МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Глава 3. Обоснование применения методики и обсуждение собственных результатов исследования





3.2 Методы воспитания гибкости

Младший школьный возраст самый благоприятный для закладывания фундамента основных двигательных навыков и физических качеств. Этот возраст считают лучшим, поскольку все показатели физических способностей обнаруживают высокие нормы прироста. В особенности это относится к быстроте, ловкости, гибкости. Дети этого возраста проявляют живой интерес к физическим упражнениям, хорошую готовность к обучению, активность и желание заниматься. В этот период знакомые формы движений заметно улучшаются, а многие новые приобретаются и закрепляются часто даже без инструктажа, а нередко сразу же после нескольких попыток и исправлений в грубой форме (игровые навыки, вело и т.д.). Наряду с формированием основных двигательных навыков следует уделять достаточное внимание отработке и мелких движений, требующих большой точности, так как в этом возрасте они представляют определенную трудность.

Главная задача в физическом воспитании учащихся это – обеспечить старшему школьному возрасту такую степень развития гибкости, какая позволила бы овладеть совершенными формами основных жизненно важных движений и с возможно высокой результативностью проявлять основные физические качества — ловкость, быстроту, силу. Если эта задача решена, и дальнейшем предусматривается не увеличение, а сохранение на оптимальном уровне этого качества.

Средствами воспитания гибкости являются упражнения в растягивании. Их делят на активные, пассивные и активно–пассивные. Упражнения выполняются с постоянным увеличением амплитуды – от упражнения к упражнению, от серии к серии.

По мнению Л.П. Матвеева активные упражнения преобладают, так как в условиях жизнедеятельности гибкость проявляется в активных ее формах.

Пассивные упражнения служат средством увеличения и сохранения запаса гибкости, следовательно, увеличивают амплитуду активных движений [28].

По режимам работы упражнения в растягивании можно подразделить на статические и динамические.

Большое значение имеет рациональное чередование упражнений на гибкость с упражнениями иной направленности, прежде всего силовой.

Это способствует повышению эффективности силовой тренировки, однако, оказывается бесполезным для развития гибкости, так как приводит к некоторому уменьшению амплитуды движений от повторения к повторению. Упражнения на гибкость могут чередоваться с упражнениями на быстроту, ловкость, с упражнениями на расслабление.

При использовании упражнений на гибкость возможна, как прямая последовательность применения комплекса упражнений (сила + гибкость), так и обратная (гибкость + сила). В первом случае, под влиянием выполнения серии силовых упражнений, подвижность в работающих суставах постепенно уменьшается на 20 – 25%, после выполнения комплекса упражнений на растягивание — возрастает на 50 –70 % от сниженного уровня. Поочередное применение упражнений на силу и гибкость в течение одного занятия способствует постепенному изменению подвижности работающих звеньев тела. После каждого силового упражнения гибкость уменьшается, а после растягивания – вновь возрастает к концу занятий до 30 – 35% от начального уровня.

Некоторые авторы рекомендуют применять медленные динамические упражнения с удерживанием статических поз в конечной точке амплитуды.



Н.И. Волков и В.М. Зациорский предложили для контроля и планирования учитывать следующие компоненты:

Интенсивность.Характеризуется амплитудой сгибания в суставах и напряжением растянутых мышц в принятой позе. Считают, что величина напряжения мышц зависит от активности всех мышечных волокон, синхронности их возбуждения и напряжения, и сокращения мышцы при длине покоя.

Продолжительность упражнениятесно связана с его интенсивностью и, следовательно, с разными механизмами регуляции напряжения растянутых мышц.

Продолжительность интервала отдыха между повторениямиопределяет величину и характер сдвигов в организме, вызванных нагрузкой. Во время отдыха происходят восстановительные процессы, протекание которых зависит от длительности упражнений и интенсивности их выполнения, а также от особенностей функционирования систем организма, обеспечивающих эффективность работы.

Характер отдыха в паузах между повторениямив определенной степени влияет на протекание восстановительных процессов. Выполнения мало интенсивной работы в интервалах отдыха позволяет поддерживать на определенном уровне функционирование различных систем организма.

Детям младшего школьного возраста свойственно подражание, поэтому точный показ и имитация наиболее эффективны. При обучении следует пользоваться и рассказом, но он должен быть лаконичным и образным. Дети особенно быстро утомляются при однообразной деятельности. В связи с этим необходимо своевременно изменять содержание и характер занятий.

Дети младшего школьного возраста склонны к играм и фантазированию, поэтому игровой метод обучения особенно продуктивен. Так как в этом возрасте преобладает образное, предметное мышление, поэтому следует отдавать предпочтение эмоциональным, образным упражнениям.

 

Методика воспитания гибкости детей младшего школьного возраста средствами ушу

Многочисленная научно–методическая литература по вопросам воспитания гибкости, создает обманчивое представление о том, что научных исследований по этой проблеме достаточно. Однако недостаточная разработанность комплексов воспитания гибкости детей младшего школьного возраста на основе ушу вызывает информационный дефицит и затрудняет применение их в практике. Поэтому принята попытка разработки комплексов для воспитания гибкости детей младшего школьного возраста на основе внешних стилей ушу.

Анализ научно–методической литературы показывает, что гибкости не уделяется достаточного внимания на уроках физического воспитания в школе. Предусмотренные программой содержание и методы физического воспитания не способствуют эффективному воспитанию этого качества у детей младшего школьного возраста. Упражнения для воспитания гибкости должны быть адекватными возможностям детей. При составлении комплексов, направленных; на улучшение гибкости детей нужно учитывать наблюдение за детьми и проведенный анализ литературных данных.

При составлении комплексов ушу нужно учитывать то, что для детей наиболее обременительным элементом школьного режима является длительное сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника. Поэтому нужно уделять особе внимание упражнениям для позвоночника. Комплексы должны предусматривать использование упражнений динамического, статического, комбинированного режима работы.

Статические упражнения играют важную роль для поддержания правильной осанки во время сидения за партой и правильной позы во время выполнения физических упражнений, с другой стороны статические усилия у младших школьников сопровождаются быстрым утомлением [24].

При составлении комплексов нужно использовать образные названия упражнений. Детям легче представить технику упражнения через образное восприятие движения. Образное представление движения обеспечивают активное и сознательное выполнение детьми требуемого задания. Желание подражать повадкам какого–то животного, изображать какой–то неодушевленный предмет – все это служит стимулом для выполнения физических упражнений и формирует устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями. Нужно отметить, что многие позы в ушу на самом деле имитируют повадки животных, отсюда и перевод их названий: «аист», «медведь», «журавль распускает крылья», «когти тигра», «дракон» и многие другие.

При обучении ребенка ушу важно придерживаться рекомендаций, учитывающих особенности детского организма.

1. Не желательно заставлять ребенка заниматься насильно и не принуждать его к точному выполнению движений.
Максимальная продолжительность занятий с детьми 40 – 45 мин.

2. Поскольку дети слишком подвижны и не выносят монотонности, пусть ребенок остается в статической позе столько, сколько пожелает. Смену поз можно делать под счет, одновременно весело комментируя изменение положений туловища.

3. Хорошо превратить занятия ушу в игру. Пусть дети веселятся и получают удовольствие.

4. Лучше занятия проводить под специально подобранную музыку, это задает высокий эмоциональный фон и поднимает дух, придает уверенности в движениях, а значит стимулирует детей к занятиям ушу.

Воздействие упражнений ушу на различные группы мышц:

1) Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад:удлиненная поза «дракона», «аист в гнезде», «всадник держит небо», «змея на охоте».

2) Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед:поза с наклоном вперед: «орел на камне», «аист пьет воду», «атака дракона».

3) Укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов в его сторону:«лучник», «журавль оборачивается назад», «дракон», «всадник на лошади», «толкающий сапог».

4) Укрепление плечевого пояса:«журавль расправляет крылья», а так же все виды работы руками (атака, защита, переходы из позиций).

5) Укрепление мышц тазового пояса, ног: «всадник на лошади», «лучник», «дракон», «змея» и другие позы.

6) Укрепление и развитие стоп:переходы из позиций, вращения в позициях. Эти позы являются основными упражнениями ушу для воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

3.2. Обсуждение результатов исследования

При анализе результатов подвижности позвоночника при выполнении контрольного упражнения наклон вперед у мальчиков младших классов наблюдается незначительные изменение показателей с 2,7 до 3,3 балла до третьего класса.

В плечевых суставах у мальчиков начальных классов отмечается резкое увеличение показателей подвижности плечевых суставов с 0,6 до 1,6 балла, после чего отмечается плавное ухудшение результатов.

Изучая показатели подвижности тазобедренного сустава у мальчиков младших классов, наблюдается плавное ухудшение результатов подвижности тазобедренного сустава (2,0 – 3,3) балла.

Подтверждая данные А.А. Гужаловского, наши исследования показывают, что на школьных уроках физической культуры целесообразно особое внимание уделять физическим качествам, которые в том или ином конкретном возрасте находятся в фазе интенсивного возрастного роста. Такие фазы интенсивного возрастного развития рассматриваются как: критические периоды, которые приносят наибольший эффект [35].

Для проведения эксперимента были определены контрольные и экспериментальные классы, которые не имели достоверных различий в показателях гибкости (таблица 1).

 

 

Таблица 1

Показатели гибкости мальчиков экспериментальной и контрольной групп до исследования.

Стат Хар-ки Наклон вперед Плечев. сустав Шпагат Сед ноги врозь
Э К Э К Э К Э К
X 2,35 2,54 1,88 1,95 0,52 0,52 109,4 111,2
σ 4,31 4,45 0,34 0,44 0,03 0,06 10,29 10,4
m 1,05 1,23 0,07 0,12 0,01 0,02 2,5 2,9
p >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
X 3,0 3,1 2,42 2,41 0,53 0,53 104,2 106,5
σ 3,56 3,81 0,34 0,35 0,04 0,04 4,03 5,54
m 0,99 1,06 0,09 0,09 0,01 0,01 1,95 1,54
p >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
X 3,30 2,08 0,7 1,79 0,51 0,49 107,0 104,2
σ 3,13 5,3 0,49 0,29 0,04 0,02 8,88 7,59
m 0,99 1,47 0,14 0,08 0,03 0,01 2,81 2,10
p >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

 

Результаты тестирования мальчиков экспериментальной группы свидетельствуют о достоверном улучшении показателей гибкости по всем тестам (таблица 2).

Таблица 2.

Динамика показателей гибкости мальчиков экспериментальной группы.

Стат Хар-ки Наклон вперед Плечев. сустав Шпагат Сед ноги Врозь.
Н К Н К Н К Н К
X 2,35 4,76 1,88 1,68 0,52 0,50 109,4 120,6
σ 4,31 3,61 0,34 0,27 0,03 0,03 10,29 9,66
m 1,05 0,88 0,07 0,06 0,01 0,01 2,5 2,34
p <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
X 3,0 6,5 2,42 1,96 0,53 0,49 104,2 115,7
σ 3,56 2,50 0,34 0,27 0,04 0,03 7,03 5,72
m 0,99 0,64 0,09 0,08 0,01 0,01 1,95 1,59
p <0,05 <0,05 >0,05 <0,05
X 3,30 6,30 0,7 1,64 0,51 0,48 107,0 114,5
σ 3,13 2,16 0,49 0,37 0,04 0,03 8,88 5,50
m 0,99 0,86 0,14 0,12 0,03 0,01 2,81 1,47
p <0,05 <0,05 >0,05 <0,05

Н – начало эксперимента; К – конец эксперимента.

 

Таблица 3

Динамика показателей гибкости мальчиков контрольной группы.

Стат Хар-ки Наклон вперед Прогиба– ние Плечев. сустав Шпагат Сед ноги Врозь.
Н К Н К Н К Н К Н К
X 2,54 2,82 0,29 0,29 1,95 2,0 0,52 0,52 111,2
σ 4,45 3,26 0,07 0,07 0,44 0,33 0,06 0,06 10,4 8,06
m 1,23 0,90 0,02 0,02 0,12 0,10 0,02 0,02 2,9 2,2
p >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
X 3,10 4,10 0,30 0,31 2,41 2,32 0,53 0,52 106,5 108,8
σ 3,81 3,33 0,03 0,02 0,35 0,30 0,04 0,03 5,54 4,63
m 1,06 0,29 0,01 0,01 0,09 0,08 0,01 0,01 1,54 1,29
p >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
X 2,08 3,54 0,27 0,27 1,79 1,70 0,49 0,48 104,2 106,2
σ 5,3 4,03 0,03 0,03 0,29 0,22 0,02 0,02 7,59 5,46
m 1,47 1,12 0,01 0,01 0,08 0,06 0,01 0,01 2,10 1,50
p <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Н – начало эксперимента; К – конец эксперимента.

В ходе эксперимента получены результаты, которые указывают на значительное улучшение показателей более чем в два раза подвижности позвоночника (наклон вперед) в экспериментальной группе: у мальчиков 1 класса на 102%, во 2 классе на 117%, в 3 классе на 90%. В контрольной группе наблюдается улучшение результатов подвижности позвоночника при выполнении контрольного упражнения наклон вперед: в 1 классе на 11%, во 2 классе этот показатель повышается на 32%, а в 3 классе – на 70%. (Соотношение прироста показателей контрольных и экспериментальных групп представлено наглядно в диаграмме на рисунке 1).

Исходя из полученных данных, можно полагать, что подвижность позвоночника при выполнении наклонов в сагиттальной плоскости легко поддается тренировке в младшем школьном возрасте.

 

Эффективность использования комплексов ушу так же подтверждается существенным приростом показателей подвижности позвоночника в экспериментальной группе, при выполнении контрольного упражнения прогибания. Так, например, в 1 классе на 26,9%; во 2 классе прирост результатов подвижности в этом контрольном упражнении несколько меньше и составляет: – 13%; в 3 классе улучшение показателей составило 14%. В контрольной группе у учащихся 2 класса прирост результатов незначителен и составляет 3 %. В 1 и 3 классе прироста показателей подвижности позвоночника не наблюдается, что показано на рисунке 2). Это связано с тем, что в занятиях с контрольной группой практически не использовались упражнения, связанные с прогибанием в позвоночнике.

Оценка изменения результатов подвижности в плечевых суставах свидетельствуют о значительном улучшении показателей в экспериментальной группе. Так, например, улучшение показателей в 1 классе –11%; во 2 классе – 19%; в 3 классе – 134%. В контрольной группе в 1 классе наблюдается ухудшение подвижности в плечевых суставах, по сравнению с экспериментальной группой на 3%.

Во 2 классе отмечается незначительный прирост показателей подвижности плечевых суставов, по сравнению с экспериментальными группами – 4%.. В 3 классе прирост показателей составил – 5%. Анализируя представленные данные можно сделать вывод: возраст 8–9 лет является наиболее благоприятным для воспитания подвижности в плечевых суставах (рисунок 3).

 

Сравнение результатов, характеризующих подвижность тазобедренных суставах при выполнении контрольного упражнения шпагат, показывает улучшение результатов в экспериментальной группе в 1 классе на 4%; во 2 классе на 8%; в 3 классе на 6%. В то время, как в контрольной группе мальчиков 1 класса показатели подвижности тазобедренных суставов не изменились; во 2 и 3 классах прирост составил всего 2% (рисунок 4).

Увеличение показателей подвижности тазобедренных суставов, при выполнении контрольного упражнения: сед ноги врозь, также наблюдается в экспериментальной группе: в 1 классе на 10%; во 2 классе на 11%; в 3 классе на 7%. В контрольной группе, по сравнению с экспериментальной, отмечается еще более низкий прирост показателей – по каждому классу всего на 2% (рисунок 5).

Выше приведенные данные указывают на необходимость использования упражнений для воспитания гибкости на уроках физической культуры у учащихся младших классов.

Приведенные данные убеждают, что положительные изменения показателей гибкости мальчиков младшего школьного возраста явились результатом последовательного внедрения в практику разработанных нами комплексов ушу.

Результаты оценки психоэмоционального состояния детей младшего школьного возраста свидетельствуют, что использование комплексов ушу на уроках физической культуры способствуют формированию устойчивого интереса у детей к процессу выполнения физических упражнений. Это подтверждается результатами тестирования по методике М. Люшера и бесед с детьми (рисунок 6).

Результаты исследования показывают, что показатели контрольной группы в отличии от экспериментальной, являются статистически недостоверными (p>0,05).

 

Выводы

1 Анализ литературных источников и имеющихся данных по теме показал, что проблема воспитания гибкости детей младшего школьного возраста не достаточно изучена и требует новых методических разработок. К таким методикам на наш взгляд, можно отнести традиционное ушу.

2Обоснована эффективность использования комплексов ушу для развития гибкости детей данного возраста на основе анализа результатов эксперимента. Эффект использования экспериментальных комплексов выражен в достоверных различиях между экспериментальной и контрольной группами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев, В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление / В.Г.Афанасьев. – М.: Политиздат, 2006. – 334 с.

2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК / Б.А.Ашмарин. – М.: Физическая культура и спорт, 2008. – 223 с.

3. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К.Бабанский. – М. : Педагогика, 2007. – 192 с.

4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич. – М.: Физическая культура и спорт, 2008. – 208 с.

5. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К.Бальсевич, В.А.Запорожанов. – Киев : Здоровья, 2007. – 223 с.

6. Белов, Р.А. Исследование активной и пассивной подвижности в суставах обоснование методики ее развития у девочек школьного возраста : автореф. канд. пед. наук / Р.А.Белов; ГЦОЛИФК. – М., 2007. – 19 с.

7. Белоус, Ю.В. Гимнастика УШУ. Тайцзи–цюань 24 формы / Ю.В.Белоус. – М. : Центр нетрадиционных методов оздоровления, 2009. – 50 с.

8. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М.Вайцеховский. – М. : Физическая культура и спорт, 2005. – 201 с.

9. Васильев, Е.П. Электромиотопометрические исследования в связи с выполнением упражнений на гибкость / Е.П.Васильев // Теория и практика физической культуры. – 1964. – № 2. – С. 42–44.

10.Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А.Б.Гандельсман, К.М.Смирнов. – М. : Физическая культура и спорт, 2006. – 256 с.

11.Хрипкова ,А.Г. Возрастная физиология : учеб. пособие для студентов / А.Г.Хрипкова. – М. : Просвещение, 2008. – 287 с.

12.Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А.Годик, А.Н.Барамидзе, Т.Г.Киселева – М. : Советский спорт, 2008. – 96 с.

13.Грипас, О.В. Подвижные игры при обучении детей У–ШУ, или как УШУ увлечь детей / О.В.Грипас // Информационный бюллетень, 2006. – № 8. – 35 с.

14.Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников / А.А.Гужаловский. – Минск : Народная асвета, 2007. – 88 с.

15.Диденко, В.В. Ушу: философия движения / В.В.Диденко, Г.В.Попов, О.А.Сагоян. – М. : Книга, 2008. – 320 с.

16.Доленко, Ф.Л. Исследование подвижности в голеностопном суставе человека и обоснование средств и методов ее развития : автореф. дис. канд. пед. наук / Ф.Л.Доленко; ГЦОЛИФК. – М., 2009. – 20 с.

17.Доленко, Ф.Л. Берегите суставы / Ф.Л.Доленко. – М. : Физическая культура и спорт, 2009. – 112 с.

18.Зациорский, В.М Физические качества спортсмена : Основы теории и методики воспитания / В.М.Зациорский. – 2–е изд. – М. : Физическая культура и спорт, 2007. – 200 с.

19.Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И.Зуев. – 2–е изд. – М. : Советский спорт, 2006. – 64 с.

20.Карелин, А.А. Психологические тесты. Т. 1. / А.А.Карелин. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 312 с.

21. Ким, Г.Н. Взаимосвязь силы мышц и подвижности в суставах у девочек, занимающихся художественной гимнастикой / Г.Н.Ким // Сборник научных трудов молодых ученых. – Смоленск, 2009. – Вып. 1. – С. 55–56.

22. Кожевников, В.И. Лечебно – оздоровительные гимнастики Востока / В.И.Кожевников. – Челябинск, 2007. – 176 с.

23. Кожевников, В.И. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста средствами основной гимнастики и хатха–йоги / ВИ.Кожевников, О.А.Задорожная // Материалы II–й региональной научно–практической конференции ученых аспирантов и студентов / Урал ГАФК. – Челябинск, 2008. – С. 21–22.

24. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А.Фомин, В.П.Филин. – М. : Физическая культура и спорт, 2006. – 176 с.

25. Лях, В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В.И.Лях // Физическая культура в школе. – 2009. – № 1. – С. 4–10

26. Фомин, В.П. Диалог о боевых искусствах Востока / В.П.Фомин, И.Б.Линдер. – М. : Молодая гвардия, 2007. – 363 с.

27.Маслов, А.А. Синьицюань: единство формы и воли / А.А.Маслов. – М. : Изд. центр "Здоровье народа", 2009. – 178 с

28.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического воспитания / Л.П.Матвеев. – М. : Физическая культура и спорт, 2008. – 543 с.

29. Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В.Менхин. – М. : Физическая культура и спорт, 2009. – 224 с.

30.Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика : теория и методика : учебник / Ю.В.Менхин, А.В.Менхин. – Ростов–на–Дону : Феникс, 2006. – 382 с.

31. Минаев, М. Индексные оценки показателей в текстах на гибкость : спортивная гимнастика / М.Минаев // Система подготовки зарубежных спортсменов : экспресс информация / ВНИИФК. – 2007. – № 6. – С. 32–39.

32. Назаров, В.Т. Ускоренное развитие подвижности в плечевых суставах спортсменов / В.Т.Назаров, Л.В.Жилинский // Теория и практика физической культуры. – 2008. № 10. – С. 28.

33.Неверкович, С.Д. Построение программ по физической культуре для начальной школы / С.Д.Неверкович, С.П.Киршев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 2. – С. 16.

34.Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека / Под ред. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.З. Судзиловского. – М. : Физическая культура и спорт, 2010. 544 с.

35. Новоселова, О.А. Физическое воспитание как фактор адаптации детей 7–8 лет к обучению в школе : дис. канд. пед. наук / О.А.Новоселова; УралГАФК. – Челябинск, 2009. – 165 с.

36. Пеганов, Ю.А. Позвоночник гибок – тело молодо / Ю.А.Пеганов, Л.А.Берзина. – М. : Советский спорт. 2008. – 80 с.

37.Пензулаева, Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе : Книга для учителя / Л.И.Пензулаева. – М. : Просвещение, 1990. – 144 с.

38. Петрикевич, В.В. Уровень развития и взаимосвязь физических качеств у школьников 9–14 лет / В.В.Петрикевич // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта : Республикан. межвед. сб. / БГИФК. – Минск, 2007. – Вып. 14. – С. 14.

39. Петров, П.К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнастики в школе : учеб. пособие / П.К.Петров. – Ижевск : Изд–во Удмуртского ун–та, 2005. – 162 с.

40. Семенов, В.Г. Методы математической статистки в исследованиях по физической культуре и спорту : учеб. Пособие / В.Г.Семенов, В.А.Смольянинов, Е.П.Врублевский. — Смоленск : СГИФК, 2008. – 73 с.

41. Семенов, Л.П. Игровые задания в основной части урока гимнастики : метод. разраб. для студентов и слушателей фак. квалификации Академии РГАФК / Л.П.Семенов. – М., 2006. – 55 с.

42.Сермеев, Б.В. Методика измерений амплитуды движений в суставах / Б.В.Сермеев, Ф.Л.Доленко // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 6. – 69 с.

43.Туманян, Г.С. Гибкость как физическое качество / Г.С.Туманян, С.К.Харацидис // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 2. – С. 51

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.