Понятие бюджетного устройства и его принципы. Введение Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет бюджетное устройство, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Выбранная тема довольно актуальна, потому что в настоящее время в мире экономический кризис и государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность. Предметом выступает особенность формирования бюджетного устройства, его структура, способ формирования. Целью написания этой работы является рассмотрение бюджетного устройства РФ. В работе поставлены задачи: 1) изучить понятие бюджет. 2) рассмотреть бюджетную систему как составную часть бюджетного устройства РФ 3)рассмотреть прогноз социально-экономического развития федерального бюджета на 2015-2017 гг. При подготовке данной работы были использованы нормативно- правовые акты РФ, учебники отечественных авторов, официальный сайт Министерства Финансов РФ, материалы периодический изданий. 1.Теоретические основы бюджетного устройства РФ. Понятие бюджетного устройства и его принципы. Бюджетное устройство — это основные принципы построения бюджетной системы и организации бюджетного процесса. Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления. Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением. Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах: 1)Принцип единства определяет единообразие: а) правовой базы; б) денежной системы; в) организации бюджетного процесса; г) санкций за нарушение бюджетного законодательства. 2) Принцип разграничения расходов и доходов бюджета – между уровнями бюджетной системы закрепляются соответствующие виды доходов и расходов и полномочия по осуществлению расходов за органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления. 3) Самостоятельность бюджетов означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; право самостоятельно определять источники финансирования дефицита. 4) Полнота отражения доходов и расходов означает, что все доходы и расходы в обязательном порядке подлежат отражению в бюджете в полном объеме. 5) Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. 6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результатов с использованием наименьшего объема средств. 7) Совокупное покрытие расходов бюджета означает, что все расходы должны покрываться суммой доходов и источниками финансирования дефицита. 8) Гласность означает, что утвержденные бюджеты, отчеты об их исполнении, сводный отчет консолидированного бюджета РФ, консолидированные бюджеты территорий, а также Бюджетное послание Президента РФ должны быть обязательно опубликованы в СМИ, а также обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия бюджета, 9) Адресность и целевой характер бюджетных средств заключается в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их расходования[1] |