ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Нарисуйте мысленную картину чего-либо, к чему вы всегда стремитесь. Где находится эта картина? Отметьте позицию и дистанцию картины, используя вид сверху головы на диаграмме.  Теперь нарисуйте картину того, что вам нужно сделать, но к чему вы не очень стремитесь. Повторите шаги, описанные выше, зафиксировав местоположение картины на диаграмме и отметив другие характеристики крестиком. Обратите внимание на разницу между характеристиками первой картинки и характеристиками второй. Затем начните изменять характеристики второй картины на характеристики первой. Берите каждую пару характеристик по очереди. Например, если первая картина — светлая, а вторая — темная, сделайте вторую картинку светлее. Обычно приближение картинки и прибавление ей яркости делает ее более привлекательной. И, наконец, оцените, что происходит с вашими чувствами, если мысленная картина того, к чему вы не стремитесь, отрегулирована таким образом?Что теперь вы этого уже хотите? Ну так для этого мы и работали, используя воистину могучий механизм субмодалыюстного перепрограммирования... То, что я только что описал, является упрощенным вариантом знаменитой техники создания мотивации, которая вообще-то делается так. «1. Подумайте о каких-либо обязанностях, для выполнения которых вам не хватает мотивации (учеба, работа по дому, профессиональная деятельность). Отметьте, какая картина предстает перед вашим мысленным взором, какие звуки вы слышите, какие ощущения испытываете и что себе говорите. Задайте себе вопросы, которые приведены ниже. Если извлеченный вами образ не сопровождается звуками wiu внутренним диалогом с самим собой, приступайте к следующей серии вопросов. Запишите свои ответы. • Письменно ответив на вопросы, встаньте, потянитесь, сделайте глубокий вдох и выгляните в окно. Очистив свой «внутренний экран», подумайте о чем-то таком, что по-настоящему вас мотивирует, о том, что вам нравится, приносит удовольствие и радость. Возможно, вы делали это раньше ши же хотите делать в будущем. Снова письменно ответьте на предложенные ниже вопросы. • Сравните оба списка своих ответов и отметьте различия. • Вернитесь к первому образу (картине/звукам/ чувствам). Не вмешиваясь в содержание этого образа, быстро замените его субмодальности на субмодальности второго образа. Так, например, если визуальная картинка приятного для вас занятия яркая, сделайте яркой и картинку первого образа. Если переживание, которое вас мотивирует, сопровождается звуками, добавьте эти же звуки в первый образ. ВИЗУАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ | Количество | Это один или несколько образов? | Параллельность/ последова тельность | Если образов несколько, вы видите их все сразу или же они следуют один за другим? | Место | В какой точке пространства вы видите образ? | Расстояние | Как далеко он находится? | Размер | Это образ такой же, как в жизни, или же меньше или больше? | Граница | Этот образ распространяется повсюду или же локализован в определенном месте? | Тип границы | Если образ локализован, его граница размытая или четкая? | Цвет | Образ цветной или черно-белый? | Интенсивность цвета | Если образ цветной, его цвет яркий или бледный? | Яркость | Насколько он яркий или темный? | Фокус | Насколько он сфокусирован? | Вариативность фокуса | Фокус в центре образа или по краям? | Движение | Образ движется или же он неподвижен? | Ассоциированность | Вы видите образ со стороны или же находитесь в нем? | объем | Образ объемный или плоский, как на фотографии? | ВНЕШНИЕ АУДИАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ | Количество | Вы слышите один или несколько звуков? | Источник | Откуда доносятся звуки? | Гоомкость | Насколько они громкие? | Скорость | Звучание быстрое или медленное? | Ритм | В звучании есть ритм? | Высота звука | Какова высота звука? | Чистота | Насколько этот звук отчетлив? | АУДИАЛЬНО-ДИСКРЕГНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ (СУБМОДАЛЬНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА) | Количество | Вы слышите один или же несколько голосов? | Источник | Откуда исходит голос? | Гоомкость | Насколько он громкий? | Скорость | Внутренняя речь быстрая или медленная? | Ритм | Есть ли в ней ритм? | Высота звука | Голос звучит высоко или низко? | Чистота | Насколько он отчетлив? | КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ | Местоположение | Гqe локализуется ваше ощущение? | Движение | Это ощущение подвижно или же локализовано в одном месте? | Ритм движения | Если ощущение подвижно, есть ли в его движении ритм? | Интенсивность | Насколько сильное это ощущение? | Температура | То, что вы ощущаете, теплое или холодное ? | Влажность | Влажное или сухое? | Текстура | Мягкое/твердое/рыхлое/гладкое... ? | ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ/ВКУСОВЫЕСУБМОДАПЬНОСТИ | Запах | С чем ассоциируется этот запах? | Насыщенность запаха | Насколько он насыщен? | Источник запаха | Откуда он исходит? | Вкус | С чем ассоциируется этот вкус? | Интенсивность вкуса | Насколько он сильный? | Местоположение | Где вы его ощущаете? | • Отметьте, какими ощущениями сопровождается теперь первый образ. Вызывает ли он возбуждение и желание приступить к делу, которое ранее казалось вам скучным? Если нет, еще раз просмотрите списки своих ответов на вопросы и замените субмодальности еще быстрее. • Подумайте о том, что некоторое время спустя вы займетесь делом, которое ранее вызывало у вас скуку, и ощутите разницу между тем, как вы относились к этому делу в прошлом, и тем, как вы относитесь к нему сейчас». Совершенно аналогично вы можете делать практически что угодно. Например, превращать замешательство в понимание. Не сомневаюсь, что вы знаете кучу вещей, которые понимаете. А это значит, что объем или качество ваших знаний в этих вещах (областях или дисциплинах) достигло некоего критического уровня, при котором они стали вам понятны. Ваш мозг как бы увидел некую систему в хаосе накопленных вами сведений, и вы достигли уровня понимания. Наряду с этим есть масса областей или предметов, которые вы не понимаете, хотя и имеете по ним довольно большой объем информации. Например, любой школьник может иметь изрядное количество знаний по какому-то предмету и, тем не менее, не понимать его (вспомните-ка себя в школе!). Очень возможно, что его мозг как раз и не смог увидеть целое, систему в этом имеющемся в его распоряжении наборе сведений и фактов. Именно это «непонимающее знание» энэлперы и окрестили «замешательством» — наверное потому, что демонстрирующие его люди действительно испытывают подобное, весьма неприятное, чувство. Однако замешательство всегда указывает на то, что вы находитесь на пути к пониманию, но застряли на этом пути. Оно говорит о том, что у вас есть множество данных, но они не организованы способом, который позволяет вам их понять. Так что попробуйте их быстренько организовать, воспользовавшись техникой превращения замешательства в понимание'. • Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чем у вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали. • Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. Похожее» значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению («не понимаю я Иванова!»), то пусть ваше понимание тоже относится к поведению («зато понимаю Петрова»), Если оно связано с чем-то «механическим» («не понимаю, как работает автомобильный мотор»), то пусть ваше понимание тоже будет чем-то «механическим» («зато понимаю, как работает электродвигатель»). • Теперь у вас есть два внутрешшх опыта. Убедитесь, что в обоих присутствуют визуальные образы — сиречь картины. То есть попросту визуально представьте эти картины. • Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта (представляющие их картины) — чем они отличаются? Чтобы сделать это, воспользуйтесь списком субмодальностей, который я привел ранее. Главное здесь — найти именно различия между двумя «картинками». Энэлперы называют различающиеся субмодальности ключевыми, ибо именно они кодируют различия в качестве опыта. Особое внимание обратите на диссоциацию/ассоциацию и месторасположение — о них обычно забывают начинающие. • Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станет таким же, как образ понимания. Не меняйте содержание, — измените только субмодальности, которые используются вашим мозгом — но не все, а ключевые. • Если вы получили от самого себя подтверждение — вы «можете видеть, что происходит», «чувствуете себя гораздо комфортнее», или у вас «одинаковое чувство к обеим картинам» — значит, вы получили искомый результат. Ну как, сделали? И наверное, испытали удивление — потому что то, по поводу чего вы только что испытывали замешательство, внезапно стало куда более ясным и понятным. Не удивляйтесь — так происходит всегда, когда в работе с субмодальност- ным перепрограммированием вы правильно определяете «эталон» и точно переносите ключевые его характеристики на опыт, структуру и содержание того, что вы хотите улучшить. Направления субмодальностного перепрограммирования.Субмодальностные переносы позволяют вам перепрограммировать любые ваши переживания и опыт. И трудно даже перечислить все области, в которых его можно применять. Однако в принципе все их можно свести к четырем важнейшим. Во-первых, это способности— понимать или делать что-то (превращение замешательства в понимание как раз и представляет собой перенос способности понимания). Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции— т.е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного. В-третьих, это убеждение в возможности что- то сделать или что-то получить (достичь, добиться)— важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что лично я не приступаю ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока не выясню то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберу «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т.е. где присутствует качество «естественной возможности») и не осуществлю перенос субмодальностей с «эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс исцеления. И, наконец, в-четвертых, это состояния — души и тела человека. Например, страх, который вы испытываете в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости... А теперь вернемся к нашей главной теме — перепрограммирования себя с целью обрести способность к управлению своей жизнью и судьбой. Обратили внимание на то, что я выделил курсивом слово «способность»? Да, вы правы, это не случайно. И вы действительно можете попытаться осуществить суб- модальностное перепрограммирование своей психики с тем, чтобы стать более способным иметь жизнь, а не наоборот. Все, что вам для этого надо сделать, так это, во-первых, решить, в какой именно области вашей жизнедеятельности вы хотите повысить свои способности к управлению жизнью и судьбой (если надо, проделайте для этого все необходимые шаги фрейма результата). Во-вторых, найти какой-либо аспект вашей жизни, который вы действительно контролируете. В-третьих, сравнить субмодальности негативного и эталонного опытов, выделив ключевые различия. Ну а в-четвертых, осуществить субмодальностное перепрограммирование с целью самоперепрограммирования себя на роль хозяина своей жизни и судьбы. Возможно, некоторые из вас скажут, что предлагаемое мною изменение своей способности к управлению своей судьбой сразу имеет, скажем так, авантюрный опенок. Не спорю — это действительно так. Для того, чтобы стать полным хозяином своей жизни необходимо чрезвычайно основательно перепрограммировать себя, и здесь одним только вышеописанным вариантом обойтись ну никак не удастся. Но никто не мешает вам прямо сейчас повысить свои способности к управлению собственной жизнедеятельностью — ведь даже пятипроцентный их прирост немедленно обернется весьма позитивными изменениями в вашей жизни! Ну а что касается субмодальностного перепрограммирования уровня самоактуализации и прочего, что вы накопали с помощью тестов второй главы... Скажите, вам действительно необходимо еще раз все разжевать? Ну хорошо, пожалуйста. Итак, берем какое-либо качество или состояние вашей психики, с которым вы еще не работали. «Препарируем» его с помощью, как минимум, «волшебного вопроса», а лучше — фрейма хорошо сформулированного результата. Обнаружив искомое, которого нет, ищем в какой области своей жизни мы проявляем нечто подобное, которое есть. Теперь заполняем рабочий лист распознавания и отыскиваем ключевые различия (или делаем это сразу, одновременно представляя два опыта). И, наконец, «переводим» негативный опыт в позитивный за счет его субмодальностного редактирования по направлению к «параметрам» опыта эталонного. Например, вы решили поработать со все той же пресловутой прямолинейностью. Ограничьтесь визуальной модальностью (только с дидактическими целями — и кинестетика, и «аудиалка» здесь тоже может играть важную роль!) и, думая об этой самой «прямолинейности», позвольте всплыть картинке, с помощью которой ваш мозг закодировал это самое качество (или просто представьте ее). А, перед вашим мысленным взором появился зал заседаний, в котором вы с коллегами обсуждаете текущие вопросы деятельности вашей организации? Прекрасно, хотя, я уже говорил, что как раз содержание образа (опыта) нас не интересует — важно то, как он закодирован. На время отложите картинку в сторону. Теперь подумайте о столь необходимой вам гибкости поведения — в какой области жизни вы ее проявляете? Что, сам собой всплыл образ вашей «фазенды», на которой вы непринужденно и даже чуть-чуть лениво, но очень гибко и эффективно направляете своих домашних на поддержание дачной жизнедеятельности? Опять-таки прекрасно, хотя нам снова не важно содержание. Теперь сравните обе эти картинки — в чем между ними разница? Начните с пространственного их расположения — что там? А, картинка прямолинейности расположена близко, слева, и снизу, а картинка гибкости • заметно дальше, справа и вверху? Ну гак просто мысленно перенесите свою прямолинейность (картинку) и расположите ее рядом с гибкостью (каргинкой). Теперь продолжим сравнение. Картинка гибкости больше? Так увеличьте картинку прямолинейности до ее размера. Что она еще и ярче? Ну так добавьте яркости в картинку негативного опыта. «Гибкость» цветная, а «прямолинейность» черно-белая? Так «раскрасьте» (мысленно) картинку своей прямолинейности в аналогичные гибкости цвета и тона. Картинка гибкости четкая и контрастная, а прямолинейности нечеткая и размытая? Ну так осуществите «наведение на резкость» и «фокусировку». И так далее, и тому подобное — до тех пор, пока обе картинки не покажутся вам совершенно одинаковыми. Теперь некоторое время, как бы запоминая, «попяльтесь» на получившуюся картинку бывшей прямолинейности, а ныне гибкости, и дождавшись некоего сигнала «готово» из глубины вашего бессознательного (а это может быть все что угодно — например, изменение дыхания или позы), заканчивайте работу. Упражнение 81. ■■►Выберите любое свое относительно проблемное качество или состояние и заполните «Рабочий лист распознавания» дважды — и сначала для того, что есть, а потом — для того, чего хочется. Последовательно проходя по каждой субмодальности из списка, перепрограммируйте это самое качество или состояние. Упражнение 82. - Определите, в чем вы недостаточно совершенны, представьте соответствующий опыт и субмодальностно перепрограммируйте его, используя в качестве позитивного контрпримера образ совершенства из любой области вашей жизни. Упражнение 83. - Выберите что-то, чем вы не любите заниматься, но что необходимо для вашего роста и развития, после чего «замотивируйте» себя, используя субмодальности чего-то такого, что вам нравиться. Упражнение 84. ^Взяв в качестве эталона опыт, соответствующий вашему максимально высокому уровню контроля над событиями, с помощью субмодальностного программирования повысьте общую свою способность управлять собственной жизнью и судьбой. Упражнение 85. •♦Используя работу с субмодальностями, осуществите перепрограммирование негативных паттернов своей психики, мешающих вам быть хозяином своей жизнедеятельности. • Дискретная модальность и некоторые «продвинутые» техники Дискретная репрезентативная система и возможности работы с ней.Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что в своем рассказе о субмодальностях я все время говорил только в терминах трех модальностей— визуальной, аудиальной и кинестетической, начисто исключив любое упоминание о модальности четверной — дискретной? Дело в том, что вплоть до недавнего времени мысль о том, что к слову — главному элементу дискретной модальности — так же применимы субмодальностные законы и закономерности, как-то не очень укладывалась в головах специалистов по нейролингвистическому программированию. Но время пришло, и до этого додумалась немецкий исследователь и практик психотерапии К. Бессер-Зигмунд, создавшая метод «магические слова». Кстати, именно так называется ее книга («Магические слова. Пособие по психологической самозащите»), из коей я и почерпнул нижеописанное. Идея этого метода, что говорится, лежала на поверхности. Среди океана используемых нами слов есть целый ряд таких, которые вызывают у нас не совсем «здоровую» (а наоборот, болезненную) реакцию. Например, для студентов это слово «экзамен» (правда, только в сессию), для автолюбителей — «ГАИ», для политиков — «выборы» и т.д. и т.п. Я намеренно называю некие общие слова, так как перечислить все те из них, которые являются стрессогенными, попросту невозможно — и по причине их обилия, и в силу индивидуального характера воздействия (слово «импотенция» совершенно по-разному «звучит» и совершенно разное значит, например, для уверенного в себе сладострастника и страдающего половым бессилием бедолаги). Определяется это, конечно же, тем, что мы связываем с конкретным словом. Но что определяет то, как мозг, а значит, и мы, реагируем на это слово? Как обнаружила Бессер-Зигмунд — те самые субмодальности, с помощью которых мозг кодирует не только VAK, но и D в нашем внутреннем опыте! А это значит, что для целей самоперепрограммирования вам будет весьма полезно познакомится с методом «магические слова» — ведь может быть и так, что, например, столь желаемая вами гибкость поведения для вашего бессознательного почему-то является стрессовым словом, да и что вообщу суть нашей жизни, как не слова, слова, слова..? Лично для меня в технике «магических слов» Бессер-Зигмунд самым интересным оказался именно тест О-кольца, позволяющий очень точно определять силу и характер воздействия слова (да и не только слова) на душу человека. Принцип этого теста легко понять если вспомнить, что среди базовых принципов НЛП есть и тот, согласно которому «сознание и тело — части одной биокибернетической системы». Все это укладывается здесь в простую схему: наше тело, а, точнее, его мышечный тонус, очень четко реагирует на то, что чувствует человек или о чем он думает. Если эти чувства и мысли позитивны (или если не внутри себя, но во внешнем мире, человек сталкивается с чем-то «положительным»), тонус наших мышц остается оптимальным. Если же они (чувства, мышцы или внешние предметы ситуации) негативны, тонус наших мышц ухудшается и тело реагирует расслаблением. То есть наше тело, совершенно объективно и беспристрастно, как бы дает нам понять, что для нас (или у нас) хорошо, а что — плохо. Причем поскольку тело, в отличие от нас, располагает всей накопленной нашим бессознательным информацией о мире, нас самих и нашем состоянии, обращение к нему за советом может дать воистину бесценные сведения. Например, вы очень легко можете определить, какие события, вещи или явления окружающего мира (или какие внутренние мысли и чувства) действительно вызывают у вас отрицательные эмоции и являются стрессогенными. Или выяснить, какие части и органы вашего тела уже больны или только еще заболевают. Для всего этого вам достаточно освоить лишь один простой и доступный любому способ мускульного тестирования — тест О-кольца Й. Омуры. Делается техника теста О- кольца так1. Пригласите кого-нибудь в качестве ассистента, сядьте абсолютно ровно (не скрещивая ни руки, ни ноги) и обязательно снимите часы (ваш помощник — тоже). Теперь плотно сомкните большой и указательный палец (типа жеста «О-кей») и, поместив руку ладонью и подушечками вверх, предложите вашему ассистенту разжать сомкнутые пальцы, как бы «разорвав» О-кольцо. Усилие, которое ему для этого потребовалось, будет для вас и него эталонным — т.е. нормальным мышечным тонусом нейтрально реагирующей системы «тело — мозг». А теперь внимание: опять сжав пальцы в О-кольцо, подумайте о чем-то неприятном, и как только эта неприятность станет в вашей голове зримой и явной, кивните вашему ассистенту, чтобы он опять попробовал раскрыть ваши пальцы, предупредив его предварительно о том, что ему нужно использовать «эталонное» усилие. Вы удивлены тем, что теперь ваш партнер безо всяких проблем «разорвал» О-кольцо? Но я же говорил вам о том, что на любой «негатив» ваше тело реагирует мышечным расслаблением? Или вы не считаете неприятность негативом? Потренируйтесь с тестом О-кольца, определяя, например, ваше истинное отношение к жизни, природе, работе, семье, политике нашего правительства, Путину — и т.д. и т.п.. Обучаясь при этом тонкости в определении «негативной слабины». И если вы сможете делать это естественно и непринужденно, приступайте к тестированию различных областей своей жизни и судьбы. Для этого просто попросите вашего партнера вслух называть все ипостаси (список можете составить заранее), всякий раз замеряя реакцию вашего тела с помощью О-кольца. И не удивляйтесь тому, что откроется — о некоторых ваших основанных на неприятии реальности неприятиях, о которых вы даже еще не догадываетесь, давно уже знает ваше бессознательное... Общая схема работы с методом «магические слова».Общая схема (алгоритм) работы по технике «магические слова» выглядит следующим образом2. • Определение проблемы (того, что доставляет вам неудобство, волнует wiu пугает). • Составление списка стрессовых слов, относящихся к данной проблеме. • Проверка каждого из этих слов при помощи теста О-кольца и выявление тех из них, на которых ваша сопротивляемость падает. • Выделение одного из этих слов в качестве ключевого и определение VAK этого слова (того, как оно видится, слышится и ощущается). • Создание для этого слова новое VAK-репрезентации. • того, как должно быть написано это слово (V) • того, как должно оно звучать (А) • того, как вы должны его ощущать (К) • и некоторых других (любых) его особенностей (если понадобится) • Проверка созданной вами новой репрезентации слова при помощи теста О-кольца, («сопротивление на разрыв» должно возрасти до нормы). • Дальнейшее изменение репрезентации слова в случае, если мышечное кольцо можно было легко разорвать. • Создание (если кольцо уже легко не разорвется) для себя различных импульсов («зацепок»), которые в последующие две — три недели будут напоминать о новой репрезентации слова (наклеек, картинок и т.п.). Здесь важна не сама по себе «зацепка», а то, что наткнувшись на нее, вы должны примерно в течении десяти секунд вспоминать вашу новую VAK-репрезентацию созданного образа слова, дабы она не забылась. • Проверка при помощи теста O-колыщ других стрессовых слов — возможно, что многие из них в результате первой серии вашей работы изменились в лучшую сторону («ослабли»). Достаточно «ослабшие» слова в дальнейшем изменении не нуждаются. • «Превращение» других «слабых» слов (так как это было описано выше) в «сильные». Для того, чтобы все мы могли работать с методом «магические слова». К. Бессер-Зигмунд («Магические слова. Пособие по психологической самозащите») составила специальный их так называемый контрольный список (по сути, это перечень субмодальностей дискретной модальности). В несколько сокращенном варианте он выглядит следующим образом. Зрительные и оптические особенности (визуальная модальность) Способ написания слова: • печатньш или рукописные буквы; • заглавные или строчные (если буквы печатные) ; • выполненные вашим почерком или написанные кем-то другим (если буквы рукописные); • написанные вашим нынешним или «более ранним» почерком (если почерк собственный) — детским и т.п. Характер изображения букв в слове: • изображены «на плоскости» или объемные; • из чего-то сделаны (например, высечены на камне; похожи на вывеску с подсветкой т.п,). Величина букв в слове: • большие (как на рекламных щитах); • средние (как заголовки в газете); • маленькие (как шрифт в книге). Цвет букв: • цветные или черно-белые', • каким цветом (цветами) изображены. Фон, на котором видится слово: • светлый, темный, цветной. Особенности формы букв: • как написаны буквы {острые или округлые, тонкие ши «жирные» и т. п.) Особенности начертания букв: • прямое; • наклонное', • несимметричное {то так, то этак)’, • нестандартное {например, это когда одна из букв написана как-то по-другому). Месторасположение слова: • над вами', • перед вами; • под вами', • сбоку от вас. Акустические и звуковые особенности (аудиаль- ная модальность) Голос, который произносит слово: • ваш собственный ши чей-то {чей})', • женщины, мужчины, ребенка; • один голос ши «хор»', Другие акустические особенности слова: • громкость звучания; • высота тона; • темп произнесения; • пространственное расположение источника; • эмоциональный тон (позитивный, негативный, нейтральный). Иные особенности (кинестетическая модальность) Материал, из которого возможно сделано слово: • мягкий ши твердый; • «колющийся» ши гладкий; • теплый ши холодный; • легкий ши тяжелый; • тотный ши «разряженный»; • с гладкой ши шершавой поверхностью. Запах или вкус: • ассоциируется ли запах или вкус с изображением слова? Я немного отредактировал этот контрольный список исходя из собственной практики и того, что вы уже кое-что знаете о субмодальностном редактировании. Хотелось бы также добавить, что в работе со стрессовыми словами ради превращения их в магические вам следует шире привлекать другие субмодальности наших репрезентаций опыта — те, которые отмечены ранее в этой главе. Ну а в какую сторону следует изменять стрессовые слова? Лично я считаю, что лучше всего использовать здесь уже известный вам алгоритм субмо- дальностного перепрограммирования: • определение желаемого (связанного со словом) состояния, • поиск или выявление слова, которое это состояние выражает и • последующий перенос субмодальностей Но Бессер-Зигмунд («Магические слова. Пособие по психологической самозащите») рекомендует другой подход, и, уважая ее авторство, я привожу здесь некоторые из ее «Подсказок» — но со своими комментариями. • Представьте себя владельцем рекламного агентства, который собирается создать логотип и/или оформить рекламный щит некой фирме, название которой случайно совпадает со стрессовым для вас словом. И логотип, и рекламный щит должны быть выполнены таким образом, чтобы как можно больше людей — не исключая и вас — испытали сильное желание узнать побольше об этой фирме и стать ее клиентами (а лучше — ощутили то, что хотели бы ощущать вы в связи с видоизмененным стрессовым словом). • Вообразите себе, будто японец или китаец, не владеющий русским, приезжает в ваши края в свой отпуск. Первое, что он там увидит — это рекламный щит с вашим стрессовым словом (уже видоизмененным!), каковой и воспринимает как рекламу или название фирмы. Сделайте этот щит таким, чтобы уже на основе одного лишь зрительного восприятия этот самый японец или китаец решил: тут, вероятно, что-то совершенно сногсшибательное и первым делом я загляну именно сюда (или испытал то новое чувство, которое вы создаете для бывшего стрессового слова). • Начните обращать внимание на то, как изображаются слова в окружающем вас мире: в рекламных объявлениях, оформлении витрин и т.д. и т.п. Возможно, многое из увиденного вы сможете использовать в качестве эталона в своей собственной работе по преобразованию слов. Формирование новых представлений о себе. На основании использования возможностей субмодаль- ностного перепрограммирования создано множество техник нейролингвистического программирования. И ежели всего того, что изложено ранее, вам все еще мало для «судьбоносного самосовершенствования», тогда я предлагаю вам еще несколько психотехнологий, позволяющих усовершенствовать себя еще больше. Первая из них — техника создания нового представления о себе — предназначена для как бы замены ярлыков, которые мы привычно носим на себе даже не задумываясь о том, кто (обычно родители), когда (скорее всего в раннем детстве) и зачем (обычно дабы уберечь нас от ложных путей и направить на путь истинный) нам их навесил. Все эти ярлыки (типа: «Я никто» или «Я неудачник») по определению (или содержанию) имеют отношение к Образу Самого Себя (точнее — к «убежденческой» части ОСС) и потому безусловно нуждаются в коренной (альтернативной!) трансформации по вышеупомянутой психотехнологии. «Часть 1 |