МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





1.1. Задачи и содержание приобщения к изобразительному искусству и развития творчества в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

Важнейшая задача современного общества - обеспечение детям достойного воспитания и образования, которые включают в себя доступ не только к новым знаниям и технологиям, но и богатым культурным ценностям, накопленным человеческой цивилизацией.

Художественная культура занимает важнейшее место в жизни общества, снижение ее уровня порождает духовный вакуум, нарушает принципы нормального развития социума. Т.Рубан рассматривает изобразительное искусство как: «Содержательное ядро художественной культуры, один из основных механизмов познания человека и окружающей его действительности, формирования системы его ценностных установок»[1].

«Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры», - отмечает М.С. Каган[19]. Для ребенка восприятие изобразительного искусства один из путей освоения мира, существенно влияющий на становление его личности.

Изобразительное искусство выполняет в обществе множество важных функций. Это и способ передачи информации, и возможность самовыражения, и средство поделиться с окружающими своим видением мира. Произведения искусства представляют собой величайшую ценность, являются национальным достоянием. Каждый современный образованный человек должен хотя бы минимально ориентироваться в этой области, и приобщение к искусству начинается уже в раннем детстве.

Большинство образовательных программ для школьников и дошкольников содержит блок, посвященный изобразительному искусству. В ходе обучения дети не только овладевают основными навыками рисования, лепки, аппликации и других видов творчества, но и знакомятся с историей изобразительного искусства, с известными шедеврами различных времен и периодов, учатся видеть произведения великих мастеров.

Основная цель приобщения детей к изобразительному искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Приобщение ребенка к искусству важно для его эстетического развития, так как при этом приобретается социокультурный опыт. Изобразительное искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально творческое начало. В дошкольном возрасте дети получают сведения об изобразительном искусстве, общаясь с разными его видами. Среди видов изобразительного искусства различают: живопись, графика, скульптура. [21].

Задачами воспитателя в этом направлении являются развитие у детей интереса к изобразительному искусству, желание внимательно рассматривать произведения искусства, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение произведения, радость и удовольствие от встречи с ним. Помогать детям осмыслить свои чувства, отношение. Подводить детей к пониманию того, что это отражение реальной жизни, выражающее индивидуальное восприятие художника, его чувства, переживания. А также накопление у детей опыта образного видения и восприятия окружающего нас мира природы, его эстетических проявлений, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного, образного мышления[21].



Курочкина писала: «Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза – зорче»[23].

Наиболее благоприятен в приобщении к изобразительному искусству период дошкольного детства, когда дети предрасположены к восприятию различных видов изобразительного искусства. Это объясняется тем, что ведущая в психике ребенка эмоциональная сфера, а изобразительное искусство эмоционально по своей природе. Именно знакомство с различными видами и жанрами искусства вызывает творческое начало[1].

«Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового», - указывает Н.А. Бердяев[20]. Творчество направлено на решение любых проблем или удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) —уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Дети получают огромное удовольствие от рисования, лепки, игры с конструктором, выполнения поделок и прочих игр, связанных с воплощением их творческих идей.

Кроме того, польза от творчества является просто неоценимой, ведь у детей развивается и мелкая моторика, и сенсорное восприятие, воображение и пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков и формируется эмоциональная оценка происходящего.

Зачастую наборы для детского творчества состоят из бумаги – обычной и цветной, карандашей и красок, цветного пластилина, а также конструкторов, которые должны быть подобраны по возрасту. Ребёнок нуждается в свободе движений, в проявлении своего воображения на полную мощность, только так он в полной мере сможет проявить всю свою фантазию и выразить своё творческое «Я».

Детское творчество усиленно способствует интеллектуальному и умственному развитию ребёнка, пониманию многих вещей, которые нельзя объяснить на словах.

Ведь создавая поделки своими руками, ребенок, прежде всего, изучает свойства материалов, из которых он их делает. Именно через детское творчество происходит познание мира ребёнком, осознание того, что он является частью этого мира, приходит понимание, что он может влиять на окружающие его вещи: рисовать природу, строить корабли и дома.

Вместе с интеллектуальным развитием, через детское творчество к малышу приходит и духовное осознание, происходит знакомство с прекрасным, предметы анализируются с художественной стороны. Ребёнок понимает, что такое «красиво» или «некрасиво», «ровно» или «неровно», учится высказывать свои мысли и мнение, формирует культурное восприятие.

Рассмотрим несколько примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и представленные в них задачи и содержание, направленные на развитие творчества, а так же парциальные программы «Красота. Радость. Творчество», «Гармония развития».

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»[10].

В данной программе существует отдельный раздел «Развитие продуктивной деятельности и детского творчества». В данном разделе программа представляет нам задачи и содержание направленные на развитие творчества детей, в которой нам советуют:

· поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей; совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения;

· развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности;

· формировать умения самостоятельно использовать средства выразительности, использовать цвет как средство передачи настроения, своего отношения;

· развивать умения анализировать объект, в изображение предметного мира передавать сходство с реальными объектами.

 

Так же в программе есть отдельный пункт о технических умениях. В котором описываются различного рода техники рисования, лепки, аппликации и конструирования. Дается перечисление материала, который ребенок должен использовать в своей творческой деятельности, и техники, которым воспитатель должен его научить.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»[23].

В программе «От рождения до школы» в разделе «Художественно-эстетическое развитие» существует отдельный пункт, направленный на приобщение детей к искусству, в нем описывается, каким образом воспитатель может приобщить ребенка к искусству, дается перечень художников, скульпторов, авторов литературных произведений, с работами которых мы должны познакомить детей.

В этой программе нет отдельного пункта посвященного развитию детского творчества, он неразрывно связан с «Изобразительной деятельностью» и идет отдельной задачей.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки»[24].

В разделе «Художественно-эстетическое развитие» так же как и в программе «От рождения до школы» нет отдельного пункта посвященного проблеме развития творчества, а он идет отдельной задачей.

А теперь рассмотрим парциальные программы направленные на развитие творчества детей: «Красота. Радость. Творчество», «Гармония развития».

В программе «Красота. Радость. Творчество»[25]

Строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу, которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка. Имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей с двух до шести лет. Включает все разделы работы по эстетическому воспитанию в детском саду. Наряду с традиционными, в программе широко используются и нетрадиционные для эстетического воспитания образовательные средства - досуги и развлечения.

Парциальная программа «Гармония развития»[26]

Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками.

В основе программы — деятельностный подход к воспитанию, который интегрируется с природоведческой, речевой, математической, игровой, трудовой, изобразительной деятельностью и видами искусств (литература, изобразительное, народное творчество). Это позволяет по-новому организовать творческий процесс ребенка и весь педагогический процесс в целом. Ребенок дошкольного возраста на всех возрастных уровнях вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым в освоение художественного опыта, а с другой — пробует себя в качестве художника-творца.

При этом развитие навыков изобразительной деятельности не является главной целью и критерием развития. Занятия изодеятельностью используются в первую очередь для развития системы отношений к окружающему ребенка миру природы, людей, предметов и явлений, для познания своих чувств, представлений, мыслей и умений, т.е. именно для развития личности.

Рассмотрев и проанализировав большое количество общеобразовательных и парциальных программ дошкольного образования в большей степени, с нашей точки зрения, раскрывает сущность развития творчества в изобразительной деятельности детей парциальная программа Д.И. Воробьевой «Гармония развития».

Таким образом, парциальная программа «Гармония развития» в большей степени раскрывает понятие изобразительной деятельности, как фактора развития творчества. Где детское творчество является первостепенной составляющей процесса обучения ребёнка дошкольного возраста и служит отправным этапом в формировании его личности, обогащении его культуры, развитии художественного вкуса и гармоничного восприятия мира.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.