МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Надежность – потребительское свойство качества товаров





Надежность – способность товаров сохранять функци­ональное назначение в процессе хранения и/или потребле­ния (эксплуатации) в течение заранее определенных сроков.

Надежность постоянно изменяется вследствие процес­сов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуа­тации товаров. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надеж­ности, измеряемом определенным отрезком времени, в те­чение которого исходные свойства товара изменяются не­значительно, что позволяет их использовать в соответст­вии с назначением.

В зависимости от критерия надежности различают сле­дующие подгруппы: долговечность, безотказность, ремон­топригодность и сохраняемость.

Долговечность – способность товаров сохранять рабо­тоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ре­монта.

Долговечность – свойство непродовольственных това­ров длительного пользования. Оно нехарактерно для това­ров продовольственных, а также непродовольственных, пред­назначенных для непосредственного потребления, в ходе которого они частично или полностью безвозвратно утра­чиваются (например, парфюмерно-косметические товары). Долговечность как показатель сохранения функционально­го назначения зачастую приходит в противоречие с соци­альным назначением. Так, многие непродовольственные то­вары, обладающие значительной долговечностью, мораль­но устаревают, утратив социальное назначение. Это отно­сится к одежде, обуви, головным уборам, некоторым видам бытовой техники.

Показателями долговечности могут служить срок экс­плуатации изделий, ресурс и др.

Срок эксплуатации – продолжительность эксплу­атации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции.

Ресурс – предельная возможность эксплуатации то­варов, зафиксированная в нормативных документах. Напри­мер, число часов работы, количество включений и выклю­чений (выключатели).

Безотказность – способность товаров выполнять функ­циональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая экс­плуатация.

Безотказность характеризуется сроками, в течение ко­торых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а так­же количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

Безотказность как свойство надежности наиболее часто применяется для бытовой тех­ники, оборудования, транспортных средств и т.п. Показателями безотказности могут служить средняя наработка до первого отказа, интенсивность отказов, ве­роятность безотказной работы. Последний показатель озна­чает, что в пределах заданной наработки отказ не возникает.

Ремонтопригодность – способность товаров восстанав­ливать свои исходные свойства, в первую очередь функцио­нальное назначение, после устранения выявленных дефектов.

Ремонтные работы проводятся для восстановления ос­новных свойств товаров, утраченных при эксплуатации или вследствие возникновения дефектов. Ремонт возмо­жен лишь при наличии запасных деталей или комплек­тующих изделий. Ремонтопригодность характерна для многих непродо­вольственных товаров, особенно сложнотехнических, кото­рые по этому свойству подразделяются на ремонтопригод­ные и ремонтонепригодные.



Ремонтопригодные товары после возникновения дефектов и их устранения могут быть использованы по назначению. К таким товарам можно отнести большинство бытовой техники, автомобили, телевизоры и т.д.

Ремонтонепригодные товары не подлежат ре­монту из-за экономической нецелесообразности, определенных конструктивных особенностей или отсутствия запасных деталей. Например, непригодны к ремонту электрические лампы, батарейки, некоторые типы розеток, штепселей, авторучек одноразового дейст­вия и т.п. У этих товаров безотказность совпадает с долго­вечностью.

Ремонтопригодность тесно связана с долговечностью, так как позволяет увеличивать срок эксплуатации товаров. Это потребительское свойство наряду с долговечностью может быть положено в основу формирования предпочтений для того сегмента потребителей, которые отличаются береж­ливостью или не имеют достаточных материальных средств для частых повторных покупок товаров аналогичного на­значения. Для такого сегмента потребителей реализация этого свойства зависит от трех факторов: наличия запасных де­талей, материалов, комплектующих изделий; платы за ус­луги по ремонту товаров; возможности проведения ремонт­ных работ самим потребителем.

Снабжение реализуемых товаров запасными деталями, комплектующими изделиями, инструкциями по самостоя­тельному проведению части ремонтных работ может рас­сматриваться как средство создания потребительских пред­почтений (товар с «подкреплением»). Например, к одежде могут быть приложены дополнительные пуговицы, лоску­ты той же ткани; к бытовой технике — дополнительные комплектующие детали, которые наиболее часто выходят из строя. Это способствует реализации ремонтопригоднос­ти товаров так же, как низкая плата за ремонтные работы, производимые организациями бытового обслуживания. При высоких тарифах на ремонтные услуги ремонтопри­годность товаров может не использоваться потребителя­ми. Например, если ремонт дешевой обуви, одежды, быто­вой техники стоит дорого, потребитель предпочитает покупать новые товары.

Показателями ремонтопригодности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на от­каз, сроки ремонта.

Параметр потока отказов – среднее количество отказов восстановленного изделия в единицу времени на определенный срок.

Гарантийная наработка – срок эксплуатации из­делия, который гарантирует изготовитель при соблюдении условий эксплуатации.

Наработка на отказ – относительный показатель, который характеризуется отношением суммарной наработки восстанавливаемого изделия к суммарному ожидаемому числу его отказов в течение этой наработки.

Сохраняемость – способность поддерживать исход­ные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономи­чески оправданны.

Сохраняемость характерна для всех потребительских това­ров, так как хранение – неизбежный этап любого товаро­движения. Особенно важно это свойство для пищевых про­дуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара. Этап хранения условно можно разделить на два перио­да: складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле; домашнего хранения у потребителя.

Сохраняемость товаров обусловлена их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздейст­вий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения.

Во время первого периода хранения товароведы, мате­риально ответственные лица и специалисты технических служб осуществляют контроль за своевременным установ­лением и поддержанием заданного режима хранения, со­блюдением сроков хранения, что позволяет сохранить то­вары с наименьшими потерями.

Во втором периоде хранения товаров до их потребления или во время эксплуатации, когда они не используются (нахо­дятся в нерабочем состоянии), потребитель не всегда знает, как правильно и как долго можно хранить приобретенные товары. Поэтому для сохранения качественных, а иногда и количественных характеристик товаров необходимо инфор­мировать потребителя об условиях и сроках хранения их с помощью маркировки или эксплуатационных документов.

Показателями сохраняемости потребительских товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продук­ции, сроки хранения. Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопасности.

 

4 Эргономические свойства качества товаров

Эргономические свойства– способность товаров со­здавать ощущения удобства, комфортности, наиболее пол­ного удовлетворения потребностей в соответствии с антро-пометрическими, психологическими и психолого-физиоло­гическими характеристиками потребителя.

Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптими­зации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления. Вначале эргономика занималась лишь комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности для оптимизации изделий, условий и процессов тру­да. В настоящее время сфера ее применения значительно расширилась и охватывает также потребление (эксплуа­тацию) товаров. Эргономические свойства удовлетворяют физиологичес­кие и/или психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависи­мости от этих характеристик эргономические свойства под­разделяются на подгруппы: антропометрические, психоло­гические и психолого-физиологические.

Антропометрические свойства – способность това­ров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам по­требителя. Антропометрия – метод антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобст­ва при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно, одежды и обуви. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропо­метрических замерах населения, на основании которых ус­танавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина, ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соот­ветствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьет­намская обувь меньше отечественной при одинаковой мар­кировке размера. Товароведы и продавцы должны учиты­вать это и информировать потребителя.

Для устранения этих барьеров в международной тор­говле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количест­ва (для одежды, некоторых чулочно-носочных изделий). Так, для одежды во многих азиатских и некоторых евро­пейских странах применяют всего пять размеров: S, M, L, XL и XXL.

Показателями антропометрических свойств могут слу­жить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техни­ки, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропо­метрические характеристики руки человека и обеспечива­ют удобство и рациональность использования. При боль­ших или меньших их размерах наступает быстрое утомле­ние, возникает ощущение неудобства.

Психологические свойства – способность товаров обес­печивать при потреблении (эксплуатации) душевную ком­фортность потребителю.

Душевный комфорт – состояние внутреннего спокой­ствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром. Душевный комфорт одним потребителям могут созда­вать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, гром­кости и тембра звучания, яркости изображения и т. п. Например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется на­циональными, религиозными, семейными и другими обы­чаями. Мясо лягушек, которое французы считают дели­катесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечис­тым продуктом, а индусы – говядину, так как корова в Индии – священное животное.

Определенные психологические требования предъявля­ет потребитель и ко многим непродовольственным товарам, особенно сложнотехническим. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим воз­можностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкоеть звучания, боль­шое количество кадров или строк в единицу времени вызы­вает быструю утомляемость, сильную возбудимость нерв­ной системы. Поэтому длительная и частая эксплуатация таких товаров небезопасна для здоровья потребителей.

Психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологи­ческим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потреб­ности человека.

Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств. Органолептические ощущения зависят от физиологического и психоло­гического состояния конкретного человека, что и предопре­деляет его потребности. Например, в состоянии утомления, стрессов, депрессий у разных людей возникают неодинаковые потребности. Кто-то пытается снять нервное напряжение с помощью алкогольных напитков, чая, кофе, табачных изделий, кто-то – с помощью сладких изделий (шоколад, конфеты и т. п.). С точки зрения физиологии человека это вполне объяс­нимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вку­са и запаха. Древние цивилизации неосознанно выработали приемы снятия нервных напряжений с помощью различных запахов, создаваемых благовониями, душистыми травами.

Одни и те же пищевые продукты у разных людей вы­зывают неодинаковое восприятие, а главное – чувство удов­летворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворе­ние (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а кофеманы – от чашки кофе.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.