ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Квалиметрия качества образования. Методы квалиметрии. Квалиметрия – научная дисциплина, методы которой позволяют количественно оценивать качество объектов различной природы. Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано. Чаще всего ее используют в промышленности – металлургии, строительстве, машиностроении и т.д. Но есть и педагогическая квалиметрия. Основная идея подхода состоит в том, что качество само по себе измерить сложно, это интегральный показатель. Однако его можно разложить на более простые элементы и построить своеобразное дерево свойств. Свойства эти мы можем заключить в определенные числовые рамки, и после серии вычислений на выходе получить определенное число. Таким образом, с помощью квалиметрии можно оценивать качество чего угодно. В квалиметрии уже давно существуют определенные методологические принципы построения, формы и способы познания предмета исследования. Существуют так же и проверенные методы достижения цели. Но в силу тех или иных обстоятельств не каждый может ими воспользоваться. Учитель, например, в условиях постоянной нехватки времени не может в полной мере постигнуть все особенности данной науки. Он может успешно пользоваться собственной методикой и не знать, что ему не нужно было ничего выдумывать, что данная методика давно разработана. Или он может взять только отдельные элементы какой-то методики и приспособить ее к собственным условиям. Качество – это определенная сущность объекта, показателем которой является совокупная характеристика всех его свойств и признаков. Каждый ребенок – это личность с присущими только ему индивидуальными особенностями. В образовательном процессе некоторые психические свойства, такие как внимание, восприятие, мышление, память и т.п., являются комплексными показателями, уровень развития которых является необходимым для усвоения всех предметов школьного цикла. Но есть и так называемые специализированные психофизиологические свойства, необходимые только на одном или нескольких предметах. Учитель музыки, и кроме памяти, мышления, восприятия и т.п., мне необходимо развивать в ребенке музыкальные способности, или общую музыкальность. Вряд ли музыкальность нужна на уроках химии или биологии, но она нужна на литературе, изобразительном искусстве, а особенно, как уже специализированное свойство, на уроках музыки. Музыкальность нужна человеку и в жизни. Определить уровень музыкальных способностей того или иного ученика опытный педагог может уже на первом, втором уроке. Обычно происходит отсортировка детей с хорошими музыкальными способностями от детей со средними или недостаточными способностями. Происходит это подсознательно, т.е. педагог отлаживает в копилку тех ребят, которые впоследствии становятся, как бы его опорой. Это те единицы, которые требуют основательной и углубленной работы с ними. Остальные же ребята попадают в группу, с которой ведется обычная работа. Но современная педагогика обращена к личности каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы данная категория ребят не превратилась в одну, большую, серую массу. Сложность здесь заключается в количестве учащихся. На уроки музыки в течении одного учебного года приходят 70- 80% учащихся школы. Учитель просто не в состоянии запомнить особенности музыкальности каждого, тем более держать в голове спланированный путь работы с тем или иным учеником. И вот здесь на помощь может прийти квалиметрия. О педагогической квалиметрии у нас заговорили в начале 70-х годов. Термин «квалиметрия» (от лат. cval — качество и metros — измерять) означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого являются измерения и оценки педагогических параметров и характеристик. Но в этом своем основном значении понятие квалиметрии употребляется редко. Распространилось аналогичное понятие, образованное из двух разрозненных частей — русской «квалификация» и латинской «метрос» (измерение), которым обозначается область педагогического исследования, направленного на диагностирование специфических профессиональных качеств педагогов. Совокупность этих качеств, как уже отмечалось, называется профессионализмом, мастерством, новаторством, а методика их оценки традиционно определяется как аттестация (педагогов, учебных заведений). Анализ проблемы свидетельствует, что вопросы, которые теперь относятся к области педагогической квалиметрии, решались всегда, но на качественном, неметрическом уровне, без использования современных количественных методов. Отдельного рассмотрения заслуживает соотношение квалиметрии и аттестации учителей. Под последней понимают изучение педагогов с целью установления соответствия занимаемой должности и присвоения одной из квалификационных категорий. В Положении о порядке аттестации учителей1 разъясняется, что аттестация педагогических работников учебно-воспитательных учреждений проводится в соответствии с целью активизации творческой профессиональной деятельности, стимулирования непрерывного профессионального образования, повышения у педагогов мотивации качественного труда, профессиональной ответственности за результаты обучения и воспитания. Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности. Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства. Аттестация учителей основывается на принципах демократичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного образования, гласности. Квалификация служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства. Как диагностировать и измерить педагогический профессионализм? Общий подход к установлению уровня педагогической квалификации основывается на выделении составных частей этой характеристики. Затем осуществляется диагностирование и оценивание каждой составляющей, выводится общий (интегрированный) показатель квалификации. зарубежной педагогике показателями педагогического мастерства выступают наиболее значимые и измеряемые характеристики педагогической деятельности, как, например, результаты обучения, исполнение педагогом своих должностных обязанностей, количество нарушений и конфликтов с учащимися, родителями, администрацией и т. д. Этим же путем идут и отечественные исследователи ква-лиметрических проблем. Предложено несколько систем оценки профессиональных качеств педагога. С 20-х годов берет начало традиционная система признаков педагогической квалификации: 1) идеологические характеристики педагога; 2) научно-теоретическая подготовленность; 3) методика преподавания предмета; 4) психолого-педагогическая культура; 5) общая культура. В последнее время наблюдается тенденция выделения все более конкретных составляющих педагогического профессионализма. Например, Н. Портнов выделяет следующие критерии аттестации для педагогов Российской Федерации: 1) качество знаний обучаемых по предмету, их воспитанность; 2) запас фактических знаний по предмету; 3) умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи и т. п.); 4) понимание сущности процессов и явлений в природе и обществе; 5) степень самостоятельности учащихся, умение приобретать знания; 6) уровень знакомства учащихся с важнейшими машинами, механизмами, принципами их работы, практическая подготовленность учащихся; 7) их отношение к делу, поведение в школе и вне школы, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура. Нетрудно заметить, что ни один из этих показателей не касается непосредственно педагога, но только лишь учащихся: мастерство педагога при таком подходе устанавливается опосредствованно, по обученности школьников. Подобный подход мог бы быть доказательным только при условии тщательного фиксирования начального (исходного) уровня обученности и воспитанности учащихся. Зафиксировав по завершении обучения конечное состояние и сопоставив его с исходным, мы действительно могли бы оценить вклад педагога в обученность и воспитанность обучаемых, а значит, и его профессионализм. Но диагностика начального и конечного уровней в наших учебных заведениях пока не проводится, а поэтому и показатели педагогического профессионализма не «привязаны» к надежному основанию. Известно также, что результаты обучения и воспитания зависят не только от учителя. Значительное влияние на них оказывают и другие известные факторы: вклад педагога в конечную результативность, по некоторым оценкам, не превышает 15—48%; этот вклад, очевидно и не может быть выше, хотя бы потому, что обученность лишь наполовину зависит от педагога. Поэтому устанавливать уровень профессионализма педагога по обученности одаренного или отстающего ученика нельзя. Что бы мы сказали о профессионализме врача, получившего безнадежного больного? Понимая эти противоречия, исследователи ищут способы прямых измерений педагогического профессионализма. Для этого, в частности, увеличивается количество диагностируемых показателей, чтобы максимально всесторонне охарактеризовать деятельность учителя. Дополнительно изучаются: • работа учителя по повышению своей квалификации (закончил курс ИПК, прошел переподготовку и т. п.); • качество уроков и внеклассной деятельности (подготовки и проведения); • эмоциональность и занимательность воспитательных дел; • умение осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания; • осуществление индивидуальной помощи семье в воспитании и перевоспитании детей. Оценивая профессионализм и труд учителя, важно учитывать его личностные качества: добросовестность, педагогический талант, уважительное отношение к коллегам и обучаемым, трудолюбие, активность, терпимость к критике, личную дисциплинированность. Справедливость этих пожеланий не вызывает никаких возражений, за исключением «пустяка» — как это все определить? Отвечая, Н. Портнов, в частности, советует учитывать отзывы родительского комитета, представителей общественности. Объективность оценок достигается двумя путями: там, где возможно, на основе документальных данных, а качество учебного процесса — экспертным путем, проведением контрольных работ, анализом уроков и внеклассных дел, осуществляемых квалифицированными специалистами и методистами. |