Диалог в гуманитарном познании Диалог в гуманитарном познании. М.М.Бахтин Коммуникативность в науках об обществе и культуре Микешина: Коммуникативность– проф. общение внутри наук. Коммуникационные структуры: научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, семинары, системы научно-технической информации. Формы коммуникации: 1)сотрудничество; 2) соавторство; 3)ученичество; 3)принадлежность к научной школе Складываются новые парадигмы для социального познания «Режим диалога» и «текстовая деятельность» - основные механизмы коммуникации в обществе. В методологии и философии науки разрабатывается идея о коллективном субъекте как носителе познавательного процесса (один из видов коммуникативной деятельности). Коммуникации в науке – диалог и рациональная критика. (речь идет не о детерминации, а именно о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. Это взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой оба они изменяются.) Такой подход предполагает нередуцируемое многообразие, плюрализм разных позиций, точек зрения и ценностных и культурных систем. Коммуникативный аспект познания (наряду с куль-ист, соц-психологич, и лингвистич аспектами) в полной мере выражает социокультурную природу познания Коммуникации – феномен, четка улавливающий и фиксирующий изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, отражающих изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом. => социализация ученого => становление его как субъекта научной деятельности. Эпистемологические типы и функции общения, влияющие на ход научно-познавательной деят-ти и ее результат – знание: 1) оформление знания в виде определенной объективированной системы (т.е. в виде текстов – формальная коммуникация) 2) применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций, формализаций для объективирования знания. 3) передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания, не выраженного в научных текстах и передаваемого только в совместной научно-поисковой деятельности. Конвенции в научно-позновательной деятельности: 1) языки (естественные и искусственные) 2) др. рода знаковые систем – модели, схемы, таблицы, логические правила, единицы и приемы измерения, когнитивные стандарты в целом. Специфика конвенций в социологических исследованиях: Качественные характеристики (например, социальная принадлежность, мнения людей и т.п.) не имеют установленных эталонов измерения и конструируются в в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезе исследования. Диалог в гуманитарном познании *Копнем глубже – вспомним Платона и Сократа (хотя это далеко не основная информация – но вдруг спросят к кому восходит идея диалога) Основные ребята (согласно НФ) в этом вопросе – Бахтин, Хаберман, Гадамер Характерной особенностью социально-гуманитарного познания является диалог. Диалог – довольно сложная, наполненная многообразным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, важнейшее условие понимания.Еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Сократом и Платоном доведен до высшей формы. Форму диалога при изложении своих работ использовал Николай Кузанский – «Диалог о сновидении», «Книги простеца» и т.д. Применял диалогическую форму и Джордано Бруно – «О Причинах, Начале и Едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др. Говоря о диалоге нельзя не вспомнить и труд Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковской», и гуманистическую культуру Возрождения, где диалог составляет способ создания содержания. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления: стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым. - Одним из родоначальников философской диалектики (и диалога) был, как известно, Сократ. В центе его внимания – диалектика, которую он понимал как искусство совместного добывания истины в процессе спора. А это означало следующее. 1) Основной способ достижения истины в сократовской диалектике – диалог, вопросно-ответный метод – не только как способ философствования, но и как образ жизни. 2) Добыть истину может только диалектическое мышление – в процессе критического сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.п. 3) Задача диалектического метода, по Сократу, - понимание вещей в их всеобщности и необходимости. Эти категории – центральные в сократовской диалектике. Эта задача решается путем выработки ясных и отчетливых определений. Такой подход позволил впервые поднять тему всеобщности и выявить особый мир идей и понятий, т.е. теоретических объектов, функционирующих и развивающихся по своим собственным законам. Структура диалогического (диалектического) метода Сократа включает в себя следующие основные элементы: иронию, майевтику, индукцию и определение. Таким образом, искусство ведения диалога и есть у Сократа диалектика (диалектический метод). И заключается она в обнаружении противоречий в рассуждениях оппонента, сталкивании противоположных мнений и достижении истины путем преодоления выявленных противоречий. -Идеи своего учителя развивал и углублял Платон, у которого диалог – основной жанр и специфика его философии. Важным моментом платоновского анамнезиса («знание – это припоминание») является искусство философской беседы, диалога: ведь «истинные мнения, если их разбудить вопросами, становятся знаниями». Это есть искусство диалектики. Диалектику как умение ставить вопросы и давать ответы Платон противопоставлял эристике – искусству спора ради спора. Эристов не интересует не истина, ни сам предмет спора. Диалектика же стремится к истине, к познанию сущности обсуждаемого предмета. Платон понимал под диалектикой всеобщий метод мышления, с помощью которого только и можно достигнуть истинно-сущего знания, т.е. принципа (закона) каждой вещи. После эпохи Возрождения диалог практически исчез из «философского обихода» (за исключением немецких романтиков). Усиление интереса к диалогу как способу постижения истины в социально-гуманитарном познании началось в первой трети ХХ века – «философия диалога» (Бубер, Эбнер и др.), Дж. Коллингвуд, Гадамер и др. Однако еще Фейербах в середине XIX в. указал на важность отношения «Я – Ты» в структуре человеческой деятельности. Фейербах убежден, что истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог «Я» и «Ты». Это значит, что мыслитель лишь постольку диалектик, поскольку он противник самого себя. |