МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УШУ





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами Ушу»

 

Выполнил: студент группы АФКб-1101 Чудаков Дмитрий

Преподаватель – к.б.н. Подлубная А.А.

 

 

Тольятти 2013

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УШУ.

1.1 Ретроспективный анализ проблемы в теории и практике физической культуры…………………………………………........8

1.2 Ушу как средство гармоничного развития детей младшего школьного возраста……………………………………....13

1.3 Роль гибкости в жизнедеятельности человека …………………………...21

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

2.1 Общая характеристика организации экспериментальной работы……………………………………………………...27

2.2 Методы воспитания гибкости …………………………………………..33

2.3 Методика воспитания гибкости детей младшего

школьного возраста средствами Ушу………………………..................37

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1 Динамика показателей воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста………………………………..41

3.2 Взаимосвязь физических качеств с гибкостью у детей младшего школьного возраста………………………….……..49

ВЫВОДЫ ………………………………………………………...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....56

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Младший школьный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становление жизненно–необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.

Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально – экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма.

Одним из важных физических качеств является гибкость.

Гибкостьсвойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела [28].

Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, быстрота, реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энергозатраты и снижать экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам мышцы связок.

Проведенные научные исследования доказывают, что широкое применение упражнений, развивающих гибкость, на растяжение и. расслабление в разминке, особенно перед интенсивной работой, способны в 2–3 раза сократить количество травм мышечной, костной и соединительной. (S. Вгоwn, Т.J. Chandler, Р. Renstrom ). По мнению В.К. Бальсевича, Р.А. Белова, С.М. Вайцеховского, Ф.Л. Доленко, В.П. Филина, отсутствия специальной тренировки способствуют снижению этого качества.

В настоящее время выпускники детских садов имеют низкий уровень гибкости. В процессе дошкольного физического воспитания развитию гибкости по–прежнему не уделяется должного внимания, хотя данный возрастной период является наиболее благоприятным для развития этого двигательного качества. С учетом этого уровень развития гибкости во многом определяет функциональное состояние опорно–двигательного аппарата. Значительное число нарушений осанки у детей в некоторой степени обусловлено низким уровнем воспитания гибкости [35].



Сейчас созданы и продолжают разрабатываться разнообразные концепции и программы по физическому воспитанию разного уровня сложности, системы дополнительных занятий физической культурой, для того чтобы повлиять на уровень физической подготовленности детей, улучшить функциональное состояние систем организма, снизить последствия стрессовой педагогики, сформировать положительное отношение к занятиям физической культурой.

В современных условиях решение социально важных задач физического воспитания детей осложняется рядом факторов, в числе которых: нехватка уроков физической культуры, недостаточный интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями, недостаточность методических разработок по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста [13].

Ретроспективный анализ литературных источников, посвященных изучению воспитания гибкости детей дошкольного возраста, свидетельствует: подавляющее большинство исследований направлено на большой спорт. Научных разработок, посвященных воспитанию гибкости в школе сегодня явно недостаточно.

Специально проведенные исследования, на примере мальчиков младшего школьного возраста, на базе школы №76 города Тольятти, свидетельствуют: низкий уровень развития гибкости имеют 42% учащихся первых классов, 69% – вторых, 76% – третьих классов. Это связано с не разработанностью методики по воспитанию гибкости в практике работы школы в соответствии с многовековым положительным опытом восточной оздоровительной гимнастики, а также отсутствием научно–методических рекомендаций, позволяющих педагогам использовать их в работе с детьми младшего школьного возраста.

Отмеченное позволяет сформулировать противоречие между: необходимостью воспитания гибкости детей младшего школьного возраста и слабой разработанностью средств восточной оздоровительной гимнастики.

Социальная значимость проблемы, потребность теории и методики физического воспитания учащихся младшего школьного возраста обусловили выбор темы: «Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами Ушу».

Цель работы – исследование эффективности применения средств Ушу на воспитание гибкости детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние комплексов Ушу на повышение уровня гибкости в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования – эффективность воспитания гибкости младших школьников можно повысить при выполнении следующих условий:

а) Использование комплексов восточных оздоровительных гимнастик на уроках в школе.

б) Повышение психоэмоционального фона на уроках физической культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе ставились и решались следующие задачи:

1 1. Оценить уровень развития гибкости у мальчиков начальных классов;

2 2. Определить состояние психоэмоциональной сферы;

3 3. Разработать и применить методику, основанную на использовании средств ушу; оценить эффективность методики.

Методической основой исследования являются: идеи специалиста по анализу природных и социальных явлений В.Г. Афанасьева [1]; современные представления о содержании, структуре, средствах и методах физического воспитания В.М. Зациорского [18].

Теоретическая значимость исследованиязаключается:

а) в расширении материала в теории и методике физического воспитания по использованию средств ушу в работе с детьми младшего школьного возраста;

б) в воспитании гибкости на основе использования комплексов ушу.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования позволяют рекомендовать применение упражнений ушу в учебной работе школы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ УШУ

1.1 Анализ проблемы в теории и практике физической культуры

В соответствии с социально–экономическими потребностями, современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности; общего образования, целью физического развития в школе является содействие всестороннему гармоничному развитию личности. Общеизвестно, что основной биологической потребностью ребенка с самого рождения является двигательная активность.

Однако, она значительно сокращается с момента поступления в школу, что связано с началом новой учебной деятельности. Ребенок попадает в условия минимального двигательного режима. В данной ситуации физическое развитие крайне затруднено.

По мнению Л.П. Матвеева [28], одним из основных условий реализации принципа всестороннего развития в процессе физического воспитания является исследование таких средств и методов, какие гарантировали бы направленное развитие всех основных физических качеств человека, содействовали бы полному выявлению индивидуальных физических способностей и создавали бы достаточно богатый фонд жизненно важных двигательных умений и навыков.

Известный швейцарский педагог И. Песталоции рассматривал физическое воспитание как неотъемлемую часть школьного образования. Он создал теорию «элементарной» гимнастики, сущность которой состояла в обучении всевозможным «суставным» движениям, выполненными с различной амплитудой и направлением.

Специфическое воздействие выражается в прямом участии двигательного анализатора в любом действии: в способности удерживать статическую позу, выполнение движений, необходимых для умственной работы, то есть движений пальцев и кисти при письме, движений глаз, голосовых связок и артикуляции при чтении, перемещение тела в пространстве, манипулирование с различными предметами.

Неспецифическое воздействие состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры полушарий большого мозга, создавая, таким образом, благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработке новых.

По мнению В.К. Бальсевича [4], физический потенциал человека представляет собой единый комплекс многообразных физических качеств, моторных способностей и адаптационных возможностей человека и реализуется в движениях, действиях и рабочих операциях.

Воспитание физических качеств у детей школьного возраста сопряжено с рядом особенностей, связанных с ростом и развитием организма: во–первых, развитие одного качества положительно сказывается на росте других физических качеств, что обуславливает необходимость комплексного подхода к воспитанию физических качеств у школьников; во–вторых, в ходе развития различных функций организма существуют сенситивные периоды, когда прирост качеств происходит особенно интенсивно; в–третьих, в процессе воспитания физических качеств у детей школьного возраста особенно остро проявляется необходимость реализации дидактических принципов.

Следует отметить, физические качества — главный комплексный фактор двигательных возможностей человека: они качественно определяют все многообразие отдельных физических способностей. Специальные исследования ученых свидетельствуют, что существенное влияние на развитие физических качеств оказывает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.

По мнению А.А. Гужаловского [14], развитие физических качеств – непрерывный, охватывающий всю жизнь и изменяющийся от поколения к поколению процесс, вызванный тесным взаимодействием двух начал — биологического и социального. Сами по себе физические способности, не реализованные физические качества, свойства, не играют решающей роли для окончательного формирования физического статуса человека, не определяют уровень его физической подготовленности.

Таким образом, развитие физических качеств представляет собой такую форму процесса взаимодействия внутренней природы организма и внешних условий жизнедеятельности при которой наследственно обусловленные физические способности в зависимости от этапов возрастного развития и действия различных социально–экологических факторов реализуются в физические качества ребенка, определяя тем самым его физическую подготовленность к жизни, трудовой деятельности [10].

1.2 Ушу как средство гармоничного развития детей младшего школьного возраста

Под восточными оздоровительными гимнастиками мы подразумеваем оздоровительные системы, истоки которых берут начало в древних государствах Востока, таких как Индия, Китай. Древние культуры входят в сокровищницу мировой современной культуры. Они привлекают не только историков, искусствоведов, других ученых, но и простых людей, одухотворяя их жизнь.

Известные и хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней практике виды и формы гимнастики традиционно остаются в арсенале испытанных средств отечественной физической культуры.

Исходя из этого можно сделать некоторые преимущества восточных оздоровительных гимнастик перед европейскими.

1. Главное достоинство – комплексное воздействие на весь организм, неразрывное сочетание различных воздействий на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой.

2. Брюшной тип дыхания при выполнении гимнастических комплексов укрепляет дыхательную систему.

3. Основной принцип упражнений восточных оздоровительных гимнастик – чередование напряжения и расслабления, что очень важно для развития полноценных физических качеств растущего организма.

4. Восточные оздоровительные гимнастики содержат многообразие
движений растягивающего и скручивающего характера, способствуют улучшению гибкости и увеличению подвижности в различных суставах, что имеет существенное значение при некоторых заболеваниях и восстановление после травм.

Популярность китайского ушу растет с каждым годом и определить эту систему однозначно невозможно, так как в разные периоды истории к ушу относили технику владения оружием и рукопашный бой, способы оздоровления и врачевания, народные праздничные ритуалы и танцы, цирковые выступления. И при всем при этом ушу стало истоком для всех своих «собратьев» (каратэ, дзюдо, айкидо, и др.). И в то же время (особенно в России) ушу ассоциируется с китайской «военизированной» гимнастикой, искусством хореографии и балета. Но цели и мотивы занятий каждый определяет для себя сам. Сейчас наиболее привлекательными становятся те стили, история которых насчитывает столетия, т.е. традиционные стили ушу.

В традиционном ушу следует тренировать не только те качества, которые необходимы в борьбе, но и человеческие качества, в первую очередь осознание и выдержку. Если брать традиционное, очень глубокое ушу, то при правильном преподавании это не только тренировка боевых техник, но и обязательно разделы, связанные с пониманием себя, пониманием мира и того, как ты действуешь в этом мире.

Известно, что психический, физический и духовный аспекты существования человека тесно связаны и влияют друг на друга. Эти взаимосвязи учтены в методиках ушу, поэтому занятия делают человека более совершенным, расширяют его психофизические возможности, а значит, и возможности адаптации к ритму современной жизни. Универсальность системы ушу позволяет начинать занятия практически при любом состоянии здоровья и в любом возрасте. Проблема физического воспитания детей в настоящее время привлекает многих специалистов в связи с низкой физической подготовленностью подрастающего поколения к современной жизни.

Оздоровительный аспект китайского ушу занимает центральное место в работе с детьми. Гимнастика ушу значительно активизирует обменные процессы, создает благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Базовые упражнения в ушу — специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Эти упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку [13, 15].

Элементы базовых техник УШУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются стойки и передвижения, которые больше всего укрепляют крупные группы мышц плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются диафрагма, межреберные мышцы и т. д.) [7,48].

Большинство стоек просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно [44].

Большую роль играют основные базовые стойки: «всадник», «лучник», «змея», «дракон» и их производные в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающееся в 11 —13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса. Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения [44].

Наряду с влиянием на формирование опорно–двигательного аппарата гимнастика УШУ является прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят дыхательные упражнения, укрепляющие диафрагму — основную дыхательную мышцу, межреберные мышц, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания, со структурой движения [13].

Активное дыхание, т. е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому ему необходимо большое количество кислорода. Дыхание у детей учащенное, поверхностное. Маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать дыхание с характером движения. Все это неблагоприятно влияет на глубину дыхания. Кроме того, специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже [7].

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки на занятиях ушу, способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы.
Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, выполнение комплексов ушу выполняется коллективно, что способствует развитию у детей синхронности, организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений.

Иногда музыкальное произведение имеет доступный для дошкольника ритмический рисунок, который он может отметить (в умеренной форме) в легких хлопках, притопах. Все это развивает у детей чувство ритма, координацию, быстроту ответной реакции [44].

Выполнение комплексов УШУ под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию правильной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движениям, вызывает у детей положительный эмоциональный тонус [7].

В западном мире оздоровительное ушу в основном используется для развития здоровья и гибкости тела. Развитие гибкости тела – жоугун, это сложный комплексный процесс воздействия на мышечный, связочный и суставной аппараты с целью увеличения предельной амплитуды движения звеньев тела. Зависит гибкость не только от эластических свойств мышц и связок или строения суставов, но и от центрально–нервной регуляции мышечного тонуса [27].

В арсенале ушу много упражнений, которые требуют от выполняющего незаурядной гибкости, координации движений, силы той или иной группы мышц. Можно смело сказать, что ушу требует значительно большей проработки гибкости таких звеньев тела как позвоночник, тазобедренный сустав, чем, скажем, спортивная гимнастика или акробатика. Существуют и отличия в критериях гибкости тела в ушу и других видах спорта. Так, например, при подъеме ног и махах в художественной гимнастике, большое значение уделяется максимальному подъему ноги вверх, выше головы и выведению бедра вперед, иногда до такой степени, что колено находится на уровне лба, в то время как в ушу при подъемах ноги и махах бедро закрепляется, и мах выполняется "на короткую ногу", так, что на уровне лба находится стопа, что требует значительно большей эластичности мышц задней поверхности бедра. Учитывая такую специфику гибкости в ушу, следует отметить и необходимость подготовительных разогревающих упражнений, без которых вероятность травматизма (растяжения, воспаления и микроразрывов мышечной ткани) очень велика [27]. Специфика ушу предполагает выполнение специальных теплопродуцирующих разминочных движений в начальной фазе тренировки, поскольку вслед за разминкой сразу следует специальный комплекс (Цзибэньгун), предполагающий выполнение движений в разных плоскостях на предельных амплитудах.
В разминочные упражнения помимо бега и общеразогревающих упражнений обязательно должны быть включены серийно выполняемые упражнения с нарастанием амплитуды движения [43].

Многие известные китайские мастера – Ши Мин, Сяо Вэйцзя, Ван Даньдин, рекомендует использовать упражнения ушу на гибкость [11]. Упражнения на гибкость способствуют приобретению навыка глубокого расслабления, что благотворно влияет на эмоциональную сферу. Переход от напряжения мышц к расслаблению и снова к напряжению является своеобразной гимнастикой [23].

При выполнении упражнений на растягивание, возбуждаются соответствующие механорецепторы, эти возбуждения в виде центростремительных импульсов достигают коры головного мозга и вызывают ответную реакцию в организме. Таким образом, различные способы растяжек рефлекторно вызывают реакцию со стороны нервной системы [29].

Как уже говорилось, В ушу большое внимание уделяется позвоночнику и суставам. Упражнения в основном предназначены для поддержания правильной кривизны позвоночника и увеличению его подвижности путем растяжки передних и задних продольных связок. Однако, подвижность позвоночника снижается с возрастом, в результате чего любое движение становится болезненным. Человек, занимающийся ушу, сохраняет подвижность связок и позвоночника.

Уже в 6–7 вв. до нашей эры в санкритских источниках встречается изречение «в здоровом теле — здоровый дух». Еще в III–в. н. э. известный китайский врач Хуа То разработал основы комплекса упражнений на основе наблюдений за повадками животных (тигра, медведя, обезьяны, журавля и оленя), их способами защиты и нападения. Этот комплекс в последствии развился и образовал разновидность системы ушу – «школу пяти животных» (У–ЧИНЬ – ШИ). Позднее различными мастерами в течение веков добавились другие стили: змеи, коня, крысы, дракона, богомола и др. Основные принципы этих стилей являются – гибкость, скорость, сила, мгновенность действия (движение одновременно с мыслью), правильное дыхание, самообладание, а так же – умение чередовать напряжение с расслаблением [27].

Комплексы ушу представляют собой в основном чередование поз тела. Каждая поза имеет свои правила выполнения, которые необходимо соблюдать. Так же важно чередование вдоха и выдоха при смене позы. Выдох чаще всего делается при имитации удара, при скручивании и наклоне корпуса, иногда используется задержка дыхания. Вдох, в основном, делается при смене позы. Длительность вдохов и выдохов зависит от поставленной задачи занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также от выбранного для занятий стиля ушу. Комплексы ушу дают возможность разрабатывать мышцы тела и поддерживать их в хорошей форме. Их можно применять специально для развития определенных групп мышц. Комплексы эффективны для формирования правильной осанки и увеличения подвижности суставов и позвоночника [13,].

Ушу – это как раз тот вид двигательной деятельности, что привлекает детей своей динамичностью, красотой исполнения, четкостью движений [13].

Подытоживая выше изложенное, можно сделать вывод, что дошедшие, до нас древневосточные учения свидетельствуют об их рациональном использовании в работе с детьми. Именно в детском возрасте закладывается фундамент физического, психического и духовного здоровья; именно этот период на 75% определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

1.3 Роль гибкости в жизнедеятельности человека

Гибкость – это свойство растягиваемости мышечных и соединительных структур, определяющие пределы движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний – разгибаний и других движений. Определяют гибкость прежде всего эластические свойства мышц и связок, строение суставов [25].

Уровень гибкости обуславливает развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм [28]

Гибкость повышает вариативность двигательных навыков, увеличивает амплитуду движений в суставах, обеспечивая необходимую свободу произвольных движений; способствует улучшению непроизвольного расслабления мышц во время работы [28].

Недостаточная подвижность в суставах обуславливает резкое снижение усвоения двигательных навыков, что является причиной снижения тренированности. Многие авторы определяют это качество как способность выполнять движения с большой амплитудой.

Л.П. Матвеев дает более полное определение гибкости, как свойству упругой растягиваемости телесных структур, определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. [28].

Однако некоторые авторы указывают на то, что чрезмерное растягивание связочных структур и суставных капсул лишь незначительно увеличивают гибкость. При этом повышается вероятность травм суставов. Поэтому при развитии гибкости основное внимание следует уделять растягиванию мышечно–сухожильной единицы, ее способности удлиняться в пределах физических ограничений сустава.

Большую роль при проявлении гибкости в суставах играет возбуждение растягиваемых мышц. По мнению Е.П. Васильева этот фактор имеет охранительную природу. Сначала мышцы реагируют на растягивание сокращением. Это означает, что она пытается сжаться [9].

Сжатие – защитный рефлекс против разрыва. По теории, гибкость определяется неспособностью связок и мышц растягиваться, а способностью мышц уступать противодействующей растягивающей силе. Первые повреждения появляются в дегенеративном мышечном волокне, когда его растягивают на 25–30% начальной длины. Такие растяжения не встречаются даже в спортивной практике. Связка начинает повреждаться, когда ее растяжение составляет более 20% от начальной длины, однако в живом организме даже при экстремальных условиях растяжение связок не превышает 4% начальной длины волокна [9].

Л.П. Матвеев, анализируя факторы, ограничивающие гибкость, отмечает, что «оперативное» состояние гибкости зависит от общего функционального состояния организма в данный момент и от внешних условий, влияющих на него. В частности, оно зависит от суточной периодики функции: утром гибкость с большим трудом поддается предельной мобилизации, чем днем. Однако это не исключает возможности ее максимальных проявлений сразу после пробуждения. Под влиянием разминки и разогревания тела оперативное состояние гибкости улучшается, под влиянием же охлаждения – ухудшается.

Ни одно физическое качество не зависит от возраста так жестко, как подвижность в суставах. Гибкость начинает регрессировать уже в первые годы жизни. По мере окостенения хрящевых тканей уменьшается подвижность в сочленениях; к 13–16 годам завершается формирование суставов и они становятся менее податливыми морфологическим изменениям; прочнее становится связочный аппарат, и он с каждым годом все меньше поддается воздействиям на растягивание, эластичность связок становится меньшей. Все это выражается в уменьшении предельно возможной амплитуды движений.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для воспитания гибкости. Это – прежде в морфологические особенности опорно–двигательного аппарата – эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба [50].

По мере развития организма гибкость изменяется неравномерно. Так подвижность позвоночного столба при разгибании повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет [21]. В более старшем возрасте прирост ее снижается. Подвижность позвоночного столба при сгибании у мальчиков 7 –10 лет значительно возрастает, а в 11 – 13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет [21]. При активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. Развитие гибкости следует начинать уже в младшем школьном возрасте, и не только потому, что в этот период мышцы особенно податливы к растяжению, но и для того, чтобы предупредить связанные с возрастом сокращение подвижности в суставах. Недостаточно развитая гибкость является причиной невозможности приобрести определенные двигательные навыки, задержки в развитии других качеств (сила, быстрота, ловкость), снижения качества управления движениями и т.п. Следует также помнить, что большая гибкость, сочетающаяся с недостаточно или неравномерно (асимметрично) развитой мускулатурой, делает его податливым к искривлению.

Чрезмерное развитие гибкости ведет порой к необратимой деформации суставно–связочного аппарата, что отрицательно сказывается на двигательных способностях.

Б.В. Сермеев приводит материал: взаимосвязь активной и пассивной форм проявления гибкости и силы далеко не однозначны. При выполнении активных движений величина их амплитуды зависит от силовых возможностей человека, чем больше разница между активной и пассивной подвижности в суставах, тем в большей степени амплитуда активных движений зависит от силы мышц. Увеличение мышечной силы приводит к увеличению активной подвижности, если же разница небольшая, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицательно сказывается [42].

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод: в процессе физического воспитания, воздействуя на одно двигательное качество, мы влияем и на другие. Воспитание физических качеств должно обеспечивать их гармоничное развитие в нужном соотношении.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.