Методические подходы к использованию компьютерных технологий при обучении иностранному языку Теоретические аспекты разработки программно-педагогических средств по развитию коммуникативных навыков на уроках английского языка Методические подходы к использованию компьютерных технологий при обучении иностранному языку Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов. "Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества". [Беляев 2006: 21] Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с современной техникой. По мнению М.В. Ляховицкого, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. [Ляховицкий 2006] Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития личности обучающихся. Но для того, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию школьников в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в школе необходимо находить самые доступные, перспективные и интересные для обучающихся методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, творчество, повысить планку личной самооценки. Специфика дисциплины заключается в формировании знаний (языковых единиц – ЛЕ, грамматических правил, страноведческих фактов); формировании навыков (фонетических, грамматических, лексических); становлении и развитии сложных речевых умений (чтение, аудирование, говорение, письмо), развитии коммуникативных навыков. В обучении иностранным языкам эффективно могут быть использованы любые ИКТ. Современные компьютерные технологии способны осуществлять самые разнообразные функции в обучении иностранным языкам: информирующую (средства наглядности, как статичные, так и динамичные, используются для введения учебной и познавательной информации); стандартизирующую (зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов); контролирующую (средства ППС привлекаются для контроля и самоконтроля за характером формируемых знаний, навыков, умений); семантизирующую (способны раскрывать самые разнообразные лексические связи – знаковые, фоновые, денотативные, ситуационные и т.д.); функцию воспроизведения ситуации общения (зрительно-слуховые образы используются в качестве опоры для понимания обучающимися воспринимаемого на слух или читаемого текста); функцию стимулирования высказывания (средства ППС служат опорой при организации речевого высказывания). Следует лишь избирательно подходить к определению наиболее эффективных компьютерных средств в каждом конкретном случае. Использование ППС на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии, способствуетразвитию коммуникативных навыков. В XXI веке осуществляется переориентация системы образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Выпускник школы должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владения коммуникативными умениями, высоким профессионализмом, умением принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в школе приоритетными являются творческая деятельность, индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления. Система подготовки должна соответствовать потребностям общества. Компьютерные средства обучения являются одним из средств такого обновления. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам. Современные методики измерения уровня подготовки школьников, ориентированные на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности учителя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности обеим сторонам. Ученик из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним. Применение компьютерных технологий обучения влечет за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания. Процесс обучения представляется как последовательная процедура: обзорный материал - пример решения упражнения - упражнение для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний. Характерной чертой практического занятия является необходимость постоянного информационного обмена между учителем и обучаемым, т.е. осуществление прямой и обратной связи. Однако педагог обычно не может уделить достаточного времени для индивидуальной работы с каждым учеником в группе во время занятия. Разрешить это противоречие можно, в частности, путем применения компьютерных средств обучения. Говоря о связи методики и новых информационных технологий, нужно упомянуть следующее: Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методической науки. Рациональное использование новейших средств обучения (НСО) дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении, совершенствовать коммуникативные навыки. На практических занятиях с использованием компьютерных технологий обучения ученики, учитывая свои способности, интересы, потребности, получают право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку, а учитель наблюдает за их работой и, в случае необходимости, может оказать индивидуальную помощь. «Компьютерные технологии - это также решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания». [Щукин 2005: 10] В процессе формирования у учеников основных компетенций компьютерные средства обучения позволяют быстро подготовить учебные задания, соответствующие начальному и текущему состоянию познавательной деятельности обучаемого, обеспечить контроль за их исполнением. В условиях массовости обучения это коренным образом решает проблему индивидуализации обучения. Появляется возможность реализовать основные требования теории усвоения, подавая каждому обучаемому информацию в том виде, который соответствует текущему этапу усвоения. Благодаря совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически возможным уяснением учебного материала и его действительным усвоением в ходе выполнения упражнений. Однако, наряду с преимуществами компьютерных технологий, существует ряд проблем. Первая – это ограниченность ресурсов школ (финансирование, уровень используемой в школе компьютерной техники, качество каналов связи). Второй проблемой на сегодня является недостаточная психологическая и практическая подготовленность учительского состава, отсутствие необходимых изменений в учебных программах, методах и дидактических приемах обучения. В настоящее время требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов, а также подготовка организационно-методического сопровождения. Использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности и коммуникативные навыки, стимулирует умственную деятельность. Говоря о связи методики обучения иностранным языкам и новых информационных технологий, необходимо упомянуть об активном исследовании учебных возможностей новейших средств обучения (НСО). В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение НСО позволяет: 1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения; 2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности; 3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика; 4) создавать лучшие условия для программирования и контроля; 5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля; 6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы; 7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в записи; 8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение, что способствует совершенствованию коммуникативных навыков. Необходимость широкого внедрения НСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности. Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся: - получение информации, - практическое применение информации, - проверка полученных знаний. «Электронное учебное пособие дополняет обычное и особенно эффективно в тех случаях, когда оно: 1. Обеспечивает почти мгновенную обратную связь; 2. Помогает быстро найти необходимую информацию; 3. Существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; 4. Рассказывает и моделирует; 5. Позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенной теме». [Хуторской 2005: 235] Использование готовых (стандартных) цифровых ресурсов и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: - в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; - при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся; - на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки школьников; - на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ; - в качестве тестового контроля. При подготовке к уроку учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным, шрифт - соразмерным плотности текста. Слайды должны носить, в первую очередь, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание школьников. Как считает Лызлов А.В., применение компьютера на уроках развивает учащегося: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед школьником познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с различными источниками информации. В качестве основных целей использования компьютерных технологий на уроках можно назвать: - повышение мотивации к учебе; - углубление знаний; - развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в компьютерной среде. [Лызлов 2006] При обучении школьников иностранному языку разумно использовать компьютер и его ресурсы не только на этапе введения нового материала, но также и на этапе отработки и закрепления. При формировании лексических навыков, использование графических возможностей компьютера особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке. Таким образом, компьютер при грамотном его использовании является мощным средством оптимизации условий обучения любому предмету, в том числе иностранному языку. Обзор современных ППС для обучения английскому языку показал, что к настоящему времени разработано достаточно много различных электронных учебников (Language in Use, REWARD Intern@tive, «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский: Путь к совершенству 2», «11 уроков английского языка», «Репетитор», «English discoveries», «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия» и др.). Тем не менее, их недостаточно, так как методические приемы у разных педагогов различны и заложенная в данных ППС методика не может быть одинаково удовлетворительной для всех педагогов и всех аудиторий обучаемых. Может меняться и сама учебная программа. Значит, и компьютерная система должна быть пригодной к модификации, она не должна быть готовой программой, ехе-файлом. Образовательные продукты должны предоставлять пользователю широкую свободу действий, обеспечивать гибкость, вариативность содержания и форм подачи материала, поддержку инициативы преподавателя и учащегося [3]. Один из возможных подходов к решению этой проблемы состоит в использовании инструментальной оболочки, играющей роль и среды разработки ППС, и средства его эксплуатации, и инструмента его модификации педагогом для решения актуальных задач. Средой разработки может быть алгоритмический язык или среда программирования; однако разработанные с их помощью ППС неизбежно будут ограничены в плане «настройки». Наиболее перспективными для разработки ППС, допускающими их модификацию силами и средствами пользователя (учителя, ученика), представляются инструментальные среды проектирования и моделирования. |