Эволюция трейлера как презентационной формы фильма ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГАОУ КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА №11 Допустить к защите Заведующая кафедрой АВТ _________ Биджиева М.Х. «__»_____________ 2013 г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: «Трейлер как вариативная презентация игрового фильма» Выполнила: Научный руководитель Студентка четвертого курса, группы ФВТ 41 Поленкова М.А. ______________________ | | Кандидат искусствоведения, Доцент кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ, Преподаватель кафедры аудиовизуальных технологий КП № 11 Штейн С.Ю. ______________________ | Москва 2014 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3 ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТРЕЙЛЕР КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ……………………..……………………………7 1.1. Эволюция трейлера как презентационной формы фильма………………7 1.2. Классификация трейлеров………………………………………….………13 ГЛАВА ВТОРАЯ. ТРЕЙЛЕР КАК КОНСТРУКТИВНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ……………………………………………………………………………16 2.1. Определение структуры трейлера, исходя из его целеполагания ………16 2.2. Монтаж в трейлере …………………………………………………………17 2.3. Звук в трейлере ……………………………………………………………..22 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОЗДАНИЕ СЕРИИ ТРЕЙЛЕРОВ С ВАРИАТИВНЫМ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ ………………………………………………………….24 3.1. Проектирование серии трейлеров …………………………………………24 3.2. Монтаж серии трейлеров ………………………………………………….30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...……….33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… ………………...………34 ВВЕДЕНИЕ Тема работы – трейлер как вариативная презентация игрового фильма. Актуальность работы.Трейлер, слово в переводе означающее «прицеп», в нашем случае прицеп к фильму, реклама, промо-ролик, стало таким актуальным в последнее время. Трейлеры к фильмам, трейлеры к играм, трейлеры к сериалам: их смотрят, ждут и оценивают, принимая решение, стоит ли идти на тот или иной фильм, смотреть сериал или играть в игру. Но, по сути, трейлер является рекламой и заманивающей обманкой для потребителя, так как со временем трейлеры стали отдельным произведением, часто раскрывающим замысел и идею рекламируемого ими произведения. В данной работе исследуется происхождение, эволюция трейлера как специфической презентационной формы фильма, выявляются принципиальные классы трейлеров, исследуется структура трейлера исходя из его классовой принадлежности и целеполагания, анализируется роль монтажа, как основного инструмента при создании трейлера, а так же роль музыкального сопровождения. В отечественной киноиндустрии совсем недавно появились специальные производственные структуры по созданию трейлеров – трейлерхаус. Однако, в отсутствие отрефлексированных в доступных текстах алгоритмов создания трейлера, не совсем понятно по каким принципам создаются трейлеры их системными производителями. Скорее всего, исходя из опытной интуиции. Таким образом, основной проблемой, связанной с трейлером как специфическим аудиовизуальным произведением, является отсутствие в его отношении однозначной знаниевой «сетки». Степень разработанности На данном этапе ситуация в России сильно отстает от западной, но постепенно появляются компании производящие трейлеры и тизеры к фильмам основываясь на западную литературу, такую как: 1. Lisa Kernan «Coming Attractions: Reading American Movie Trailers» – об идентичности канонов фильма и трейлера и разделению трейлеров на жанры. 2. Susan Tyler Eastman, Douglas A. Ferguson, Robert A. Klein«Promotion and Marketing for Broadcasting and Cable» – о функционировании маркетинга и промоушена на территории телевидения, радио и СМИ. 3. Keith M. Johnston «Coming Soon: Film Trailers and the selling of Hollywood Technology» – о влиянии новых технологий на трейлеры; 4. Росс Эвисон – статья «Как смонтировать трейлер», в которой описана основная схема создания трейлера. Новизнаработы связана с систематизацией доступного русскоязычного материала по теме, а также с опытной апробацией возможных принципов создания трейлера с вариативным целеполаганием. В качестве методов исследования были использованы обзор, анализ, систематизация, классификация, проектирование, апробация. Объектом исследования является фильм как целостная кинематографическая форма, предметом – трейлер как презентационная фрагментация фильма с вариативным целеполаганием. Целью работы является исследование и апробация принципов и технологий создания трейлера игрового фильма с вариативным целеполаганием. Исходя из цели поставлены следующие задачи: 1. Исследование появления и эволюции трейлера как презентационной формы фильма; 2. Выявление принципиальных классов трейлеров; 3. Исследование структуры трейлера исходя из его классовой принадлежности и целеполагания; 4. Анализ монтажа как основного инструмента при создании трейлера; 5. Анализ звукового решения при создании трейлера; 6. Создание серии трейлеров к одному фильму с различным целеполаганием. Исходя из поставленной цели и определённых задач, структура дипломного исследования состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения в виде компакт диска содержащего практическую часть дипломной работы. Во Введении определяется актуальность темы, степень разработанности. Выявляется объект исследования, предмет, цель и основные задачи, а также структура работы. Глава первая «Трейлер как специфический вид аудиовизуального произведения» состоит из двух параграфов и посвящена описанию истории трейлера, а также его классификации как специфической презентационной формы фильма. В параграфе первом «Эволюция трейлера как презентационной формы фильма» проводится исследование появления и эволюции трейлера как презентационной формы фильма. В параграфе втором «Классификация трейлеров» выявляются принципиальные классы трейлеров (целеполагания). Глава вторая «Трейлер как конструктивная целостность» состоит из трёх параграфов и посвящена анализу трейлера как специфической конструктивной целостности. В параграфе первом «Определение структуры трейлера исходя из целеполагания» проводится анализ общей структуры трейлера и исследование индивидуализированной структуры трейлера, исходя из заданного целеполагания. В параграфе втором «Монтаж в трейлере» проводится анализ роли монтажа при создании трейлера. В параграфе третьем «Звук в трейлере» проводится анализ звукового решения трейлера. Глава третья «Создание серии трейлеров с вариативным целеполаганием» состоит из двух параграфов и посвящён описанию процессов проектирования и непосредственного создания серии трейлеров с вариативным целеполаганием. В параграфе первом «Проектирование серии трейлеров»создаётся экспериментальный проект, состоящий из трёх фильмов с исследовательски отрефлексированным целеполаганием, к каждому из которых моделируется трейлер с отличным от выявленного целеполаганием. В параграфе втором «Монтаж серии трейлеров» описывается процесс монтажа серии трейлеров на базе программы «Final cut». В Заключении подводятся итоги проведённого исследования. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТРЕЙЛЕР КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Трейлер с недавних времен стал отдельным видом искусства. Сейчас над трейлерами работают специальные компании, которые никаким образом не зависят от кинокомпаний. Так же существуют трейлер-фестивали и ежегодная премия Trailer Awards. Эволюция трейлера как презентационной формы фильма Начиная рассматривать эволюцию кино-трейлеров, перенесемся в первые западные кинотеатры десятых годов двадцатого столетия. Приходя в кинотеатр, зритель покупал лишь один билет на все сеансы – программа крутилась зациклено на протяжении всего дня, и смотреть можно было сколь угодно долго. В 1913 году менеджер по рекламе нью-йоркского кинотеатра Нильс Гранлунд сделал короткий промо-ролик к бродвейскому спектаклю «Ищущие удовольствия», использовав в нем кадры с репетиций. Идея рекламных мини-фильмов тут же стала очень популярной. Это и можно считать моментом рождения трейлера. Сам термин «трейлер» произошел благодаря тому, что показывали их в конце фильмов, «цепляя» как трейлер – прицеп – к машине. Однако такой способ рекламы не имел должного эффекта, так как лишь единицы досматривали титры до конца и обнаруживали, что после них следует трейлер к какому-либо новому фильму[1]. Вскоре голливудские продюсеры смекнули и передвинули показ трейлеров в начало сеанса, перед фильмом, что дало значительно большую аудиторию и обеспечило достойный рекламный эффект. При этом возникли новые задачи – трейлер должен быть таким, что бы зритель не забыл о нем после просмотра полутора, а то и двухчасового, фильма. Поэтому в трейлерах стали использовать самые зрелищные, лучшие кадры фильма. Тем не менее, первые трейлеры были весьма примитивны – включали в себя какое-то количество кадров из фильма и некий текст (название, имена звезд, задействованных в фильме). По затратам трейлеры обходились дешево, поэтому вскоре нашлись бизнесмены, решившие на этом заработать. Они создали компанию, которая за небольшое время получила огромный успех и фактическую монополию на кинотрейлеры. Компанию «National Screen Service» («Национальная кинослужба»), которая удерживала монополию на создание трейлеров на протяжении четырех десятилетий, создал в Нью-Йорке в 1919 году Герман Роббинс. Компания нарезала трейлеры и продавала их напрямую кинотеатрам. Многие студии с радостью подписывали соглашение, согласно которому должны были передавать свои фильмы компании NSS для производства трейлеров. NSS, в свою очередь, подписывала с владельцами кинотеатров контракт, обязывающий еженедельно отдавать в прокат трейлеры и постеры, за что студии получали небольшой процент. Власть NSS продлилась с двадцатых по шестидесятые годы прошлого столетия. Они создавали типовые трейлеры, стиль которых держался неизменным долгие годы. Примером их работы может служить реклама фильма «Касабланка» (реж. М.Кёртис). В 1940-е – 1950-е гг. в связи с развитием технологии кинопроизводства, появлением цвета, закадрового голоса, производство трейлера становится дороже. Наличие нескольких рекламирующих фраз, а также указание в титрах названия, имен звездных исполнителей главных ролей, создателей фильма насыщает трейлеры изобилием текста. Начиная с 1960-х созданием трейлера занимаются такие режиссеры, как Стенли Кубрик, Альфред Хичкок и Вуди Ален. Они делают трейлер отдельным произведением искусства, привнося туда свой неповторимый авторский стиль. Число кадров в минуту и количество монтажных склеек вырастает, трейлеры становятся динамичнее. Создатель трейлеров Пабло Ферро установил на то время рекорд, уместив 220 кадров в 97 секунд. 1980-е – 1990-е годы приносят в кинематограф огромное количество фантастики и боевиков, становится невероятно популярным использование компьютерной графики, продолжает расти число монтажных склеек. Рождаются свои звезды среди создателей трейлеров – за озвучивание берется Дон ЛаФоннтен и тут же становится главным «голосом» основной массы производимых в то время трейлеров. Появляется первая специальная премия за лучший трейлер – Golden Trailer Awards. Несколько лет спустя премия вводит специальную номинацию имени ЛаФоннтена. В 2000-е – 2010-е гг. наличие интернета у огромного количества зрителей дает производителям новые возможности: позволяет активно распространять трейлеры, а так же получить на них отзывы и комментарии зрителей. В то же время студии ставят жесткое условие создателям трейлеров – ролик должен быть выпущен до окончания съемок фильма. Наряду с профессионалами, благодаря активному развитию новых технологий и программного обеспечения, созданием трейлеров к наиболее популярным фильмам занимается большое количество любителей. Компании, производящие рекламную продукцию в России, руководствуются Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ, согласно которому реклама (от латинского «reklamare» – «громко кричать») – «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»[2]. Участники рекламного процесса несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе в соответствии с законодательством РФ. Реклама – часть рыночного маркетинга. Управление спросом на рекламу зависит от управления маркетингом, который включает в себя анализ, планирование, создание, контроль, измерение уровня спроса, получение максимума возможной прибыли и т.д. Два основных компонента маркетинга – ориентированность на товар/услугу и ориентированность на потребителя. Одно из важных направлений маркетинговых исследований – исследование рекламы. Цель – успешное осуществление мероприятий рекламы, рост и стимулирование сбыта товаров. Видеопродукция как информационное или рекламное средство для продвижения различной продукции (товаров, услуг, мероприятий и пр.) широко используется. Каждая ее разновидность имеет свою специфику. Кратко остановимся на характеристике основных из них: Промо-ролик –короткий сюжет о конкретных товарах и/или услугах компании. Преподносит информацию с элементами интерактива, игры. Может содержать анимацию, компьютерную графику, фотографии, анимированный текст. Для создания промо-роликов задействуются маркетологи, пиарщики, рекламисты, копирайтеры, дизайнеры, операторы и др. Ограничений в хронометраже нет, но создатели не рекомендуют превышать размеры короткометражного фильма, отбросив всю лишнюю информацию. Промо-ролики не считаются рекламным продуктом, так как не создаются для трансляции в телевизионных СМИ. Они используются на презентациях, в местах продажи товара/услуги, на интернет-сайтах. Поэтому содержание промо-ролика не регулируется ограничениями закона «О рекламе». Видео-анонс – предназначен для рекламы культурных и других мероприятий, акций и пр. Основная задача – убедить зрителя, что он должен обязательно присутствовать на рекламируемом мероприятии. Видео-анонс не ограничен технологиями и форматами съемки, охватывает большую аудиторию, так как может быть показан на телевидении, в интернете, в местах продаж и кинотеатрах. Для лучшего воздействия на зрителя чаще всего создается в игровой форме. Тизер(англ. Teaser – «завлекалка») – разновидность визуальной рекламы, содержит в себе минимум информации о товаре, сам товар показывается фрагментарно, либо не демонстрируется вовсе. Используется для создания интриги вокруг продвигаемого продукта. Тизерная рекламная компания чаще всего проходит в два этапа: сначала демонстрация загадки, создание интриги; затем – разгадка, раскрытие интриги, демонстрация товара. По длительности интриги разделяют на две группы: однодневные – это быстрое раскрытие загадки (на одном развороте журнала создается интрига, а уже на следующем ответ на вопрос); недельные – ответ раскрывается не сразу, а спустя несколько недель. Основные принципы проведения тизерной рекламы: 1. Реклама должна завоевать как можно больший круг потребителей. 2. Срок между первым и вторым этапом (загадка и ответ) не должен затягиваться, иначе у потребителя пропадает интерес. 3. Тизер не должен напоминать рекламную компанию другого бренда, иначе вся слава достанется чужой компании, так как будет ассоциироваться у потребителя именно с ней, причем за ваши деньги. В 1906 году в США продвигался бренд «MJB Cofee». Вдоль дорог Сан-Франциско появились баннеры с вопросом «Почему?», ниже следовал ответ «MJB делает лучший кофе!». Хотя этот рекламный ход и нельзя считать полностью тизерным, именно с этого момента принято отсчитывать историю тизерной рекламы. Хрестоматийным примером тизерной рекламной компании в мире считается реклама сигарет «Camel», проведенная агентством N.W.Ayer в 1920-е годы. Неординарный подход сделал свое дело. За три дня до начала продаж сигарет Camel во многих городах Америки, в газетах появилась картинка с надписью «Верблюды» и изображением самого животного. На следующий день компания добавила интриги – надпись гласила «Верблюды идут!». На третий день ситуацию накалили еще больше: «Завтра в городе верблюдов будет больше, чем в Азии и Африке вместе взятых!». Рекламная компания возымела успех, люди были заинтригованы происходящим. В день начала продажи сигаре в прессе появилась реклама с изображением пачки «Сamel» и надписью, гласящей: «Верблюды уже здесь!». Блестяще организованная тизерная рекламная компания, плюс уровень качеств товара произвели такой фурор, что к 1924 г. табачный рынок на 45% был оккупирован сигаретами «Camel» с изображением верблюда. Благодаря рекламе на протяжении 95 лет данный товар был известен всем – даже тем, кто не курит. Ни одна марка сигарет не имела подобного успеха[3].  Рисунок 1. Пример тизерной рекламы Одним из самых ярких примеров использования тизерной рекламы в России можно считать рекламу телекоммуникационной компании «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) – по городам появились баннеры – на красном фоне было изображено белое яйцо и вопрос «Что это?». Через некоторое время интрига была раскрыта. В силу рекламной неискушенности российского потребителя, рекламная компания имела большой резонанс. Тизер – трейлер – так же как тизер содержит минимальное количество видеоинформации о продукте, либо не использует ее вовсе. Рекламная компания продвигается в два этапа. По продолжительности ролики относительно краткие – 30-60 секунд. Часто содержит ссылки на интернет-ресурсы, принимающие участие в рекламной компании. Выпускаются на ранней стадии производства продукта. Трейлер– ролик для анонсирования, рекламы видеопродукта, будь то фильм, сериал, мультфильм или компьютерная игра. Может комбинироваться из фрагментов фильма, рабочих кадров со съемок, материала, отснятого специально для создания трейлера. Например, Марк Вулен, автор трейлера к фильму «Социальная сеть», смонтировал его, использовав только 20-минутный подготовительный материал для фильма. Трейлер «продает» продукт, поэтому должен демонстрировать его с выгодной стороны. Классификация трейлеров Несмотря на определенную структуру, используемую при создании трейлера, каждый нацелен на донесение определенной задачи. Главной задачей трейлера является привлечение зрителя на просмотр фильма, заработав на этом. Поэтому зачастую в трейлерах не передается или даже меняется сюжет и основная идея, используются самые сильные моменты фильма, дабы заинтересовать большую аудиторию. Конечно, стоит понимать, что говоря о трейлере, мы подразумеваем маркетинг, главной задачей которого является отклик зрителя. Зная это, выявим основные маркетинговые ходы при создании трейлера к фильму: · Использование самых зрелищных и дорогих сцен фильма; · Акцент на участие в произведении знаменитостей, будь то актеры, режиссеры, операторы и др.; · Яркое, запоминающееся музыкальное сопровождение, желательно от известных исполнителей; · Привлечение известных дикторов и брендов для создания трейлера; · Включение в трейлер информации о рекламных акциях, связанных с демонстрацией фильма; · Ориентирование на потребности зрителей разных половозрастных групп. Несмотря на то, что трейлер к фильму является его проекцией, можно говорить о его вариативности в зависимости от тех или иных факторов. Например, связанных как с той целевой аудиторией, на которую рассчитан трейлер, так и с тем возможным целеполаганием, которое формулируется перед производителем трейлера заказчиком. Для нас в рамках настоящего исследования наибольший интерес представляет возможная вариативность трейлера, исходя из чётко определяемого целеполагания. За неимением чётко сформулированных форм такого рода целеполаганий, нам придётся смоделировать их на основе анализа ряда трейлеров. Предметом анализа стали трейлеры именно к американским фильмам, так как на сегодняшний день кинематографическое производство и распространение его продукции, как система деятельности, наиболее стандартизирована в США. Что в полной мере выражается через стандартизацию трейлеров, как субпродукции по отношению к фильмам. Проведённый анализ позволил выявить ряд шаблонов, представляющих определённые целеполагания при создании трейлеров. Таких целеполаганий четыре: Экшн (от англ. - действие) - (динамичный, событийный): Такие трейлеры в основном нацелены на массовую аудиторию. Шаблон предполагает максимальное использование движения, спецэффектов, динамики при минимуме истории. Часто применяется для рекламы боевиков, молодежных комедий, мюзиклов. «Интеллектуальный» (передающий заданное настроение, атмосферу, включающий в определенный дискурс): Такого рода трейлер по строению похож на сюжетный, но более размеренный, спокойный, планы длиннее, спецэффектов минимум. Музыкальное сопровождение соответствует строению трейлера. Сюжетный: Как правило, строится по классической схеме: экспозиция–завязка–развитие–кульминация–развязка. Может быть динамичным, как экшн трейлер, или спокойным и размеренным, как интеллектуальный, но главной задачей является показ сюжета фильма, оставляющий, тем не менее, зрителю загадку. Сюжетный трейлер с изменённым сюжетом: Строится по тем же канонам что и «сюжетный» трейлер (заданным выше), а так же в зависимости от построенного сюжета при разработке сценария трейлера. Используется для привлечения определенной аудитории исходя из её запросов. ГЛАВА ВТОРАЯ. ТРЕЙЛЕР КАК КОНСТРУКТИВНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ Создавая трейлер, необходимо понимать на какую аудиторию нацелен фильм, в зависимости от этого подбирается целеполагание трейлера. Каждый трейлер с определенным целеполаганием имеет свою структуру, в которую в зависимости от целеполагания входят разные фрагменты фильма. |