ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Подходы к развитию эмоциональной компетентности студентов педагогических направлений Эмоциональная сфера входит в состав модели педагогической культуры будущего педагога [11] и включает эмпатию (сопереживание), сочувствие, радость, «детскость», открытость, толерантность, умение управлять своими чувствами, отношениями, настроением, эмоциональной атмосферой в педагогической системе. Таким образом, формирование ЭК студентов, по нашему мнению, является одной из задач подготовки педагогических кадров. ЭК способствует повышению эффективности личности в профессиональной сфере и в социуме, развитию педагогической культуры. Однако до сих пор отмечается явная недостаточность теоретических представлений об условиях и факторах развития ЭК будущих педагогов. С.Л. Рубинштейн отмечал, что эмоции не развиваются сами по себе. Изменяются установки личности, ее отношение к миру, складывающееся в деятельности и отражающееся в сознании, и вместе с ними преобразуются эмоции [43]. То есть ЭК проявляется и преобразуется в процессе деятельности человека. Согласно теории Д. Хебба, существует взаимосвязь между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его деятельности. Экспериментальным путём им было выяснено, что для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабое, ни слишком сильное эмоциональное возбуждение – наиболее эффективна деятельность при среднем уровне [52]. Это заключение автора, по нашему мнению, находит отражение в профессиональной деятельности педагога. Как правило, педагог, который всегда спокоен, уравновешен и вместе с тем весел, готов к активной и продуктивной деятельности, более успешен, чем тот, чьи действия отличаются «взрывным» характером, от которого не знаешь, чего ожидать, и чем тот, который создает впечатление «плывущего по течению», с низким уровнем эмоциональности. Вместе с тем Д. Хеббом было отмечено, что для конкретного человека характерен свой, индивидуальный оптиум эмоционального возбуждения [52]. Для педагога, в свою очередь, нахождение индивидуального эмоционального баланса, той самой «золотой середины», которая обеспечивает личную и социальную компетентность, оказывается необходимым условием формирования эмоциональной компетентности. Принимая во внимание тот факт, что ЭК проявляется в деятельности, мы делаем вывод, что для целенаправленного формирования ЭК необходима специальная среда, соответствующие условия для реализации деятельности. В этом контексте нам близко понятие «развивающая среда», которое было введено в научный оборот Дж. Равеном. Под развивающей средой [40] Дж. Равен понимает создание таких условий, при которых отсутствуют ограничения на пути воплощения намерений, могут выявиться и развиться таланты, человек самостоятельно принимает решение и несет за него ответственность. В качестве такой среды в дальнейшем нашем исследовании мы будем рассматривать театральную студию. Ряд ученых, среди которых Д. Слайтер, Гоулман, Носенко, Коврига считают, что эмоциональный интеллект (а в нашем случае ЭК) может быть целенаправленно сформирован как у ребенка в процессе обучения и воспитания, так и у взрослого человека в процессе специально организованных тренингов [5]. Вопрос о наиболее оптимальном периоде развития ЭК является спорным среди психологов. Некоторые авторы полагают, что наиболее благоприятным периодом для развития ЭК является детство. И.Г. Власова же, напротив, отмечает, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Поэтому возможно эмоциональное развитие в период зрелости. Оно проявляется в увеличении способности сознательного регулирования эмоций [5]. По наблюдениям зарубежных исследователей, развитие эмоциональной компетентности осуществляется в течение жизни, и максимума развития достигает в промежутке от 40 до 49 лет [35]. ЭК, по мнению Е.В. Либиной, развивается в результате разрешения внутриличностных конфликтов на основе коррекции закрепленных в онтогенезе негативных эмоциональных реакций (застенчивости, депрессии, агрессивности) и сопутствующих им состояний, препятствующих успешной адаптации индивидуума. При этом саморегуляция личности осуществляется не за счет подавления негативных эмоций, а за счет использования их энергии для организации целенаправленного поведения [23]. В основе уверенности в своей эмоциональной компетентности лежат процессы самооценки: представления о том, что человек может принимать эмоции и управлять ими [55]. Поэтому развитие адекватной самооценки является неотъемлемой частью формирования ЭК любого человека и будущего педагога, в частности. Студенчество среди многих исследователей характеризуется как период интенсивного психического, личностного и интеллектуального развития, становления целостности личности. М.Д. Дзугкоева [13] в диссертационном исследовании, посвященном психическим новообразованиям в студенческом возрасте, доказала, что сущностные, качественные изменения психики происходят именно в студенческом возрасте. Таким образом, студента можно охарактеризовать как гибкого, готового к изменениям и новым формированиям человека. По мнению А.И. Егоровой, в этот период значимыми являются осознание собственной индивидуальности, установка на сознательное построение и изменение обстоятельств собственной жизни, самоизменение, проявляющееся в выборе профессиональных приоритетов, способствующих наиболее полной реализации его личностного потенциала [14, с. 95]. В связи с этим, мы считаем, что студенческий возраст благоприятен для формирования эмоциональной компетентности. Основную массу исследований по проблеме формирования ЭК в студенческом возрасте составляют работы, основанные на выделении и развитии одного или нескольких компонентов ЭК. Так, Н.В. Павлюченкова рассматривала формирование эмоциональной компетентности через развитие саногенной рефлексии, как одного из компонентов структуры ЭК. Экспериментальное исследование проводилось автором среди курсантов МВД. Проблеме развития ЭК педагогов посвятила свою работу Ю.Н. Крайнова [20]. Вслед за Н.В. Павлюченковой она рассматривала ЭК через призму саногенной рефлексии. В своем исследовании автор отразила связь саногенной рефлексии с каждым компонентом ЭК – эмпатией, саморегуляцией и экспрессивностью и сделала вывод о том, что через связь с компонентами ЭК саногенная рефлексия влияет на изменение ЭК, точнее – является внутренним фактором ее развития. Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец исследовали содержание такого компонента, как эмоциональная гибкость учителя и предложили конкретные психотехнологические приемы, направленные на развитие у учителя способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, расширить диапазон экспрессивных средств, применяемых в процессе взаимоотношений с окружающими [31]. Проблемой формирования эмоциональной сферы в учебной деятельности занималась В.Л. Горохова. Она предложила формирование эмоциональной сферы старшеклассников через создание условий: - формирование у учащихся представлений об эмоциональных процессах, сопровождающих учебную деятельность и путях нейтрализации негативных эмоциональных состояний; - акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (в единстве с формированием рефлексивных процессов); - выделение в содержании учебного предмета элементов, создающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности; - применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование эмоциональных переживаний [9]. Изучая работы исследователей по данной проблеме, мы пришли к выводу, что в основном формирование ЭК студентов осуществляется неотрывно от учебного процесса ВУЗа. Так, одним из исследователей, предлагающих осуществление процесса формирования ЭИ (а в нашем случае - ЭК) через встраивание его в систему обучения, является М.А. Манойлова [29]. Средством формирования эмоционального интеллекта студентов педагогических ВУЗов в ее исследовании явились проблемно-ориентированные и активные методы работы, включенные в процесс обучения. М.А. Манойлова создала программу тренинга развития ЭИ для студентов педагогических ВУЗов. Одним из выводов автора было заключение о том, что педагоги с высоким уровнем продуктивности деятельности характеризуются более развитым эмоциональным интеллектом. Это еще раз подтверждает прямую зависимость эмоционального интеллекта, эмоциональной компетентности от деятельности. А.В. Либин считает, что развитие эмоциональной компетентности связано с увеличением вариативности поведения на основе расширения диапазона эмоциональных реакций, что способствует адекватному самовыражению личности и совершенствованию навыков конструктивной активности [21]. Необходимую степень вариативности поведения, по нашему мнению, можно достичь во внеучебной деятельности, когда студент действует по своей инициативе, развивая свой творческий и личностный потенциал. Формирование ЭК подразумевает эмоциональное воспитание, т.е. такое включение эмоций в общую систему поведения, когда они оказываются тесно связанными со всеми другими реакциями и не врываются в их течение нарушающим и расстраивающим образом [23]. Именно поэтому студенту-педагогу важно не просто заниматься внеучебной деятельностью, но и оказываться в особой дружеской атмосфере взаимовыручки, творческого поиска, эмоциональной открытости. Для этого, по нашему мнению, необходимо создание педагогом особой развивающей среды. По мнению М. Райнольдс [42], для развития эмоциональной компетентности взрослых необходимо развитие следующих навыков: установок, внимания, идентификации, выбора. Под установками понимаются наличие четких жизненных планов и целей, уверенность в себе, открытость. Под вниманием понимается сосредоточенность на настоящем моменте. Под идентификацией – понимание: действительно ли поступающая информация несет психологическую угрозу. Выбор определяется осознанием всех возможностей и применением наиболее эффективной стратегии поведения [38]. В настоящее время психологами предложено несколько форм для развития ЭК: индивидуальная работа по заданным алгоритмам (Л. Кэмерон-Бэндлер, М.Лебо), тренинги (М. Райнольдс, И.Иванилов и др.), фасилитаторство (К. Роджерс), развивающая среда (Д. Равен) [38]. Фасилитатор, в данном случае, - это человек-посредник, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. К наиболее продуктивным методам развития ЭИ исследователь И.Н. Андреева относит игру, арт-терапию, психогимнастику, поведенческую терапию, дискуссионные методы, моделирование, проигрывание ролей, обратная связь, демонстрации, проектирование [5]. Также в современной психолого-педагогической литературе существуют методики измерения эмоциональной компетентности студентов. К ним относится разработанный Г.В. Юсуповой [55] опросник для измерения ЭК, методика социально-психологических детерминант эмоциональной устойчивости А.Я. Чебыкина, эмпирический анализ категоризации эмоций Д.В. Люсина [38]. Таким образом, развитие эмоциональной компетентности начинается с самого рождения человека, происходит в течение всей жизни и может носить стихийный или осознанный, целенаправленный процесс обучения. Во взрослом возрасте развитие ЭК возможно при высокой мотивации выработки наиболее эффективных способов поведения. Особенно важно развивать ЭК педагогам, так как именно они формируют эмоциональную сферу воспитанников. Психологами и педагогами предложены различные методики по развитию ЭК, однако развитие ЭК студентов педагогических направлений через театрализованную деятельность не рассматривалось. |