ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Отступающий, Но Исправляющийся, Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу, Ничего Никогда Не Добивающийся, Ищущий Клад, Сводящий Людей С Ума, Кончающий Жизнь Самоубийством, Несущий Свой Крест, Откладывающий На Черный День, Основывающий Империи, Вызывающий Жалость, Поступающий Чрезвычайно Осмотрительно, Упускающий Возможность, Сожалеющий О Том Что Живет, Легко Всего Добивающийся. Думаю, что при прочтении этого списка кое-где у вас как бы екнуло сердце и вы узнали фразу, описывающую главную тему вашего психологического сценария. Но если вы хотите разобраться с этим самым своим собственным сценарием более глубоко, будет лучше, если, выбрав время, вы проделаете следующие рекомендованные М. Джеймс и Д. Джонгвард упражнения техники анализа психологического сценария. • Культурный и семейный сценарий • Вообразите, что Вы движетесь назад во времени. Кто быт Ваши предки семьдесят пять лет ши сто пятьдесят лет назад? • Влияет ли на Вас каким-либо образом Ваше культурное наследство (в Ваших половых ролях, в работе, в стремлении к образованию) ? • Вспомните хотя бы одну тему, которой Вы следуете теперь, и которая определяется культурным сценарием. • Вспомните Ваши настоящие жизненные сцены Включают ли какие-либо из них субкультурные сценарии? • Вспомните драматические роли семьи, в которой Вы выросли. Не повторяете ли Вы какие-либо из них сейчас? Какие роли Вы изменили? • Личный сценарий Невербальные сообщения Вашего сценария Прочтите все упражнение, перед тем как выполнить его. Закройте глаза и попытайтесь увидеть самые ранние выражения лиц, которые Вы можете припомнить. Если возникают только части лица, такие, как глаза или рот, вглядитесь в них повнимательнее. Чьи лица Вы увидели? Теперь попытайтесь вспомнить невербальные сообщения, полученные Вами от родителей через их действия (подзатыльник, сжатый кулак, сердитый шлепок, нежный поцелуй). • Какие приятные и неприятные чувства возникли у Вас? • Какие сообщения передавались Вам через выражения лиц и телесные действия? Словесные сообщения Вашего сценария Представьте себе, что Вы опять ребенок. Прислушайтесь снова к тем словам, которые говорились о Вас в Вашей семье. Что говорилось: • о Вашей ценности • о Вашем лице • о Вашей сексуальности • о Ваших способностях • о Вашем уме • о Вашей морали • о Вашем здоровье • о Ваше будущем • Произносите фразы, которые Вы вспомнили и которые отражают, что думал про вас каждый из родителей. • Связана каким-либо образом Ваша нынешняя самооценка с мнением Ваших родителей о Вас? Ролевые отождествления Вспомните несколько последующих дней и Ваши отношения с различными людьми. Не играли ли вы какую-либо из трех драматических ролей — Жертвы, Преследователя, Спасителя? • Менялась ли Ваша роль при смене обстоятельств? • Играли ли Вы одну роль чаще, чем остальные? • Не были ли исполняемые Вами роли похожи на персонажей Ваших любимых мифов, сказок, притч и т. п.? Вообразите, что Ваша жизненная драма исполняет- , п r D ~ ^ ^ г. ^ ^ 1 По: Г. Вебер «Кризисы любви. Системная психотера- ся на сцене. пия Берта Хеллингера». На сцене • Это комедия, фарс, сага, мелодрама, трагедия или что? • Содержит ли Ваша пьеса сценарную тему? Ет да, то на что она направлена, на успех или неудачу, является ли она конструктивной, деструктивной или непродуктивной? • Будьте зрителем Вашей пьесы. Станете ли Вы аплодировать, плакать, свистеть, смеяться, уйдете спать, захотите получить обратно деньги за билет или поведете себя как-нибудь по-другому? Список действующих лиц Вспомните наиболее важных для Вас людей, которые участвуют в Вашей жизненной драме. • Расположите их в соответствии со временем, энергией, которые Вы расходуете на них, и реальным интересом, который Вы испытываете к ним. • Измените ситуацию. Сколько времени, энергии они тратят и какой реальный интерес, по Вашему мнению, они испытывают по отношению к Вам? • Вы считаете, что они каким-либо образом способствуют Вашим жизненным планам? • С кем и на каких сценах Вы играете в игру «Если бы...»? • С кем и на каких сценах Вы действительно являетесь своей ролью, а не только играете ее? Существует еще один вариант этой процедуры, предложенный Б. Хеллингером1, в которой собственный сценарий вы должны определить (найти) в сюжетах уже написанных пьес («Отелло», «Ромео и Джульетта» и т.д.). Не знаю, как у вас, а у меня во время работы с этой психотехнологией, с обреченной ясностью выявилось, что пьеса мой — «Гамлет», и играю я в ней главную роль — принца Датского, и мать моя — королеву Гертруду, отчим Юрий Николаевич — Полония; родной отец, после развода мотавшийся по отдаленным военным полигонам, и к тому времени уже умерший — тень отца Гамлета, а моя сестра Ирина — Офелию (прочие были второстепенными). И я понял, что впереди меня, судя по всему, ждет довольно-таки ранняя и в общем-то нелепая смерть, после которой мне, однако, воздастся по заслугам, и я даже буду как бы вознесен на пьедестал... Естественно, подобный финал меня ничуть не устроил, а расплата показалась не слишком привлекательной. И я превратил свой сценарный паттерн «Почти — тип 2» в «С открытым концом» (просто притворился, что превратил) и дописал пьесу со бег- венной жизни, превратив себя в Гамлета, ушедшего от королевских дел и суеты, сменил место жительства и занявшись любимым делом. А вот новый свой финал я вам пока не расскажу — тем более, что именно сейчас я, похоже, близок к окончательному — раз и навсегда — выходу из всех вариантов и паттернов сценария собственной жизнедеятельности. И, может быть, даже успею еще открыть для себя Предельную Реальность... «Хорошо» — скажете вы. «Предположим, я определил свой сценарий и выяснил, что он неудачный. А что теперь с ним делать?» Как это, что делать? Ну, разумеется, переписывать, переписывать и переписывать. Как именно? Во-первых, посредством многократного аффир- мирования, когда все составляющие сценарий логические конструкции вы заменяете на более экологичные (например, «Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу» на «Преуспевающий, Сохраняющий и Преумножающий Достигнутое» — в данном случае мы работали с темой сценария; кстати, не забудьте при аффирмировании местоимение «Я»). Во-вторых, с помощью уже известной вам техники «десен-сибилизации посредством движения глаз Ф. Шапиро, каковая помогает легко перепрограммировать себя на все что угодно новое, если, думая об этом новом, вы одновременно будете двигать глазами по рекомендованным схемам. А в-третьих, с помощью техники замены идентичности, которая в сути своей очень похожа на уже знакомую вам психотехнологию интеграции конфликтных убеждений, а делается так. • Создайте на полу линию времени. • Определите место в прошлом для старой идентичности, реализующей Старый Сценарий. • Сконструируйте новую идентичность, которая будет реализовывать Новый Сценарий вашей жизни. • Осуществите интеграцию идентичностей по схеме, аналогичной интеграции конфликтных убеждений. • ! — -" 1 -■ . Упражнение 111. -♦Расслабьтесь любым известным вам способом, подумайте, какую такую финальную сцену вы запрограммировали в раннем детстве и определите устраивает ли она вас. " ■ - ■■■ Упражнение 112. -♦Измените негативную часть своих базовых экзистенциальных позиций (макрокарт) убрав (переделав) все, что делает вам Проигрывающим. ■ggg"* ■"■ 1 - ■ — - *т- "''— — 1 ь- — Упражнение 113. ^Выясните, по какому сценарному паттерну протекает ваша жизнь и, воспользовавшись приведенным советом, попробуйте из него выйти. ' - ' "-' ' ■■■■■■ Упражнение 114. - Изучите основные темы сценариев, предложенные М. Джеймс и Д. Джонгвард; выберите из них наиболее близкую вам и измените ее в нужную сторону. Упражнение 115. I ^Определите пьесу или фильм, соответствующую вашему сценарию, и завершите ее сча-1 стливым концом. I • ТЕРАПИЯ ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА И ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СОЗАВИСИМОСТИ «Опыт — это не то, что с вами произошло. Это то, что вы делаете с тем, что с вами произошло». О. Хаксли Другие патологические последствия детства. К сожалению, последствия Родительского Программирования и Трудного Детства отнюдь не исчерпываются предписаниями, решениями и сценариями. Чисто психологически (по судьбоносности) они находят свое выражение еще в двух неприятных феноменах. Во-первых, весь сонм негативных воздействий вашего Дитя может привести к тому, что вы обретете Травмированного Внутреннего Ребенка — маленького психологического инвалида, который всю жизнь будет вам мешать своими страхами, тревогами, печалями и сомнениями. Во-вторых, бывает так, что программировавшие вас люди (прежде всего — родители) оказались столь сильны и так преуспели в своем деле, что у вас образовалась созависимость — некая патологическая ориентация своих поступков на небезразличных (и вовсе не обязательно — любимых) вам людей, каковая не дает вам жить по- своему (это не определение созависимости, но довольно точное ее описание). Обо всем этом, равно как и о дополнительных техниках избавления от прошлых бед и обид, мы и поговорим в этом разделе, посвященном Терапии Внутреннего Ребенка и Избавлению от Созависимостей. Теория Травмированного Дитя. Вначале немного углубим ваши теоретические познания. Вы уже знакомы (правда, весьма поверхностно) с концепцией Э. Берна, по которой в своем Я мы имеем три эгосостояния — Дитя, Родителя и Взрослого — в коих первое представляет наши импульсивность и творчество; второе — моральные нормы и ценности, а третье — рациональность и рассудочность. А раз так, то в каждом из нас, сколь бы взрослыми мы ни были, живет Внутренний Ребенок, каковой управляет нами весьма значительный отрезок нашей жизнедеятельности — вне зависимости от того, в каком возрасте мы пребываем. И направляет наше поведение во всех ситуациях, условиях и обстоятельствах, которые его актуализируют. Причем речь идет не только, скажем, о пикнике где-то на природе, где мы, так сказать, по определению должны «петь и смеяться как дети» (к сожалению, очень многим для того, чтобы радостно петь, нужно очень много пить...). То же творчество — это также прерогатива Внутреннего Ребенка. Исключительное и неотъемлемое право и функция нашего Дитя. И если что-то не заладилось с этим самым творчесгвом, само собой напрашивается вывод о каких-то «неполадках» с нашим Внутренним Ребенком. Сигналом и символом неблагополучия Дитя выступают и наши многочисленные неэкологичные реакции — например, когда мы совсем по-детски, но в общем-то глупо обижаемся, дуемся, злимся или просто боимся по, мягко говоря, не слишком существенным поводам. Во всех этих случаях (и отсутствия творческости, и неадекватного «детского» реагирования, и еще многого другого) можно утверждать, что мы имеем дело с Травмированным Дитя или Неблагополучным Внутренним Ребенком. А теперь задумайтесь над простой мыслью — о том, что одна из причин вашей Хромой судьбы как раз и состоит в том, что вы отдали ее на откуп вашему Травмированному Внутреннему Ребенку, каковой оказывается просто не в состоянии справиться с перипетиями нынешней нелегкой жизни. И в силу своей неспособности и/или ущербности заставляет вас действовать глупо и неэкологично, обрекая на существование в режиме Проигрывающего. Так может быть, будет проще и умнее, если вы вылечите вашего Внутреннего Ребенка? Дабы он не только не мешал, но даже и помогал вам на отрезке дороги длиною в жизнь. На жизненном маршруте, который, конечно же, можно пройти и без помощи вашего Дитя — с холодной рациональностью Взрослого, или с занудливым морализаторством Родителя. Вот только ни в том, ни в другом случае путешествие длиною в жизнь не доставит вам никакой радости, ибо она — в вашем Внутреннем Ребенке. А ваше Травмированное Дитя взамен радости даст вам свои детские же страхи и обиды, отчего ваш жизненный маршрут может предстать каторжным путем. Наверное, вы догадываетесь, что таким вот «каторжанам» буквально несть числа — во всяком случае, если судить по расхожести и распространенности выражения «Ну когда же кончится эта каторга». А причина того, почему восхитительная и прелестная по самой своей сути жизнь превращается в нудное и тягостное выживание, опять-таки заключается в неблагополучии нашего Внутреннего Ребенка. Или даже просто в утрате контакта со своим Дитя, когда мы, дабы больше не испытывать боли от детских горестей и обид, как бы перерезаем нить, связывающую нас с нашим детством, окружаем собственную Страну Детства крепостной стеной амнезии. А заодно засыпаем песками забвения единственный источник радости и счастья, блокируя собственное творческое начало, любопытство и непосредственность. Исцеление Внутреннего Ребенка. Знакомство с системой процедур исцеления Внутреннего Ребенка я предлагаю вам начать с техники «весенняя прозелень» Л. Бондс — автора весьма интересной, причем не чисто психологической книги «Магия цвета». В данной работе эта как бы вводная для работы с собственным Травмированным Дитя процедура описывается так. • Возьмите свой пиджак и скатайте его. Важно, чтобы пиджак был именно ваш. • Положив свернутый пиджак рядом, займите устойчивое положение на стуле, плотно прижмите стопы к полу. • Двумя руками возьмите пиджак и, крепко его удерживая, положите на колени сверху. • Взгляните на сверток, отчетливо предапавив себе, что впервые взяли на руки самого себя, маленького ребенка. • Теперь вы говорите с малышом, который никогда еще не слышал вашего голоса. Например, повторяйте следующие слова: «Я больше никогда не покину тебя». Пауза... «Никогда. Ты будешь со мной. Тыслы- шышь меня?» Пауза... «Я больше никогда не оставлю тебя». Пауза... «Никогда. Ты теперь всегда будешь со мной». Пауза... «Всегда». • Повторяйте это до тех пор, пока твердо не убедитесь, что «ребенок» слышит вас. • В заключение возьмите маленький сверток на руки, прижмите его к груди и покачайте, как ребенка. JL Бондс отмечает, что, возможно у вас возникнет необходимость повторять это упражнение раз в день в течение нескольких дней, пока ваш Внутренний Ребенок окончательно вам не поверит — поскольку «он» или «она» до сих пор жили в постоянном страхе оттого, что были покинуты, и весь «их» опыт говорит о том, что мы, взрослые люди, не уделяем своим «детям» должного внимания. Но самое главное — продолжает данный автор, так это то, что лаская Внутреннего Ребенка, можно теперь, выступая уже в родительской роли, дать ему то, чего всегда недоставало. Таким образом, мы сами сможем стать единым целым, перестав ощущать себя жертвой обстоятельств из-за постоянного пребывания в состоянии раздвоенности. Безусловно, печальные события детских лет из памяти не вычеркнешь, но можно и нужно избавиться от сохранившейся в нас с тех давних пор болезненных энергетических «наслоений». Я выделил курсивом это последнее утверждение J1. Бондс не случайно. Конечно, можно было бы с ней поспорить в том, что мы не можем «вычеркнуть» из своей памяти печальные события детских лет — как вы вскоре узнаете, можем, да еще как можем! Но чтобы не гоняться за каждым малым происшествием по отдельности (малым, потому что с крупными вам все равно придется работать отдельно), действительно проще будет как раз взять и избавиться от сохранившихся в нас с тех давних времен энергетических «наслоений», работая не с отдельными же и частными психотравмами и имприн- тами, но с Внутренним Ребенком в общем и целом. Дальнейшим развитием вашей работы с собственным Травмированным Дитя может выступить техника «приласкайте ребенка, которым вы быт» Дж. Рейнуоттер1. Данная, весьма похожая на вышеизложенную, процедура делается так. |