УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ Налоги – своеобразная цена монополистической купли-продажи услуг государством при выполнении им своих функций. Таблица 1. ТОВАР | Услуги государства | ПРОДАВЕЦ | Государство | ПОКУПАТЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ | Общество в лице субъектов | Особенностью рынка государственных услуг является то, что свои условия диктует продавец-монополист. Специфика заключается еще и в принудительном характере сделок, или в правовой обязательности уплаты налогов. Столкновение интересов продавца (государства) и покупателей (субъектов налогообложения) в любом более или менее демократическом обществе должно создать эффект оптимизации налоговой системы. В результате устанавливается «нормальная» цена равновесия - уровень ставок налогов, в основе которого лежат затраты государства на воспроизводство своих функций с учетом соотношения спроса и предложения.(9) Налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.(2) Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор, согласно Налоговому кодексу РФ, представляет собой условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован и сопоставим с целями, на которые он взимается.(10) Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно знать основные принципы налогообложения, сформулированные Адамом Смитом, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы.(3) Эти принципы сводятся к следующему: 1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения. 2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому. 3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика. 4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали «аксиомами» налоговой политики.(11) Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения в РФ могут быть представлены в виде схемы. ВСЕОБЩНОСТЬ Охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы СТАБИЛЬНОСТЬ Устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени РАВНОНАПРЯЖЕННОСТЬ Взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам в доле от дохода и прибыли ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ · Принудительность налога; · неизбежность его выплаты; · самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ Установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех в примерно равные условия и оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения УДОБНОСТЬ Налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Сумма, способ и время платежа должны быть точно заранее известны плательщику ЭКОНОМИЯ Сокращение издержек взимания налога (5,6) В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов. В качестве примера рассмотрим множественность налогов в РФ Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов налогообложения (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт). Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов и в наибольшей степени выполнять регулирующую функцию. Таблица 2. ФОРМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ | ФОРМА НАЛОГОВ | Доход | Доход (прибыль) организаций | Налог на прибыль (доход) организаций | | | | | Прямые налоги | | Заработная плата и другие виды доходов физических лиц | Налог на доходы физических лиц | | | Дивиденды, проценты по ценным бумагам | Налог на прибыль (доход) организаций | | Имущество | Владение имуществом | Налог на имущество организаций | | | | Налог на имущество физических лиц | | | | Транспортный налог | | | Передача имущества | Налог на наследство, дарение | | Ресурсные платежи | Владение, пользование, эксплуатация природных ресурсов | Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы | | | | Плата за недра | | | | Плата за лесопользование | | | | Плата за землю | | | | Плата за воду | | | | Экологический налог | | Обращение и потребление товаров | Ввоз-вывоз товаров за границу Реализация товаров | Таможенные пошлины | Косвенные налоги | | | Акцизы | | | | Налог на добавленную стоимость | | В таблице приведена наиболее распространенная классификация налогов по двум группам: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. В этом случае мобилизация финансовых средств начинается государством в момент распределения новой стоимости. Государство предъявляет свои права на долю дохода сразу при его создании. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене. В этом случае государство становится участником распределения новой стоимости в момент реализации товаров и услуг. В отличие от прямых налогов, облагающих доходы, эти налоги «падают» на расход. Конечным плательщиком выступает, как правило, потребитель, который приобретает товар по повышенным ценам, включающим косвенные налоги. Государственная казна получает их не прямо с того, кто платит налог, а от производителей и торговцев, а те уже собирают налоги с покупателей при продаже товаров. Этот процесс называется переложением налогов, а сами налоги поэтому и назвали косвенными. Налоги классифицируются и по другим группировочным признакам, что имеет немаловажное значение для изучения их многообразия, оценки структуры налоговой системы, а также решения других практических задач. Советуем Вам ознакомиться с ними, для чего предлагаем заполнить таблицу в рабочей тетради. Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство: (16) - финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве; - реализует социальные программы пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.; - обеспечивает свою оборону и безопасность; - содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления; - предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам. Это первая и основная функция налогов, которая называется фискальной (от лат. «fiscus» - казна). Фискальная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В то же время налоги выполняют регулирующую функцию. Регулирующая функция налогов заключается в регулировании (поощрении или сдерживании) темпов экономического роста, инвестиционной активности, совокупного спроса, в выравнивании имущественного положения различных групп населения.(21) Обе функции находятся в неразрывном единстве. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает объективные условия для более широкого и углубленного воздействия на процесс воспроизводства. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает доходы различных групп субъектов рыночной экономики и, следовательно, расширяет базу для фискальной функции. Существует несколько способов взимания налогов: 1) кадастровый (от слова кадастр - таблица, справочник) - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог (взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства и независимо от того, используется ли это транспортное средство или простаивает), земельный налог, единый налог на вмененный доход (ЕНВД); 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является выплата налога, производимая после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль; 3) у источника. В этом случае налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Налоговое право Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый кодекс (НК) РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Налоговое право России (как и большинства других стран) весьма подвижно и изменчиво. Нестабильность налоговой системы негативно влияет на экономику, так как делает затруднительным, а порой невозможным, планирование предпринимателями своей деятельности, осуществление долгосрочных инвестиций и т.д. Однако справедливости ради стоит назвать основную причину столь частых изменений и поправок - действия самих налогоплательщиков, которые, пользуясь «лазейками» в законодательстве, идут на всевозможные ухищрения в целях уклонения от уплаты налогов. Законодатели вынуждены принимать ответные меры и вносить изменения в действующее законодательство. Так, например, в середине 1990-х гг. XX в. весьма широкое распространение на российских предприятиях получила практика ухода от уплаты взносов во внебюджетные социальные фонды и подоходного налога с физических лиц путем замены заработной платы льготными ссудами, выдаваемыми работодателями своим работникам. Как следствие, с января 1997 г. материальную выгоду по ссудам, рассчитанную как экономию на процентах за кредит, признали объектом подоходного налогообложения. А с 1 января 2001 г. главой 23 НК РФ на этот вид доходов установлена максимальная ставка налога на доходы физических лиц - 35% .(22) Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (сбору), за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Стержнем налоговой системы РФ является Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Федеральными законами №154-ФЗ и №155-ФЗ от 09 июля 1999 г.), который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе: - определяет виды налогов и сборов, взимаемых в России; - устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; - определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; - устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; - определяет формы и методы налогового контроля; устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений. - устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. В целях определения прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый кодекс РФ определяет элементы налогообложения Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налоги. Источники налога - доход субъекта (заработная плата, процент, рента), из которого выплачивается налог. По некоторым налогам, например, налог на прибыль, объект и источник совпадают.(8) Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Объект налога - предмет, подлежащий обложению (доход, товары,имущество). Единица обложения - единица измерения объекта (по подоходномуналогу - денежная единица страны, по земельному налогу - гектар, акр, и т.д.) Налоговая ставка - представляет собой величину налога на единицу обложения; выраженная в процентах, она носит название квот. Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.) Системы налогообложения В соответствии с российским налоговым законодательством в России действуют три системы налогообложения: 1) общая (традиционная); 2) упрощенная; 3) вмененная. Таблица 3.СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Общая система налогообложения | Упрощенная | Вмененная | По общему правилу Применяется ко всем организациям и индивидуальным пред-принимателям Имеет три уровня: федеральный, региональный и местный Установлена федеральным законодательством, а также законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления | Выбор По добровольному выбору Вправе применять организации и индивидуальные предприниматели, если их деятельность соответствует ограничениям, наложенным законом Они вправе в добровольном порядке выбрать упрощенную систему или применять общий режим налогообложения, а также переходить от выбранной системы к другой Установлена гл. 26.2 НК РФ | В обязательном порядке Может быть введена для ряда сфер деятельности по отношению к определенным категориям организаций и индивид, предпринимателей и является для них обязательной, иную систему они применять уже не вправе Установлена гл.26.3 НК РФ, но вводится законами субъектов РФ Если субъект ведет несколько видов Деятельности и есть вид деятельности, подпадающий под вмененную систему, то для других видов деятельности можно применять общий режим налогообложения, а с 01.01.2004 также и упрощенную систему | Большинство предприятий в Российской Федерации применяет стандартную (общую, традиционную) схему налогообложения. Следует отметить, что данная схема весьма сложна и громоздка. Она включает множество налогов, в том числе: 1) налог на добавленную стоимость; 2) налог на прибыль; 3) налог на имущество организаций; 4) земельный налог; 5) транспортный налог и другие. Характеристика основных видов налогов будет дана при заполнении таблицы из рабочей тетради. |