МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Государственное антимономпольное регулирование. Антимонопльная политика. Понятие монополизма, его признаки.





Антимонопольная политика – это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Антимонопольная политика представляет собой комплекс государственных мер, включающий соответствующее законодательство, систему налогообложения, денационализацию собственности, поощрение малого предпринимательства и пр. В целом данная политика направлена против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Монополизм– преобладание одного или нескольких производителей или продавцов на рынке товаров и услуг, которые объединяются для завоевания потребительского рынка, подавления конкурентов и установления контроля над образованием цен или действиями экономических субъектов, направленных на подчинение рынка и установление ценового контроля.

Существует несколько видов монополий: Естественная монополия– отрасль производства, которая занята одним или несколькими предприятиями,способная нормально функционировать только в отсутствии конкуренции. Конгломерат–объединение организаций, в составе которого находятся компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в разных областях экономики. Конгломераты создаются в результате слияния мелких фирм или в процессе поглощения крупной фирмой нескольких маломощных организаций разных отраслевых направлений. Монопсония — рыночная ситуация, когда на предложение многих продавцов может откликнуться только один покупатель, который диктует свои условия взаимодействия (объем продаж и цены). Олигополией называют особый тип рыночной структуры, для которой характерна Несовершенная конкуренция. При олигополии в отрасли действует очень малое количество предприятий. Сендикат - одна из форм объединения предприятий, преследующая цель устранения конкуренции и улучшения условий коммерческой деятельности в области определения цен, закупки сырья, сбыта продукции, сохраняющая при этом за членами синдиката производственную и юридическую самостоятельность.

Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:

высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм (по закону России – обычно свыше 35%);

доминирующее*, то есть преобладающее, положение этих фирм на рынке определенных товаров;

установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и, благодаря этому получение для себя сверхприбылей.

высокая доля в производстве

доминирование на рынке

контроль над ценами

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие цели:

1)Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ.

2)Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение.

3)Снижение барьеров входа на товарные рынки

4)Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5) Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Антимонопольное регулирование экономики проводится методами:

1) Экономическими (нормативно-ориентирующими и корректирующими) методами. Характерным признаком данной совокупности методов является то, что посредством их государство воздействует в целом на систему рыночного хозяйствования и его институты. Это регулирование макроуровневого порядка, основанного на использовании экономических рычагов, сознательно применяемых государством для формирования конкурентной среды.

Экономические методы могут быть прямыми и косвенными. Прямыми методами претворяется в жизнь воздействие государства непосредственно на объект антимонопольного регулирования. Эти методы носят регулирующий характер. Они реализуются в форме государственного воздействия на процессы формирования конкурентной среды и контроля над ее состоянием. При этом особое внимание уделяется методам, позволяющим снизить барьеры входа на рынок для новых субъектов. Косвенные методы основаны на поддержке экономических процессов, которые опосредствованно воздействуют на объект антимонопольного регулирования, но также могут способствовать развитию конкуренции и ограничению монополизации рынков. Они ориентированы на стимулирующие регуляторы: налоговые, кредитные, бюджетные, использование валютного курса, таможенные тарифы и другие, а также на смещение приоритетов при проведении структурной перестройки, промышленной политики и иных составляющих экономической политики.

2) Административными методами. С помощью них государство осуществляет регулирующее воздействие на состояние конкурентной среды конкретного рынка. Применение этих методов происходит в форме контроля над соблюдением антимонопольного законодательства. К ним относятся:

* пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции или иных действий, ограничивающих конкуренцию;

* согласие на сделки, которые могут привести к рыночной концентрации;

* согласование актов органов исполнительной власти;

* наложение взысканий.

Экономическое содержание конкуренции

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологий. За конкуренцией стоит свобода индивидуальной предпринимательской деятельности, т. е. безусловная общественная ценность. Однако если поставщиков слишком много для данного объема спроса, то они будут сбивать цены до уровня, который ниже издержек. Такая конкуренция разрушительна для ее участников. Поэтому задача антимонопольной политики состоит в поддержании экономически и социально приемлемого уровня концентрации рынков, чтобы конкуренция дисциплинировала предприятия и обеспечивала эффективное использование ресурсов.

Конкуренция как экономическая категория содержит два основных значения: с объективной стороны - состояние рынка, с субъективной - отношения состязательности.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:

По масштабам развития конкуренция может быть:
- индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем», т. е. выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
- местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории);
- отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
- межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
- национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны);
- международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется на свободную и регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Определения понятия «конкуренция» и признаков конкурентной среды в основном характеризуют два типа рыночных ситуаций: рынки совершенной (чистой) и монополистической конкуренции.

Под совершенной конкуренцией понимается рыночная структура, отвечающая следующим признакам. Во-первых, на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во- вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.

Конкуренция влияет на развитие экономики двумя различными, но взаимодополняющими способами:

1)путем быстрой реорганизации отдельных компаний и использования дополнительных возможностей, которые предлагаются новыми странами-членами Европейского союза.

2)путем изменения правительствами режимов регулирования в ответ на подобные перемены, которые были осуществлены в других странах. Возможно, иногда они делают это с некоторой неохотой, но сегодня не существует реальной альтернативы вступлению в новую гонку реформ..

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдениемантимонопольного законодательства

, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:

· контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;

· надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

· надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;

· контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

· контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа;

· контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции»[14], «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[15], «О государственном оборонном заказе»[16], «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»[17], «О рекламе»[18]. С 1 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»[19]. ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.