ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ Жизненная | Ключевые | Задачи развития | Ресурсы развития | Кризисы | стадия | системы | | | развития | Младенчество | Расширенное | Социальные связи. Чувство | Безопасность выполнения | Доверие или по | (рождение — 2 | лоно | непрерывности существования. Сен- | основных нужд. | теря доверия. | года) | семьи. | сомоторная разведка и примитивные причинные связи. Созревание моторных функций | Стабильность. | | Раннее детство | Расширенное | Самоконтроль. Языковое развитие. | Человеческие отношения. Сен | Независимое | (от 2 до 4 лет) | лоно | Фантазия и игра. | сорная стимуляция. Защищенное | ощущение «Я» | | семьи. | Самостоятельное передвижение. | окружение. Ограниченность окружения. | либо сомнение и стыд. | Середина дет | Семья. | Половая идентификация. | Подходящая модель. Объяснение | Самостоя | ства (5-7) | Соседи. | Начальное моральное развитие. Кон | набора правил. Согласованность | тельность либо | | Школа. | кретные мыслительные операции. Групповые игры. | правил поведения. Внутригрупповые отношения сверстников | чувство вины | Конец детства | Семья. | Социальные связи. Самооценка. | Объединенные усилия обучающих | Трудолюбие или | (8-12) | Соседи. | Обучение навыкам. | ся. Объединенная игровая дея | инфантильность. | | Школа. | Принадлежность команде. | тельность. Обучение навыкам, ко | | | Сверстники. | - | торые помогают понять основные межличностные отношения. Обратная связь. | | Подростковый | Семья. | Физическое созревание. | Физиологическая информация. Ког- | Социальная при | возраст (13-17) | Сверстники. | Абстрактные мысленные | нитивное решение проблем и навы | надлежность или | | Школа. | операции. | ки построения отношений. Пони | социальная изо | | | Принадлежность группе сверстников. | мание роли полов и их культурных | ляция. | | | Изначальная половая | истоков. Возможность независимых | | | | близость. | моральных суждений. | | Юность | Сверстники. | Независимое существование. Приня | Умения и знания для финансовой | Четкая либо не | (18-20) | Школа или | тие решения о начале карьеры. Ин- | независимости. Самоизучение в | уверенная иден | | Работа. Семья. | терниолизация морали. Более проч | принятии решений, углубление | тификация лично | | Окружение. | ные интимные отношение. Понимание природы отношений. | отношений, понимание плюрализма. Ответственность за выбор. | сти. | Взросление | Новая семья. | Жизнь в новой семье. Родительская | Знания и навыки. Планирование | Способность к | (23-30) | Работа. Друже | роль. Развитие карьеры. Выработка | семейного бюджета. Межличност | социальному бы | | ские связи. | стиля жизни. Принятие обязательств | ные переговоры и разрешение | тию либо отчуж | | Окружающее | | конфликта. Родительская роль. | дение. | | общество. | | Ролевые ограничения. | | Переходный | Семья. Работа. | Смена оценок, привязанностей и | Оценка и обновление решения, | Обновление либо | возраст | Дружеские связи. | принятых обязательств. Роди | касающиеся отношений, карьеры, | отстраненность. | (30-35) | | тельская роль (продолжение). Переоценка значимости людей. | стиля жизни. Знания и навыки организации широкой помощи. | | Зрелость | Работа. | Оценка взятых обязательств. Дети | Знания и навыки принятия ролей | Достижения и | (35-50) | Семья. | оставляют дом. Изменение отноше | более высокого порядка. Большая | значимость в об | | Друзья. | ний между супругами. Связи вне се | степень дифференциации и инте | ществе либо не- | | Общество. | мьи. | грации ролей. | значимость. | Пожилой | Семья. Друзья. | Связи вне семьи. Уменьшение | Знания и навыки для: налаживания | Живительные | возраст | Работа. | роли карьеры. Осознание | коммуникаций, учительства, умения | связи с окруже | (51-65) | Окружение. | бренности существования. | дать совет. Большая опора на умственные, а не физические способности. | нием либо эгоистическая стагнация. | Старость | Семья. | Увеличение зависимости от других. | Умение выживать при уменьшении | Чувство значимо | (65-?) | Друзья. | Оценка собственной жизни. Умение | жизненных ресурсов. Умение ска | сти либо отчая | | Окружающие. | перенести смерть близких... Ожидание собственной смерти. | зать: «Прощай». | ние. | Кризис среднего возраста. Как и у Э. Эриксона, в схеме развития Э. Коуэна так называемый средний возраст называется зрелостью и охватывает период с 35 до 50 лет. Задачами этой жизненной стадии является оценка взятых обязательств и изменение отношений между супругами (отчасти — в связи с тем, что дети оставляют дом), а также возникновение связей вне семьи (вовсе не обязательно — сексуальных). Ресурсами здесь выступают знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, а также большая степень дифференциации и интеграции ролей. Ну а в качестве кризиса развития — т. е. результата этапа — могут являться либо достижения и значимость в обществе либо неуспех и незначимость. Позволю себе, однако сделать два замечания по поводу вышеописанного. Во-первых, все это верно. Но во-вторых — очень поверхностно. К сожалению, и у Э. Эриксона, и у Э. Коуэна содержание одного из важнейших периодов нашей жизни — среднего возраста — изложено буквально скороговоркой. Так что попробуем найти какой-нибудь еще ответ на вопрос о том, что же является содержанием (задачами и смыслом) данного отрезка нашего жизненного пути. О том, что он чреват серьезными проблемами, знают все и каждый. Достаточно вспомнить об обиходном и вошедшем в плоть и кровь нашей культуры выражении «кризис среднего возраста», не так давно отображенного на экране в кинофильме с одноименным названием. Однако, большинство исследований этого печального феномена выполнено не «классическими» возрастными психологами, а специалистами по так называемому планированию карьеры. Так, финские консультанты по управлению и развитию Т. Сан- и талайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и И. Ниссинен в своей давешней, но никак не устаревшей книге «Управление по результатам», утверждают, что у многих людей в возрасте от 35 до 50 лет наступает этап «брожения» и появляется довольно большое количество проблем. По их мнению, это происходит из-за того, что именно в середине карьеры человек осознает, что он смертен — и одновременно видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. Для преодоления этого «кризиса середины карьеры» (который, конечно же, шире и глубже того, что описано финнами). Т. Санталайнен с коллегами рекомендуют некие правила по самомотивации, краткий «конспект» которых я здесь и приведу. |