Психолого-педагогические и эргономические требования к педагогическим программным средствам Эффективность обучения напрямую зависит от качества педагогического программного средства, к которому предъявляются определенные требования. Психолого-педагогические требования, которым должно удовлетворять педагогическое программное средство: 1. Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики. 2. Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой целями обучения. 3. Стимулировать все виды познавательной активности учащихся, которые необходимы для достижения основных учебных целей - как ближайших, так и отдаленных. 4. Учитывать в содержании учебного материала и учебных задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся. 5. Стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению. 6. Обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции: - активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения; - моделировать совместную деятельность; - способствовать пониманию текста; - развивать коммуникативные навыки; - содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся; - обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для их устранения; - диагностировать учащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи; - не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа. 7. Оказывать содействие при решении учебных задач, обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения. 8. Оказывать помощь учащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого. 9. Информировать обучаемого о цели обучения, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок. 10. Допускать индивидуализацию обучения, позволять учащемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помощи и т. п. 11. Адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации. 12. Вести диалог, управляемый не только компьютером, но и обучаемым, позволить последнему задавать вопросы. 13. Позволить учащемуся вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному учебному материалу. 14. Допускать модификацию, внесение изменений в способы управления учебной деятельностью. Основу психолого-педагогического подхода при проектировании ППС и дальнейшем их применении в учебном процессе составляют следующие группы принципов: 1. Дидактические – относимые к наиболее общим аспектам обучения. 2. Методические – связанные со спецификой преподавания конкретных дисциплин. Дидактические принципы обуславливают требования, которые можно разбить на следующие две группы: 1. Требования к ППС как к дидактическому средству вообще: научности; доступности; проблемности; наглядности; систематичности и последовательности обучения; активности и сознательности учащихся в процессе обучения; прочности усвоения знаний; единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. 2. Требования к ППС как к средству новых информационных технологий: индивидуальности; интерактивности; адаптивности обучения; системности; распределенности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала; мультимедийного представления учебной информации; полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения. Эргономические требования к педагогическим программным средствам: При оформлении электронных материалов следует придерживаться следующих рекомендаций: 1. Наименования разделов, параграфов, выводы, аннотации – сжаты, кратки, информативны. 2. Все выводы, формулы, итоги выносятся наверх, до основного текста, чтобы читатель всегда выходил на «результаты», итоги т.е. то, что надо выучить и знать. 3. Материал должен быть структурирован, логичен, последователен. Ни одного нового термина не должно даваться без пояснения и определения. 4. Тексты должны быть лаконичны, не перенасыщены сложными терминами и сокращениями. Желательно, чтобы каждый завершенный фрагмент текста, размещаемый в электронном учебнике, не превышал трех-четырех страниц текстового редактора MS Word. 5. В учебных материалах не должно быть очень много ссылок, так как обучаемый может потерять ориентировку в тексте. 6. Оптимальность соотношения графики и текста. Графика должна либо дополнять текст новым содержанием, либо заменять текст совсем, но не дублировать его. Соотношение графика/текст различно для различных курсов, примерное соотношение один к трем. 7. Если говорить о звуке (речь), то требования те же – дополнять, но не дублировать. Чаще всего используются «звуки» и для сигнализации критических событий (ошибок). Лучше остановиться на двух звуках – «Внимание, важно» и «Ошибка». 8. В дикторском тексте не допускаются канцеляризмы, штампы, повторы; различные термины, не известные обучающимся и не предусмотренные программой. 9. Длительность должна быть не более 20 минут для школьников младшего возраста и 25 минут для школьников среднего и старшего возраста. 10. Длительность звукозаписи, предназначенной на урок, должна быть не более: для младшего возраста 6 мин. 10 мин.; для среднего возраста 11 мин. 20 мин.; для старшего возраста 15 мин. 25 мин. 11. Собственный уровень шума грамзаписи не должен быть более 50 дБ. 12. Для уменьшения утомляемости обучающихся при длительном слуховом восприятии рекомендуется подбирать диапозитивы, кадры диафильмов, таблицы, картины, портреты и фотографии для подкрепления воспринимаемой информации и облегчения формирования правильных представлений и понятий. 13. Объекты в кадре должны быть хорошо скомпонованы и методически правильно расположены в зависимости от восприятия отдельных участков кадра. 14. Наиболее важные объекты должны быть расположены в левом верхнем углу, в середине верхней части кадра (при вертикальном расположении объектов) и в левой стороне при горизонтальном расположении объектов. 13. Цветовой код кадра должен быть методически целесообразен (наименьшее утомление глаз вызывают желтый, желто-зеленый, зеленый и светлые ахроматические цвета; цвета ярко-красные и ярко-оранжевые являются более «напряженными» и в большей степени привлекают внимание наблюдателя; не рекомендуется применять сочетание цветов, близко расположенных в спектре). Необходимо соблюдать единый цветовой ряд на протяжении всей серии кадров по данной теме. Количество цветов, используемых при оформлении, не должно быть более пяти. Пригодность технических средств обучения и контроля для использования на занятиях по иностранному языку определяется по следующим критериям. Они должны: - способствовать повышению производительности труда и эффективности учебного процесса; - обеспечивать немедленное и постоянное подкрепление правильности учебных действий каждого учащегося; - повышать сознательность и интерес к изучению языка; - обеспечивать оперативную обратную связь и пооперационный контроль действий всех обучаемых; - обладать возможностью быстрого ввода ответов без длительного их кодирования и шифрования. Применение компьютеров значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за то же время в условиях традиционного обучения. Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учеников учебной группы. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися. Применение компьютера позволяет наилучшим образом реализовать метод индивидуального обучения иностранному языку, т.к. обучающийся изучает учебный текст в доступном ему темпе, имея возможность ещё раз проработать вызывающий трудности материал. Компьютер не определяет методы и содержание обучения, он является лишь эффективным средством обучения, который адекватно включается в учебный процесс. Поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам через компьютер должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции. Из этого следует, что компьютер позволяет: - моделировать условия коммуникативной деятельности; - овладеть лексико-грамматическими навыками; - индивидуализировать и дифференцировать обучение; - повышать мотивацию; увеличить объем языковой тренировки; - способствовать выработке самооценки обучаемых; - обеспечить перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности. Роль учителя по мере совершенствования технологий все более и более сводится к управлению учебным процессом, однако это не принижает его влияния в познавательной деятельности и не вытесняет его из учебного процесса. Таким образом, «форма обучения с применением компьютерных средств отличается от существующих как по организации учебного процесса, так и по методам обучения». [Угринович 2008] Для достижения максимального раскрытия творческих способностей школьников необходимо создать такую образовательную среду, которая в наибольшей степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить всесторонний доступ к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Сочетание различных видов работы на уроке иностранного языка с использованием информационно-компьютерных технологий является важным элементом мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс, решить проблему “слабый-сильный ученик”, развивать коммуникативные навыки учащихся. Таким образом, применение информационно-коммуникативных обучающих технологий значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, самоконтроля учебной деятельности на начальном этапе, способствует формированию у учеников рефлексии собственного труда. |