Применяемые измерительные инструменты и приспособления Используются: штангенциркуль с нутромером; шаблон для проверки разрыва контактов; динамометр; набор щупов; секундомер; ключ для поворота вала ПКГ; приспособление для снятия градусной развертки кулачкового вала ПКГ; регулируемый источник питания постоянного тока максимальным напряжением 50 В; источник сжатого воздуха (пневматическая магистраль) давлением 3,5 – 5 кгс/см2. Содержание отчета 1. Порядок и содержание ревизии групповых переключателей при текущем ремонте ТР-1, ТР-2. 2. Эскизы способов проверки технического состояния групповых переключателей (рис. 6.1). 3. Результаты осмотра и измерений параметров группового переключателя ПКГ-6 (табл. 6.1). Диаграмма замыканий группового переключателя. 4. Заключение о техническом состоянии контактора, а также о необходимости выполнения ремонтных работ для устранения обнаруженных дефектов. 6.5. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные технологические операции при ревизии группового переключателя ПКГ-6. 2. Назовите характерные дефекты индивидуальных групповых переключателей ЭПС, выявляемые в эксплуатации, и причины их возникновения. 3. Каким образом производится оценка технического состояния группового переключателя при текущем ремонте в цехе? 4. Назовите условия исправности группового переключателя ПКГ-6? Лабораторная работа №7 РЕВИЗИЯ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩЕГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ Ц е л ь р а б о т ы: получить практические навыки в проверке параметров, оценке работоспособности, определении дефектов и регулировке быстродействующего выключателя (БВ). Ознакомиться с технологией ревизии БВ и способами устранения дефектов. Общие сведения Для поддержания быстродействующих выключателей ЭПС в исправном состоянии в период эксплуатации установлены такие виды их обслуживания, как осмотр, ревизия и текущий ремонт, которые выполняют в соответствии с требованиями Руководств по ремонту электровозов [1, 2]. Осмотру и ревизии без снятия с ЭПС БВ подвергаются при текущем ремонте ТР-1, а со снятием с ЭПС, для проверки и регулировки тока уставки на стенде, - при текущем ремонте ТР-2. Текущему ремонту с разборкой на специализированном рабочем месте БВ подвергается при ТР-3 ЭПС. При выполнении лабораторной работы производится ревизия быстродействующего выключателя БBП-5 в объеме, предусмотренном ТР-2 электровозов, т.е. с осмотром, проверкой параметров БВ для оценки его технического состояния и регулировкой тока уставки на стенде. К надежности работы быстродействующих выключателей ЭПС предъявляются особые требования. Поэтому при текущем ремонте ТР-2 и ТР-3 БВ снимаются электровоза для ревизии, регулировки и ремонта в электроаппаратном участке депо. Поступивший на ревизия БВ сначала продувают в камере сжатым воздухом давлением 200-300 кПа (2-3 кгс/см2), а затем проверяют на стенде его включение и выключение при номинальных значениях напряжения в цепи управления и давления воздуха в пневматическом приводе. При этом выявляют скрытые дефекты: перекос и заедание подвижных частей, повышенную выработку в шарнирах, потерю жесткости пружин, потерю герметичности пневматической части БВ. Производится внешний осмотр БВ при котором выявляются следующие возможные неисправности: загрязнение мест соприкосновения полюсов якоря и магнитопровода; задевание подвижного рычага за стенки дугогасительной камеры; трещины в шинах индуктивного шунте и размагничивающего метка; перекос рамы основания; замыкание шины дугогасительной катушки на сердечник магнитопровода; утечка сжатого воздуха через вентили или привод; перекрытие электрической дугой изоляторов; обрыв или межвитковое замыкание удерживающей катушки. Целесообразно также проверить ток уставки БВ и по ведущемуся в цехе журналу сравнить его с тем значением, на которое был настроен аппарат ранее. Изменение значения тока отключения указывает на заедание в отключающей системе, потерю упругих свойств отключающей пружины, нарушение поверхности соприкосновения якоря с полюсами магнитопровода или на наличие воздушных зазоров в магнитопроводе удерживающей системы, а также на возможное изменение положения размагничивающего витка. Обязательно убеждаются в исправном состоянии силовых и блокировочных контактов, отсутствии повреждений изоляционных поверхностей и целостности корпуса БВ. Закончив проверку работы аппарата, отмечают узлы и детали, подлежащие ремонту или замене, снимают дугогасительную камеру. При необходимости производят разборку БВ: снимают веерные полюсы, дугогасительную систему с изоляционной плитой, удерживающую катушку, блокировочное устройство, пневматический привод, индуктивный шунт, якорь и рычаг с подвижным контактом и гибкими токоведущими проводами. Узлы и детали тщательно осматривают для выявления степени их износа и пригодности к дальнейшей работе. Раму БВ и рычаг подвижного контакта очищают на дробеструйной установке. Трещины разделывают и заваривают газовой сваркой. Втулки с износом отверстий, превышающим допустимые размеры, или ослабленной посадкой заменяют. Изоляционные стержни рамы и тягу блокировочного устройства очищают от пыли и грязи. Поверхность стержней должна быть чистой и глянцевой и окрашена эмалью ГФ-92-ХК. Резиновые манжеты и диафрагма привода БВ не должны иметь трещин и расслоений. Годные резиновые детали промывают теплой мыльной водой. Внутренние поверхности пневматического цилиндра должны иметь выработку не более 0,3 мм. Если она превышает допустимое значение, то её устраняют хромированием с последующей шлифовкой. Перед сборкой привода смазывают цилиндр и манжеты тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 или ЖТ-72, ЖТ-79Л, КГКЗ-65. Дугогасительную катушку, имеющую витки с оплавлением и раковинами более 3 % площади сечения, восстанавливают газовой сваркой. Витки катушки окрашивают эмалью ГФ-92-ХК, а её концы лудят припоем ПОС-40. В собранном состоянии между сердечником магнитной систем и витками дугогасительной катушки должен быть воздушный зазор не менее 4 мм. Изоляционное основание дугогасительной системы промывают бензином. Магнитопровод якоря подвижного рычага БВ не должен «меть расслоения пластин или ослабления, а его поверхность должна иметь прилегание к полюсам магнитной системы удерживающей катушки не менее 80 % площади соприкосновения. Последнее достигается пришабриванием поверхности якоря по краске с последующей проверкой площади прилегания по отпечатку якоря на чистом листе через копировальную бумагу при включении БВ. Рабочая часть подвижного контакта должна иметь выработку не более 7 мм. В противном случае её восстанавливают автогенной наплавкой меди с последующей обработкой по профильному шаблону. Аналогичном образом поступают при износе рабочей поверхности неподвижного контакта БВ. Подвижный и неподвижный силовые контакты БВ заменяют при достижении предельных размеров из-за их износа или оплавления. Так, например, толщина подвижного контакта БВП-5 должна быть16-22 мм, его ширина - 30-33,5 мм, а длина между контактной поверхностью и противоположной гранью - 80-82,6 мм. Неподвижный контакт БВП-5 бракуют, если его длина, измеренная между серединой контактной поверхности и противоположной гранью, составляет менее 172 мм, а ширина в рабочей части - менее 30 мм. Форму контактов подгоняют по шаблону так, чтобы линия касания была не менее 85 % их ширины. Разрыв силовых контактов устанавливается в пределах 35-44 мм. Серебряные напайки контактов блокировочного устройства БВ промывают бензином или очищают стальной или хромированной пластиной. Разрыв контактов должен быть не менее 4,5 мм, провал - 6-6,5 мм, нажатие - 3-4 Н (0,3-0,4 кгс). Свободный ход тяги блокировочного механизма во включенном положении БВ должен быть не менее 2-3 мм. После сборки производят проверку и регулировку БВ. При нажатии на кнопку вентиля подвижный рычаг и якорь должны четко, без дополнительного трения и заеданий перемещаться в пределах своего рабочего хода. Зазор Б (рис. 7.1, а) между торцами алюминиевых пластин контактного рычага 1 и нижними краями стенок дугогасительной камеры при включенном положении якоря должен быть не менее 4 мм, а зазор В между левым рогом 2 камеры и следом движения подвижного контакте - 3-5 мм. Правый рог 3 камеры должен своим концом плотно прилегать к поверхности неподвижного контакта. Перечисленные зазоры проверяют при одной установленной на выключатель стенке дугогасительной камеры. Индуктивный шунт БВ проверяют на отсутствие замыкания между токопроводящей шиной и пакетом железа (магнитопроводом) путем подачи напряжения переменного тока около 20 В через трансформатор и сигнальную лампу (рис. 7.1, б).  а) б)  в) Рис. 7.1. Проверка и регулировка быстродействующего выключателя Регулировку БВ выполняет на вибростенде в условиях по возможности близких к условиям эксплуатации. Сначала БВ с предварительно отрегулированным нажатием силовых контактов и прилеганием контактной поверхности якоря к полюсам удерживающего магнита проверяют на четкость срабатывания при давлении воздуха 375 кПа (3,75 кгс/см2), токе удерживающей катушки не более 0,8 А и токе через катушку электропневматического вентиля не более 0,095 А. Затем равномерным ввертыванием или вывертыванием трех регулировочных винтов 8 (рис. 7.1, в) магнитопровода 6 добиваются отключения выключателя при заданном токе уставки. При этом ток через удерживающую катушку должен быть установлен заранее равным 1,18. А, а контактное нажатие силовых контактов, проверенное динамометром, быть в пределах 240-260 Н (24-26 кгс). В регистрационный журнал регулировок тока уставки БВ записывается среднее, по трем последовательные отключениям, значение. Допустимый разброс в статическом состоянии составляет от + 100 до -50А от среднего значения. В динамическом режиме, при включенном вибростоле стенда, допустимое отклонение токов уставки не должно превышать - 250 А от полученного в статике среднего значения. Порядок выполнения работы 1. Изучить порядок и содержание ревизии, ремонта и регулировки БВ при ТР-2 и ТР-3 электровоза, ознакомиться с возможными неисправностями и способами их устранения [1 - 4]. 2. Произвести оценку технического состояния отдельных узлов БВП-5 в объёме и по нормам допусков и износов текущего ремонта ТР-3 электровоза. Для этого измерить: толщину, разрыв, нажатие и линию соприкосновения силовых контактов; раствор, нажатие, провал и притирание блокировочных контактов; площадь прилегания полюсов якоря и удерживающего электромагнита; активное сопротивление удерживающей катушки и сопротивление изоляции между дугогасительными рогами камеры. 3. Проверить состояние дугогасительной камеры, веерообразных полюсов, магнитопровода дугогасительной системы, силовых и блокировочных контактов, индуктивного шунта, электропневматического привода БВ. Результаты измерений занести в таблицу 6. 4. Отрегулировать БВ на заданный ток уставки. В отчете привести схему проверки и регулировки быстродействующего выключателя на стенде [4, 5]. Таблица 7.1 Результаты осмотра и измерений параметров БВ Наименование проверки или параметра | Значение параметра или признака годности | Выводы, предложения | допустимое | фактическое | | | | | | | | | На основании сопоставления фактических значений контролируемых параметров с допустимыми сделать заключение о (не) пригодности БВ а эксплуатации, а также о необходимости замены узлов или выполнения ремонтных работ для устранения обнаруженных дефектов. |