Применяемые измерительные инструмент и приспособления Используются: штангенциркуль с нутромером; шаблон для проверки разрыва контактов; линейка металлическая; регулируемый источник питания постоянного тока с максимальным напряжением 50 В; источник сжатого воздуха (пневматическая магистраль) давлением 3,5 – 5 кгс/см2; динамометр. Содержание отчета 1. Порядок и содержание ревизии электропневматических и электромагнитных контакторов текущем ремонте ТР-1, ТР-2. 2. Эскизы способов проверки технического состояния индивидуальных контакторов (рис. 5.1). 3. Результаты осмотра и измерений параметров контактора (табл. 5.1). 4. Заключение о техническом состоянии контактора, а также о необходимости выполнения ремонтных работ для устранения обнаруженных дефектов. 5.5. Контрольные вопросы 1. Перечислите основные технологические операции при ревизии индивидуальных контакторов ЭПС. 2. Назовите характерные дефекты индивидуальных электромагнитных и электропневматических контакторов ЭПС, выявляемые в эксплуатации, и причины их возникновения. 3. Каким образом производится оценка технического состояния контактора при текущем ремонте на электровозе? 4. С какой целью производится измерение раствора и провала контактов? 5. Как оценивается и чем обеспечивает притирание контактов при включении? Лабораторная работа №6 РЕВИЗИЯ ГРУППОВОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ Ц е л ь р а б о т ы: получить практические навыки в проверке параметров, оценке работоспособности и определении дефектов группового переключателя (ПКГ). Ознакомиться с технологией ревизии группового переключателя и способами устранения дефектов. Общие сведения Ревизию и ремонт групповых переключателей выполняют в соответствии с требованиями Руководств по ремонту электровозов [1, 2]. При ревизии с групповых переключателей снимают дугогасительные камеры и подают в цех для тщательной очистки от нагара и продувки сжатым воздухом. Групповой же переключатель подвергают ревизии и ремонты работам непосредственно на электровозе. Ремонт с разборкой группового переключателя производится при ТР-3 со съёмом с ЭПС. Групповые переключатели электровоз при систематическом уходе достаточно надежны в работе. Приступая к осмотру и ревизии переключателей, проверяют их работу под действием сжатого воздуха при нажатии вручную на кнопки электромагнитных вентилей. Вращение вала должно быть плавным, время перехода из одного положения в другое - 1,2-2,5 с. Это время характеризует скорость сближения и расхождения контактных элементов. Быстрое включение контактов сопровождается ударом подвижных частей,что впоследствии может вызвать их поломку. Кроме того, при слишком быстром переключении может нарушиться течение переходных процессов в коммутируемых цепях. При слишком медленном расхождении контактов увеличивается вероятность повторного зажигания дуги или её переброс на заземленные части аппарата. Вращение кулачкового вала переключателя может замедлиться при уменьшении вращающего усилия или увеличении сопротивления вращения. Вращающее усилие уменьшается в результате снижения давления воздуха, засорения воздухопроводов, малого хода клапана электропневматического вентиля или утечки воздуха через неплотности манжет поршня пневматического привода. Последний бракуют, если на слух обнаруживают утечки воздуха через крышки цилиндров и манжеты поршней или удары поршней об ограничители и крышки. Для устранения дефектов производят ревизию привода с разборкой, заменой манжет, смазкой цилиндра. Сопротивление вращению пневматического привода и кулачкового вала может увеличиться в результате перекоса вала, заедания или ослабления подшипников, заниженного расположения контакторных элементов, чрезмерного нажатия контактов или изменения профиля кулачковых шайб. Порядок включения и отключения контакторных элементов определяется условиями работы электрической цепи локомотива и задается градусной разверткой кулачкового вала. При проверке развертки контролируют последовательность срабатывания контакторов, раскрытие и нажатие контактов. Для проверки развертки на конец главного вела группового переключателя устанавливают градуированный диск так, чтобы нулевое положение диска совпало с начальный положением переключателя. Затем на квадратный конец вала надевают ключ и, вращая вал, определяют углы поворота, при которых происходит соприкосновение контактов и заканчивается притирание. В фиксированных положениях вала специальным щупом контролируют раскрытие отключенных контактов. Так, у групповых переключателей типа ПКГ-6 раскрытие силовых контактов устанавливается 24-27 мм, провал - 10-12 мм, конечное нажатие - 140-180 Н (14-18 кгс). Обязательно убеждаются в свободном отключении контакторных элементов под действием собственного веса. Результаты измерений записывают в дефектировочную ведомость. Диаграмма замыкания контактов групповых переключателей типа ПКГ-6 приведена на рис. 6.1,а. При выпуске из ремонта допускаются к эксплуатации групповые переключатели, у которых отклонения действительной развертки от чертежа не превышают 13°. Однако при этом должны соблюдаться два основных условия.  а)  б) Рис. 6.1. Диаграмма замыканий и фиксированные положения роликов контакторных элементов ПКГ-6 Первое - в каждом фиксированном положении вала контакторные элементы должны быть полностью включены или выключены и иметь соответствующие техническим данным раскрытие и нажатие контактов. Это требование выполняется, если ролики 1 (рис. 6.1, б) выключенных контакторов не только не касаются поверхности кулачковых шайб, но располагаются от их склонов на расстоянии не менее 1 мм, а ролики 2 включенных контакторов находятся на выступающей части и не приближаются к склону ближе 3 мм. Второе условие - из двух контакторных элементов, замыкающих одну и ту же цепь тяговых двигателей, первым должен замыкаться тот, что расположен со стороны земли, а второй в этот момент должен иметь раскрытие не белее 1,5 мм. При отклонениях градусной развертки более допустимых значений обычно её корректируют подъёмом или опусканием кронштейнов контакторных элементов. Поднятие верхнего кронштейна приводит к запаздыванию момента касания контактов, а следовательно, и момента полного включения; опускание верхнего кронштейна, наоборот - к более раннему касанию. Перемещение нижнего кронштейна возможно лишь в небольших пределах и поэтому используется редко. Как и в случае перемещения верхнего кронштейна, корректировка развертки с помощью нижнего кронштейна приводит к изменению раскрытия и нажатия контактов. Поэтому их также необходимо контролировать. Если при смещении кронштейнов раскрытие контактов выходит за установленные пределы, можно прибегнуть к регулировке развертки перемещением всего контакторного элемента. Изменение нажатия в большинстве случаев можно компенсировать подбором притирающих пружин соответствующей жесткости. Характеристики пружин имеют отклонения по жесткости ±3 %, так что разница в нажатиях, обеспечиваемых самой слабой и самой сильной пружинами одной партии, достигает 6 %. Остальные проверки параметров группового переключателя при его ревизии производятся так же, как и у индивидуального электропневматического контактора. Их описание приведено выше. Порядок выполнения работы 1.Изучить порядок и содержание осмотра и ревизии групповых переключателей ЭПС при TP-1 и ТР-2, ознакомиться с возможными неисправностями и способами их устранения [1 - 4] . 2. Произвести осмотр и ревизию группового переключателя типа ПКГ-6. Оценить техническое состояние контактов, кронштейнов, стоек, блокировочных устройств и электропневматического привода ПКГ. При осмотре проверить крепление, толщину, разрыв, нажатие, провал, боковое смещение силовых и блокировочных контактов и линии их прилегания, состояния гибких шунтов и дугогасительных катушек. Снять градусную развертку контакторных элементов. Определить время перехода ПКГ из одного фиксированного положения в другое. Результаты осмотра и измерений занести в табл. 6.1. Таблица 6.1 Результаты осмотра и измерений параметров группового переключателя Наименование проверки или параметра | Значение параметра или признака годности | Выводы, предложения | допустимое | фактическое | | | | | | | | | На основании сопоставления фактических значений контролируемых параметров с допустимыми сделать заключение о (не) пригодности ПКГ в эксплуатации, а также о необходимости замены отдельных узлов и деталей или выполнения ремонтных работ по устранению обнаруженных дефектов или регулировке градусной развертки, разрыва контактов, контактного нажатия. |