МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Взаимосвязь компетенции и квалификации. Ключевые компетенции. Условия возникновения ключевых компетенций.





Формирование компетенций возможно в процессе формального и неформального образования, а также практического опыта деятельности.
В одной из своих работ И.А. Зимняя сделала попытку разграничить понятия «профессионал» и «компетентный человек» [1]. В соответствии с предложенной точкой зрения «профессионал» — это человек, который в совершенстве владеет предусмотренными профессиональной деятельностью действиями, операциями, выполняемыми качественно; а «компетентный человек» — тот, который демонстрирует готовность («мотивированную способность», по Дж. Равену) выполнять основные мыслительные операции на уровне нормы, которому присущи такие личностные свойства, как ответственность, организованность, целеустремленность, для которого характерна адекватность взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом и который способен решать профессиональные задачи по специальности (направлению подготовки).
Данные определения позволяют говорить о том, что оба понятия пересекаются, потому что, с одной стороны, профессионализм часто рассматривают как одну из компетенций, хотя он не гарантирует наличия у человека определенных морально-нравственных качеств и «адекватности взаимодействия». С другой стороны, качественное исполнение профессиональных функций является одним из показателей уровня вы-
полнения работы, что связано также с квалификацией работника. Квалификация отражает уровень профессионального мастерства работника.
Квалификация (от англ. quality) — понятие качественное, обозначающее либо процесс оценки качества результата, деятельности, либо сами обозначенные уровни (степени, звания, разряды, ранги и т.п.). В образовании квалификация отражает уровень профессиональной подготовки выпускников учебных заведений. До распространения компетентностного подхода в отечественной профессиональной педагогике выделялось четыре квалификационных уровня, соответствующих структуре профессионального образования.
Обратимся к проблеме идентификации терминов «квалификация» и «компетенция», которые в настоящее время широко используются в методической литературе и документах различных уровней.
Анализ понятия «квалификация» в педагогике, психологии труда, трудовом праве, нормативных документах (Тарифно-квалификационном справочнике и пр.) показал, что данное слово употребляется в четырех значениях:
1) степень и вид профессиональной подготовленности индивида, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы;
2) характеристика конкретного вида трудовой деятельности, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности;
3) степень готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности;
4) механизм, обеспечивающий внешнее подтверждение наличия знаний, умений, навыков и определенных качеств личности.
Кроме этого, выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксируемых разрядах, классах, званиях, сертификатах и т.п., и реальную, отражающую уровень мастерства, профессионализма, который человек в действительности может проявлять.
Таким образом, можно считать, что квалификация представляет собой внешнее (формальное или неформальное) отражение того уровня подготовки, проявления личностных качеств, исполнительского мастерства, опыта, который присутствует у человека на момент подтверждения его квалификационного уровня (например, в процессе аттестации или сертификации).
В связи с реализацией компетентностного подхода в образовательных стандартах нового поколения наметился переход от квалификаций (выражающихся в знаниях, умениях и навыках) к компетенциям как интегрированным характеристикам результатов обучения.
Освоение определенных групп компетенций (внутреннее приращение личности) позволяет специалисту получить определенную квалификацию (внешнее подтверждение). Соответственно, квалификация все чаще рассматривается как степень развитости у специалиста определенных компетенций. Чем выше квалификация, т.е. чем более компетентен сотрудник, тем быстрее и качественнее он выполняет работу в рамках своих компетенций. В этой связи важно подчеркнуть, что серьезной проблемой для образовательных учреждений является переход от традиционной оценки квалификации, сводящейся в большинстве случаев к внутреннему подтверждению декларативных (теоретических) знаний, к оценке квалификации на основе компетенций с привлечением социальных партнеров [6].
Таким образом, квалификация понимается, с одной стороны, как подтверждение права человека на осуществление конкретной профессиональной деятельности, а с другой — как его собственность при условии подтверждения (согласно утвержденным процедурам) соответствия освоенных им знаний, умений и широких компетенций установленным стандартам. Соответствие стандартам подтверждается процессом внешней оценки или успешным завершением курса обучения.
В Положении о профессиональном стандарте также используются понятия «компетенция» и «квалификация» [4]. Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности.
Понятие «квалификация» используется в двух значениях: 1) как готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности; 2) как официально подтвержденное (в виде сертификата) освоение компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требованиям профессионального стандарта). Данные характеристики в какой-то степени отражают сущность компетентности, ее реального (первое значение) и формального описания.
Например, Ю.Г. Татур определяет компетенцию как обобщенную характеристику личности, определяющую проявляемую им способность использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной области. А Е.Н. Ковтун предлагает достаточно широкое определение компетенции: динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств,
которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Основной проблемой такого толкования компетенции является сложность определения квалификации выпускника, который должен быть в будущем успешен на рынке труда.
Введение компетенции в качестве основной описательной характеристики профессиональных и образовательных стандартов не привело к отмене квалификации, которая сохранила свое значение как внешнее подтверждение освоения человеком (специалистом) требуемых работодателем знаний, умений, навыков, наличия у него личностных качеств (т.е. компетенций), опыта практической деятельности, позволяющих ему на протяжении всей карьеры и непрерывного образования соответствовать нормам рынка труда и развиваться по актуальной для него траектории. Определенные государством рамки квалификаций предоставляют возможность для создания профессиональных стандартов по отраслям и видам трудовой деятельности и разработки соответствующих образовательных стандартов по всем уровням профессионального образования (бакалавриат — магистратура — аспирантура).
И. С. Сергеев и В. И. Блинов компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные. По мнению авторов, ключевые компетенции складываются из четырех элементарных ключевых компетенций: информационная компетенция — готовность к работе с информацией; коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной; кооперативная компетенция — готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная компетенция — готовность к решению проблем, формируется на основе трех предыдущих. Из этих элементарных ключевых компетенций складываются составные ключевые компетенции [7, с.24].



При всём многообразии компетенций их можно классифицировать, например по уровню и по виду. По уровню выделяют ключевые (универсальные, базовые, элементарные), метапредметные (обще-профессиональные, надпредметные) и предметные (специальные) компетенции. Ключевые компетенции – «наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества» [1, с. 8]. Они носят надпрофессиональный и надпредметный характер и составляют основу жизнедеятельности человека. Таким образом, овладеть ключевыми компетенциями должен каждый член общества. Их усвоение обеспечивает функциональную грамотность, а она в свою очередь – социализацию, потенциальную эффективность в профессиональной деятельности.

Существуют разнообразные российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования. Наиболее убедительная классификация представлена в работах А.В. Хуторского и его последователей:

1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);

2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);

3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);

4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).

При этом образовательные компетенции дифференцируются А.В. Хуторским по тем же уровням, что и содержание образования:

– ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);

– общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для

совокупности предметов, образовательной области);

– предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

Перечень ключевых компетенций зависит от тех ценностей, которые

считаются значимыми на данном этапе развития социума. Тем не менее

можно выделить ядро (минимум) ключевых компетенций, которые в меньшей степени зависят от конъюнктуры и ориентированы на долгосрочную перспективу. В это ядро обязательно будет входить коммуникативная компетенция, без которой невозможна социализация индивида. Следовательно, одна из задач современной школы – формирование коммуникативной компетенции школьников на протяжении всех лет обучения и средствами всех учебных предметов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.