РЕВИЗИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТАКТОРОВ В. А. Смирнов, К. В. Панов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКоЕ ПОСОБИЕ Для ВЫПОЛНЕНИя лабораторных РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «Производство и РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА» Часть 2 ОМСК 2016 Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения В. А. Смирнов, К. В. Панов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКоЕ ПОСОБИЕ для ВЫПОЛНЕНИя лабораторных РАБОТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «Производство и РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА» Часть 2 Утверждено редакционно-издательским советом университета | | Омск 2016 УДК629.4.083: 629.488 ББК Учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ при изучении дисциплины «Производство и ремонт подвижного состава». Часть 2 / В. А. Смирнов, К. В. Панов. Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2016. 31 с. Разработано в соответствии с программой дисциплины «Производство и ремонт подвижного состава». Содержат основные сведения о технологических процессах ремонта узлов и агрегатов электрического подвижного состава. Учебно-методическое пособие состоит из двух частей. Вторая часть включает в себя четыре лабораторные работы, посвященные изучению технологических процессов ревизии электрических аппаратов. Предназначено для студентов четвертого курса специальности «Подвижной состав железных дорог» специализации «Электрический транспорт железных дорог» и «Высокоскоростной наземный транспорт» очной и заочной формы обучения. Учебно-методическое пособие может быть использовано для подготовки студентов по рабочим профессиям и при проведении занятий на курсах повышения квалификации работников железнодорожного транспорта. Библиогр.: 4 назв. Рис. 4. Рецензенты: доктор техн. наук, профессор В.А. Кручек; канд. техн. наук, доцент О. В. Балагин. ___________________________ © Омский гос. университет путей сообщения, 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 5 Лабораторная работа 5. Ревизия индивидуальных контакторов. 6 5.1. Общие сведения. 6 5.2 Порядок выполнения работы.. 10 5.3 Применяемые измерительные инструмент и приспособления. 11 5.4. Содержание отчета. 11 5.5. Контрольные вопросы.. 11 Лабораторная работа 6. Ревизия группового переключателя. 12 6.1 Общие сведения. 12 6.2 Порядок выполнения работы.. 15 6.3 Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 16 6.4. Содержание отчета. 16 6.5. Контрольные вопросы.. 17 Лабораторная работа 7. Ревизия быстродействующего выключателя. 17 7.1 Общие сведения. 17 7.2. Порядок выполнения работы.. 22 7.3. Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 23 7.4. Содержание отчета. 23 7.5. Контрольные вопросы.. 24 Лабораторная работа 8. Ревизия токоприемника. 24 8.1 Общие сведения. 24 8.2. Порядок выполнения работы.. 27 8.3. Применяемые измерительные инструменты и приспособления. 28 8.4. Содержание отчета. 28 8.5. Контрольные вопросы.. 28 Библиографический список. 30 ВВЕДЕНИЕ В процессе эксплуатации электрического подвижного состава (ЭПС) происходит износ трущихся поверхностей деталей, старение изоляции, появление усталостных трещин, нарушение регулировки узлов. Весь процесс ремонта детали, узла, единицы оборудования или электровоза в целом условно делят на четыре самостоятельных технологических процесса: очистка, дефектация, ремонт и испытание (приемка), выполняемые на специализированных позициях. Указанные работы составляют основу технологического процесса ремонта любого узда электровоза. Лабораторные работы предназначены для более глубокого изучения студентами технологических процессов ремонта, а также приобретения практических навыков по выявлению дефектов, регулировке и испытанию отдельных узлов и агрегатов ЭПС. Вторая часть посвящена изучению технологических процессов ревизии электрических аппаратов: индивидуальных контакторов, группового переключателя, быстродействующего выключателя и токоприемника. К лабораторным работам студенты готовятся заранее, самостоятельно, по литературным источникам, указанным в методических указаниях. К выполнению очередной работы студент допускается только после собеседования с преподавателем, а также при наличии отчета по предыдущей работе. В ходе выполнения лабораторной работы студент пользуется литературными источниками, ремонтными руководствами и инструкциями ОАО «РЖД», плакатами, измерительным инструментом, средствами допускового контроля и приспособлениями, рекомендованными методическими указаниями. Выполнение работ - бригадами в составе не более четырех человек. Отчеты по всем работам каждый студент выполняет индивидуально в специальной тетради. Оформление отчетов должно соответствовать требованиям методических указаний, а также утвержденным стандартам предприятия (университета). Особое внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности, инструктаж по которым проводится преподавателем перед началом выполнения каждой лабораторной работы. Лабораторная работа №5 РЕВИЗИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТАКТОРОВ Ц е л ь р а б о т ы: получить практические навыки в проверке параметров, оценке работоспособности и определении дефектов индивидуальных электропневматических и электромагнитных контакторов. Ознакомиться с технологией ревизии индивидуальных контакторов и способами устранения дефектов. Общие сведения Осмотр, ревизию и ремонт индивидуальных контакторов выполняют в соответствии с требованиями Руководств по ремонту электровозов [1, 2]. Осмотру и ревизии индивидуальные контакторы подвергаются при TP-1 и ТР-2. При этом с контакторов снимают дугогасительные камеры и подают в цех для более тщательной очистки от нагара и продувки сжатым воздухом. Сами контакторы же подвергаются осмотру и ремонту непосредственно на электровозе. Ремонт с разборкой контакторов производится при ТР-3 со съёмом с ЭПС. При выполнении лабораторной работы обеспечиваются операции в объёме, предусмотренном технологическим процессом ревизии индивидуальных контакторов при текущем ремонте ТР-1. На электровозе проверяют на слух четкость работы всех аппаратов при включении из кабины управления, контролируют работу электрических цепей. Обращают внимание на исправную работу пневматического привода. Такую проверку целесообразно выполнять вдвоем: один слесарь управляет аппаратами с пульта в кабине машиниста, а другой, находясь в высоковольтной камере, внимательно следит за включением и выключением аппаратов и убеждается в отсутствии утечек воздуха из пневматической системы. Обычно уже на основании первой проверки можно сделать заключение о состоянии аппарата и даже установить причину повреждения. Например, электропневматический контактор включается четко, но отключается медленно. Это может быть следствием заедания подвижной системы, повреждения отключающей пружины или ослабления её крепления. После проверки функционирования снимают дугогасительные камеры, проверяют соответствие размеров и износов деталей существующим нормам допусков, очищают от пыли и нагара, продувают сжатым воздухом давлением 300-350 кПа (3-3,5 кгс/см2). С помощью щупов измеряют зазоры в шарнирах, а также измеряют диаметры валиков, осей, втулок и отверстий. Валики и оси, размеры которых равны предельным значениям, заменяют. Нормальная работа аппаратов может нарушаться не только в результате большой выработки в шарнирах, но и вследствие образования в них задиров или отсутствия смазки. Нередки случаи приварки шарниров в результате протекания токов короткого замыкания, обрыва или ослабления крепления медных шунтов. Для выявления возможные заеданий работу подвижных систем аппаратов проверяют легким перемещением от руки. Обязательно убеждаются в том, что все свободные оси вращения зашплинтованы или предохраняются от выпадения каким-либо другим способом. При смене узлов и деталей следует помнить, что болтовые соединения должны иметь пружинные шайбы или в соответствии с чертежами должны быть застопорены другим способом для предохранения от отвертывания болтов и гаек. Проверяется состояние и крепление силовых и низковольтных проводов. Подлежат смене и перепайке наконечники проводов с обрывом более 20% жил, с ослабшей пайкой, трещинами или уменьшенной более чем на 1/3 контактной поверхностью. Проверяется состояние изоляции проводов, катушек электромагнитных вентилей, включающих электромагнитов, поверхности изоляционных стоек. Они могут иметь как электрические, так и механические повреждения. Поврежденную глазурь фарфоровых изоляторов, повреждения поверхности опрессовки стоек контакторов обычно отмывают от копоти и грязи смоченными в бензине салфетками, зачищают стеклянным полотном и покрывают лаком НЦ-925 или эмалью ГФ-92ХК. Электрическая дуга при нарушениях процесса дугогашения или коротком замыкании нередко выжигает и обугливает изоляцию дугогасительных катушек и стоек до слоя слюды и даже до металла. Если поврежден только наружный слой изоляции, обгоревшее место счищают стеклянным полотном, затем тщательно промывают бензином и покрывают эмалью. Важным условием сохранения работоспособности электрических аппаратов является регулярное добавление смазки в узел трения. В шарниры подвижных частей аппаратов, где происходит трение стали по стали или по латуни, добавляют при необходимости смазку. Внешним осмотром и измерениями значений износа, разрыва и контактного нажатия проверяется техническое состояние подвижных и неподвижных контактов. Приступая к зачистке контактов, особенно силовых, оценивают цвет, размеры оплавления и характер распространения по поверхности контактов застывших брызг меди. Основной причиной ухудшения состояния контактов является уменьшение их нажатия. Оно возникает не только от неправильной регулировки аппарата, заедания его подвижных частей, но и в случае повреждения или нарушения регулировки притирающей, включающей или отключающей пружины. Пружина может также утратить упругие свойства из-за чрезмерного нагрева при ослаблении крепления или обрыве шунтирующего её медного шунта, перебросе электрической дуги или недопустимом нагреве контактов аппарата. Последствия уменьшения контактного нажатия существенно усугубляются динамическими воздействиями кузова, приводящими к «дребезжанию» контактов включенного аппарата. Другой причиной чрезмерного нагрева может быть неправильное сопряжение контактных поверхностей, что приводит к выгоранию металла в точке их касания и образованию пятна с шероховатой поверхностью. В дальнейшем эти подгары вызывают потемнение всего контакта и его оплавление. Ремонтными руководствами [1, 2] устанавливается, что длина линии касания должно быть не менее 80 % ширины контакта. Для проверки касания используется копировальная и тонкая (папиросная) бумага. Отведя подвижный контакт рукой, закладывают между контактами копировальную и чистую бумагу, а зятем опускают подвижный контакт. Линия касания четко отпечатывается при соударении контактов. Боковое смещение контактов не должно превышать 1 мм. Нажатие контактов проверяют пружинным динамометром. Учитывая, что пружины, прижимающие контакты, имеют значительную жесткость, нажатие контролируют непосредственно в момент отрыва одного контакта от другого. Для этого между контактами зажимают тонкую бумажную полоску (рис. 5.1, а). Затем, зацепив динамометр за подвижный контакт, тянут его строго по линии отключения, одновременно прилагая усилие к полоске бумаги. Для исключения ошибки в измерении контактного нажатия место присоединения динамометра надо выбирать так, чтобы линия приложения усилия к динамометру проходила через точку соприкосновения контактов.  а) б)  в) г) Рис. 5.1. Проверка контролируемых параметров контактора Важными факторами, определяющими устойчивую работу подвижных контактных соединений, является раствор (разрыв или раскрытие), протирание и провал контактов. Раствор - это кратчайшее расстояние А между контактами полностью выключенного контактора (рис. 5.1, б). У большинства аппаратов раствор контактов удобно измерять штангенциркулем, однако целесообразнее применять проходные и непроходные шаблоны. Притирание контактов проверяется при включении контактора вручную путем наблюдения непосредственно за перекатыванием контактов. При этом рычаг подвижного контакта должен иметь некоторый свободный ход после соприкосновения контактов. Необходимо иметь в виду также, что хорошее притирание обеспечивается геометрическими размерами деталей подвижного контакта, включающими и притирающими пружинами, формой контактов. У контакторов оно зависит также от провала подвижного контакта. Под провалом подразумевают расстояние, которое мог бы пройти подвижный контакт, если у полностью включенного аппарата убрать неподвижный контакт. Однако в действительности измерить это расстояние не представляется возможным. Поэтому провал определяют косвенно по зазору между контактодержателем и рычагом (рис. 5.1, в). Порядок выполнения работы 1. Изучить порядок и содержание осмотра и ревизии индивидуальных электромагнитных и электропневматических контакторов электровоза, ознакомиться с возможными неисправностями и способами их устранения [1 - 4] 2. Произвести осмотр и ревизию индивидуального контактора по заданию преподавателя. При этом осмотром оценить техническое состояние контактов, дугогасительных устройств, кронштейнов, стоек, пневматического и электромагнитного приводов индивидуальных контакторов. 3. При осмотре контакторов проверить состояние гибких шунтовдугогасительных катушек, их крепление, измерить толщину, разрыв, нажатие, провал, боковое смещение контактов и линию их прилегания. Проверить срабатывание контакторов при минимально допустимых значениях давления сжатого воздуха и напряжения электрической цепи управления электровоза, измерить значения контактного нажатия. Результаты осмотра и измерений занести в табл. 5.1. На основании сопоставления фактических значений контролируемых параметров с допустимыми сделать заключение о (не) пригодности индивидуальных контакторов в эксплуатации, а также о необходимости замены отдельных, узлов и деталей или выполнения ремонтных работ по устранение обнаруженных дефектов. Таблица 5.1 Результаты осмотра и измерений контактора Наименование проверки или параметра | Значение параметра или признака годности | Выводы, предложения | допустимое | фактическое | | | | | | | | | |