МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Диалог в гуманитарном познании





Диалог в гуманитарном познании. М.М.Бахтин

Коммуникативность в науках об обществе и культуре

Микешина:

Коммуникативность– проф. общение внутри наук.

 

Коммуникационные структуры: научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, семинары, системы научно-технической информации.

 

Формы коммуникации: 1)сотрудничество; 2) соавторство; 3)ученичество; 3)принадлежность к научной школе

 

Складываются новые парадигмы для социального познания

 

«Режим диалога» и «текстовая деятельность» - основные механизмы коммуникации в обществе.

 

В методологии и философии науки разрабатывается идея о коллективном субъекте как носителе познавательного процесса (один из видов коммуникативной деятельности).

 

Коммуникации в науке – диалог и рациональная критика. (речь идет не о детерминации, а именно о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. Это взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой оба они изменяются.)

Такой подход предполагает нередуцируемое многообразие, плюрализм разных позиций, точек зрения и ценностных и культурных систем.

 

Коммуникативный аспект познания (наряду с куль-ист, соц-психологич, и лингвистич аспектами) в полной мере выражает социокультурную природу познания

 

Коммуникации – феномен, четка улавливающий и фиксирующий изменения ценностных ориентаций научных сообществ, смену парадигм, исследовательских программ, отражающих изменения в социально-исторических отношениях и культуре в целом. => социализация ученого => становление его как субъекта научной деятельности.

 

Эпистемологические типы и функции общения, влияющие на ход научно-познавательной деят-ти и ее результат – знание:

1) оформление знания в виде определенной объективированной системы (т.е. в виде текстов – формальная коммуникация)

2) применение принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций, формализаций для объективирования знания.

3) передача способа видения, парадигмы, научной традиции, неявного знания, не выраженного в научных текстах и передаваемого только в совместной научно-поисковой деятельности.

 

Конвенции в научно-позновательной деятельности:

1) языки (естественные и искусственные)

2) др. рода знаковые систем – модели, схемы, таблицы, логические правила, единицы и приемы измерения, когнитивные стандарты в целом.

 

Специфика конвенций в социологических исследованиях:

Качественные характеристики (например, социальная принадлежность, мнения людей и т.п.) не имеют установленных эталонов измерения и конструируются в в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезе исследования.

Диалог в гуманитарном познании

*Копнем глубже – вспомним Платона и Сократа (хотя это далеко не основная информация – но вдруг спросят к кому восходит идея диалога)

Основные ребята (согласно НФ) в этом вопросе – Бахтин, Хаберман, Гадамер

Характерной особенностью социально-гуманитарного познания является диалог. Диалог – довольно сложная, наполненная многообразным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, важнейшее условие понимания.Еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Сократом и Платоном доведен до высшей формы.



Форму диалога при изложении своих работ использовал Николай Кузанский – «Диалог о сновидении», «Книги простеца» и т.д. Применял диалогическую форму и Джордано Бруно – «О Причинах, Начале и Едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др. Говоря о диалоге нельзя не вспомнить и труд Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевской и коперниковской», и гуманистическую культуру Возрождения, где диалог составляет способ создания содержания.

В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления: стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым.

- Одним из родоначальников философской диалектики (и диалога) был, как известно, Сократ. В центе его внимания – диалектика, которую он понимал как искусство совместного добывания истины в процессе спора. А это означало следующее.

1) Основной способ достижения истины в сократовской диалектике – диалог, вопросно-ответный метод – не только как способ философствования, но и как образ жизни.

2) Добыть истину может только диалектическое мышление – в процессе критического сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.п.

3) Задача диалектического метода, по Сократу, - понимание вещей в их всеобщности и необходимости. Эти категории – центральные в сократовской диалектике. Эта задача решается путем выработки ясных и отчетливых определений. Такой подход позволил впервые поднять тему всеобщности и выявить особый мир идей и понятий, т.е. теоретических объектов, функционирующих и развивающихся по своим собственным законам.

Структура диалогического (диалектического) метода Сократа включает в себя следующие основные элементы: иронию, майевтику, индукцию и определение.

Таким образом, искусство ведения диалога и есть у Сократа диалектика (диалектический метод). И заключается она в обнаружении противоречий в рассуждениях оппонента, сталкивании противоположных мнений и достижении истины путем преодоления выявленных противоречий.

-Идеи своего учителя развивал и углублял Платон, у которого диалог – основной жанр и специфика его философии.

Важным моментом платоновского анамнезиса («знание – это припоминание») является искусство философской беседы, диалога: ведь «истинные мнения, если их разбудить вопросами, становятся знаниями». Это есть искусство диалектики. Диалектику как умение ставить вопросы и давать ответы Платон противопоставлял эристике – искусству спора ради спора. Эристов не интересует не истина, ни сам предмет спора.

Диалектика же стремится к истине, к познанию сущности обсуждаемого предмета.

Платон понимал под диалектикой всеобщий метод мышления, с помощью которого только и можно достигнуть истинно-сущего знания, т.е. принципа (закона) каждой вещи.

 

После эпохи Возрождения диалог практически исчез из «философского обихода» (за исключением немецких романтиков). Усиление интереса к диалогу как способу постижения истины в социально-гуманитарном познании началось в первой трети ХХ века – «философия диалога» (Бубер, Эбнер и др.), Дж. Коллингвуд, Гадамер и др.

Однако еще Фейербах в середине XIX в. указал на важность отношения «Я – Ты» в структуре человеческой деятельности. Фейербах убежден, что истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог «Я» и «Ты». Это значит, что мыслитель лишь постольку диалектик, поскольку он противник самого себя.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.