ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Система здравоохранения характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет: – финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению; – незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования; – существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи; – отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов.[16] Размеры государственного финансирования здравоохранения, сократившиеся более чем на треть в 90-е годы, стали увеличиваться с 2000 года, но не достигли уровня пятнадцатилетней давности. Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи. Проблема усугубляется тем, что подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. Ссылки на недостаточность государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания снижения качества медицинских услуг и предоставления за плату услуг, которые реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения.[17] Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования. Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует лишь 41,9% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения. Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации. Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций. Таким образом, серьезной проблемой обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи является значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения. Существующие экономические механизмы в системе здравоохранения не создают у ее участников стимулов к повышению эффективности использования общественных ресурсов. Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи дляшироких слоев населения. Реформирование систем здравоохранения и обязательного медицинского страхованиянеосуществимо без прогрессивных экономических методов управления,включая анализ эффективности использования имеющихся ресурсов. В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении первостепенное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли: – соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению накаждом уровне управления; – обеспечение непрерывности и преемственности полномочий; – оптимизация бюджетных расходов; – бюджетирование, ориентированное на результат; – реструктуризация подведомственных учреждений в целях эффективного использования имеющихся ресурсов. Реализация этих принципов возможна лишь при увеличении расходов на здравоохранение. Увеличение расходов на здравоохранение позволит обеспечить: – преодоление отставания средней заработной платы работников здравоохранения от средней по области (необходимо увеличить расходы на оплату труда в 2,4 раза, что позволит повысить реальную заработную плату в 1,6 раза); – соблюдение государственных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения граждан. В результате можно будет осуществить бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях; – замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи (в первую очередь для общей врачебной практики) за счет увеличенияинвестиционных затрат в реальном исчислении в 2,4 раза; – увеличение расходов на лечебное питание больных в стационаре в реальном исчислении в 2,9 раза (с 34 рублей в 2004 году до 100 рублей на одного больного в деньв сопоставимых ценах). Данный вариант оптимизационного прогноза предусматривает увеличение затрат наодин койко-день стационарного лечения одного больного в среднем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Из данной курсовой работы ясно, что система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий. Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации. Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации. Отрасль здравоохранения в настоящее время переживает переходный период, начавшийся вместе с коренными изменениями во всех сферах жизни государства более десяти лет назад, что, разумеется, не могло сказаться на качестве функционирования системы здравоохранения как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Наряду с этим резко ухудшилась медико-демографическая ситуация в стране, ощутимо снизился жизненный уровень большей части населения. В системе здравоохранения имеются глубокие экономические проблемы, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет. Главной из которых является финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению. Финансирование государственных гарантии оказаний медицинской помощи населению не позволяет четко определить зависимость оплаты и качество помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. К примеру можно взять то, что с 1 января 2015 года выезд скорой помощи и вызов лечащего врача будет платным. Этого можно избежать заполнив заявление, взяв его в регистратуре. Отсюда вопрос, зачем нам страховые полюса? Отсюда становится понятным, что финансирование здравоохранения не справляется с поставленным бюджетом, и они хотят его покрыть за счет граждан. Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций. Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акопян А.С. Институты здравоохранения и проблемы неопределенности// Общественные науки и современность. 2009 №2 – 224 с. 2. Артюхов И. П.Экономический анализ медицинских учреждений М.,2009. – 395 с. 3. Баранов А.А. Формирование государственной политики в области здравоохранения в РФ: проблемы и решения 2010 г. – 205 с. 4. Вишнякова Н. И., Миняев Основы экономики здравоохранения. М.,2009. – 655 с. 5. Гиляревский С.Р. Современные принципы анализа экономической эффективности медицинских вмешательств// Экономика здравоохранения, 2011, №9 – 520 с. 6. Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-ФЗ "О государственном социальном обслуживании населения". 7. Ковалевский М.А. Правовой статус территориальных фондов обязательного медицинского страхования и проблемы уплаты страховых взносов (платежей) органами местного самоуправления. М.: Федеральный фонд ОМС. 2008. 8. Козлов А.В., Нестеренко Е.И., Полунина Н.В. К вопросу об актуальности экономического регулирования в здравоохранении на современном этапе//Экономика здравоохранения, 2010, №1 – 224 с. 9. Конституция РФ 10. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, её регионов и механизмы их решения. /Ю.А. Корчагин. Монография. – Воронеж: ЦИРЭ 2007. – 231 с. 11. Кучеренко В.З. Российское здравоохранение: вхождение в рынок. С.-Птб., 2008. 12. «Организация медицинской помощи в Российской Федерации», изд.: Поликлиника, 2009 г. 13. Постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 года № 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года" 14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" 15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах" 16. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2011: Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., 2011. 17. Стародубов В.И. Приоритеты развития здравоохранения 2008. – 156 с. 18. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. М. 2010. 19. Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2011. 20. Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2012. – 198 с. 21. http://government-nnov.ru/ 22. http://zdrav-nnov.ru/ [1] Вишнякова Н. И., Миняев Основы экономики здравоохранения. М.,2009. [2] Вишнякова Н. И., Миняев Основы экономики здравоохранения. М.,2009. [3] Конституция РФ [4] Конституция РФ (пп.«д», «е», «ж» ст. 72) [5] Баранов А.А. Формирование государственной политики в области здравоохранения в РФ: проблемы и решения 2010 г. [6] Шевченко Ю.Л. Правовые основы здравоохранения в России. М., 2011. [7] http://zdrav-nnov.ru/ [8] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. [9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. [10] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. [11] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. [12] http://government-nnov.ru/ [13] Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-ФЗ "О государственном социальном обслуживании населения". [14] Постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2011 года № 134 "Об утверждении схемы развития и размещения объектов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Нижегородской области на период до 2020 года" [15] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р "О социальных нормативах и нормах" [16] Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения. М., 2012. [17] Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, её регионов и механизмы их решения. /Ю.А. Корчагин. Монография. – Воронеж: ЦИРЭ 2007. |