МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Диагностика контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации





Совершенствование методов оценки эффективности деятельности таможенных органов

Глава 2. Анализ практики применения показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов

2.1. Диагностика контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

2.2. Эффективность деятельности таможенных органов по контролю правильности классификации товаров

2.3. Факторы влияющие на управление деятельностью таможенных органов

 

Анализ практики применения показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов

Диагностика контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации

 

Каждый год Федеральная таможенная служба проводит итоговую коллегию, где отчитывается о проделанной работе таможенных органов и ставит цели на будущее, и каждый год ведомство готовит целый список мероприятий для повышения эффективности, развития и упрощения. Однако есть ли в смысл в таком планировании, если Россия уже находится на 170 место в рейтинге Doing Business по параметру «Международная торговля».

С точки зрения любого менеджера – планирование – это ключевой элемент управленческой работы, но уже на этом этапе ФТС показывает свою неэффективность. Во-первых, на протяжении последних лет оно было достаточно однообразным - декларируются общие слова без привязки к конкретным результатам - обеспечение поступления платежей, сокращение сроков совершения таможенных операций, повышение эффективности СУР, а также другие «упрощения» и «совершенствования».

Основные пункты, заявленные ещё в 2015 году в решении коллегии ФТС от 27 февраля 2015 г. «Об итогах работы таможенных органов РФ в 2014 год и задачах на 2015 год», выглядели следующим образом:

1. Обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет;

2. Сокращение сроков совершения таможенных операций, упрощение порядка их совершения с применением информационных таможенных технологий;

3. Повышение эффективности процесса управления рисками;

4. Развитие межведомственного электронного взаимодействия;

5. Оптимизация организационно-управленческой деятельности, позволяющей максимально реализовать технологический, инфраструктурный и кадровый потенциал таможенной службы в условиях торгово-экономической интеграции Российской Федерации;

Итоги такого планирования показывают, что реальных улучшений нет, но таможенные органы всегда обязаны подготовить отчет о проделанной работе, независимо от фактических итогов.

На практике пополнение бюджета главенствует абсолютно в каждом аспекте работы таможни. Уже несколько лет подряд, именно эта задача становится первой в отчетных документах.

Как было сказано в решении коллегии ФТС от 25 марта 2016 г., в котором отмечаются итоги прошедшего 2015 года, «основные усилия в 2015 году были направлены на обеспечение собираемости таможенных платежей, совершенствование таможенного администрирования, создание благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности». Однако, невозможно улучшать деятельность участников ВЭД и одновременно увеличивать объемы поступлений в бюджет, да ещё и в условиях падения внешнеторгового оборота. В результате, итоги такого планирования не показывают положительных результатов.

1.Обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет это единственный пункт, который ведомство не только выполнило, но и перевыполнило. По итогам 2015 года несмотря на падение отчислений от экспорта нефти удалось собрать платежей на сумму 5008,2 млрд. рублей. Планы по сбору несколько раз в течение года менялись в сторону уменьшения, и под конец ФТС даже зафиксировало рост отчислений на 1,1%, что мы видим на Рис 7.

Рис.7. Объем поступления доходов в федеральный бюджет в 2013- 2015 гг. (млрд. рублей)

Рис.8. Структура доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами в январе 2014 – декабре 2015 гг.

(млрд. рублей)

На протяжении всего прошлого года, бизнес значительно ощутил на себе, насколько сильно ФТС стремится пополнить бюджет. Это прослеживалось абсолютно по всем направлениям работы.

Так, например, при рекордном сокращении товаропотока и объемов декларирования, ФТС отчиталась о 6121 решении об отказе в предоставлении тарифных преференций, что больше, чем в прошлом году на 5,4%, и 2896 решений об отказе в корректировке сведений о стране происхождения на сумму 12,9 млн. рублей (+20%).

Также, в 2015 году значительно увеличились суммы доначисленных таможенных платежей по результатам контроля правильности классификации товаров (всего на сумму 5779,5 млн. рублей, что больше на 62% по сравнению с 2014 годом). Несмотря на то, что число корректировок таможенной стоимости составило 167,5 тысяч, что меньше прошлогоднего результата в 215,2 тысяч (во многом из-за падения объемов импортных поставок), ФТС стали гораздо чаще выигрывать дела в суде. 94% таких решений таможни не было отменено судебными органами против 65% в 2014 году. По результатам судебных заседаний всего лишь 0,1% платежей, доначисленных по КТС было возвращено участникам ВЭД. В среднем на 1 тысячу деклараций на товары, таможенные органы смогли довзыскать в бюджет 8,5 млн. рублей. Помимо этого, значительно вырос объем поступлений, начисленных по результатам проведения экспертиз, и прочих мероприятий.

Кроме того, ФТС почти вполовину сократило выделение субсидий на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, понесенных импортерами, участвующими в реализации проекта инновационного центра «Сколково» - 262 млн рублей против 400 млн. рублей в прошлом году.

2.Сокращение сроков совершения таможенных операций, упрощение порядка их совершения с применением информационных таможенных технологийтоже направлено, прежде всего, на пополнение бюджета. В решении Коллегии ФТС от 2016 года сказано: «для решения задачи пополнения федерального бюджета проводилась плановая работа в системе таможенных органов по повышению качества и результативности таможенного администрирования, устранению избыточных административных барьеров для бизнеса». Ведомство отмечает, что для этого в прошлом году продолжалась работа по исполнению указов Президента и выполнению различных «дорожных карт». Однако большая часть пунктов документов воплощена в жизнь так и не была, что, в первую очередь касается дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования». Вопреки заявленным срокам, большинство пунктов так и остались не реализованы – перспективные информационные технологии – автоматический выпуск и предварительное информирование на морском и воздушном транспорте остались в стадии идеи и пилотных проектов.

В рамках технологии автоматической регистрации деклараций на товары, которая пока тоже является пилотным проектом, зарегистрировано 110 тысяч деклараций, но выпущено всего около 1,5 тысяч, а в рамках эксперимента по внедрению электронных транзитных деклараций 1300 деклараций. Для сравнения масштабов, всего в 2015 году по России было зарегистрировано около 3,8 млн. деклараций на товары.

Необходимо отметить, что в 2015 году произошло сильное сокращение объемов декларирования. как по казано на Рис.9. по данным ФТС, с января по декабрь 2015 года количество поданных деклараций на товары сократилось с 4,27 млн. до 3,9 млн. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и особенно сильный спад помимо января наметился в ноябре, хотя ещё несколькими годами ранее именно на осенние месяцы приходился рост активности в сфере ВЭД.

Рис.9. Динамика объемов декларирования в апреле 2014 - декабре 2015 гг. (число поданных деклараций)

Безусловно, причиной тому стало сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупнейших автомобильных производителей, ухудшение отношений с Украиной и другими странами, санкции и многое другое. Даже небольшой положительный эффект от роста объемов экспорта некоторых товаров, в частности - продовольствия и техники, не смог компенсировать внешнеторговые потери. Кроме того, высокие тарифы на грузоперевозки, нерешенная ситуация с книжками МДП и введение в действие системы Платон также не прибавили желания иностранным партнерам что-либо везти в Россию. Да и отечественному бизнесу стало ещё тяжелей работать.

Перенос контроля на этап после выпуска товаров реализован тоже в своеобразной форме – таможня просто увеличила число проверок после выпуска – было проведено 7678 мероприятий (в 2014 г. 6684). Благодаря этому удалось доначислить таможенных платежей, пеней и штрафов на 225 млн. рублей больше чем в прошлом году – 8,9 млрд. рублей.

Самое главное достижение, работы таможенных органов – это сокращение времени осуществления таможенных операций при импорте товаров до 1 часа 44 минут и до 1 часа 40 минут при экспорте. Однако это затрагивает лишь те товары, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не квалифицированы как рисковые партии, требующие проведения дополнительной проверки. Учитывая, насколько выросла база профилей рисков, и увеличилось количество всевозможных проведенных проверок, эффект от этого достижения сходит на нет.

3.Повышение эффективности процесса управления рисками -это также один из ключевых пунктов, первостепенной задачей которого стало наполнение бюджета, нежели повышение безопасности при международных грузоперевозках, как это принято в международной практике.

Всего по итогам реализации СУР указанным на Рис.10. в 2015 году было утверждено целых 35140 новых профилей рисков (в 2014 году 21612), при этом из них 30934 целевых (в 2014 году – 19462).

Рис. 10.Итоги реализации системы управления рисками в 2013-2015 гг.

На практике же рост числа профилей рисков скорее приводит к усложнению жизни участников ВЭД. Значительную долю из них составляют риски ценовые, при которых участники ВЭД вынуждены декларировать более высокую стоимость товаров, а, значит, и платить больше пошлин и налогов. Кроме того с 4,3% в 2014 до 4,4% в 2015 году выросла доля товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, хотя ФТС во всех документах провозглашает курс на её снижение.

Кроме того, не развивается и так называемое, категорирование участников ВЭД. К концу 2015 года в «зеленом секторе» находилось 2 тысячи организаций, как и в 2014 году. Таможенные органы отмечают, что на них приходилось 44% от общего количества деклараций на товары и 57% от общего количества таможенных платежей. Однако остальные участники ВЭД, в том числе малый и средний бизнес не имеют всех преимуществ «зеленого сектора», и таможенный контроль в отношении них срабатывает гораздо чаще. В результате, растут и их издержки - терминальные расходы, оплата простоя, а также таможенные платежи, штрафы, пени и все остальное, связанное с проведением досмотра.

4. В развитии межведомственного электронного взаимодействия коллегия ФТС отметила успешные итоги. Правда, пока улучшения тоже касаются лишь тех аспектов совместной работы ведомств, которые также напрямую связаны с взысканием штрафов, и усилением контроля за поступлениями в бюджет. В свою очередь, вопросы ускорения таможенного оформления участников ВЭД и обеспечения международной безопасности, как это прописано в международных стандартах в области таможенного дела, пока так и не вышли на первый план.

Так, отчитываясь об итогах «эффективного» межведомственного взаимодействия, ФТС отметила, что в рамках работы по защите интеллектуальной собственности выявлено 18,1 млн. единиц контрафакта (в 2014 году 9,5 млн. единиц), и соответственно выросли объемы штрафов. Также благодаря информации Центробанка предотвращен незаконный вывод за рубеж денежных средств на сумму более 2,5 млрд. рублей. Совместно с Россельхознадзором и Роспотребнадзором изъято и уничтожено 640 тонн запрещенной к ввозу продукции.

Оптимизация организационно-управленческой деятельности позволяющей максимально реализовать технологический, инфраструктурный и кадровый потенциал таможенной службы в условиях торгово-экономической интеграции Российской Федерации.

Как показывают годовые данные, изображенные на Рис.11. таможня не может «оптимизировать» свою собственную работу, не говоря о сфере ВЭД. Это прослеживается в кадровой политике ведомства. Словом «оптимизация» в ФТС обычно называют сокращение своих сотрудников. Однако в 2015 году все вышло наоборот – численность таможенных сотрудников выросла вопреки заявленному курсу на сокращение. Ещё в начале прошлого года было объявлено, что расходы на текущее содержание, включая фонд оплаты труда будут урезаны на 10%, и в связи с этим ожидаются массовые увольнения. Однако на конец года фактическая численность, наоборот выросла до 55007 человек.

Рис.11. Динамика численности лиц, работающих в таможенных органах в 2013-2015 гг.

Оптимизация преимущественно затронула лишь свободные вакантные должности, а действующих служащих она почти не коснулась. Во многом это связано с тем, что, несмотря на свою многочисленность, ведомство не может сократить работающих людей – многие посты сегодня еле справляются со своими обязанностями. К тому же в случае официального сокращения необходимо выплачивать компенсации.

Вместе с тем, финансирование сократили, а потому приумножились всевозможные проверки, которые на практике приводят к сокращению выплат и даже увольнениям «по статье». Так, на основании материалов подразделений по противодействию коррупции возбуждено 403 уголовных дела (+32,1%) по сравнению с прошлым годом, на 28% выросло число контрольных мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности, на 30,2% вырос объем устраненных финансовых нарушений.

Таким образом, видно, что таможня в данном случае пытается «оптимизировать» свои расходы, а не реализовать кадровый, инфраструктурный или технологический потенциал, как это изначально было заявлено.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.