МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Оси и плоскости тела человека Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Естественные науки vs гуманитарные





Естественно-научное мировоззрение зиждится на идее возможности построения единой и единственной, абсолютно истинной картины мира, обусловленной объективными законами природы, познание которых осуществляется с помощью научных методов наблюдения, эксперимента и математических измерений. Объективность позитивно-научного познания достигается путем исключения из описания и объяснения всего субъективного, т.е. того, что относится к человеку, субъекту и прежде всего того, что относится к личности ученого-исследователя и процедурам его познавательно-исследовательской деятельности. По отношению к объекту познания исследователь занимает позицию внешнего, незаинтересованного, беспристрастного субъекта.

Важнейшая особенность естествознания - ориентация на выявление причинно-следственных связей и зависимостей, законов и механизмов, которые выражают однозначно-определенный, т.е. детерминистский образ изучаемых процессов и явлений. Объективно-детерминистическое исследование рассматривает любое изучаемое явление как некий объект, предмет, а потому его использование при познании человека и его психологии «овеществляет», «опредмечивает» живую природу человека и не отражает его субъектность и субъективность как личности, индивидуальности и духовного существа. М.М.Бахтин подчеркивает, что «Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней; направленная на безгласную вещь, научно-монологическая речь предстает как последнее слово.» (3, с. 383 ).

 

В гуманитарном познании, по М.Бахтину, доминирующими становятся процессы и взаимодействия с исследуемым материалом посредством индивидуализирующего описания, субъективного понимания, истолкования, интерпретации и построения типологий. Ориентация на понимание и истолкование материала выражает субъективно-ценностное отношение и предполагает пристрастное, заинтересованное познавательное действие и экзистенциально-личностное поступление. Субъектность и субъективность гуманитарного познания.

 

В своем научном творчестве М.М.Бахтин не только раскрыл и обосновал фундаментальные различия монологического и диалогического методов в гуманитарных науках, но и практически реализовал новые методологические установки - установки гуманитарного диалогизма. Будучи убежденным, что в художественно-историческом, литературно-эстетическом творчестве «Предел здесь не я, а я во взаимоотношении с другими личностями, то есть я и другой, я и ты» ( 3, с. 391), он многократно и многопланово продемонстрировал научно-эвристическую продуктивность гуманитарно-диалогического метода в сравнении с методами объектно-позитивистского и субъектно-монологического исследования.

 

Диалектика диалогики состоит в том, что диалогическое «Я-Ты» отношение не является только познавательным, но прежде всего несет в себе онтологическую укорененность человеческого существования, а потому как только человек или сам диалог становится средством познания, то человек, личность, субъект обращения превращаются в объект познания и, значит, редуцируются только до познавательно-гносеологического отношения. Диалогическое же исследование, по форме и содержанию протекает как диалог двух суверенных субъектов, ибо «Любой объект знания (в том числе человек), - писал М.М.Бахтин, - может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание может быть только диалогическим» ( 3, с.383).

 

Гуманитарная парадигма представляет собой стратегию познания природы, общества, самого человека с антропологической, человековедческой позиции; она вносит «человеческое измерение» во все сферы индивидуальной и общественной жизни человека.

По мысли М.Бахтина, гуманитарные науки предполагают осуществление ценностного отношения к действительности; явления жизни человека и общества оцениваются с точки зрения нравственных, религиозных, эстетических, культурных ценностей и смыслов человеческого существования. Гуманитарное знание воплощает в себе единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного, а процесс гуманитарного познания - это движение от фактов к смыслам, от вещей к предметам и ценностям, от объяснения к пониманию.

Предметы и объекты гуманитарного познания - человек, культура, общество - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. Характеризуя трансцендентно-парадоксальную онтологию гуманитарного мировоззрения, М.М.Бахтин пишет: «Предмет гуманитарных наук - выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении» ( 3, с. 410.). Поэтому в отличие от «точных» наук, претендующих на единственность истины, гуманитарные науки направлены на раскрытие разнообразных взглядов и точек зрения по поводу какой-либо проблемы, причем взаимодополнение различных субъективных образов проблемы оказывается решающим условием и способом ее подлинного постижения.

 

«Диалогические отношения ... - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение... Где начинается сознание, там ... начинается и диалог»

*Мини итог: В гуманитарном познании, по Бахтину, доминирующими становятся процессы и взаимодействия с исследуемым материалом посредством индивидуализированного описания, субъективного понимания, истолкования, интерпретации и построения типологии. (Естественно-научный, позитивистский образ мышления и мировоззрения явл-ся монологическим, моноцентрицеским, предполагает возможность познания мира с единственной и единой точки зрения). Гуманитарное познание обращено к личности, индивидуальности, субъекту жизни. “Критерий здесь не точность познания, а глубина проникновения”, приближение к личности другого. Важна глубина проникновения, степень признания другого, понимания другого.

А истину можно познать в диалоге. Суть диалога в том, что он представляет собой “живые” диалогические отношения.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.