Блеск и нищета психологического тестирования. Признаюсь честно: этот раздел дался мне с большим трудом. Не потому, что я не смог отобрать психологические тесты, позволяющие определить важные с точки зрения жизни и судьбы характеристики человека. А оттого, что, как говорится, с ходу отобрал их столько, что получилось, что я должен писать отдельную книгу по «судьбоносному» психологическому тестированию. Заодно выяснилось и еще одно — то, что я назвал «богатством и нищетой тесто- логии». К сожалению, большинство характеристик, определяемых стандартными психологическими тестами, носят весьма абстрактный характер. А точнее, они малооперциональны — т. е. в том виде, в котором их представляют общепринятые «тестологические» интерпретации, с очень большим трудом поддаются психокоррекции. С точки зрения, например, нейролингвистического программирования, почти все получаемые по результатам тестирования психологические характеристики относятся к номинализа- циям — высококонтекстуальным словам, знаменующим превращение процесса в событие или вещь. «Свобода», «Равенство», «Братство» -— наиболее известные примеры номинализаций. Однако обращали ли вы внимание, что любое из данных слов только лишь обозначает, но ничего при этом не объясняет. Максимум, на что они способны номинали- зации — это ответить на вопрос «Что это?» (это — свобода; это — равенство; а это — братство). Но все они абсолютно бесполезны в плане ответа на вопросы: «Какая?» или «Какое?» (какая свобода; какое равенство и какое братство) и «Как?» (как стать свободным; как обрести равенство; как быть кому-то братом). Тестовые категории современной психологии — это сплошные абстрактные номинализации, практически не поддающиеся конкретной опера- ционализации. Впрочем, это порок и патология всей академической психологической науки — то, что охотно и многомудро отвечая по поводу изучаемых процессов и явлений на вопросы «Что?» и «Почему?», она частенько оказывается совершенно беспомощной при ответе на вопрос «Как?» — использовать или изменить эти самые процессы и явление. Вот почему в конце концов я отобрал для этой главы только два, но довольно крупных теста: «самосабо- таж или успех» Д. Эймена и CAT (самоактуализа- ционный тест) Э. Шострем. Первым из них мы воспользуемся для того, чтобы определить культурно- продуктивный или, иначе инструментальный аспект вашей личности — т. е. то, что либо помогает, либо мешает вам в достижении успеха и осуществлении процессов жизнедеятельности. Ну а второй применим дабы выявить содержательный аспект вашего же, но личностного роста: того, где именно вы находитесь по отношению к столь важной для человеческой жизни и судьбы самоактуализации... Самосаботаж против успеха. На основании многолетней работы Д. Эймен составил очень интересный, а, главное, «работающий» (т. е. весьма операциональный) список личностных факторов, которые либо являются чистейшей воды самосабо- тажем, либо действительно ведут к успеху. Список это выглядит следующим образом. САМОСАБОТАЖ | УСПЕХ | 1. Стремление винить других | 1. Личная ответственность | 2. Отсутствие четких целей | 2. Четкость целей | 3. Ожидание неудачи | 3. Вера в успех | 4. Надежда на везение | 4. Умение использовать везение | 5. Повторение своих ошибок | 5. Способность учиться на ошибках | 6. Прямолинейность | 6. Творческое отношение к жизни | 7. Невнимательность | 7. Наблюдательность | 8. Неосведомленность | 8. Информированность | 9. Неподготовленность/ неорганизованность | 9. Подготовленность/ организованность | 10. Нерешительность | 10. Умение принимать решения | 11. Стремление все делать самому | 11. Способность передавать свои полномочия другим | 12. Импульсивность | 12. Дисциплинированность | 13. Чрезмерная осторожность | 13. Готовность идти на разумный риск | 14. Замкнутость | 14. Контактность | 15. Привычка окружать себя негативистами | 15. Стремление к общению с теми, кто привык мыслить позитивно | 16. Неумение учиться у других | 16. Хорошая обучаемость | 17. Боязнь конкуренции | 17. Готовность к состязанию | 18. Эмоциональная глухота | 18. Чуткость к настроениям окружающих | 19. Зависимость от окружающих | 19. Самостоятельность | 20. Сумбурность мышления | 20. Четкость восприятия | 21. Боязнь успеха | 21. Сосредоточенность на успехе | 22. Эмоциональные расстройства (депрессия, острая тревога, приверженность к наркотикам/алкоголю) | 22. Эмоциональная сбалансированность | 23. Вялость | 23. Энергичность | 24. Внутренние противоречия | 24. Целостность | 25. Неуверенность в себе | 25. Самоуважение | 26. Готовность пасовать при первой неудаче | 26. Настойчивость | Я думаю, что даже беглый просмотр списка «са- мосаботаж — успех» убедил вас в том, что данный автор создал действительно практичный набор особенностей нашей личности, поведения и действий, которые либо дают нам возможность жить эффективно и счастливо, либо, как своеобразные внутренние саботажники, коверкают нашу жизнь и судьбу. И не беда то, что с точки зрения академической психологии, эти факторы могут относиться к различным категориям психики и проявлениям психического — уже в следующей главе вы познакомитесь с удивительно эффективными методами построения операционального результата самоперепрограммированш, равно как и с психотехнологиями изменения собственной личности, которые позволят вам сделать себя буквально «обреченным на успех». Однако сначала давайте про- тестируемся по поводу наличия и степени выраженности у вас каждого из этих факторов (которые, как вы, наверное, уже поняли, представляют из себя полярные характеристики) — с помощью разработанного Д. Эйменом теста, который я здесь называю техникой анализа факторов салюсаботажа или успеха. Вопросы теста Д. Эймена. Текст опросника «Са- мосаботаж или успех» я взял из прекрасной книги вышеупомянутого автора «Не наступайте на грабли!» и лишь чуть-чуть отредактировал его, соединив отдельные блоки в единый опросник. Итак, прочтите инструкцию и приступайте к работе. Кстати, будет лучше, если вы будете делать это на отдельном листке, где просто проставите номера вопросов, а рядом — баллы ответов, а не пачкая эту книгу, которую, право же, стоит сохранить для других и своего потомства. Внимательно изучите приведенные ниже высказывания и оцените их по пятибалльной шкале с точки зрения истинности или ложности применительно к вам. Будьте максимально искренни с собой, иначе вы просто зря потратите время. • = высказывание абсолютно ложное, • = по сути дела ложное, • = скорее ложное, чем истинное, • = скорее истинное, чем ложное, • = по сути дела истинное, • = абсолютно истинное. • Я часто считаю себя жертвой обстоятельств. • Я живу как живется и ничего заранее не планирую. • Я порой убежден, что не сумею освоить что-то новое — еще до того, как предпринимаю для этого какие-то шаги. • Нередко я только надеюсь, что все сложится удачно, но не делаю для этого ровным счетом ничего. • У меня есть тенденция снова и снова совершать одни и те же ошибки. • Я имею привычку пытаться решать проблемы старыми методами, даже если они в прошлом не приносили успеха. Например, я продолжаю ссориться с женой (мужем) или родителями, как это было раньше. • Когда возникает проблема, связанная с личными отношениями, я пытаюсь понять, что мне нужно сделать, чтобы разрядить ситуацию. • Прежде чем я приступаю к осуществлению чего- то крайне для меня важного, я выстраиваю четкую картину того, чего собираюсь добиться. • Прежде чем я приступаю к осуществлению какого-то важного проекта, я мысленно представляю себя победителем. • Если мне предстоит что-то важное и серьезное (выступление на ответственном совещании, установление нужных контактов), я заранее готовлюсь к этому, тщательно продумывая детали. • Неудача подстегивает меня, заставляет повторить попытку и добиться успеха. • Когда возникает конфликтная ситуация, я готов пойти на компромисс. • Часто мое настроение зависит от отношения ко мне окружающих. • Мне бывает очень трудно понять, какая именно работа вызывает у меня подлинный интерес. • Когда ко мне приходит какая-то новая идея (связанная с работой, семейной жизнью и пр.), я предпочитаю держать ее при себе, потому что не уверен, что другие одобрят ее. • Если я посещаю какие-то курсы, то имею обыкновение перед очередным занятием читать рекомендованную литературу. • Если я совершаю ошибку, это заставляет меня в дальнейшем избегать похожих ситуаций. • Я с трудом заставляю себя пойти на перемены, даже если они явно мне на пользу. • Я стараюсь изменить себя, а не окружающих меня. • У меня достаточно времени, чтобы продумать, спланировать и записать свои жизненные цели. • Когда я хочу совершить большую покупку (к примеру, автомобиль), я стараюсь получить за свои деньги наилучший товар. • Одним из способов подавить тревогу, вызванную необходимостью выполнить какое-то задание, является попытка самым тщательным образом к нему подготовиться. • Страх перед неудачей не оказывает на меня парализующего воздействия и не заставляет повернуть вспять. • У меня есгь способность смотреть на привычное под непривычным углом. • Я отдаю себе отчет в том, что жизнь предоставляет мне неплохой выбор вариантов, и я готов ими разумно воспользоваться. • Мне не хватает умения четко разбираться в проблемах моей частной и деловой жизни. • Даже когда я знаю ответ на вопрос, у меня возникает боязнь ответить на него неправильно. • Я часто устраняюсь от решения важных проблем в надежде, что либо они решатся сами собой, либо за меня примут решение другие. • Боязнь провала мешает мне сделать все возможное, чтобы мои мечты сбылись. • Я не умею решать проблемы нестандартным, оригинальным способом. • У меня есть склонность замечать, насколько окружающие своими словами или действиями усугубили мои проблемы. • Я уделяю много времени достижению таких целей, которые меня особенно воодушевляют. • В моем сердце всегда живет надежда. • Прежде чем отправиться на ответственную деловую встречу, я прорабатываю основные ее моменты и записываю самые важные проблемы, которые желал бы обсудить. • Я не склонен повторять прежние ошибки. • Я ищу новые способы решения задач. • Когда у меня возникают проблемы (с браком, работой, лишним весом и т. п.), я начинаю искать пути их разрешения и не трачу время и нервы, чтобы обвинять в моих бедах окружающих. • Я трачу слишком много времени, помогая другим добиваться своих целей. • Когда у меня возникает перспектива новых отношений, в том числе и деловых, я опасаюсь, что из этого ничего не получится. • Я часто проявляю себя не с самой лучшей стороны, потому что откладываю выполнение работы до последнего. • Если я допускаю ошибку, то начинаю корить себя за нее, но не умею сделать выводов. • Я сильно расстраиваюсь, если в мой график вторгается нечто непредвиденное. • Когда все идет не так, как хотелось бы, я начинаю винить в этом других. • Мои жизненные ориентиры гармонично распределены в сферах взаимоотношений с окружающими, а также деловой и внутренней жизни. • Я верю, что эта книга мне поможет. • Если мне действительно хочется добиться хороших результатов (будь то спорт, работа и т. д.), я буду стараться изо всех сил, отрабатывая подходы, пока не добьюсь своего. • Если я ошибаюсь, я стараюсь проанализировать ситуацию и понять, где я свернул с правильного пути. • Когда мне приходится делать то, что делают все остальные, мне хочется отыскать свой собственный способ. • Мои друзья и родственники чаще всего относятся ко мне вне зависимости от того, как я с ними поступаю. • Я часто поступаю импульсивно и говорю вещи, о которых затем сожалею. • Я обычно вполне готов к тому, что впереди меня ждет разочарование. • Я нередко ловлю себя на том, что вспоминаю в последний момент, что от меня чего-то ждут. • Если я терплю неудачу, то стараюсь поскорее выкинуть из головы все воспоминания о ней, потому что они для меня слишком болезненны. • Когда я что-то делаю, то редко задаюсь вопросом, а нельзя ли попробовать тут иной подход. • Когда у меня что-то получается, я начинаю думать, что просто так удачно сложились обстоятельства, а потом все опять пойдет по-старому. • Я умею сосредоточить силы и энергию на достижении поставленных целей. • Я верю в то, что меня ожидает успех, коль скоро я как следует подготовился к выполнению поставленной задачи. • Я сам готовлю удачу тем, что тщательно изучаю, как лучше добиться желаемого. • Я не боюсь ошибок, потому что знаю: на них я смогу чему-то научиться. Чтобы чувствовать себя нормально, мне вовсе нет необходимости требовать от себя совершенства во всем, чем я занимаюсь. • Выбрав направление и способ действия, я всегда готов пересмотреть их, если выявляются новые факты, изменяются обстоятельства. • Похоже, я не замечаю многое из того, что видят все остальные. • Нередко мне хочется задать какой-то вопрос, но я удерживаюсь из страха показаться глупым. • Я имею обыкновение не объединять какие-то сходные дела и потому весь день постоянно возвращаюсь к тому, что следовало бы выполнить раньше. • Я не имею ничего против того, чтобы дела решались сами собой. • Я обожаю все делать сам, даже когда это могли бы сделать за меня другие. • Я люблю двигаться по линии наименьшего сопротивления, хотя это мешает добиваться успеха. • Я слишком уж осторожен. • Прежде чем прийти к какому-то решению, я должен самым тщательным образом рассмотреть ситуацию. • Когда мне надо выполнить какую-то ответственную работу, я обращаюсь за содействием к экспертам. Например, если я хочу освоить что-то новое, я обязательно интересуюсь мнением людей, сведущих в этой области, спрашиваю, как лучше начать учебу. • Когда я приступаю к выполнению какого-то важного и довольно срочного проекта, я готов потратить время на то, чтобы составить список операций и установить последовательность, в которой, на мой взгляд, они должны быть сделаны. • Прежде чем принять какое-то ответственное решение, я стараюсь собрать как можно больше необходимой информации, в том числе понять, какие у меня есть варианты. • Когда я поручаю кому-то выполнить часть моей работы, я не имею ничего против того, чтобы она или он делали это так, как они считают нужным. • Мне удалось взять под контроль свои эмоции и спокойно двигаться к намеченной цели. • Я готов идти на риск, если в результате я становлюсь сильней. Например, я из тех, кто готов искать квалифицированного совета и помощи, если возникает проблема эмоционального свойства. • Эмоциональный сумбур нередко мешает мне объективно оценить ситуацию или заметить как можно больше деталей в происходящем вокруг. • Я склонен полагать, что разбираюсь в проблеме, еще до того, как получаю все необходимые сведения. Я считаю, что мне известны мысли и чувства жены (мужа) или друга еще до того, как она (он) решит ими со мной поделиться. • Я нередко забываю важные идеи и интересные соображения, потому что не захватил с собой записной книжки или диктофона. • Когда мне необходимо принять решение, в основе которого лежит выбор из двух альтернативных вариантов, это настолько сбивает меня с толку, что я не нахожу в себе сил спокойно проанализировать обе возможности. • Если мне необходимо, чтобы задание было выполнено неукоснительно точно, я просто должен взяться за него сам. • Мне кажется, что я трачу много времени и сил на вещи, не имеющие отношения к моим целям (слишком много смотрю телевизор, просиживаю часы на бессмысленных совещаниях, увлекаюсь трепом и т. д.). • Обычно я предпочитаю класть деньги под небольшие проценты, не соблазняясь более высокими доходами от инвестиций, сопряженных с некоторым риском. • Я имею обыкновение следить за действиями тех, кто добился в жизни немалых успехов. Мне интересно понять, как именно им это удалось. • Прежде чем совершить какую-то крупную покупку я тщательно исследую рынок, выбирая оптимальный вариант. • Когда я попадаю в ситуацию ожидания (например, у врача), я всегда беру с собой какую-то работу, чтобы не тратить время попусту. • Когда мне надо принять решение, которое как-то отразится на других людях, я стараюсь выслушать и их точку зрения, чтобы учесть ее при окончательном решении. • По возможности я стараюсь избегать каких-то однообразных дел, которые за меня вполне могли бы выполнить другие. • Я всегда проявляю дисциплинированность при осуществлении задуманного (диета, стремление бросить курить, выполнение обещаний, данных окружающим, и т. п.). • Риск, который я готов допустить, вполне оправдывается поставленными задачами. • Мне бывает непросто проводить время наедине с собой и заниматься самоанализом. • Часто я не получаю нужную информацию, потому что стесняюсь обращаться с вопросами к окружающим. • Я трачу массу времени в поисках разных вещей, потому что никогда не кладу их на заранее отведенные места. • Вроде бы уже приняв важное решение, я затем испытываю сомнения или сожаления по этому поводу. • Я трачу много времени, делая то, что другие могли бы сделать за меня, причем никак не хуже. • Я имею привычку с энтузиазмом браться за какое- то дело, но потом довольно быстро утрачиваю к нему интерес или вообще в нем разочаровываюсь. • Я не исключаю возможность неудачи и всегда строю планы с учетом этого. • После того, как я вижу в работе профессионала, который делает то, что меня интересует (теннисист, шеф-повар и т. д.), я замечаю, что и сам начинаю действовать в этой области гораздо лучше. • Когда у меня возникают вопросы, я нахожу способ их задать. • Я всегда спрашиваю себя: как распорядиться своим временем с максимальной пользой? • Я никогда не испытываю трудностей с принятием решений. • Если мне нужно, чтобы кто-то что-то для меня сделал, я всегда тщательно объясняю, что именно я хотел бы получить. • Если мне нужно что-то сделать, я делаю это тщательно, у меня нет привычки сделать что-то поскорее, лишь бы отделаться. • Мне интересно решать проблемы, сопряженные с тем или иным риском. • Я часто прихожу к выводу, что дело обстоит именно так, а не иначе, еще до того, как получаю информацию относительно данного вопроса. • У меня нередко возникают осложнения из-за того, что я бываю убежден, что дело обстоит именно так, хотя на самом деле все оказывается совсем иначе. • Когда мне надо подавать декларацию о налогах (или выполнить какую-то похожую процедуру), я обычно трачу массу времени, собирая все бумаги в последний момент, хотя знаю, что это следовало бы сделать заранее. • Когда мне предоставляется какая-то новая возможность, счастливый шанс, я его упускаю, потому что слишком много времени трачу на принятие решения. • Я бываю склонен тратить много времени на дела, которые не имеют отношения к моим первоочередным задачам (например, убираю квартиру или привожу в порядок двор нашего дома при том, что у меня есть дела поважнее). • Я очень часто совершаю поступки, в которых потом раскаиваюсь. • Боязнь неудачи мешает мне добиться выполнения поставленных задач. • Когда ко мне кто-то обращается, я заставляю себя внимательно выслушать то, что мне говорят. • Когда требуется принять ответственное решение, я собираю как можно больше информации по данному вопросу, в том числе и относительно вариантов, которые у меня имеются. • Я содержу свое рабочее место (письменный стол, кухню, огород) в таком порядке, чтобы всегда можно было без труда отыскать то, что мне в данный момент требуется для работы. • Я проявляю систематический подход к принятию важных решений. • Я сосредоточиваю усилия на том, что приносит мне максимальную отдачу (эмоционального или материального порядка), стараюсь не увлекаться тем, что не имеет для меня большого значения. • Для меня свойственно сначала все как следует выяснить, задать все необходимые вопросы и лишь затем уже начать действовать. • Я принимаю риск как необходимое условие деятельности, ведущей к успеху. • Те, кто играет в моей жизни важную роль, утверждают, что я недостаточно обращаю внимание на их запросы и желания. • Я замечаю, что, когда мне чего-то хочется, я начинаю сразу действовать, вместо того чтобы сначала проанализировать ситуацию и понять, как лучше себя повести. • Я редко составляю список того, что необходимо сделать за неделю или за день — мне кажется, что я все и так отлично запомню. • Когда мне необходимо принять ответственное решение, я чувствую себя сбитым с толку. • Я убежден, что в состоянии выполнить все, что мне нужно, самостоятельно, без посторонней помощи. • Я прилагаю ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы добиться результата. • Я очень не люблю рисковать, даже когда вероятность неудачи незначительная, • Я выношу суждения о вещах, только когда получаю все необходимые факты. • Когда я начинаю сомневаться, то всегда обращаюсь за помощью к другим. • Я всегда четко представляю, что буду делать, и трачу время на то, что нужно для достижения поставленных целей. • Я принимаю решения, соответствующие моим целям. • Чтобы реализовать свои цели, я постоянно пользуюсь временем, знаниями и энергией других людей. • Я всегда готов проявить терпение — в надежде, что будущее принесет более благоприятные результаты. • Я спокойно иду на риск, после того как взвешиваю все за и против. • Я испытываю такую настоятельную потребность заявить о своей позиции в обсуждении проблемы, что порой не слышу толком собеседника или не могу как следует разобраться в его точке зрения. • Я продолжаю общаться с теми, кто имеет привычку ставить меня на место. • Я нередко действую так, словно знаю обо всем на свете. • Боязнь потерпеть неудачу нередко удерживает меня от попытки чего-то добиться. • Я нередко слишком кригически настроен по отношению к окружающим. • Чтобы чувствовать уверенность в себе, мне необходимо одобрение окружающих. • Когда я не понимаю, что сказал собеседник, я обычно прошу его повторить еще раз. • Я стараюсь общаться с теми, кто помогает мне почувствовать себя уверенно, и избегаю тех, кто мною вечно недоволен. • Я не жалею времени на то, чтобы наблюдать за теми, кому удалось кое-чего в жизни добиться. Мне интересно знать, как у них это получилось. • Конкуренция побуждает меня действовать с полной выкладкой, демонстрировать все, на что я способен. • Я готов сделать все, что только могу, чтобы удовлетворить эмоциональные нужды окружающих. • Чаще всего я не испытываю никаких проблем с выражением своих взглядов. • В случае спора я либо ухожу в себя, либо чрезвычайно возбуждаюсь. • После посещения близких друзей я нередко бываю недоволен собой. • При обсуждении той или иной проблемы я должен доказать свою правоту, иначе мне делается не по себе. • У меня всегда возникает впечатление, что я проигрываю в сравнении с теми, кто чего-то добился. • Я порой ловлю себя на том, что говорю людям непродуманные вещи, после чего раскаиваюсь в своих словах. • Я нахожусь в зависимости от окружающих. • Когда я с кем-то разговариваю, то избегаю смотреть собеседнику в глаза. • Я стараюсь внушить уважение к себе тем, кто играет в моей жизни важную роль. • Я всегда в состоянии понять точку зрения других. • Когда я вступаю с кем-то в соревнование, я умею извлечь из этого немало пользы для себя. • Когда кто-то начинает на меня очень сердиться, прежде чем что-то ответить, я задаюсь вопросом: почему, собственно, он так себя ведет? • Мое внутреннее «я» позволяет мне всегда оставаться самим собой. • Когда кто-то говорит со мной, я нередко отвлекаюсь и позволяю себе переключить внимание на то, что показывают по телевизору, на журнал или письмо. • Чтобы чувствовать себя уверенным, я должен непременно вступать в конфликты с теми, кто играет в моей жизни важную роль. • Если мне не по душе слова кого-то из окружающих, я тотчас же теряю к нему интерес. • Соревнование, конкурентная борьба вызывают во мне неуверенность. • Я могу осуждать близких мне людей (детей, жену/мужа и пр.) в присутствии посторонних. • У меня порой возникает ощущение, что я трачу свою жизнь на чужие цели. • При обсуждении вопроса я могу долго и внимательно выслушивать другую сторону, чтобы уяснить себе ее позицию. • Близкие люди, с которыми я провожу очень много времени, ведут себя по отношению ко мне самым дружеским образом, оказывают постоянную поддержку. • Когда мне надо выполнить какую-то важную работу, я нередко обращаюсь за помощью к специалистам, например, если мне нужно освоить какой-то новый навык или приобрести нужное умение, я вступаю в контакт с теми, кто в этом отлично разбирается. • Я постоянно поддерживаю окружающих, когда они стараются чего-то добиться. • Я веду себя с другими так, как мне хотелось бы, чтобы другие вели себя со мной. • Я определил бы себя как человека самостоятельного и независимого. • Я нередко готов приходить к скороспелым выводам, толком не выслушав собеседника. • Те, с кем я постоянно имею дело, ведут себя так, словно я ничего собой не представляю. • Когда окружающие начинают давать мне советы, я постоянно оказываюсь во власти синдрома «да, но...». • Я стараюсь, насколько это возможно, избегать конкурентной борьбы. • Я так поглощен своими собственными проблемами, что плохо представляю себе, что беспокоит и интересует окружающих. • Нередко, приняв то или иное решение, я потом терзаюсь догадками, что скажет по этому поводу кто-то из окружающих. • Если я должен провести какие-то важные переговоры, я стараюсь сделать так, чтобы ничто в комнате не отвлекало мое внимание. • Я стараюсь проводить больше времени с теми, кто оказывает на меня благотворное, стимулирующее воздействие. • Когда у меня возникают какие-то осложнения, я всегда обращаюсь за советом к окружающим. • Когда я вступаю с кем-то в соревнование, то убеждаю себя, что у каждой из сторон есть шанс выиграть — или, по крайней мере, приобрести полезный опыт. • Я, как правило, умею поставить себя на место другого человека и понять, что он в такой ситуации думает и чувствует. • Я упорно тружусь над осуществлением поставленных задач, что бы там ни думали обо мне окружающие. • Когда я с кем-то общаюсь, то далеко не всегда могу заставить себя четко сформулировать свои пожелания. Так, если меня спрашивают, где бы я хотел пообедать, я могу сказать, что мне совершенно все равно, хотя на самом деле у меня имеются вполне конкретные пожелания на этот счет. • Многие из тех, кто рос в семьях, где с ним не очень-то считались, впоследствии окружают себя людьми того же негативного типа, что и взрослые, от которых они в свое время немало вытерпели. Я из их числа. • Мне так важно выразить свою позицию, что я не могу порой понять точку зрения других. • Чтобы чувствовать себя уверенным, мне необходимо постоянно побеждать. • Близкие говорят мне, что я проявляю невнимание к окружающим. • Мне гораздо спокойнее, когда кто-то указывает мне, как поступить, чем принимать решения самостоятельно. • Я нередко повторяю то, что мне сказали, чтобы как следует понять точку зрения собеседника. • Я не выношу, когда окружающие стараются меня раскритиковать. • Я обладаю неплохой обучаемостью. • Я активно добиваюсь создания таких ситуаций, где обе стороны могут получить выгоду. • Я делаю над собой особые усилия, чтобы ладить с теми, кто дорог моим близким (родственники жены/мужа, друзья детей и т. д.). • Я умею принимать самостоятельные решения. • У меня есть тенденция делать из мухи слона. • Вглядываясь в себя, я вижу, как часто сам заранее настраиваюсь на неудачу. • Меня часто беспокоят разные боли в организме, но врачи не находят для них никаких объяснений. • Я часто бываю раздражен или не нахожу себе места. • Иногда злоупотребление алкоголем или наркотиками приводит к тому, что я не выполняю свои семейные или профессиональные обязательства. • Мне часто бывает трудно фокусировать внимание на происходящем. • Я часто ловлю себя на том, что говорю: «У меня что-то нет настроения этим заниматься». • Я имею склонность выдумывать и сочинять, чтобы выглядеть куда более важной и влиятельной особой, чем на самом деле. • Даже когда я вроде бы делаю все правильно, я чувствую себя самозванцем. • Я часго легко теряю интерес к делу, за которое взялся с энтузиазмом. • В каждой ситуации я обязательно стараюсь увидеть положительную сторону. • Я умею проявлять инициативу. • Я часто ощущаю внутреннее напряжение и нервозность. • Часто у меня возникают проблемы с памятью или концентрацией внимания. • Я испытываю угрызения совести по поводу своего пьянства или употребления наркотиков. • Мне трудно доводить работу до конца. Я начинаю много всяких проектов, но редко их заканчиваю. • Я умею сосредоточиться на том, что кажется мне важным и существенным. • Я всегда честен с окружающими. • Я нахожусь в согласии с самим собой. • Когда я устанавливаю для себя четкую и ясную цель, я готов сражаться за ее осуществление несмотря на все трудности. • У меня есть свойство принимать слишком близко к сердцу сущие пустяки. • Когда в моей жизни происходит что-то очень хорошее (продвижение по службе, новые знакомства), я часто реагирую попыткой сделать что-то, чтобы убить чувство радости, или впадаю с депрессию. • Я постоянно тревожусь и ожидаю от жизни самого худшего. • Я слишком часто грущу, печалюсь или пребываю в депрессии. • В глубине души я боюсь, что у меня возникнут проблемы с алкоголем или наркотиками. • Я легко отвлекаюсь и нередко начинаю думать о совершенно посторонних предметах. • Мне кажется, что проблемы в моей жизни накапливаются, потому что я чувствую себя слишком усталым, чтобы с ними разобраться. • Я трачу слишком много времени, чтобы как-то ликвидировать последствия своего вранья. • Мне часто хочется оказаться где-нибудь совершенно в другом месте. • Мне крайне трудно добиваться осуществления того, о чем я мечтаю. • Я всячески стараюсь не применять ни к себе, ни к другим таких оскорбительных ярлыков, как «болван», «идиот», «дрянь»в и т. д. • У меня есть четкое видение цели. • Мне кажется, что мною управляют всевозможные страхи. • Я часто чувствую себя одиноким, обойденным вниманием или же замыкаюсь в себе. • Мои родные и близкие постоянно беспокоятся по поводу того, что я пью или употребляю наркотики. • У меня возникают проблемы, когда я пытаюсь навести порядок в своем рабочем (жизненном) пространстве. • Когда это только возможно, я максимально использую особенности своего энергоцикла. Иначе говоря, если я «сова», то стремлюсь как можно больше сделать ночью. • Мне удается сделать так, чтобы мои поступки вполне соответствовали моим словам и убеждениям. • Мне кажется, что людям в общем-то нравится проводить время в моем обществе. • Я продолжаю добиваться того, чтобы мечты мои сбывались, хотя прекрасно понимаю: до этого еще очень далеко. • Меня нередко терзает чувство вины. • Чувство вины — главный двигатель в моей жизни, определяющий многие мои поступки. • Нередко меня охватывает паника: сердце бешено колотится, грудь ломит, мышцы сводит судорогой, дыхание учащается. Мне кажется, что я должен как можно скорее выйти из сложившейся ситуации или же просто сойду с ума. • Я ощущаю себя никчемным человеком, или же меня снедает чувство вины. • Чтобы продолжать функционировать, мне необходимы алкоголь или какие-то сильнодействующие медицинские препараты, которые я принимаю без предписания врача. • Нередко я не обращаю должного внимания на детали. • Когда я устаю, я тем не менее все равно могу выполнять какие-то важные дела. • Мне часто не хватает целостности. • Мне очень не хватает уверенности в себе. • Я часто начинаю что-то очень для меня важное, но боязнь провала заставляет меня отступить. • Я стараюсь не делать скоропалительных выводов, не получив необходимой информации. • Я умею добиваться того, что хочу, и не склонен проводить время в пустых мечтаниях. • Я беспокоюсь, если какие-либо привычные дела не могу сделать так, как я привык (приготовление пищи, умывание, одевание и т. д.). • Почти все время я испытываю чувство усталости. • Несколько раз в состоянии алкогольного или наркотического опьянения я испытывал провалы памяти. • Я нередко действую импульсивно, не подумав. • Я человек энергичный. • Я живу, неукоснительно выполняя свои обязательства. • Мне кажется, что я отличаюсь компетентностью, умением квалифицированно делать свое дело. • Я умею довести до конца то, за что взялся. • У меня есть тенденция к необоснованным обобщениям. Так, если мне где-то отказали в работе, я начинаю думать, что никто и нигде меня не возьмет. • Мне часто необходимо, чтобы кто-то подтолкнул меня, заставил сделать что-то нужное именно мне самому. • Чувство острой тревоги порой сковывает меня так, что я не могу подготовиться к чему-то важному. Например, если мне надо произнести речь, тревога мешаег мне поупражняться в ней заранее. • Мне бывает нелегко заснуть, или же я просыпаюсь среди ночи и не могу опять заснуть. • У меня возникали проблемы из-за употребления алкоголя (или наркотиков): я попадал в аварии, терял память и пр. • Я часто испытываю беспокойство, делаюсь суетливым. • Пытаясь выполнить задуманное, я нередко проявляю медлительность или и вовсе останавливаюсь, увязнув в проблемах. • Мне не удается жить в соответствии с собственными же представлениями. • У каждого из нас есть внутренний голос, который вступает с нами в диалог насчет того, как мы себя ведем и что нам следует делать. Мой внутренний голос скорее напоминает сурового критика, чем хор болельщиков, подбадривающих любимую команду. • Я принимаюсь за дела, которые потом оказывается очень трудно завершить. • В своих действиях я руководствуюсь разумом, а не чувствами. • Я, как правило, действую ради осуществления тех целей, которые перед собой поставил. • Нередко мне вдруг становится страшно без видимых на то причин, и требуется время, чтобы прийти в себя. • Мне нередко очень хочется причинить себе какой-нибудь вред. • Чтобы заснуть, я употребляю алкоголь или принимаю снотворное. • Я нетерпелив и легко прихожу в уныние. • Я обладаю энергией, позволяющей мне добиться осуществления своих целей. • Я внушаю окружающим, что мне можно доверять, причем не словами, а поступками. • Я вполне могу позволить себе оставаться самим собой в самых разных обстоятельствах. • Я считаю себя человеком, наделенным большой жизнестойкостью. • У меня есть склонность видеть мир только в белых или черных тонах. • Нередко, чтобы начать действовать, мне нужно получить побудительный толчок от окружающих. • Я избегаю того, что для большинства представляется чем-то вполне обычным (управление автомобилем, полеты на самолете, скопления людей), потому что все это меня не на шутку пугает. • Сейчас мне не доставляют никакого удовольствия занятия, ранее меня радовавшие. • Если я перестану употреблять алкоголь или наркотики, то окажусь во власти «синдрома отмены». • Я порой отпускаю замечания, не подумав, как на них реагируют окружающие. • Мне порой не хватает сил и энергии, чтобы как следует, с пользой провести день. • Порой я веду себя с окружающими гораздо менее честно, чем хотелось бы. • У меня возникает впечатление, что со мной обращаются хуже, чем с другими. • Программы типа «помоги себе сам» не приносили мне пользы, потому что мне никогда не удавалось терпеливо выполнить все, что в них содержалось. • Когда кто-то ведет себя со мной не самым лучшим образом, мне удается понять, что это все не имеет никакой личной направленности. • Мне всегда хочется сделать больше необходи- 289. Мне кажется, я оказываю положительное воз- мого. У меня есть стремление реализовать все действие на окружающих. свои возможности. 290. Я не ищу никаких благовидных поводов, чтобы • Меня часто одолевают одни и те же, назойливо отказаться от начатого. повторяющиеся мысли. 291. Я вырос в семье, где злоупотребляли спиртным • Я часто испытываю резкое повышение или по- и наркотиками, и впоследствии обнаружил, что нижение аппетита, которое никак не связано с мне трудно доверять людям, быть с ними от- моей диетой. кровенным и говорить о своих переживаниях. • Среди определений алкоголика и наркомана Среда, в которой я рос, оказала на меня свое есть и такое: алкоголик или наркоман — это отрицательное воздействие. тот, кто уже попадал в неприятности из-за употребления алкоголя или наркотиков и тем не Таблица «Саботаж или успех». Теперь, после то- менее продолжает их употреблять. Это опреде- го, как вы закончили ответы на вопросы теста Д. ление ко мне вполне подходит. Эймена, пришла пора обработать полученные дан- • Мой почерк страшно неразборчивый, особенно ные. То, как это надо делать, описано далее. Здесь если я перестаю за ним следить. же я привожу специальную таблицу, в которую вы • Из меня так и бьет энергия. будете заносить результаты обработки, и которую, • Мне удается быть откровенным с теми, кто мне надеюсь, тоже скопируете, действительно близок. Таблица «Саботаж или успех»    Обработка результатов тестирования. Теперь — с трепетом и/или надеждой — приступайте к обработке собственных ответов — по алгоритму, описанному ниже. • Стремление винить в своих неудачах окружающих • Сложите очки, набранные вами в пунктах 7, 19, 25,37,49. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 1, 13, 31,43 и 55. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 1 «Личная ответственность» таблицы «Саботаж или успех». • Отсутствие четких целей (признак так называемого бессознательного существования) • Сложите очки, набранные вами в пунктах 8, 20, 32,44, 56. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 2, 14, • 38 и 50. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 2 «Четкость целей» таблицы «Саботаж или успех». • Ожидание неудачи • Сложите очки, набранные вами в пунктах 9, 21, • 45, 57. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 13, 15, • 39 и 51. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 3 «Ожидания» таблицы «Саботаж или успех». • Надежда на удачу, а не на свои способности • Сложите очки, набранные вами в пунктах 10, 22, • и 58. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 4, 16, 28,40 и 52. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 4 «Отношение к удаче» таблицы «Саботаж или успех». • Промах как катастрофа • Сложите очки, набранные вами в пунктах 11, 23, • и 59. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 5, 17, 29,41,53. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 5 «На ошибках учимся» таблицы «Саботаж или успех». • Нетворческий подход • Сложите очки, набранные вами в пунктах 12, 24, • и 60. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 6, 18, 30,42 и 54. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 6 «Гибкость/творческий подход» таблицы «Саботаж или успех». • Отсутствие наблюдательности • Сложите очки, набранные вами в пунктах 68, 82, • и 124. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 61, 75, • и 117. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 7 «Внимательность» таблицы «Саботаж или успех». • Неинформированность • Сложите очки, набранные вами в пунктах 69, 83, • и 125. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 62, 76, • и 118. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 8 «Информированность» таблицы «Саботаж или успех». • Неорганизованность • Сложите очки, набранные вами в пунктах 70, 84, • 112 и 126. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 63, 77, • 105 и 119. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 9 «Организованность» таблицы «Саботаж или успех». • Нерешительность • Сложите очки, набранные вами в пунктах 71, 85, • ИЗ и 127. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 64, 78, • 106 и 120. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 10 «Принятие решений» таблицы «Саботаж или успех». • Неумение передавать другим свои полномочия • Сложите очки, набранные вами в пунктах 72, 86, 100,114 и 128. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 65, 79, • 107 и 121. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 11 «Передача полномочий» таблицы «Саботаж или успех». • Импульсивность • Сложите очки, набранные вами в пунктах 73, 87, 10,115 и 129. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 66, 80, 94,108 и 122. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 12 «Дисциплинированность» таблицы «Саботаж или успех». • Нежелание идти на разумный риск А. Сложите очки, набранные вами в пунктах 74, 88, 102,116 и 130. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 67, 81, • 109 и 123. В. Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 13 «Разумный риск» таблицы «Саботаж или успех». • Неумение общаться • Сложите очки, набранные вами в пунктах 137, • 161, 173, 185. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 131, • 155, 167, 179. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 14 «Общение» таблицы «Саботаж или успех». • Негативное окружение • Сложите очки, набранные вами в пунктах 138, • 162, 174, 186. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 132, • 156, 168, 180. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 15 «Позитивное окружение» таблицы «Саботаж или успех». • Неумение учиться у окружающих • Сложите очки, набранные вами в пунктах 139, • 163, 175, 187. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 133, • 157, 169, 181. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 16 «Учиться у окружающих» таблицы «Саботаж или успех». • Боязнь соревнования • Сложите очки, набранные вами в пунктах 140, • 164, 176, 188. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 134, • 150, 170, 182. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 17 «Соревнование» таблицы «Саботаж или успех». • Невнимание к окружающим • Сложите очки, набранные вами в пунктах 141, • 165,177, 189. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 135, • 159, 171, 183. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 18 «Внимание к окружающим» таблицы «Саботаж или успех». • Зависимость от окружающих • Сложите очки, набранные вами в пунктах 142, 154,166, 178,190. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 136, 148,160, 172, 184. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 19 «Независимость» таблицы «Саботаж или успех». • Сумбурность мышления • Сложите очки, набранные вами в пунктах 201, 221,241,261,281. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 191, 211,231,251,271. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 20 «Восприятие» таблицы «Саботаж или успех». • Боязнь успеха • Сложите очки, набранные вами в пунктах 202, 222, 242,262,282. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 192, 212,232, 252,272. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 21 «Мотивация» таблицы «Саботаж или успех». 22а. Острая тревога А. Сложите очки, набранные вами в пунктах 193, 203,213,223,233, 243,253, 263,273, 283. Занесите результат в строку 22а «Тревога» таблицы «Саботаж или успех». • Депрессия А. Сложите очки, набранные вами в пунктах 194, 204,214,224,234,244,254,264,274,284. Занесите результат в строку 226 «Депрессия» таблицы «Саботаж или успех». 22в. Алкоголизм и наркомания А. Сложите очки, набранные вами в пунктах 195, 205,215,225,235, 245,255, 265,275, 285. Занесите результат в строку 22в «Алкоголизм/наркомания» таблицы «Саботаж или успех». 22г. Последствия детства в семье, где есть алкоголики или наркоманы А. Сложите очки, набранные вами в пункте 291 со знаком (-). Занесите результат в строку 22г «Детство среди алкоголиков/наркоманов» таблицы «Саботаж или успех». 22д. Недостаточная концентрация внимания у взрослых А. Сложите очки, набранные вами в пунктах 196, 206,216, 226,236, 246,256, 266,276, 286. Занесите результат в строку 22д «Недостаточная концентрация внимания (у взрослых)» таблицы «Саботаж или успех». • Недостаток жизненных сил • Сложите очки, набранные вами в пунктах 207, 227,247, 267,287. Б.Сложите очки, набранные вами в пунктах 197, 217,237,257,277. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 23 «Энергия» таблицы «Саботаж или успех». • Внутренние противоречия А. Сложите очки, набранные вами в пунктах 208, 228,248,268,288. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 198, 218,238, 258,278. В.Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 24«Целостность натуры» таблицы «Саботаж или успех». • Неуверенность в себе • Сложите очки, набранные вами в пунктах 209, • 249, 269, 289. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 199, • 239, 259, 279. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 25«Самоуважение» таблицы «Саботаж или успех». • Отсутствие упорства • Сложите очки, набранные вами в пунктах 210, • 250, 270, 290. Б. Сложите очки, набранные вами в пунктах 200, • 240, 260, 280. • Вычтите меньшее число из большего. Если А больше, чем Б, поставьте знак «плюс» (+). Если А меньше, чем Б, поставьте знак «минус» (-). Занесите результат в строку 26«Упорство» таблицы «Саботаж или успех». Интерпретация результатов. Вообще-то главное, что вы должны получить в результате тестирования по опроснику Д. Эймена — это четкий список особенностей своей личности, поведения и действий, которые являются «самосаботажными» в вашей жизни. В качестве таковых выступают все факторы, которые получили у вас отрицательнуюоценку (т. е. меньше нуля — исключение составляют только паттерны шкалы 22(«Эмоциональные расстройства», ибо там действительно отрицательными могут рассматриваться значения менее -30).Однако Д. Эймен рекомендует осуществить и общую оценку вашей «самосаботажности», что, скорее всего, вас весьма заинтересует, ибо человек, это существо, которое просто обожает сравнивать себя с другими — и очень боится этого сравнения. Что ж, предоставляю слово автору теста1. «Суммируйте количество областей, в которых у вас имеются проблемы (т. е. там, где вы набрали менее |