МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 6. Принципы подбора материала к уроку МХК





Материал к урокам Мировой художественной культуры условно разделяется на три основных группы.

Первая из них – понятийный аппарат (тезаурус), состоящий преимущественно из искусствоведческой терминологии. Сложность формирования этой группы материала заключается в том, чтобы предоставить ученикам только (!) необходимую терминологию, без которой они не смогут анализировать произведения разных видов искусства и разных эпох. Важно не перегружать уроки изучением узкоспециальных понятий, которые не могут быть использованы учениками в других сферах деятельности. Эта группа является инструментальной, дополнительной по отношению к двум другим. В целом, в течение урока не должно вводиться более трех новых понятий. Для успешного их усвоения необходимо, чтобы ученики использовали их в течение этого урока и должны были повторять еще минимум два урока.

Вторая и третья группы – наглядный и устный ряд – взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исходя из этого, принципы отбора материала применимы к ним обеим.

1. Значимость и характерность явлений искусства для культурной ситуации изучаемой эпохи. Это значит, что выбранные для анализа произведения должны точно выражать основные особенности стиля, направления или специфику авторской манеры.

2. Емкость материала предполагает возможность рассмотрения максимального количества особенностей данной эпохи (стиля, направления), выразительных средств данного вида искусства, индивидуальные особенности автора и т.д.

3. Доступность материала – возможность найти репродукции данного произведения в свободном доступе в библиотеке, Интернете, других общедоступных источниках. Данный принцип позволяет организовать самостоятельную работу учеников по предмету, так как отсутствие иллюстраций или затруднения в их поиске отнимут много времени и не дадут учащимся возможность сосредоточиться на выполнении аналитического или творческого задания.

4. Разнообразие материала необходимо, так как эпоху, стиль, направление, творчество автора нужно представить с разных сторон, так чтобы ученики получили максимально полное представление о том или ином явлении. Так, например, при изучении общеевропейских стилей (готики, барокко, классицизма) или направлений (модернизм, постмодернизм) необходимо рассматривать не только разные виды искусства, в которых реализовались данные стили, но и разные национальные традиции их воплощения.

5. Очевидная логика выбора материала должна объединять все произведения, разбираемые на данном уроке. Ученикам необходимо понимать, почему то или иное произведение рассматривается в контексте данного урока, таким образом, при необходимости они смогут восстановить принципы и закономерности изучаемого явления, обобщая конкретный художественный материал.

Большое значение имеет и известность произведений искусства, хотя самостоятельным принципом подбора материала не является. Эту характеристику необходимо учитывать, так как изучаемое на уроках не должно отрываться от собственного художественного опыта учеников. Так, например, если ученики знают название Собор парижской богоматери, при изучении средневековой культуры необходимо обратиться и к архитектурному произведению (хотя в его облике смешаны романика и готика), и к роману В. Гюго, который лег в основу мюзикла. В туристических маршрутах Франции практически всегда указан Версальский дворец, так что при изучении культуры Европы XVII века нужно будет рассмотреть и это произведение, хотя оно также не является стилистически однородным.



Общим правилом для выбора материала к уроку Мировой художественной культуры является иллюстрирование называемых произведений и анализ репродукций, так что у учеников должно складываться представление об искусстве, а также формироваться навык описания и анализа произведений искусства разных видов, родов и жанров.

Тема 7. Типы уроков

На основании степени самостоятельности материала выделяются автономные и интегрированные уроки.

Автономные уроки являются основой курса Мировой художественной культуры.

По организации учебного процесса они делятся на несколько видов.

1. Уроки объяснения нового материала, большая часть времени на которых уделяется рассмотрению новых тем.

2. Уроки–практикумы, позволяющие сформировать те или иные умения и навыки.

3. Уроки обобщения изученного материала, посвященные подведению итогов темы, систематизации материала, недавно пройденного и давно изученного.

4. Уроки повторения пройденного, на которых происходит обращение к материалу, давно изученному, с целью его актуализации и последующего применения при изучении новых тем.

5. Уроки контроля знаний, когда проводится текущая проверка усвоения нового материала.

Обычный объем курса МХК не позволяет систематически проводить все эти типы уроков, так что их использование становится неконструктивным, хотя есть необходимость во всех названных видах учебного процесса. Чаще они комбинируются и выступают в качестве этапов урока. В этом случае выбор осуществляется в соответствии с целью и задачами конкретного урока. Так, возможно и оправдано сочетание объяснения нового материала и обобщение, практикум и повторение, обобщение и контроль знаний. Варианты сочетания могут включать в себя и три разных вида работы. Как правило, минимальный контроль знаний (текущий) необходим на каждом уроке.

По форме работы учеников и учителя выделяются стандартные уроки: лекция и беседа; и нестандартные: игра (с элементами погружения), диспут, заочная экскурсия.

Для уроков-лекций характерно преимущественно монологическое изложение нового материала учителем. Данная форма работы обладает преимуществом экономии времени, но достаточно сложна для учеников, так как предполагает конспектирование устной речи учителя. Такой навык формируется постепенно, примерно к 11 классу, если для этого были созданы необходимые условия (подготовительная работа велась систематически в течение минимум двух лет). В связи с этим лекционную форму изложения материала не следует применять раньше 9 класса. Для успешного формирования навыка конспектирования требуется использование приёмов активизации внимания учеников. Такими приёмами могут быть элементы беседы (система вопросов, связанных с предыдущим учебным или жизненным опытом учеников, обеспечивающая лучшее понимание нового); обращение к эмпирическому материалу – демонстрация и анализ иллюстраций; переход на работу с книгой (учебником, словарем, критической статьёй). Обязательным приёмом формирования навыка конспектирования устной речи должна быть запись по плану или опорным положениям с последующей проверкой написанного либо непосредственно в процессе урока, либо в конце, с тем, чтобы могли записать необходимое все ученики. Так проводится проверка готовности учеников к самостоятельному ведению записей. Основные положения лекции, которые нужно записать, необходимо выделять интонацией и меньшим темпом речи (диктовкой).

Урок-беседа проводится в диалогической (полилогической) форме. В средних классах вопросы ученикам формулируются на основе изученного ранее материала. Поэтапное раскрытие этих вопросов ведет к получению необходимых знаний по новой теме. В старших классах используется эвристическая беседа, которая начинается с постановки проблемного вопроса и завершается его разрешением в результате беседы. Данная форма урока позволяет более четко контролировать работу каждого ученика, степень понимания ими разбираемого материала. Кроме того, в старших классах беседа имеет большое значение для формирования взаимодействия в учащихся классе, корректного отношения друг к другу. Сложности использования этой формы урока в том, что беседа требует значительных временных затрат на уроке, кроме того, не все темы могут быть построены на основе проблемного вопроса или иметь достаточную связь с предыдущим материалом.

Наиболее рациональным является совмещение обеих форм урока: лекция с элементами беседы, – так как это позволяет реализовать их достоинства и компенсировать недостатки.

Нестандартные формы урока предполагают больший творческий компонент в работе учеников и учителя.

Уроки-игры достаточно разнообразны по типам. Урок-викторина позволяет повторить и обобщить материал темы, а также содержит элементы контроля знаний. Тема викторины, форма урока, типы заданий (интеллектуальные или творческие) оглашаются заранее. Класс делится на несколько команд (обычно три – по рядам или жеребьёвкой), команды садятся в круг (это требует предварительной подготовки класса – расстановки мебели), затем учитель задает вопросы. Вопросы могут быть адресными, то есть задаются игроку команды по номеру (например, «вопрос первым номерам команд»), общими – вся команда думает; требующими открытого ответа: кто первый сообразил, тот поднимает руку или другой знак готовности и отвечает вслух, или закрытого – каждая команда отвечает письменно, затем сдает ответы.

В конце урока учитель подводит итоги: объявляет результаты командного соревнования, предлагает командам самим выделить самого полезного игрока, оценивает работу учеников. Так как в этой форме урока контроль знаний не является самым важным компонентов, отрицательные оценки могут не выставляться в журнал сразу. Если таковые есть, то необходимо дать ученикам задание, которое позволило бы их исправить.

Игры-погружения являются сложной формой работы, требующей длительной подготовки. Их проведение в системе аудиторных занятий возможно, если на изучение МХК выделяется не меньше двух часов в неделю или в школе реализуются интегрированные программы обучения гуманитарным предметам и предметам творческого цикла (история, литература, МХК, музыка, изо – в любой комбинации). Такой тип игры предполагает сюжетную реконструкцию культурной среды того или иного периода и может быть использован при завершении изучения темы (обобщение) в средних классах. Для проведения игры необходимо подготовить соответствующий антураж (это делают ученики под руководством учителей): элементы интерьера, костюма. Ученикам представляется ситуация, которая должна быть ими воплощена максимально близко к заданной эпохе. Задание дается примерно за 3 недели до проведения игры для того, чтобы дети успели найти информацию об особенностях эпохи, а также о своём предполагаемом персонаже (тоже распределяются заранее). Для игры необходимо выбирать сцены, в которых есть возможность задействовать всех учеников класса (например, Элевсинские мистерии). Каждый учащийся готовит свой образ – от костюма до действий, которые он должен совершать. Учитель оправданно присутствует в контексте игры (как элемент интерьера) и выполняет организационные действия: определяет начало и конец игры. В целом само действие рассчитано не более чем на 20 минут, так как в начале урока объясняются основные положения игры, проводится подготовка класса к действию (примерно 20 минут), а в конце урока обязательно подводится итог: степень успешности игры, роль каждого из участников. Как и в игре-викторине, выставляются только положительные оценки.

Урок-диспут строится на основе проблемного вопроса, который не имеет однозначного разрешения (проблема стилевого определения Нарышкинского барокко, например). Подготовка к такому уроку начинается также за 3 недели до его проведения. Класс разделяется на две группы, каждая из которых выбирает свою позицию по отношению к проблеме и собирает аргументы для защиты своей точки зрения. В процессе подготовки класса к дискуссии необходимо назвать типы источников, которые могут быть использованы для подбора материала, а также проверять ход подготовки обеих групп с тем, чтобы они могли грамотно с точки зрения ведения дискуссии представить доказательство своей точки зрения. В процессе проведения урока класс рассаживается двумя группами напротив друг друга, учитель регламентирует ход диспута и порядок выступлений групп. Учащиеся, которые не участвовали в жеребьёвке, могут выполнять другие функции: либо готовить «особое мнение» – третью точку зрения на проблему, либо выступать в роли «присяжных» – аудитории, которую командам надо убедить в своей правоте. В конце урока при подведении итогов учитывается степень активности участников диспута, подготовленные ими материалы, а также мнение присяжных / аудитории, какая из команд была более убедительна. Важна и степень корректности участников при ведении спора. Отрицательные оценки не выставляются.

Урок заочная экскурсия.

Этот тип урока выбирается, если необходимо рассмотреть большую обзорную тему курса, в составе которой различные, даже несвязанные друг с другом явления. Это могут быть ознакомительные темы «Музеи мира» или «Театры мира». Кроме того, такой урок может быть проекцией действительной экскурсии: посещения музея-усадьбы, дома-музея того или иного выдающегося человека. Обычно для проведения урока заочной экскурсии выбирается 4–5 объектов.

Урок-заочная экскурсия требует подготовки большой иллюстративной базы.

Подготовительным этапом урока является размещение иллюстраций в кабинете. При этом можно задействовать все стены класса, в том числе и наружную – с окнами (разместить репродукции на задвинутых шторах или жалюзи). Порядок размещения иллюстраций определяется тематическим соответствием материала: по музеям / театрам, по отдельным помещениям усадьбы или музея. Каждому объекту выделяется соответствующая стена, в крайнем случае – иллюстрации двух объектов могут быть расположены на одной стене, но так, чтобы они не сливались. Логика движения взгляда – слева направо, иллюстрации должны быть расположены так, чтобы у смотрящего возникало ощущение последовательного осмотра всей экспозиции, как при реальном движении.

На доске обязательно пишется тема урока, над каждой смысловой частью экспозиции – наименование места, представление о котором она несет: «Лувр» / «Метрополитен-опера» / «гостиная Островского» / «зал Ярославль ХХ века».

Кроме того, на доске перечисляются все составляющие экскурсии.

Для проведения экскурсии нужен экскурсовод. Эту роль может выполнять сам учитель, но тогда не возникнет эффекта новизны. Желательно приглашение нового человека (учителя, не преподающего в этом классе – для средней школы, сотрудника музея – для старших классов). Возможна подготовка в качестве экскурсоводов учеников. В этом случае каждый ученик получает свой «участок экскурсии»: единицу экспозиции. Подготовка материала и формы изложения начинается не позднее, чем за две недели до проведения урока. Необходимо, чтобы ученики-экскурсоводы могли не только рассказать о тех или иных достопримечательностях, но и владели необходимой лексикой экскурсовода для создания эффекта присутствия на настоящей экскурсии.

В начале урока учитель объясняет, как будет происходить урок, и дает классу задание задать экскурсоводам вопросы. Самый интересный и оригинальный вопрос будет оценен. Затем передает слово экскурсоводу – «хозяину» экспозиции. Если «экскурсовод» затрудняется ответить на вопрос, ему помогает учитель. Связки («переходы» от объекта к объекту) между отдельными частями информации осуществляет учитель. Когда необходимо рассмотреть экспозицию, расположенную не на фасадной стене кабинета, класс разворачивается, описывая в течение урока полный круг.

В конце урока под руководством учителя или самостоятельно (старшие классы) ученики записывают те места, в которых «побывали» в течение экскурсии.

Отлично оценивается работа «экскурсоводов» при условии, что они старались, даже если получилось не все (для учащихся средних классов это достаточно сложная работа). Отмечаются и оцениваются вопросы, заданные учениками в ходе экскурсий.

Тема 8. Виды планирования курса МХК. Методическое обоснование и конспект урока

Планирование является опорным документом, на основе которого ведется преподавание учебной дисциплины. Именно в планировании конкретизируется содержание предмета, определенное государственным стандартом образования и рекомендованными министерством программами. Существует несколько видов планирования.

Тематическое планирование помогает выстроить логику преподавания предмета в объеме всего периода изучения. Этот вид планирования предполагает раскрытие всех тем курса без подробной детализации их изучения. В тематическое планирование входит формулировка темы и количество уроков, отводимых на ее изучение. Обязательным компонентом является перечисление понятий теории культуры, которые необходимо рассмотреть в теме, а также факты истории культуры. Наглядности уделяется достаточное внимание, но нет необходимости в детальном перечислении всех иллюстраций к теме. Большую роль играют разделы планирования, которые позволяют установить связь между отдельными темами: перспектива изучения и связь с изученными темами. Перспектива изучения предполагает учет тех понятий, терминов, культурных артефактов и т.д., которые потребуются при изучении следующих тем. Это значит, что на их введении в текущей теме нужно остановиться подробнее. Раздел «связь с изученными темами» позволяет отработать повторение ранее изученного материала, логически связанного с новой темой. Использование двух этих частей планирования дает возможность реализовать принцип системности в преподавании МХК, так как содержащийся здесь материал может показать взаимодействие культурных практик разных эпох и культурных систем. В последнем разделе тематического планирования логично назвать формы внеклассной работы, связанные с изучаемой темой, которые возможно и желательно провести в связи с изучением данной темы.

Второй вид планирования – поурочное. Поурочное планирование создается на каждый отдельный год изучения МХК и содержит общие сведения о предстоящих уроках. Оно включает в себя следующие разделы:

– тему урока и эпиграф, если он есть;

– содержание или план (основные положения) урока;

– термины и новые понятия, которые будут изучены на уроке;

– иллюстративный ряд урока;

– два вида повторения: повторение давно изученного и повторение пройденного на прошлом уроке;

– домашнее задание также двух видов: повторительное – для закрепления материала, пройденного на уроке, перспективное – для подготовки к изучению темы. Здесь нужно отметить, что повторительное задание на дом может носить творческий, проблемный или аналитический характер, а перспективное, как правило, технический (найти и принести иллюстрации, подготовить сетку таблицы и т.д.).

Поскольку планирование является рабочим материалом учителя, оно оформляется в виде таблицы.

В ходе работы поурочное планирование может быть дополнено указанием даты проведения каждого урока. Если дни проведения урока в параллели не совпадают, выделяется особая графа, в которой указываются классы и даты проведения урока.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1.

Анализ рабочих программ по Мировой художественной культуре для средней общеобразовательной школы.

Для анализа выбрать одну рабочую программу по Мировой художественной культуре для общеобразовательной школы, рекомендованную Министерством образования РФ:

1. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса: 5–9 классы, 10–11 классы. М., 2005.

2. Мировая художественная культура. 9 класс. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Под ред. Киященко Н.И., Рапацкой Л.А., Сокольниковой Н.М. и др. М., 2001.

3. Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Сост. Данилова Г.И. М., 2002.

И одну авторскую программу из предложенных:

1. Ерохина Т.И. Преподавание Мировой художественной культуры в 10–11 классах с углубленным изучением гуманитарных предметов. Ярославль, 2004.

2. Злотникова Т.С. Методические рекомендации по преподаванию курса «История мировой художественной культуры» в гимназических классах 10–11 кл. // Инициатива. Творчество. Поиск. Информационный вестник. Ярославль, 1994. № 4.

План анализа программы курса:

1. Цель и задачи курса МХК, определенные автором программы.

2.

 

Практическое занятие № 2.

Анализ методических пособий для учителя и учебников по Мировой художественной культуре для средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений.

Для анализа выбрать один учебник или ученое пособие по Мировой художественной культуре для общеобразовательной школы (или средних специальных учебных заведений), рекомендованное Министерством образования РФ.

План анализа учебника, учебного пособия и методических рекомендаций:

1. Логика расположения материала (географический подход, хронологический, тематический). Соблюдена ли выбранная логика?

2. Полнота материала (все ли темы, необходимые для изучения, есть?)

3. Полнота и глубина раскрытия темы (на примере любо одной темы в учебнике).

4. Доступность материала пониманию (с учетом возраста школьников, для которых написан учебник).

5. Наличие фактических и технических ошибок, если да, то какие?

6. Графическое оформление текста (удобство для чтения, размер шрифта, выделение жирным или курсивом – что, зачем, есть ли постоянные приемы выделения терминов, например, и т.д.).

7. Есть ли дополнительные учебные материалы: вопросы и задания после параграфа, списки литературы? Какого характера задания: аналитические, повторительные, творческие?

8. Есть ли справочные материалы? Какого рода (словари терминов, пояснения, занимательная информация и т.д.)? Насколько они полные и удобные?

9. Качество и количество иллюстраций. Расположение (в тексте, после темы, вкладки); подбор иллюстраций: какова логика, достаточно ли их и т.д.; качество печати; наличие подписей, верификации объектов.

10. Оценка применимости учебника.

Учебники, учебные пособия и методические рекомендации, рекомендуемые для анализа:

1. Мировая художественная культура. 9 класс. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Под ред. Киященко Н.И., Рапацкой Л.А., Сокольниковой Н.М. и др. М., 2001.

2. Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Сост. Данилова Г.И. М., 2002.

3. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. Примерное планирование уроков. М., 1998.

4. Ерохина Т.И. Преподавание Мировой художественной культуры в 10–11 классах с углубленным изучением гуманитарных предметов. Ярославль, 2004.

5. Злотникова Т.С. Методические рекомендации по преподаванию курса «История мировой художественной культуры» в гимназических классах 10–11 кл. // Инициатива. Творчество. Поиск. Информационный вестник. Ярославль, 1994. № 4.

6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М., 2003.

7. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. В 7 кн. М., 2001.

8. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений. М., 1997 (1998, 2001).

9. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2003.

Практическое занятие № 3.

Планирование курса МХК.

1. Составить годовое тематическое планирование (ориентируясь на 34 урока) для 8 / 10 / 11 класса средней общеобразовательной школы (выбрать год изучения в зависимости от темы пробного урока на группу).

 

Схематематического планирования курса МХК

 

Тема (кол-во уроков) понятия теории культуры факты истории культуры наглядный ряд связь с предыдущими темами перспектива изучения внеклассная работа

 

 

2. Составить поурочное планирование темы курса, в которую входит пробный урок на группу.

Схема поурочного планирования тем курса МХК

 

Тема урока (эпиграф) план (содержание) термины, новые понятия   иллюстративный ряд повторение: – давно изученное – прошлого урока д/з: – повторительное; – перспективное

 

 

Практическое занятие № 4.

Отбор и структурирование материала по теме.

Выбрать и отструктурировать теоретический материал и иллюстрации к нему по теме пробного урока на группу. Обосновать выбор. Подобрать литературу для учителя и учеников по выбранной теме.

 

Практическое занятие № 5.

Разработать методическое обоснование пробного урока на группу.

Схема методического обоснования урока МХК

1. Тема урока, эпиграф (необязателен).

2. Цель, задачи урока: развивающие, воспитательные, обучающие.

3. Содержание – основные положения урока.

4. Знания, умения, навыки, приобретаемые учащимися на данном уроке.

5. Этапы урока:

Этап урока по форме организации учебного процесса формы работы учащихся методы и приемы временной расчет

6. Обоснование иллюстраций к уроку.

7. Домашнее задание к данному уроку и к следующему (обязательно).

8. Приемы активизации работы учащихся на уроке (вопросы, задания, оригинальные формы работы).

9. Проект записи на доске и в тетради (полная запись!).

 

Лабораторные работы

Задание к лабораторной работе № 1: подготовка и проведение пробного урока традиционной формы на группе студентов.

Темы пробных уроков:

1. Культура первобытности.

2. Культура Древнего Египта.

3. Культура Междуречья.

4. Культура Древней Индии (часть 1).

5. Культура Древней Индии (часть 2).

6. Культура Древнего Китая (часть 1).

7. Культура Древнего Китая (часть 2).

8. Культура Древней Греции (часть 1).

9. Культура Древней Греции (часть 2).

10. Культура Древнего Рима (часть 1).

11. Культура Древнего Рима (часть 2).

12. Культура Византии.

13. Культура европейского Средневековья: рыцарская культура.

14. Культура европейского Средневековья: городская культура.

15. Культура Японии.

16. Культура Древней Руси.

17. Культура эпохи Возрождения.

18. Культура Нового времени: XVI–XVII вв.

19. Культура эпохи Просвещения.

20. Культура XIX века (часть 1).

21. Культура XIX века (часть 2).

22. Культура рубежа XIX – ХХ веков.

23. Культура ХХ в. (часть 1).

24. Культура ХХ в. (часть 2).

 

В процессе выполнения данного задания студенты должны освоить и применить основные навыки отбора и структурирования материала по теме, планирования, методического обоснования и проведения урока традиционной формы. По итогам пробного урока проводится анализ данной работы проводившим данный урок студентом (самоанализ), студентами группы, преподавателем.

Оборудование: школьный кабинет мировой художественной культуры, иллюстративный материал по темам уроков, «статисты» – группа студентов, играющая роль учеников средней школы на уроке МХК.

Данная форма работы является обязательным зачетным заданием, оформляется методическим обоснованием и конспектом проведенного урока.

 

Задание к лабораторной работе № 2: подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету (мировая художественная культура, история искусства, краеведение, народная культура…). Темы конкретизируют студенты в соответствии с необходимостью проведения мероприятия в процессе прохождения педагогической практики.

Виды внеклассных мероприятий:

1. Тематический классный час.

2. Творческие конкурсы.

3. Интеллектуальные игры по предмету.

4. Пешеходная экскурсия по городу.

5. Экскурсия в библиотеку.

6. Посещение музея.

7. Посещение театра.

8. Посещение филармонии.

9. Посещение концерта.

10. Просмотр кинофильма.

11. Автобусная экскурсия по городу (выезд в другой город).

12. Школьный тематический праздник.

 

В процессе подготовки и выполнения данного задания студенты должны освоить основные формы взаимодействия со школьниками разного возраста вне пределов школы, отработать технологию проведения различных форм внеклассной работы, улучшить навык анализа проведенного дела. Данная форма работы осуществляется в процессе подготовки студентами курсовых работ по теории и методике обучения культурологии и является практической реализацией методических идей данных курсовых работ.

 

Вопросы к зачету:

1. Содержание культурологического цикла учебных предметов в средней общеобразовательной школе.

2. Место мировой художественной культуры в системе предметов гуманитарного цикла.

3. Место мировой художественной культуры в системе предметов творческого цикла.

4. Базовые программы по Мировой художественной культуре: сопоставительный анализ двух программ по выбору студентов.

5. Своеобразие авторских программ по Мировой художественной культуре. Анализ одной авторской программы по выбору студентов.

6. Учебные пособия по Мировой художественной культуре: сопоставительный анализ двух учебников по выбору студентов.

7. Государственный стандарт среднего общего образования по дисциплинам культурологического цикла.

8. Мировая художественная культура как основной предмет культурологического цикла в средней школе.

9. Вариативность курса мировой художественной культуры в базовой средней школе.

10. Специфика преподавания мировой художественной культуры в старших классах.

11. Специфика краеведения как учебной дисциплины культурологического цикла в средней школе.

12. Изучение народной культуры в рамках изучения культурологии в средней школе.

13. Соотношение теории и практики в изучении культурологических дисциплин в средней школе.

14. Личностно-ориентированный подход в обучении дисциплинам культурологического цикла.

 

Вопросы к экзамену:

1. Теория и методика обучения культурологии как наука. Её связь с другими науками.

2. Предмет изучения методики МХК как науки.

3. Специфика школьного предмета МХК как учебной дисциплины.

4. Проблемы современного существования курса МХК в средней школе.

5. Принципы построения курса МХК в средней школе.

6. Циклический принцип построения курса МХК.

7. Линейный принцип построения курса МХК.

8. Комбинированное (линейно-цикличное) построение курса МХК в школе.

9. Принципы построения изучения МХК в средней школе.

10. Содержание школьного курса МХК и стандарт образования.

11. Принципы построения изучения МХК.

12. Навыки, приобретаемые учащимися на уроке МХК. Способы их формирования.

13. Принципы и форма планирования тем курса МХК.

14. Принципы подбора материала к уроку МХК.

15. Форма методического обоснования уроков МХК.

16. Этапы урока МХК, логика временного расчёта.

17. Типы уроков МХК. Принципы классификации.

18. Типы уроков МХК по организации учебного процесса.

19. Комбинированный (по форме организации учебного процесса) урок МХК.

20. Типы уроков МХК по форме работы учащихся.

21. Специфика интегрированного с другими учебными предметами урока МХК.

22. Особенности комбинированного (по форме работы) урока МХК.

23. Специфика нестандартных форм урока МХК.

24. Игра как нестандартная форма урока МХК.

25. Диспут как нестандартная форма урока МХК.

26. Заочная экскурсия как нестандартная форма урока МХК.

27. Теоретические методы преподавания МХК в школе.

28. Объяснение как метод преподавания МХК.

29. Теоретико-практические методы преподавания МХК.

30. Демонстрация как метод преподавания МХК.

31. Специфика демонстрации видеоматериалов и музыкальных фрагментов на уроке МХК.

32. Приём показа на уроке МХК.

33. Работа с материалом как метод обучения МХК.

34. Анализ художественного произведения как метод обучения МХК в средней школе.

35. Работа с терминами и новыми понятиями на уроке МХК.

36. Формы работы учащихся на уроках МХК.

37. Формы проверки знаний на уроках МХК.

38. Текущая проверка знаний учащихся на уроках МХК.

39. Обобщающая проверка знаний на уроках МХК.

40. Итоговая проверка знаний на уроках МХК.

41. Виды опроса на уроках МХК.

42. Устный фронтальный опрос как форма проверки знаний на уроках МХК.

43. Критерии оценки устных ответов учащихся на уроке МХК.

44. Тестирование как форма проверки знаний на уроках МХК.

45. Способы организации самостоятельной работы учащихся на уроке МХК.

46. Способы активизации работы учащихся на уроке МХК.

47. Формы проверки домашней работы на уроках МХК.

48. Виды внеклассной работы по предмету как реализация принципов обучения МХК.

 

Тематика курсовых работ по теории и методике обучения культурологии.

1. Принципы планирования тем базового курса МХК в средней школе.

2. Специфика факультативных занятий по МХК в средней школе.

3. Вариативность школьного курса МХК: выбор и построение тем.

4. Тематика и проблематика кружков по предмету: МХК.

5. Тематика и проблематика кружков по предмету: краеведение.

6. Тематика и проблематика кружков по предмету: русская художественная культура.

7. Тематика и проблематика кружков по предмету: народная культура местного края.

8. Изучение обзорных тем в школьном базовом курсе МХК.

9. Изучение монографических тем в школьном базовом курсе МХК.

10. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: живопись.

11. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: графика.

12. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: скульптура.

13. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: архитектура.

14. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: музыка.

15. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: танец.

16. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: театр.

17. Специфика изучения отдельных видов искусства в школьном базовом курсе МХК: кинематограф.

18. Особенности и сложности изучения массовой культуры в школьном курсе МХК.

19. Интегрированные уроки МХК и литературы: возможности и проблемы.

20. Интегрированные уроки МХК и истории России: возможности и проблемы.

21. Интегрированные уроки МХК и Всемирной истории (Основ современных цивилизаций): возможности и проблемы.

22. Интегрированные уроки МХК и музыки: возможности и проблемы.

23. Интегрированные уроки МХК и изобразительного искусства: возможности и проблемы.

24. Пропедевтика курса МХК в средней школе.

25. Изучение дисциплин культурологического цикла в школах гуманитарного профиля.

26. Систематизация внеклассной работы по предметам культурологического цикла.

27. Специализированный кабинет МХК / школьный музей.

28. Творческие формы работы учеников на уроках МХК.

29. Организация самостоятельной работы школьников в процессе изучения МХК.

30. Изучение МХК в рамках концепции патриотического воспитания молодежи.

31. Предметы культурологического цикла в высшей школе: специфика преподавания на непрофильных специальностях.

32. Профессиональный аспект культурологических дисциплин при их изучении на непрофильных специальностях в вузе.

 

 

Основная литература к курсу:

1. Гильямирова Г.С. Проблема разработки и оценки авторских учебных программ в отечественной и зарубежной педагогике // Образование и наука. 2002. № 3 (9).

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие. М., 2003.

3. Ерохина Т.И. Преподавание Мировой художественной культуры в 10–11 классах с углубленным изучением гуманитарных предметов. Ярославль, 2004.

4. Злотникова Т.С. История мировой художественной культуры. Культурология. Программа изучения материала. Задания. Тесты. Ярославль, 1999.

5. Злотникова Т.С. Методические рекомендации по преподаванию курса «История мировой художественной культуры» в гимназических классах 10–11 кл. // Инициатива. Творчество. Поиск. Информационный вестник. Ярославль, 1994. № 4.

6. Картавцева М.И. Чернышова И.С. Уроки МХК 11 класс. Практическое пособие. Воронеж, 2003.

7. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М., 2001.

8. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. В 7 кн. М., 2001.

9. Мировая художественная культура. 9 класс. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Под ред. Киященко Н.И., Рапацкой Л.А., Сокольниковой Н.М. и др. М., 2001.

10. Мировая художественная культура. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / Сост. Данилова Г.И. М., 2002.

11. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. Примерное планирование уроков. М., 1998.

12. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Факультативный курс. М., 2002.

13. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2003.

14. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Программы курса: 5-9 классы, 10-11 классы. М., 2005.

15. Стовичек М.В. Преподавание регионоведческих тем в школьном курсе МХК // Ушинские чтения. Материалы конференции. Ярославль, 2003.

16. Факультативные занятия в средней школе / Под ред. Смирнова Г.Е. М., 1983.

17. Шкарлупина Г.Д. Методика преподавания предметов культурологического цикла. М., 2005.

 

Дополнительная литература к курсу:

1. Егоров О.С. Культурология 10–11 классы // Частная школа. 2003. № 3, 4.

2. Мировая художественная культура. 8–10 классы. Программы средней общеобразовательной школы. М., 1988.

3. Мировая художественная культура. Программы общеобразовательных учреждений. М., 1995.

4. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Учебное пособие. М., 1997.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.