МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Отступающий, Но Исправляющийся, Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу, Ничего Никогда Не Добивающийся,





Ищущий Клад,

Сводящий Людей С Ума,

Кончающий Жизнь Самоубийством,

Несущий Свой Крест,

Откладывающий На Черный День,

Основывающий Империи,

Вызывающий Жалость,

Поступающий Чрезвычайно Осмотрительно, Упускающий Возможность,

Сожалеющий О Том Что Живет,

Легко Всего Добивающийся.

Думаю, что при прочтении этого списка кое-где у вас как бы екнуло сердце и вы узнали фразу, описывающую главную тему вашего психологического сценария. Но если вы хотите разобраться с этим самым своим собственным сценарием более глубоко, будет лучше, если, выбрав время, вы проделаете следующие рекомендованные М. Джеймс и Д. Джонгвард упражнения техники анализа психологического сценария.

Культурный и семейный сценарий

Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто быт Ваши предки семьдесят пять лет ши сто пятьдесят лет назад?

Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию) ?

Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь, и которая определяется культурным сценарием.

Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены Включают ли какие-либо из них субкультурные сценарии?

Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили?

Личный сценарий

Невербальные сообщения Вашего сценария

Прочтите все упражнение, перед тем как выполнить его.

Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц, которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели?

Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй).

Какие приятные и неприятные чувства возникли у Вас?

Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные действия?

Словесные сообщения Вашего сценария

Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем словам, которые говорились

о Вас в Вашей семье. Что говорилось:

о Вашей ценности

о Вашем лице

о Вашей сексуальности

о Ваших способностях

о Вашем уме

о Вашей морали

о Вашем здоровье

о Ваше будущем

Произносите фразы, которые Вы вспомнили и которые отражают, что думал про вас каждый из родителей.

Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших родителей о Вас?

Ролевые отождествления

Вспомните несколько последующих дней и Ваши отношения с различными людьми. Не играли ли вы какую-либо из трех драматических ролей — Жертвы, Преследователя, Спасителя?

Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств?

Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные?

Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых мифов, сказок, притч и т. п.?

Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняет- , п r D ~ ^ ^ г.

^ ^ 1 По: Г. Вебер «Кризисы любви. Системная психотера-

ся на сцене. пия Берта Хеллингера».

На сцене

Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что?

Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Ет да, то на что она направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной, деструктивной или непродуктивной?



Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому?

Список действующих лиц

Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей жизненной драме.

Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы расходуете на них, и реальным интересом, который Вы испытываете к ним.

Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам?

Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным планам?

С кем и на каких сценах Вы играете в игру «Если бы...»?

С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не только играете ее?

Существует еще один вариант этой процедуры, предложенный Б. Хеллингером1, в которой собственный сценарий вы должны определить (найти) в сюжетах уже написанных пьес («Отелло», «Ромео и Джульетта» и т.д.).

Не знаю, как у вас, а у меня во время работы с этой психотехнологией, с обреченной ясностью выявилось, что пьеса мой — «Гамлет», и играю я в ней главную роль — принца Датского, и мать моя — королеву Гертруду, отчим Юрий Николаевич — Полония; родной отец, после развода мотавшийся по отдаленным военным полигонам, и к тому времени уже умерший — тень отца Гамлета, а моя сестра Ирина — Офелию (прочие были второстепенными). И я понял, что впереди меня, судя по всему, ждет довольно-таки ранняя и в общем-то нелепая смерть, после которой мне, однако, воздастся по заслугам, и я даже буду как бы вознесен на пьедестал...

Естественно, подобный финал меня ничуть не устроил, а расплата показалась не слишком привлекательной. И я превратил свой сценарный паттерн «Почти — тип 2» в «С открытым концом» (просто притворился, что превратил) и дописал пьесу со бег- венной жизни, превратив себя в Гамлета, ушедшего от королевских дел и суеты, сменил место жительства и занявшись любимым делом. А вот новый свой финал я вам пока не расскажу — тем более, что именно сейчас я, похоже, близок к окончательному — раз и навсегда — выходу из всех вариантов и паттернов сценария собственной жизнедеятельности. И, может быть, даже успею еще открыть для себя Предельную Реальность...

«Хорошо» — скажете вы. «Предположим, я определил свой сценарий и выяснил, что он неудачный. А что теперь с ним делать?» Как это, что делать? Ну, разумеется, переписывать, переписывать и переписывать. Как именно?

Во-первых, посредством многократного аффир- мирования, когда все составляющие сценарий логические конструкции вы заменяете на более экологичные (например, «Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу» на «Преуспевающий, Сохраняющий и Преумножающий Достигнутое» — в данном случае мы работали с темой сценария; кстати, не забудьте при аффирмировании местоимение «Я»).

Во-вторых, с помощью уже известной вам техники «десен-сибилизации посредством движения глаз Ф. Шапиро, каковая помогает легко перепрограммировать себя на все что угодно новое, если, думая об этом новом, вы одновременно будете двигать глазами по рекомендованным схемам.

А в-третьих, с помощью техники замены идентичности, которая в сути своей очень похожа на уже знакомую вам психотехнологию интеграции конфликтных убеждений, а делается так.

Создайте на полу линию времени.

Определите место в прошлом для старой идентичности, реализующей Старый Сценарий.

Сконструируйте новую идентичность, которая будет реализовывать Новый Сценарий вашей жизни.

Осуществите интеграцию идентичностей по схеме, аналогичной интеграции конфликтных убеждений.

• ! — -" 1 -■ .

Упражнение 111.

-♦Расслабьтесь любым известным вам способом, подумайте, какую такую финальную сцену вы запрограммировали в раннем детстве и определите устраивает ли она вас.

" ■ - ■■■

Упражнение 112.

-♦Измените негативную часть своих базовых экзистенциальных позиций (макрокарт) убрав (переделав) все, что делает вам Проигрывающим.

■ggg"* ■"■ 1 - ■ — - *т- "''— — 1 ь- —

Упражнение 113.

^Выясните, по какому сценарному паттерну протекает ваша жизнь и, воспользовавшись приведенным советом, попробуйте из него выйти.

' - ' "-' ' ■■■■■■

Упражнение 114.

- Изучите основные темы сценариев, предложенные М. Джеймс и Д. Джонгвард; выберите из них наиболее близкую вам и измените ее в нужную сторону.

Упражнение 115. I

^Определите пьесу или фильм, соответствующую вашему сценарию, и завершите ее сча-1 стливым концом. I

ТЕРАПИЯ ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СОЗАВИСИМОСТИ

«Опыт — это не то, что с вами произошло. Это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло».

О. Хаксли

Другие патологические последствия детства. К сожалению, последствия Родительского Программирования и Трудного Детства отнюдь не исчерпываются предписаниями, решениями и сценариями. Чисто психологически (по судьбоносности) они находят свое выражение еще в двух неприятных феноменах. Во-первых, весь сонм негативных воздействий вашего Дитя может привести к тому, что вы обретете Травмированного Внутреннего Ребенка — маленького психологического инвалида, который всю жизнь будет вам мешать своими страхами, тревогами, печалями и сомнениями. Во-вторых, бывает так, что программировавшие вас люди (прежде всего — родители) оказались столь сильны и так преуспели в своем деле, что у вас образовалась созависимость — некая патологическая ориентация своих поступков на небезразличных (и вовсе не обязательно — любимых) вам людей, каковая не дает вам жить по- своему (это не определение созависимости, но довольно точное ее описание). Обо всем этом, равно как и о дополнительных техниках избавления от прошлых бед и обид, мы и поговорим в этом разделе, посвященном Терапии Внутреннего Ребенка и Избавлению от Созависимостей.

Теория Травмированного Дитя. Вначале немного углубим ваши теоретические познания. Вы уже знакомы (правда, весьма поверхностно) с концепцией Э. Берна, по которой в своем Я мы имеем три эгосостояния — Дитя, Родителя и Взрослого — в коих первое представляет наши импульсивность и творчество; второе — моральные нормы и ценности, а третье — рациональность и рассудочность. А раз так, то в каждом из нас, сколь бы взрослыми мы ни были, живет Внутренний Ребенок, каковой управляет нами весьма значительный отрезок нашей жизнедеятельности — вне зависимости от того, в каком возрасте мы пребываем. И направляет наше поведение во всех ситуациях, условиях и обстоятельствах, которые его актуализируют. Причем речь идет не только, скажем, о пикнике где-то на природе, где мы, так сказать, по определению должны «петь и смеяться как дети» (к сожалению, очень многим для того, чтобы радостно петь, нужно очень много пить...). То же творчество — это также прерогатива Внутреннего Ребенка. Исключительное и неотъемлемое право и функция нашего Дитя. И если что-то не заладилось с этим самым творчесгвом, само собой напрашивается вывод о каких-то «неполадках» с нашим Внутренним Ребенком. Сигналом и символом неблагополучия Дитя выступают и наши многочисленные неэкологичные реакции — например, когда мы совсем по-детски, но в общем-то глупо обижаемся, дуемся, злимся или просто боимся по, мягко говоря, не слишком существенным поводам. Во всех этих случаях (и отсутствия творческости, и неадекватного «детского» реагирования, и еще многого другого) можно утверждать, что мы имеем дело с Травмированным Дитя или Неблагополучным Внутренним Ребенком.

А теперь задумайтесь над простой мыслью — о том, что одна из причин вашей Хромой судьбы как раз и состоит в том, что вы отдали ее на откуп вашему Травмированному Внутреннему Ребенку, каковой оказывается просто не в состоянии справиться с перипетиями нынешней нелегкой жизни. И в силу своей неспособности и/или ущербности заставляет вас действовать глупо и неэкологично, обрекая на существование в режиме Проигрывающего. Так может быть, будет проще и умнее, если вы вылечите вашего Внутреннего Ребенка? Дабы он не только не мешал, но даже и помогал вам на отрезке дороги длиною в жизнь. На жизненном маршруте, который, конечно же, можно пройти и без помощи вашего Дитя — с холодной рациональностью Взрослого, или с занудливым морализаторством Родителя. Вот только ни в том, ни в другом случае путешествие длиною в жизнь не доставит вам никакой радости, ибо она — в вашем Внутреннем Ребенке. А ваше Травмированное Дитя взамен радости даст вам свои детские же страхи и обиды, отчего ваш жизненный маршрут может предстать каторжным путем. Наверное, вы догадываетесь, что таким вот «каторжанам» буквально несть числа — во всяком случае, если судить по расхожести и распространенности выражения «Ну когда же кончится эта каторга». А причина того, почему восхитительная и прелестная по самой своей сути жизнь превращается в нудное и тягостное выживание, опять-таки заключается в неблагополучии нашего Внутреннего Ребенка. Или даже просто в утрате контакта со своим Дитя, когда мы, дабы больше не испытывать боли от детских горестей и обид, как бы перерезаем нить, связывающую нас с нашим детством, окружаем собственную Страну Детства крепостной стеной амнезии. А заодно засыпаем песками забвения единственный источник радости и счастья, блокируя собственное творческое начало, любопытство и непосредственность.

Исцеление Внутреннего Ребенка. Знакомство с системой процедур исцеления Внутреннего Ребенка я предлагаю вам начать с техники «весенняя прозелень» Л. Бондс — автора весьма интересной, причем не чисто психологической книги «Магия цвета». В данной работе эта как бы вводная для работы с собственным Травмированным Дитя процедура описывается так.

Возьмите свой пиджак и скатайте его. Важно, чтобы пиджак был именно ваш.

Положив свернутый пиджак рядом, займите устойчивое положение на стуле, плотно прижмите стопы к полу.

Двумя руками возьмите пиджак и, крепко его удерживая, положите на колени сверху.

Взгляните на сверток, отчетливо предапавив себе, что впервые взяли на руки самого себя, маленького ребенка.

Теперь вы говорите с малышом, который никогда еще не слышал вашего голоса. Например, повторяйте следующие слова: «Я больше никогда не покину тебя». Пауза... «Никогда. Ты будешь со мной. Тыслы- шышь меня?» Пауза... «Я больше никогда не оставлю тебя». Пауза... «Никогда. Ты теперь всегда будешь со мной». Пауза... «Всегда».

Повторяйте это до тех пор, пока твердо не убедитесь, что «ребенок» слышит вас.

В заключение возьмите маленький сверток на руки, прижмите его к груди и покачайте, как ребенка.

JL Бондс отмечает, что, возможно у вас возникнет необходимость повторять это упражнение раз в день в течение нескольких дней, пока ваш Внутренний Ребенок окончательно вам не поверит — поскольку «он» или «она» до сих пор жили в постоянном страхе оттого, что были покинуты, и весь «их» опыт говорит о том, что мы, взрослые люди, не уделяем своим «детям» должного внимания.

Но самое главное — продолжает данный автор, так это то, что лаская Внутреннего Ребенка, можно теперь, выступая уже в родительской роли, дать ему то, чего всегда недоставало. Таким образом, мы сами сможем стать единым целым, перестав ощущать себя жертвой обстоятельств из-за постоянного пребывания в состоянии раздвоенности. Безусловно, печальные события детских лет из памяти не вычеркнешь, но можно и нужно избавиться от сохранившейся в нас с тех давних пор болезненных энергетических «наслоений».

Я выделил курсивом это последнее утверждение J1. Бондс не случайно. Конечно, можно было бы с ней поспорить в том, что мы не можем «вычеркнуть» из своей памяти печальные события детских лет — как вы вскоре узнаете, можем, да еще как можем! Но чтобы не гоняться за каждым малым происшествием по отдельности (малым, потому что с крупными вам все равно придется работать отдельно), действительно проще будет как раз взять и избавиться от сохранившихся в нас с тех давних времен энергетических «наслоений», работая не с отдельными же и частными психотравмами и имприн- тами, но с Внутренним Ребенком в общем и целом.

Дальнейшим развитием вашей работы с собственным Травмированным Дитя может выступить техника «приласкайте ребенка, которым вы быт» Дж. Рейнуоттер1. Данная, весьма похожая на вышеизложенную, процедура делается так.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.