МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методические подходы к использованию компьютерных технологий при обучении иностранному языку





Теоретические аспекты разработки программно-педагогических средств по развитию коммуникативных навыков на уроках английского языка

 

Методические подходы к использованию компьютерных технологий при обучении иностранному языку

 

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

"Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества". [Беляев 2006: 21]

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с современной техникой. По мнению М.В. Ляховицкого, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. [Ляховицкий 2006]

Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития личности обучающихся. Но для того, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию школьников в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в школе необходимо находить самые доступные, перспективные и интересные для обучающихся методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, творчество, повысить планку личной самооценки.

Специфика дисциплины заключается в формировании знаний (языковых единиц – ЛЕ, грамматических правил, страноведческих фактов); формировании навыков (фонетических, грамматических, лексических); становлении и развитии сложных речевых умений (чтение, аудирование, говорение, письмо), развитии коммуникативных навыков.

В обучении иностранным языкам эффективно могут быть использованы любые ИКТ. Современные компьютерные технологии способны осуществлять самые разнообразные функции в обучении иностранным языкам: информирующую (средства наглядности, как статичные, так и динамичные, используются для введения учебной и познавательной информации); стандартизирующую (зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов); контролирующую (средства ППС привлекаются для контроля и самоконтроля за характером формируемых знаний, навыков, умений); семантизирующую (способны раскрывать самые разнообразные лексические связи – знаковые, фоновые, денотативные, ситуационные и т.д.); функцию воспроизведения ситуации общения (зрительно-слуховые образы используются в качестве опоры для понимания обучающимися воспринимаемого на слух или читаемого текста); функцию стимулирования высказывания (средства ППС служат опорой при организации речевого высказывания). Следует лишь избирательно подходить к определению наиболее эффективных компьютерных средств в каждом конкретном случае.



Использование ППС на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии, способствуетразвитию коммуникативных навыков.

В XXI веке осуществляется переориентация системы образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Выпускник школы должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владения коммуникативными умениями, высоким профессионализмом, умением принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в школе приоритетными являются творческая деятельность, индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления. Система подготовки должна соответствовать потребностям общества.

Компьютерные средства обучения являются одним из средств такого обновления. При правильной организации компьютерные технологии интенсифицируют процесс обучения, обеспечивают формирование глубоких знаний, выработку прочных умений и твердых навыков, а также вносят свой вклад в процесс воспитания будущего специалиста, в частности, при обучении профессиональным дисциплинам.

Современные методики измерения уровня подготовки школьников, ориентированные на использование компьютерных технологий и в полной мере отвечающие реалиям современности, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности учителя. Существенное преимущество этих технологий в том, что они предоставляют новые возможности обеим сторонам. Ученик из объекта обучения превращается в субъект обучения, осознанно участвующий в процессе учебы и самостоятельно принимающий решения, связанные с ним.

Применение компьютерных технологий обучения влечет за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания.

Процесс обучения представляется как последовательная процедура: обзорный материал - пример решения упражнения - упражнение для самостоятельного решения - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний.

Характерной чертой практического занятия является необходимость постоянного информационного обмена между учителем и обучаемым, т.е. осуществление прямой и обратной связи. Однако педагог обычно не может уделить достаточного времени для индивидуальной работы с каждым учеником в группе во время занятия. Разрешить это противоречие можно, в частности, путем применения компьютерных средств обучения.

Говоря о связи методики и новых информационных технологий, нужно упомянуть следующее:

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам - один из важных проблемных вопросов современной методической науки. Рациональное использование новейших средств обучения (НСО) дает учителю возможность нагрузить речевой и слуховой каналы учащихся до любых разумных пределов и активизировать их речевую деятельность в требуемом направлении, совершенствовать коммуникативные навыки.

На практических занятиях с использованием компьютерных технологий обучения ученики, учитывая свои способности, интересы, потребности, получают право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку, а учитель наблюдает за их работой и, в случае необходимости, может оказать индивидуальную помощь.

«Компьютерные технологии - это также решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания». [Щукин 2005: 10]

В процессе формирования у учеников основных компетенций компьютерные средства обучения позволяют быстро подготовить учебные задания, соответствующие начальному и текущему состоянию познавательной деятельности обучаемого, обеспечить контроль за их исполнением.

В условиях массовости обучения это коренным образом решает проблему индивидуализации обучения. Появляется возможность реализовать основные требования теории усвоения, подавая каждому обучаемому информацию в том виде, который соответствует текущему этапу усвоения. Благодаря совмещению дидактических функций информирования и отработки, устраняется разрыв между теоретически возможным уяснением учебного материала и его действительным усвоением в ходе выполнения упражнений.

Однако, наряду с преимуществами компьютерных технологий, существует ряд проблем. Первая – это ограниченность ресурсов школ (финансирование, уровень используемой в школе компьютерной техники, качество каналов связи). Второй проблемой на сегодня является недостаточная психологическая и практическая подготовленность учительского состава, отсутствие необходимых изменений в учебных программах, методах и дидактических приемах обучения. В настоящее время требуется разработка, экспериментальная проверка и организация эффективного использования современных средств поддержки образовательных процессов, а также подготовка организационно-методического сопровождения.

Использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности и коммуникативные навыки, стимулирует умственную деятельность.

Говоря о связи методики обучения иностранным языкам и новых информационных технологий, необходимо упомянуть об активном исследовании учебных возможностей новейших средств обучения (НСО). В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение НСО позволяет:

1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;

4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;

5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

6) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;

7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи учащихся в записи;

8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая говорение, что способствует совершенствованию коммуникативных навыков.

Необходимость широкого внедрения НСО в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейших дидактических принципов - принципа наглядности.

Электронные материалы реализуют три компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

­- получение информации,

­- практическое применение информации,

­- проверка полученных знаний.

«Электронное учебное пособие дополняет обычное и особенно эффективно в тех случаях, когда оно:

1. Обеспечивает почти мгновенную обратную связь;

2. Помогает быстро найти необходимую информацию;

3. Существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

4. Рассказывает и моделирует;

5. Позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенной теме». [Хуторской 2005: 235]

Использование готовых (стандартных) цифровых ресурсов и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

­- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

­- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

­- на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки школьников;

­- на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ;

­- в качестве тестового контроля.

При подготовке к уроку учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке.

Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным, шрифт - соразмерным плотности текста. Слайды должны носить, в первую очередь, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание школьников.

Как считает Лызлов А.В., применение компьютера на уроках развивает учащегося: повышает интерес к учебному процессу, ставит перед школьником познавательные и творческие задачи, воспитывает самостоятельность, учит работать с различными источниками информации.

В качестве основных целей использования компьютерных технологий на уроках можно назвать:

­- повышение мотивации к учебе;

­- углубление знаний;

­- развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в компьютерной среде. [Лызлов 2006]

При обучении школьников иностранному языку разумно использовать компьютер и его ресурсы не только на этапе введения нового материала, но также и на этапе отработки и закрепления.

При формировании лексических навыков, использование графических возможностей компьютера особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

Таким образом, компьютер при грамотном его использовании является мощным средством оптимизации условий обучения любому предмету, в том числе иностранному языку.

Обзор современных ППС для обучения английскому языку показал, что к настоящему времени разработано достаточно много различных электронных учебников (Language in Use, REWARD Intern@tive, «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», «Английский: Путь к совершенству 2», «11 уроков английского языка», «Репетитор», «English discoveries», «Репетитор по английскому языку Кирилла и Мефодия» и др.). Тем не менее, их недостаточно, так как методические приемы у разных педагогов различны и заложенная в данных ППС методика не может быть одинаково удовлетворительной для всех педагогов и всех аудиторий обучаемых. Может меняться и сама учебная программа. Значит, и компьютерная система должна быть пригодной к модификации, она не должна быть готовой программой, ехе-файлом. Образовательные продукты должны предоставлять пользователю широкую свободу действий, обеспечивать гибкость, вариативность содержания и форм подачи материала, поддержку инициативы преподавателя и учащегося [3].

Один из возможных подходов к решению этой проблемы состоит в использовании инструментальной оболочки, играющей роль и среды разработки ППС, и средства его эксплуатации, и инструмента его модификации педагогом для решения актуальных задач.

Средой разработки может быть алгоритмический язык или среда программирования; однако разработанные с их помощью ППС неизбежно будут ограничены в плане «настройки». Наиболее перспективными для разработки ППС, допускающими их модификацию силами и средствами пользователя (учителя, ученика), представляются инструментальные среды проектирования и моделирования.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.