изменения основного значения слова называются тропами» [10; с.29-30]. Троп (от греч. «tropos») - употребление слова в переносном его значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову и уже непосредственно связанных с его основным значением. Соотнесение прямого и переносного значения слов основывается на сходстве сопоставляемых явлений, или на контрасте, или на смежности их, - отсюда возникают различные виды тропов, которые детально классифицировались в старинных риториках и теориях словесности, хотя существенного значения такого рода классификация не имеет. К средствам словесной образности относят, прежде всего, тропы (метафору, метонимию, эпитет, образное сравнение, олицетворение и др.), а также синтаксико-поэтические фигуры (анафору, эпифору и др.). О.С. Ахманова в своём словаре лингвистических терминов даёт следующее определение: «метафора (перенос значения). Троп, состоящие в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.п.» [3; с.231]. Если мы обратимся к ЛЭС, то можем привести такое определение: «метафора (от греч. metaphora - перенос) - троп, или механизм речи, состоящей в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п. для характеризации или наименования объекта входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичному данному в каком-либо отношении…» [10; с.296]. Метафора считается многими самым главным тропом и настолько характерна для художественного стиля, что само слово это иногда употребляется как синоним образности речи, как указание на то, что слова действуют здесь не в прямом, а в переносном значении. Метафорический язык часто означает "иносказательный" или "образный" язык. В метафоре какое-то одно или несколько свойств переносятся на предмет или явление с другого предмета или явления, но эти последние не выступают в тропе непосредственно, а лишь подразумеваются. "Метафора - скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена, метафора располагает только вторым" [1; с.167]. Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение. Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры. Иногда все произведение целиком представляет собой метафорический образ. Основным видом метафоры является олицетворение, которое иногда называется прозопопеей или персонификацией. Суть олицетворения состоит в том, что признаки живого существа переносятся на нечто неживое, и неживое действует как существо одушевленное. Нередко олицетворяются отвлеченные понятия. Для иносказательного выражения отвлеченных понятий служит аллегория, которая является их условным обозначением, основанным, правда, на каком-то одном сходстве отвлеченного понятия и конкретного явления или предмета. Границы между отдельными тропами не всегда можно провести ясно и четко. Например, истинно художественный эпитетдолжен возникать в переносном смысле слова. Такой эпитет называется метафорическим, поскольку он нередко представляет собой метафору в сокращенном виде. Таким образом, можно сказать, что внутри тропов наблюдается взаимопроникновение: один троп переходит в другой, смешивается с ним и делает затруднительным определение, какой же из тропов перед нами. Возможности создания новых переносных значений слов огромны. Тут все дело в мастерстве автора, в способности найти новые, неожиданные сопоставления. Метафора это эффективное средство выражения художественной мысли писателя [5; c. 166]. Классификации метафор В истории литературы существовало несколько трактовок вопроса классификации метафор. Этой проблеме посвящены работы Н.Д.Арутюновой, В.Г.Гака, Ю.И.Левина, В.П.Москвина и многих других авторов. Разные исследователи выделяли их в определенные типы, разрабатывали различные подходы и критерии, в соответствии с которыми распределяли затем метафоры по разным классам. Метафора представляет собой сложный знак, имеющий ряд структурных особенностей и специфических черт содержательной стороны, а также выполняющий в языке определенные функции. Но, как заметил В. М. Москвин, «свода параметров, по которым может производится классификация метафоры, мы до сих пор не имеем. Поэтому систематизация, а в целом ряде случаев - и выявление таких параметров, т.е. классификация метафор с лингвистической точки зрения, представляются действительно неотложными задачами отечественной науки о языке». Н.Д. Арутюнова вычленяет следующие ыункциональные типы языковой метафоры: · номинативную, · образную, · когнитивную · генерализирующую (как конечный результат когнитивной метафоры) метафоры [2; с.232]. В типологии В.Г.Гака существуют такие виды метафор, как: · полный метафорический перенос-двусторонняя метафора (голова-котелок), · односторонняя семасиологическая метафора (ножка стула), · односторонняя ономасиологическая метафора (волынить); · частичный метафорический перенос (зубец вилки) [6; с.97]. В типологии Ю.И.Левина метафоры вычленяются по способу реализации компаративного элемента: · метафоры-сравнения (колонада рощи); · метафоры-загадки (клавиши-булыжники); · метафоры, приписывающие объекту свойства другого объекта (ядовитый взгляд, жизнь сгорела) [3; 349]. Также лингвисты выделяют такие виды метафоры, как метафора гиперболическая (гипербола метафорическая). Метафора, основанная на гиперболическом преувеличении качества или признака (Он-Геркулес по силе; глаза глубокие, как море); метафора лексическая (метафора стертая, метафора окаменевшая). Слово (выражение) или значение слова, которое первоначально возникло путем метафоричного переноса (вечное перо,лист бумаги). В.П.Москвин предложил, на взгляд исследователей, наиболее полную классификацию метафор. Им были разработаны структурная, семантическая и функциональная классификация метафор. В результате исследований им было выявлено, что система параметров классификации метафорических наименований определяется четырьмя обстоятельствами: своеобразием планов содержания и выражения, сильной зависимостью от контекста, а также функциональной спецификой метафорического знака. [12; с.112] «Одно из направлений семантической классификации предполагает группировку метафор по тематической принадлежности вспомогательного субъекта (иначе говоря – в соответствии с тематической соотнесенностью сравнения, лежащего в их основе). Характер основного субъекта при этом не учитывается. Открытый ряд разнородных по значению переносных наименований, внутренние формы которых относятся к одной тематической сфере, называется мотивационной системой. В такие системы можно сгруппировать метафоры, в основе которых лежит сравнение с рыбной ловлей, театром, также метафоры медицинские, военные, финансовые, политические и т.д.: - Анималистическая (или зооморфная) метафора (от лат.animal– «животное») основана на сравнении с животным. Такое сравнение может быть реализовано способами словообразования, в результате чего возникают авторские неологизмы.
- В основе антропоморфной (или антропоцентрической) метафоры (от греч.antropos– «человек» иmorphe– «форма») лежит сравнение предметов, растений, животных с человеком.
- Пространственная (или, по Дж. Лакоффу и М. Джонсону, ориентационная) метафора основана на аналогии с каким-либо измерением пространства, также с пространством может сравниваться время. [9; с.214]
- Метафоры, именующую тематическую зону-источник ряда производных (побочных, второстепенных) метафор, называются ключевыми, базисными, корневыми или концептуальными. Ключевыми являются метафоры огня, сна, пути, воды и др. Ключевые метафоры, уходящие корнями вглубь истории общества (его мифологию, фольклор), иногда называют метафорическими архетипами. При классификации метафор по основному субъекту в качестве последнего могут выступать, в частности, такие понятия, как, например, свет и цвет, неопределенно большое или малое количество, смерть, жизнь и т.д. [11; с.112-115]
Если при классификации мы будем принимать во внимание особенности формы, т.е. плана выражения метафоры, то это будет формальная или структурная классификация метафор. По уровневой принадлежности единицы, выступающей носителем метафорического образа, можно выделить: · словесные метафоры; · фразовые метафоры; · текстовые метафоры. Словесные метафоры по частеречной принадлежности принято подразделять на: · субстантивные, · адъективные · глагольные; По синтаксической функции выделяют предикативные метафоры, по грамматической форме слова-аргумента – генетивные метафоры. По количеству единиц-носителей метафорического образа различаются метафора простая (одиночная, одночленная, изолированная), в которой план выражения представлен одной единицей, и метафора развернутая, в которой носителем образа является группа ассоциативно связанных единиц [11; с.135-136]. Рассмотрение метафор в телеологическом аспекте (от греч. telos – «цель») предполагает их классификацию по цели, с которой они используются в речи, т.е. по функциональному параметру. Общеизвестны метафора номинативная, используемая для наименования новых понятий и явлений; оценочная (чаще всего употребляется для оценивания человеческой внешности или определенных качеств) и декоративная, служащая средством эстетического отражения действительности и украшения речи [11; с.157]. Наука о языке нуждается в систематизации языковых средств выражения метафоры. На наш взгляд, принадлежность метафор к тому или иному ярусу языка выявляет свои параметры классификации. И.В Арнольд утверждает, что метафора или сравнение, т.е. частные случаи выражения образности , возможны на разных уровнях. По мнению В.Г.Гака, формальный аспект метафоры проявляется на уровне морфологии (словообразования) и синтаксиса (словосочетаний). Из этого следует, что метафора напрямую связана с познавательной деятельностью человека. Результаты субъективного познания объективного мира отражаются в словах, словосочетаниях. Люди в процессе общения изъясняются друг с другом не только с помощью отдельных звуков или звукосочетаний, а и при помощи слов, словосочетаний, предложений. Значит, процесс метафоризации начинается с уровня слова (о людях: медведь, змея), далее следует уровень словосочетаний (эпидемия неплатежей,острый приступ раскаяния) [6; c.85]. Необходимо заметить, что В.Н.Телия указывает об отсутствии сомнения в том, что метафоризация как один из тропеических способов смыслопроизводства займет в теории языка еще более заметное место, нежели словообразование, поскольку метафора когнитивно обрабатывает не только номинативные единицы языка – слова и сочетания слов, но и строевые элементы языка, а также любые осмысленные отрезки текста – начиная от высказывания и кончая целым текстом. Эта мысль привела нас к идее выявления дальнейших уровней реализации метафор, а именно, метафоризации на уровне предложения и на уровне текста. Ярким примером предложений - метафор могут служит пословицы: чем журавль в небесах, лучше синица в руках; поступки красноречивее, чем слова; не учи плавать щуку, щука знает свою науку и т.д. [15; с.32] Особый интерес представляет композиционная метафора, т.е. метафора реализующаяся на уровне текста. Композиционная метафора или же, согласно нашей уровневой классификации, текстовая метафора может распространяться на целостное речевое произведение – текст. Таким образом, нами выработана еще одна классификация метафор, согласно ярусам языка как системно-структурного образования. Уровневая классификация представлена метафорами-словами, метафорами-словосочетаниями, метафорами-предложениями и текстовыми метафорами. Подводя итог, мы приходим к выводу о том,что параметры классификации метафор определяются своеобразием планов содержания и выражения, зависимостью от контекста и функциональной спецификой метафорического знака, а также уровневого соотношения метафор по ярусам языка. Анализ метафор может производиться не только по какому-либо одному, но и по комбинациям различного рода параметров. |