ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие и классификация правовых средств Введение Актуальность. Категория «правовые средства» стал предметом научных исследований сравнительно недавно. Несмотря на то, что имеются разработки проблемы правовых средств, пока концептуально не выработана общая теория механизма реализации права, как специальное научное направление в структуре аналитической юриспруденции, призванное изучить оптимальное использование правовых средств в процессе деятельности. Арсенал современных специально-юридических средств не используется в необходимом объеме, что обусловлено их недостаточной теоретической разработанностью, а также отсутствием унифицированной позиции правотворческих структур, относительно понимания сущности правовых средств, в их соотношении с субъективным правом. В связи с этим, актуализируется проблема доктринального осмысления сущности правовых средств. Проблема правовых средств актуальна в юридической науке и связана с необходимостью выявить и определить наиболее эффективные пути и способы достижения целей, соответствующих интересам общества, в тех сферах его жизнедеятельности, которые охвачены правом. Правовые средства имеют материальное закрепление в нормах права, нормативных установлениях, но это было сделано для того, чтобы они практически использовались, претворялись в жизнь, чтобы достигались социально значимые цели. В противном случае категория «правовые средства» как нормативные установления не имела бы смысла. Правовые средства обладают свойством нормативности; с другой стороны, они не характеризуются общеобязательностью, возможностью применения неопределенное количество раз. Правовое средство есть один из возможных вариантов поведения, характеризующийся «деятельностью», процессуальностью, направленный на достижение социально-экономической цели, содержание которой в каждом конкретном случае определяется усмотрением управомоченного субъекта. Реализуется правовое средство волевыми юридически значимыми действиями субъекта, совершаемыми в рамках общественных отношений. Юридически значимые действия совершаются в его интересах, им самим или иными субъектами права в его интересах. Это наиболее общие признаки правовых средств, характеризующих рассматриваемое явление в качестве главного родового понятия для отдельных его видов. Безусловно, любые определения изучаемого феномена имеют право существовать, и теория познания тоже не исключает возможности объяснения одного и того же явления несколькими способами. Цель курсовой работы – исследовать понятие, содержание и признаки правовых средств. Задачи курсовой работы: изучить понятие и классификацию правовых средств; рассмотреть признаки правовых средств; изучить конституционные правовые средства, особенности правовых средств в гражданском праве и административно-правовые средства предупреждения. Разработанность темы. Проблема правовых средств являются одними из центральных вопросов в трудах ученых-правоведов, работавших в этом направлении. Не случайно труды А.И. Экимова, Н.В. Витрука, Н.И. Матузова, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.А. Шайкенова называют в научной литературе методологическим прорывом в становлении общетеоретической категории «правовые средства». Солидные разработки тематики правовых средств содержатся в монографии Н.А. Шайкенова «Правовое обеспечение интересов личности»[1], диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук В.А. Сапуна «Теория правовых средств и механизм реализации права»[2], трудах Д.Н. Горшунова, например, диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Н.В. Васильевой «Юридические и неюридические средства в системе правового регулирования»[3] и других теоретических источниках. Курсовая работа состоит из введения, основной части, которая состоит из двух глав и пяти параграфов, заключения и списка использованных источников. Теоретические аспекты правовых средств Понятие и классификация правовых средств Инструментальный подход к рассмотрению различный юридических категорий вызывает интересу ученых-правоведов. Появляются все новые исследования, касающиеся основополагающих проблем понятий правовых средств, при этом до сих пор в юридической литературе нет единства в определении базовой, основной категории «правовые средства». Следует признать, что термин «правовые средства» - сугубо теоретический и в настоящий момент в Российской Федерации на законодательном уровне не закреплен. Представляется целесообразным начать исследование с исходного определения, позволяющего обозначить отправную точку анализа избранной темы. На наш взгляд, правовые средства - это совокупность нормативных установлений, институтов, приемов и деятельность субъектов права по их реализации, направленная на достижение правовых целей, обеспечиваемая государством и выполняющая конкретные функции, которые определяются их целевым предназначением и сферой осуществления. Выделим основные черты правовых средств. Во-первых, правовые средства должны быть предназначены для достижения правовых целей. Во-вторых, они должны быть правомерными. Своим предназначением правовые средства призваны отвечать интересам отдельных лиц, общества и государства в целом. Правомерность выражается и в их соответствии нормам права, непротиворечии действующему законодательству, общим принципам и началам права, а также возможности порождать позитивные юридические последствия. Отмечая особенности данного признака, ученые полагают, что «содержание и порядок применения средств в решающей степени определяется не нормами права, а согласованным волеизъявлением субъектов, вырабатываемым в общих границах правовой дозволенности»[4]. Правомерность выражается в том, что правовые средства должны быть предусмотрены нормами права, поскольку «вне нормативной сферы правовые средства существовать не могут, именно правовые нормы придают рассматриваемым средствам регулирования правовой характер»[5]. Значит, в содержание признака правомерности правовых средств следует включать закрепление их нормами законодательства и непротиворечивость условий договора по соглашению сторон общим правилам действующего закона. В-третьих, правовые средства обеспечиваются государством. Субъектом, обязанным обеспечить признание, соблюдение и защиту прав и свобод, является государство. Именно государству в лице его органов, учреждений, должностных лиц предстоит создать эффективно работающую систему правовых средств и механизмов, реализующих защиту субъективных гражданских прав в новых политических, социально-экономических условиях[6]. Для действенной защиты нарушенных субъективных прав управомоченному лицу должна быть предоставлена соответствующими государственными органами возможность использовать весь спектр правовых средств, предусмотренных действующим законодательством и направленных не только на пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенного состояния и компенсацию вызванных потерь, но и на обеспечение гарантий их реального осуществления, возможностей их реализации. В-четвертых, выбор средств зависит от целей, на достижение которых мотивирован субъект. Государство предоставляет лишь перечень, набор правовых средств, а носитель этого субъективного права обладает соответствующим правомочием на его защиту с помощью средств, предусмотренных законодательством. В-пятых, правовые средства выполняют определенные функции, содержание которых зависит от конкретного вида, сферы применения, отрасли права. Функции выражают сущность применяемых правовых средств. В-шестых, правовые средства характеризуются двумя формами выражения: «правовые средства - состояния» и «правовые средства - процесс, деятельность». Рассматриваемый феномен содержит в себе динамическую и статическую стороны. Правовые средства - это прежде всего модель, состояние, правовая конструкция, «которая не действует автоматически и только в потенциале и в процессе ее практического использования может привести к достижению поставленной правовой цели»[7]. Под средствами понимаются конкретные приемы, способы, инструменты, которые аккумулируются только благодаря деятельности субъектов по их применению для достижения желаемого результата. В этом контексте верным будет считать, что «категория «средство» включает в себя как инструментарий, так и его использование при получении желаемого результата»[8]. В философских науках средствами также называют «объективные предметы или действия, включенные в структуру целеполагающей деятельности и обеспечивающие получение определенного результата»[9]. Правовые средства имеют материальное закрепление в нормах права, нормативных установлениях, но это было сделано для того, чтобы они практически использовались, претворялись в жизнь, чтобы достигались социально значимые цели. В противном случае категория «правовые средства» как нормативные установления не имела бы смысла. Правореализационная деятельность субъектов, на наш взгляд, является существенным признаком правовых средств, который как раз и отличает изучаемую категорию от таких, понятий, как «права», «нормы права», «правовые институты». С одной стороны, правовые средства обладают свойством нормативности; с другой стороны, они не характеризуются общеобязательностью, возможностью применения неопределенное количество раз. Правовое средство есть один из возможных вариантов поведения, характеризующийся «деятельностью», процессуальностью, направленный на достижение социально-экономической цели, содержание которой в каждом конкретном случае определяется усмотрением управомоченного субъекта. Реализуется правовое средство волевыми юридически значимыми действиями субъекта, совершаемыми в рамках общественных отношений. Юридически значимые действия совершаются в его интересах, им самим или иными субъектами права в его интересах. Это наиболее общие признаки правовых средств, характеризующих рассматриваемое явление в качестве главного родового понятия для отдельных его видов. Безусловно, любые определения изучаемого феномена имеют право существовать, и теория познания тоже не исключает возможности объяснения одного и того же явления несколькими способами. Правовые средства - это своеобразное сочетание определенных нормативных установлений, приемов и конкретной деятельности субъектов защиты, направленной на претворение их в жизнь, достижение желаемой цели. Согласимся с мнением авторов, считающих, что понятие правовых средств не образует особых, принципиально отличных от традиционных, зафиксированных догмой права, в общепринятом понятийном аппарате явлений правовой действительности[10]. Функционально-целевой подход позволяет сделать принципиально важный для нашего исследования вывод о том, что понятие правовых средств наполняет специфическим содержанием цель, для достижения которой они используются. Итак, теоретический анализ понятия является необходимым шагом любого научного исследования. На этом пути крайне важной является выработка определения понятия. Особенно возрастает роль данной операции в тех случаях, когда в научный оборот вводится новое либо многозначное понятие. Понятие «правовое средство» не является новым (оно использовалось еще в трудах дореволюционных правоведов[11]), но является многозначным в связи с многозначностью исходного термина «средство», используемого в русском языке в самых различных смыслах. Как самостоятельная категория «правовые средства» стали исследоваться с конца 70-х годов прошлого столетия[12]. В последнее время внимание правоведов к данной категории усиливается, о чем свидетельствует появление целого ряда монографических исследований[13]. В то же время проблема определения понятия «правовые средства» стоит достаточно остро, поскольку нередко его употребление произвольно, не подкреплено соответствующим анализом и не дает четкого представления о его смысловых границах. Как о средстве говорят и о праве в целом, и о режимах правового регулирования, и об элементах механизма правового регулирования. Указывая на это обстоятельство, некоторые авторы констатируют неопределенность термина, но предложений по снятию такой неопределенности не делают. Так, А. В. Малько утверждает, что рядом с термином «правовые средства» «вполне можно поставить термины "правовые явления", "правовые феномены", "правовые факторы", "правовые условия" и т. п., которые могут считаться взаимозаменяемыми»[14]. Вряд ли с такой трактовкой можно согласиться, поскольку в этом случае размывается смысл понятия, что сказывается на его практическом использовании. Как следствие перечень правовых средств, даваемый в юридической литературе, весьма широк и включает в себя самые разноплановые субстанции: 1) сделки, договоры и внедоговорные обязательства, меры ответственности, способы защиты прав, меры оперативного воздействия, вину, презумпции у фикции, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность, представительство[15]; 2) дозволения, запреты, позитивные обязывания [16]; 3) законодательную инициативу, согласительные комиссии, референдум, «официальное толкование норм права», «теорию разделения властей», «отрешение Президента от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения», жалобу, иск, заявление, ходатайство, «подготовку правоприменительных актов»: [17] 4) нормы и принципы права, юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, запреты и льготы, меры поощрения и меры наказания, правоприменительные акты и т.д[18]. В целом анализ работ, посвященных рассматриваемому понятию, показывает, что трудно найти какой-либо правовой феномен, который не причислялся бы к призовым средствам[19]. Однако при этом исследователи утверждают, что правовые средства - это не просто абстрактная теоретическая категория, а реально существующие явления, поскольку в правовой системе объективно обособляются различного рода регулятивные сущности, своеобразные инструменты, образующие специфические механизмы и режимы, определяющие особенности «работы» права не различных участках и стадиях правового регулирования[20] и высказывают мнение, что «правовое средство - это самостоятельное научное понятие. В системе понятий теории права оно выполняет не дополнительную, служебную роль, а роль самостоятельной категории, раскрывающей свою сторону права, как это делают и другие понятия теории права».[21] Возможно, это так и есть. Однако в таком случае в литературе должно быть предложено определение, которое с безусловностью очерчивало бы данное понятие, отграничивало бы его от иных правовых понятий, раскрывало бы его «роль самостоятельной категории», точно определяло бы его содержание путем указания на специфические признаки. Определенность в понятиях является непременным условием научного исследования; она дает возможности рассматривать объект без опасения смешения его с иными объектами, т. к. неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Как указывается в логике, «характерной чертой понятия, отличающей его от простого представления, является точность, с какой в содержании понятия указываются существенные признаки».[22] В данной части курсовой работы мы хотим проанализировать определения понятия «правовые средства», предлагаемые в юридической литературе. Понятие «правовые средства», в сфере правового регулирования, имеет терминологическое содержательное значение. Как большинство проблем развития права, проблема определения понятия и признаков характеризуется разнообразием в дефинициях и противоречиями в понимании содержания правовых средств. Представляет интерес современная инструментальная теория права, называемая еще теорией правовых средств - юридических средств, объединяемых на отдельных участках правового регулирования в своеобразные механизмы и режимы, обеспечивающие эффективное решение социально-экономических, политических, культурных и иных задач. Понятие средства правового воздействия представлено совокупностью способов и форм осуществления права. С.С. Алексеев, с точки зрения инструментального подхода, рассматривал правовые средства как институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит роль ее активных центров[23]. В.А. Сапун формулирует основу теории правовых средств как «институционные образования (установления, формы) правовой действительности, использование которых в специальной правовой деятельности приводит к достижению определенного результата в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе»[24]. Правовые средства рассматриваются с точки зрения инструментализма как объективированные субстанциональные правовые явления, обладающие фиксированными свойствами, которые позволяют реализовать потенциал и силу права[25]. Наряду с позициями инструментальной теории правовых средств, развивает свои позиции и деятельностный подход, акцентирующий внимание именно на средстве, как основном элементе системы правового регулирования. Согласно этому подходу, правовые средства понимаются как сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с допустимой степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества. Сторонники «деятельностной» позиции определяют правовые средства как способы и приемы действий, выражающих оптимальные варианты поведения субъектов правоотношений. В данном контексте действие есть процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Апологеты инструментальной теории отрицают возможность отнесения действий к категории правовых средств. Между тем существует мнение о возможности разрешения данной дискуссии: инструментальная теория может рассматриваться как составная часть деятельностного подхода к проблеме правового регулирования. Заслуживает внимания подход Т.Н. Радько к анализу правовых средств, включающих в себя не только норму права, правоотношение и акты реализации, но и другие элементы (структурные части), играющие весьма заметную роль в регулировании правом общественных отношений[26]. Суть этого подхода состоит в анализе значительного числа правовых средств, имеющих большое значение в реализации права, как регулятора общественных отношений: установление правосубъектности граждан, при- обретение и изменение их правового статуса, определение компетенции органов власти, правового положения общественных объединений (организаций, партий, движений) и т.п. В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.п. Б. И. Пугинский предлагает два значения рассматриваемо, о понятия - широкий и узкий. В первом значении правовые средства - это «сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектом с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества[27]; в узком - «юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов)»[28]. По дефиниции А. В. Малько, правовые средства - это «правовые явления, выражающиеся в инструмента (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, об ее починается достижение социально полезных целей»[29]. По мнению Ю. Б. Батуриной, «правовое средство – это деятельностно-институциональное образование, показывающее функцнионально-динамическую сторону правовых явлений и права в целом»[30]. П. В. Попинов полагает, что правовые средства - «это предусмотренные нормами права и обусловленные определенными целями и задачами инструменты правового регулирования»[31]. Как известно, определение понятия есть логическая операция, раскрывающая содержание понятия, либо устанавливающая значение термина. «Определение» происходит от слова «предел». Следовательно, определить - поставить предел, указать границу. При построении определения должны соблюдаться правила, нарушение которых искажает понятие и не позволяет отграничить один предмет мысли от другого. В числе таких правил можно назвать следующие: определение должно быть соразмерным, т. е. значения (объемы) определяемого и определяющего выражений должны совпадать; определение должно быть ясным и четким, т.е. смыслы и значения входящих в него терминов должны быть известны; определение не должно заключать в себе круга и не вести к тавтологии; определение должно быть понятным; определяющий признак должен быть необходимым и достаточным; определяющий признак должен быть существенным относительно решаемой задачи. В определениях «правовые средства - это субстанциональные, институциональные явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию», «правовое средство - это деятельностно-институциональное образование, показывающее функционально- динамическую сторону правовых явлений и права в целом» и «правовые средства - это такие институционные образования (установления, формы) правовой действительности, которые в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности приводят к достижению определенного результата в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач и проблем, стоящих перед обществом и государством на современном этапе» нарушены правила о ясности и четкости определения и о его понятности, т. е. в данных определениях допущена ошибка, именуемая «неизвестное через неизвестное». Это же самое можно сказать об определениях, в которых правовые средства определяются как «сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества», «юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов)» или «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей», поскольку смысл словосочетаний «юридически значимые действия» и «юридические способы решения задач», а также терминов «инструменты (установления)» и «деяния (технологии)» не очевиден и также нуждается в определении. Кроме этого, данные определения являются громоздкими, в то время как «в определении не должно быть лишних определяющих признаков, которые либо вообще бесполезны, либо неправомерно расширяют или сужают объем определяемого термина. Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и институтам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать. Для полноты анализа сущности и содержания правовых средств, необходимо привести классификацию правовых средств, в зависимости от выбранных критериев: 1) по степени сложности: первичные или элементарные (субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п.) и комплексные или составные (договор, норма, институт, правовой режим и пр.); 2) по выполняемой роли: регулятивные (дозволения) и охранительные (меры защиты); 3) по предмету правового регулирования: конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; 4) по характеру: материально-правовые (рекомендации) и процессуальные (иск); 5) по значимости последствий: обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); 6) по времени действия: постоянные (гражданство) и временные (премия); 7) по виду правового регулирования: нормативные (установленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); 8) по информационно-психологической направленности: стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановления) и т.д.[32] Признаки правовых средств Исходя из основных дефиниций, возможно выделение следующих специфических признаков правовых средств: – выражают юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и права в целом); – отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; – сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов; – приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования; – обеспечиваются государством. Приведем признаки средств-установлений (инструментов): 1. Субстанциональность, которая призвана охарактеризовать само тело, вещество, плоть того или иного явления – то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей действительности[33]; 2. Информационный характер, означающий, что юридические инструменты – это, прежде всего закрепленные в законодательстве сведения, выражающиеся в юридических фактах, субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.; 3. Статический характер, ориентирующий на то, что это предписания, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо «взять в руки» и использовать; 4. Находятся преимущественно в сфере должного, ибо фиксируются, прежде всего, в законах, подзаконных актах, требующих определенного поведения; 5. Выступают в качестве моделей, которые только в потенциале и в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей. Система установленных в законодательстве качественных юридических средств, адекватность и степень их использования выступают важнейшей характеристикой правовой культуры общества. А теперь рассмотрим признаки средств-деяний (технологии): 1. связаны с использованием инструментов, орудий, веществ (средств-установлений); 2. энергетический характер, означающий, что без активности, особой юридической силы невозможно ни преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов субъектов права, ни осуществить любую юридически полезную деятельность, направленную на достижение социально значимой цели и получение нужного эффекта; 3. динамический характер, ориентирующий на соответствующую деятельность по использованию инструментов; 4. находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осуществляемом поведении лиц; 5. выступают прежде всего в качестве актов реализации прав и обязанностей, которые обозначают завершающий этап достижения целей и удовлетворения соответствующих интересов. К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю юридическую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если ее брать через призму актов реализации прав и обязанностей, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). Итак, далее рассмотрим такие правовые средства, характеризующие по правовому регулированию, а именно конституционно-правовые средства, административно-правовые средства, гражданско-правовые средства. |