ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Курсовая работа по дисциплине «Компетентностный подход в высшем образовании: теория и практика реализации») Научный руководитель ____________ д.п.н., профессор О.С. Задорина Автор работы ____________ С.А. Артемьева Тюмень, 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Словарь терминов (Глоссарий) 3 ВВЕДЕНИЕ.. 5 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ 12 1.1. Сущность и содержание понятия эмоциональной компетентности в психологии и педагогике. 12 1.2. Подходы к развитию эмоциональной компетентности студентов педагогических направлений. 21 1.3. Педагогический потенциал театрализованной деятельности для формирования эмоциональной компетентности студентов. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 38 Словарь терминов (Глоссарий) Компетентность –уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений [39]. Эмоции – (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [7]. Эмоциональная компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации [5]. Эмоциональный интеллект – это способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий [50] Перечень условных обозначений, смыслов, единиц (Список сокращений) ЭК– эмоциональная компетентность ЭИ – эмоциональный интеллект ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Проблема эмоциональной компетентности — одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного учителя. Эмоции играют важную роль в жизни и деятельности каждой личности, определяя её индивидуально-типологические особенности, характер, поведение, психическое здоровье. Особенно актуальна эмоциональная компетентность для людей, чья деятельность связана с типом профессий «человек – человек», так как именно эти люди больше других подвержены рискам эмоционального выгорания, профессиональной деформации. В современном мире, наряду с повышением современных требований к качеству деятельности педагога, проблемами социального, политического характера, происходят глобальные изменения в информационной, коммуникационной и других сферах, что приводит к возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, и, как следствие, к неврозам, нарушениям психического и физического здоровья педагога. Учеными лаборатории психического здоровья НИИ им. Бехтерева были получены следующие результаты исследований: у 78,6% обследованных педагогов отмечены нарушения в эмоциональной сфере: снижение настроения, повышение тревожности, обидчивости, раздражительности. У 91% наблюдается снижение памяти, внимания, умственной и физической работоспособности. Профессию учителя современные исследователи часто относят к разряду стрессогенных, требующих от человека самообладания и саморегуляции. Проявления стресса в работе педагога разнообразны и обширны. Так, в первую очередь выделяются фрустрированность, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение [2, с.36]. Все это дает повод заявить, что в педагогических целях крайне важно уделять внимание формированию и совершенствованию эмоциональной сферы не только учащихся, но и самого педагога, поскольку развивать эмоциональную сферу детей может лишь тот педагог, у которого сформирована эмоциональная сфера. При этом, как показывают результаты специальных исследований (А.А. Дергач, Г.О. Павлюк, А.Я. Чебыкин и др.), начинать процесс формирования эмоциональной сферы необходимо уже в период профессиональной подготовки в вузе. В то же время применительно к высшей школе проблема формирования эмоциональной сферы будущего педагога остается недостаточно исследованной [4]. В психологии и педагогике вопросами формирования эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности занимались такие ученые, как Е.В. Либина, И.Н. Андреева, Н.В. Павлюченкова, Ю.Н. Крайнова, М.А. Манойлова, Г.В. Юсупова, Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец и др. И.Н. Андреева разделяет понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность», рассматривая эмоциональную компетентность как часть эмоционального интеллекта. Е.В. Либина рассматривает развитие ЭК в рамках психологии совладания, Н.В. Павлюченкова и Ю.Н. Крайнова - через развитие саногенной рефлексии, как одного из компонентов структуры ЭК. Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец исследовали содержание такого компонента, как эмоциональная гибкость учителя и предложили конкретные психотехнологические приемы, направленные на развитие у учителя способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, расширить диапазон экспрессивных средств, применяемых в процессе взаимоотношений с окружающими. М.А. Манойлова занималась исследованием вопроса формирования эмоционального интеллекта студентов педагогических ВУЗов и выделила средства формирования ЭИ – проблемно-ориентированные и активные методы работы, включенные в процесс обучения. Г.В. Юсупова в свою очередь, создала модель ЭК, в основе которой заложены четыре компонента: саморегуляция, регуляция взаимоотношений, рефлексия, эмпатия. Также, в настоящее время психологами предложено несколько форм для развития ЭК: индивидуальная работа по заданным алгоритмам (Л. Кэмерон-Бэндлер, М.Лебо), тренинги (М. Райнольдс, И.Иванилов и др.), фасилитаторство (К. Роджерс), развивающая среда (Д. Равен). Таким образом, проблема формирования ЭК в общем плане достаточно изучена, однако на сегодня фактически нет работ, где бы рассматривались способы формирования ЭК на различных этапах возрастного развития человека, в том числе в студенческом возрасте на этапе профессионального становления личности. ФГОС ВПО выделяет требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: - готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; - способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики; - способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; - готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами; - способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности [1]. Данные требования, по нашему мнению, показывают необходимость формирования эмоциональной компетентности педагогов, так как именно эмоциональная компетентность (далее по тексту – ЭК) отвечает за саморегуляцию (контроль и управление эмоциями, выражение эмоций, блокировка негативных эмоциональных состояний), регуляцию взаимоотношений (социальные навыки, умение строить отношения с окружающими), рефлексию (самоосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов) и эмпатию (способность к сочувствию, сопереживанию) и другие компоненты ЭК. Таким образом, перед нами встает вопрос создания особых условий для формирования у студентов педагогических направлений эмоциональной компетентности. В последнее время все возрастающее внимание исследователей привлекает связь эмоций с творчеством. Особый интерес в этом отношении представляет понятие «эмоциональной креативности»; в этом подходе сама эмоция рассматривается как творческий акт [2]. Общепринятыми критериями творческости являются новизна, эффективность и аутентичность. Эмоциональная креативность определяется как развитие эмоциональных синдромов, которые являются новыми, эффективными и аутентичными. Аутентичность эмоциональной реакции понимается как соответствие ее потребностям, ценностям и интересам субъекта [56]. Одной из основных целевых установок современного российского образования является установка на творческую деятельность. В рамках года Культуры, объявленного в РФ в 2014 году, уделяется большое внимание развитию художественно-эстетического направления дополнительного образования. Так, в выступлении на совещании с театральными деятелями в Пскове В.В. Путин отметил: «Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющее понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство». Президент РФв своем выступлении обращался к мысли Д.С. Лихачёва о культуре как огромном целостном явлении, «которое делает людей народом, нацией», а также об особой миссии культуры: «культура, наряду с образованием, просвещением, формирует человеческий капитал нашей страны».2015 год в России объявлен годом Литературы, что также актуализирует вопрос развития творческих способностей, приобщения к культурному наследию подрастающего поколения. Воспитание творческой личности имеет особую актуальность и является одной из целей системы образования. Анализ образовательной практики позволил выявить и сформулировать следующие противоречия: - между повышением современных требований к качеству деятельности педагога, возрастанием частоты и интенсивности его эмоциональных нагрузок и недостаточностью умений педагога управлять собственными эмоциями, справляться со стрессами, быть гибким в выражении эмоций, а также распознавать и регулировать эмоции воспитанников; - между необходимостью использовать развивающий эмоциональную сферу педагога потенциал театрализованной деятельности и неразработанностью теоретических основ и практических механизмов формирования эмоциональной компетентности средствами театрализованной деятельности в системе профессиональной подготовки педагога. Объект исследования: процесс формирования эмоциональной компетентности студентов педагогических направлений. Предмет исследования: содержание, формы, методы, приёмы формирования эмоциональной компетентности. Цель: выявить, теоретически обосновать и реализовать на практике психолого-педагогические механизмы и способы формирования эмоциональной компетентности студентов педагогических направлений средствами театрализованной деятельности. Задачи: 1. Раскрыть содержание понятий «эмоциональная компетентность», «эмоциональный интеллект». 2. Определить способы формирования эмоциональной компетентности студентов педагогических направлений. 3. Выявить потенциал театрализованной деятельности для формирования эмоциональной компетентности студентов педагогических направлений. 4. Выявить критерии и показатели сформированности эмоциональной компетентности студентов-педагогов. Теоретико-методологическую базу исследования составили: - концепция деятельности как условие развития личности (А.Н. Леонтьев, A.B. Брушлинский, JI.C. Выготский); - компетентностный подход в образовании (А.А. Вербицкий, Дж. Равен, А.К. Маркова, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, И.Е. Елина); - концепция эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Сэловей); - общие теоретические положения формирования эмоциональной компетентности И.Н. Андреевой, Н.В. Павлюченковой, М.А. Манойловой; - концепция обучения актерскому мастерству К.С. Станиславского. Этапы исследования: исследование планируется провести в несколько этапов: 1. Подготовительный Определение цели и задачей исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвижение основной гипотезы исследования; изучение научной литературы, диссертационных работ по теме исследования; выявление педагогических условий формирования эмоциональной компетентности студентов. Выбор методов и методик выявления уровня сформированности эмоциональной компетентности среди студентов педагогического института. Разработка программы занятий театральной студии. 2. Экспериментальный Проведение формирующего эксперимента по разработанной программе и изучение результатов опытно-экспериментальной работы путём сопоставления данных констатирующего и контрольного обследования. 3. Обобщающий Анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов работы, формулировка выводов, оформление результатов исследования. На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа). Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Институт психологии и педагогики; ГАОУ ВО «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права», театр-студия пантомимы и пластики «Будильник». ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ 1.1. Сущность и содержание понятия эмоциональной компетентности в психологии и педагогике Проблема эффективного управления эмоциональными состояниями активно начала изучаться исследователями только в конце XX века, в связи с этим появилось понятие «эмоциональная компетентность» в ряду таких понятий,как «эмоциональный интеллект», «эмоциональная устойчивость». Наиболее интенсивно исследование эмоциональной компетентности ведется зарубежными учеными (Г. Орме, М. Райнольдс, Д. Гоулман, К. Штайнер и др.), которые в ее структуре выделяют следующие компоненты: понимание своих эмоций, эмоциональных состояний других и правильная их оценка, контроль своих эмоций и конструктивное их выражение. Отечественные ученые (И.Н. Андреева, Е.В. Либина, Г.В. Юсупова) обратили внимание на проблему эмоциональной компетентности в 90-х годах прошлого века в связи с возрастающей необходимостью адаптации человека к изменяющимся условиям среды, развитии эмоциональной сферы, влияющей на жизнедеятельность, личностный и профессиональный рост человека.Однако до сих пор среди исследователей нет однозначной точки зрения на определение понятия «эмоциональная компетентность», его содержание, структуру, факторы, определяющие ее развитие. Чтобы рассмотреть данное понятие, необходимо определиться с содержанием понятий «эмоции» и «компетентность». Словарь по психологии под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко (издание 2009 года) дает следующее определение эмоциям: «Эмоции (от лат.emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [7, С.760]. Эмоциям современные психологи выделяют одну из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека [52]. Именно благодаря эмоциям, чувствам человек отражает отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, самому себе. Поэтому формирование эмоции является важнейшим условием развития его как личности, профессионала. В переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [18]. В словаре В.И. Загвязинского «компетентность» – уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений [39]. И.Н. Андреева компетентность определяет, как умение вырабатывать стратегию действия, намечать рубежи, которые предстоит пройти для достижения запланированной цели, делать полезные выводы из успехов и неудач при составлении жизненных планов. Компетентное поведение – это применение интеллектуальных способностей в повседневных жизненных ситуациях [5]. Разработка феномена компетентности привела к выделению разных ее видов: персональной, социально-психологической, коммуникативной, психологической, эмоциональной. Понятие «эмоциональная компетентность» было введено в контексте психологии развития К. Саарни.Эмоциональная компетентность концептуально рассматривается как единство трех аспектов: «Я» - идентичности, характера и истории развития. К. Саарни представляет ЭК как совокупность следующих восьми способностей или умений: - осознание собственных эмоциональных состояний; - способность различать эмоции других; - способность использовать эмоции и формы выражения, принятые в данной культуре (или субкультуре), а на более зрелых стадиях усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями; - способность симпатического и эмпатического включения в переживания других; - способность отдавать себе отчет в том, что внутреннее эмоциональное состояние не обязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других, а на более зрелых стадиях – способность понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других, и учитывать это в собственном поведении; - способность справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»); - осознание того, что структура или характер взаимоотношений в значительной мере определяется тем, каким образом эмоции выражаются во взаимоотношениях: непосредственностью, подлинностью проявления, эмоциональной взаимностью или симметрией во взаимоотношениях; - способность быть эмоционально адекватным, т.е понимать собственные эмоции, какими бы уникальными или культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о собственном эмоциональном балансе [5, С.81]. Анализ литературы по проблеме формирования эмоциональной компетентности показал, что в настоящее время существует несколько подходов к формулировке данного понятия. Е.В. Либина определяет эмоциональную компетентность как «способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением» и дает указанное определение в рамках психологии совладания [22]. Особенностью концепции Совладающего интеллекта является понимание и учет роли эмоций в жизни и деятельности человека, отмечается как организующее, диагностическое и терапевтическое значение эмоций, так и их дезорганизующее значение. В данной концепции раскрывается понятие адекватной оценки человеком своего взаимодействия со средой, которая является основой эмоциональной компетентности. Е.Н. Азлецкая включает в ЭК умение распознавать эмоции других людей по их внешним проявлениям, способность выражать собственные эмоции так, чтобы другие люди понимали их, а также умение управлять собственными эмоциями, справляться со стрессами [3, с. 35]. Более узкое, на наш взгляд, определение даёт В.И. Слепкова, считая, что эмоциональная компетентность – коммуникативная способность, проявляющаяся в открытости к осознанию и принятию своих глубинных эмоциональных переживаний, в эмпатическом вчувствовании и безоценочном восприятии и понимании переживаний другого [48]. С. Шабанов и А. Алешина [54] в структуре эмоциональной компетентности выделяют осознание своих эмоций, осознание эмоций других, управление своими эмоциями, управление эмоциями других. Авторы выделяют три способа осознания эмоций других: эмпатию, наблюдение за невербальной коммуникацией и вербальные способы. В управлении своими эмоциями, по мнению ученых, существуют несколько основополагающих принципов – принятие ответственности за свое эмоциональное состояние на себя, принцип принятия своих эмоций и принцип целеполагания. Последний компонент в данной структуре – управление эмоциями других – вызывает сомнение, так как он, как правило, ассоциируется с манипуляциями. Однако авторы опровергают это мнение, говоря о том, что «манипуляция – не самый эффективный способ управления эмоциями. Стоит использовать «честные» способы влияния на других» [54,С. 422]. К «честным» принципам авторы отнесли принцип цивилизационного влияния (через мотивацию), принцип принятия эмоций других людей и принцип целеполагания. Мы предполагаем, что для будущего педагога способность управлять эмоциями своих воспитанников является не только важной, но и необходимой способностью, обеспечивающей успешное педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. По сравнению со всеми другими определениями, большей педагогической составляющей наполнено определение понятия эмоциональной компетентности И.Н. Андреевой: «ЭК – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации» [5,С.85]. Более широкое понимание ЭК мы находим в работах Д. Гоулмана, М. Райнольдс, Г.В. Юсуповой [10, 42, 55]. Согласно определению Даниеля Гоулмана, «эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими» [10]. ЭК в модели Д. Гоулмана входит в состав ЭИ и состоит из двух составляющих: личная компетентность (включает три блока – понимание себя, саморегуляцию и мотивацию) и социальная компетентность (включает два блока – эмпатию и социальные навыки) [10]. М. Райнольдс в структуре ЭК выделяет четыре компетенции: личностные установки (уверенность и способность), внимание, идентификацию эмоций и выбор [42]. Г.В. Юсупова выделила ЭК как группу развивающихся способностей к саморегуляции и регуляции интерперсональных отношений путем понимания собственных эмоций и эмоций окружающих [55]. Она создала модель ЭК, в основе которой заложены четыре компонента: саморегуляция, регуляция взаимоотношений, рефлексия, эмпатия. Попарно группируясь, данные компоненты предстают в виде четырех блоков – когнитивного (рефлексия, эмпатия), поведенческого (саморегуляция и регуляция взаимоотношений), интерперсонального (регуляция взаимоотношений, эмпатия) и интраперсонального (саморегуляция, рефлексия). Интерперсональный блок – это социальная грамотность человека, позволяющая устанавливать эмоциональные контакты, направлять взаимоотношения в нужное русло и, в конечном счете, владеть «секретами общения». Интраперсональный блок, напротив, направлен на внутриличностное определение, самомотивацию, саморегуляцию. Н.В. Павлюченкова рассматривает ЭК с позиций гармонизации внутреннего мира личности [38], выделяя в ее структуре саногенную рефлексию как фактор развития ЭК. Саногенная рефлексия направлена на уменьшение страдания от негативных эмоций и формирование особого стиля мышления, которое обеспечивает психологическое, физическое, соматическое благополучие. В своей работе Н.В. Павлюченкова определяет ЭК как системное свойство личности, включающее навыки адекватной ситуации рефлексии (саногенной), саморегуляции, оптимального уровня эмпатии и экспрессивности. Эмоциональную компетентность некоторые исследователи рассматривают как часть эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, И.Н. Андреева, Е.Л. Яковлева, С. Шибанов, А. Алешина) и как самостоятельный феномен (Е.В. Либина, Г.В. Юсупова и др.) [38]. Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году (раньше понятия ЭК) американскими психологами Питером Сэловеем и Джоном Мэйером. Под эмоциональным интеллектом авторы понимали «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [50]. Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, включающий способности трёх типов: - оценку и выражение своих эмоциональных явлений, невербальное восприятие эмоций других людей и эмпатию; - саморегуляцию и регуляцию эмоциональных явлений других людей; - использование эмоциональных явлений в гибком планировании, творческом мышлении, переносе внимания и мотивации [26]. Далее схема «эмоционального интеллекта» продолжала развиваться и стала четырехаспектной: - восприятие и выражение эмоций (способность идентифицировать эмоциональные явления); - усиление мышления с помощью эмоций; - понимание эмоций (способности перехода от одного состояния к другому, понимание и адекватное выражение эмоциональных характеристик взаимоотношений); - управление эмоциями [26]. М.А. Манойлова отмечает необходимость формирования эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогических учебных заведений. По мнению автора, эмоциональный интеллект – системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности, опосредующий как приобретение профессиональных знаний и умений, так и личностное развитие учителя. Эмоциональный интеллект педагога определяется сформированностью таких качеств, как эмпатия, коммуникативная толерантность, ассертивность (уверенность в себе), самооценка и уровень притязаний [29]. М.А. Манойлова для формирования ЭИ предлагает программу, интегрирующую проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы в процесс обучения студентов педагогических ВУЗов. Р. Бар-Он определяет ЭК как совокупность некогнитивных способностей и знаний, дающих человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: - познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость); - навыки межличностного общения (эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность); - способность к адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость); - управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью); - преобладающее настроение (счастье, оптимизм) [24]. Взаимосвязь рассматриваемых определений затрагивает И.Н. Андреева, считая, что эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основывается на нем. Так, определенный уровень ЭИ необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность понимать эмоции других людей дает возможность развить такие компетенции, как умение влиять на других и воодушевлять их. Сходным образом способность к управлению своими эмоциями позволяет легче развивать инициативность и умение работать в стрессовой ситуации [5]. Таким образом, мы можем отметить, что идея эмоциональной компетентности явилась следствием развития представлений об эмоциональном интеллекте, который в свою очередь вписывается в систему знаний об эмоциональной сфере человека. Многие исследователи (в том числе Гоулман), по причине сложности определения различий, отождествляют понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность». По нашему мнению, следует развести эти два понятия. Наиболее достоверным представляется нам мнение первооткрывателя ЭК, К. Саарни, который считает, что главное отличие эмоционального интеллекта от эмоциональной компетентности состоит в том, что ЭК включает умения, необходимые для успешной адаптации и совладания в пределах непосредственного социального окружения. Если уровень ЭИ во многом детерминирован наследственными факторами, то ЭК формируется влиянием семьи, сверстников, школы, СМИ, социальных сценариев и популярных представлений о том, как эмоции «работают» [5]. Таким образом, содержание понятия эмоциональной компетентности у разных авторов неоднозначно. Разнообразие подходов к определению ЭК демонстрирует неоднозначность её структуры. В то же время в определениях эмоциональной компетентности можно отметить ряд общих моментов: - во всех определениях ЭК ключевым является термин «способность», следовательно, эмоциональная компетентность связана с определённой деятельностью; - понимание и управление эмоциями других людей находится в прямой зависимости от принятия и регулирования собственных эмоциональных состояний; - ЭК предполагает конструктивное проявление своих эмоций в межличностном взаимодействии, способность к быстрой адаптации, управление стрессовыми ситуациями и др. Рассмотрение эмоциональной компетентности с позиций инструмента воспитания позволяет ввести понятие эмоциональной компетентности педагога и определить его каксовокупность знаний, умений и навыков в эмоциональной сфере, позволяющая человеку: 1) познать себя – понимать свои эмоции и чувства, найти свой эмоциональный баланс, а также быть способным к саморегуляции поведения, гибким в выражении эмоций (личностная компетентность); 2) распознавать и принимать эмоции и чувства других людей, быть способным к эмпатии, к управлению эмоциями других людей и на основе этого осуществлять межличностное взаимодействие (социальная компетентность). |