Тема 1. Введение. Теория и методика обучения культурологии как наука. Теория и методика обучения культурологии Учебное пособие для студентов специальности «Культурология» Ярославль, 2008 ББК УДК С Печатается по решению редакционно-издательского совета ЯГПУ имени К.Д.Ушинского Стовичек М.В. Теория и методика обучения культурологии. Учебное пособие для студентов специальности «Культурология». Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. с. Аннотация Рецензент: Е.А. Ермолин, доктор педагогических наук, профессор. © Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, 2008. © М.В. Стовичек, 2008. Пояснительная записка Теория и методика обучения культурологии входит в блок специальных дисциплин подготовки студентов, обучающихся по специальности 032800 – Культурология. Целью курса является формирование у студентов знаний в области методики преподавания гуманитарных дисциплин культурологического цикла в средней общеобразовательной школе и развитие основных педагогических навыков и умений, необходимых учителю. Задачами курса являются изучение многообразия методов и приемов обучения культурологии; формирование умения подготовки, проведения и анализа уроков мировой художественной культуры, культурологии и других предметов культурологического цикла; формирование навыков педагогической и методической работы в контексте урока или внеклассного мероприятия по предметам культурологического цикла. Подготовка студентов к работе по основной (педагогической) специальности, создание индивидуальной методической базы, возможность применения полученных знаний, умений и навыков на практике дают возможность достаточного профессионального ориентирования студентов специальности «культурология». Курс методики преподавания культурологических дисциплин рассчитан на изучение в течение 3 лет обучения в VI, VIII, IX семестрах. Периоды освоения теоретической части курса перемежаются формированием практических навыков в условиях средней общеобразовательной школы (учебно-ознакомительная и две производственные практики запланированы в VII, VIII, IX семестрах в течение 6, 6 (4 основная специальность + 2 дополнительная) и 6 (4 основная специальность + 2 дополнительная) недель соответственно). Написание курсовой работы по теории и методике обучения культурологии (VIII семестр) должно способствовать укреплению полученных знаний и формированию собственного индивидуального подхода к преподаванию дисциплин культурологического цикла в средней школе и/или системе дополнительного образования. Высокая вариативность школьного курса мировой художественной культуры и других предметов культурологического цикла дает возможность студентам разработать пути реализации результатов собственного научного исследования в системе преподавания культурологических дисциплин в средней школе. Данный аспект методических исследований содержится в выпускной квалификационной работе в соответствии с государственным стандартом высшего педагогического образования по специальности 032800 – Культурология. Итогом изучения курса теории и методики преподавания культурологии является экзамен, в структуру которого включается творческий отчет студентов о возможности реализации результатов их собственных научных исследований в школьной практике преподавания культурологических дисциплин. Программа курса лекций Тема 1. Введение. Теория и методика обучения культурологии как наука. Теория и методика обучения культурологии является частной дидактикой. Ее цель – изучение процесса обучения предметам культурологического цикла в средней школе. Пока эта педагогическая дисциплина находится в стадии формирования, поэтому готовых универсальных «рецептов» обучения культурологии нет. Относительно недавнее включение предметов культурологического цикла в школьную программу поставило перед педагогами задачу быстро разработать и освоить методическую базу предмета, однако без достаточного опыта и профильного педагогического образования сделать это практически невозможно. Предмет изучения методики может быть сформулирован в виде ряда вопросов: зачем учить, чему учить, как учить, как учится ребенок. Первым вопросом определяется цель обучения культурологии, которая формулируется с учетом государственной концепции гуманитаризации образования, развивающих и воспитательных задач, а также конкретных образовательных целей, разрешаемых в процессе общего среднего образования. Второй вопрос касается содержания образования. При определении этих параметров учебного предмета необходимо руководствоваться государственным стандартом образования. Сложность этого подхода применительно к обучению культурологии заключается в том, что учебная дисциплина с таким названием входит в объем высшего, а не среднего образования. Государственный стандарт высшего профессионального образования по культурологии для негуманитарных специальностей предполагает следующие разделы: (см. подробнее: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995. 251 с.) Государственный стандарт общего среднего образования по дисциплинам культурологического цикла определен весьма схематично. Основным предметом школьного изучения является Мировая художественная культура (МХК). Существует стандарт образования по МХК, содержащий следующие формулировки: «В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен Знать/понимать · особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; · шедевры мировой художественной культуры; · основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; · роль знака, символа, мифа в художественной культуре; Уметь · сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; · понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; · осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; · уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; · уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: · определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; · ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; · организации личного и коллективного досуга; · самостоятельного художественного творчества». Вопрос «как учить» предполагает определение методов и приемов обучения предметам культурологического цикла. В их число входят и методы общих гуманитарных дисциплин и специфичные способы преподавания. Методы и приемы обучения культурологии выбираются в зависимости от конкретных образовательных задач, решаемых на данном уроке, а также с учетом специфики изучаемого материала. Проблема «обратной связи», обозначенная четвертым вопросом, в рамках школьного цикла обучения практически не решается. Оказывается сложным собрать информацию о том, как ученики используют полученный на уроках опыт за пределами школы. Трудность заключается не в том, чтобы проверить, помнят ли школьники содержание предмета в объеме стандарта, а в том, чтобы убедиться, что знания о различных формах, видах культуры, их специфике и навыки общения с культурным наследием, искусством полезны и востребованы детьми в их обычной жизни. Даже если есть некоторая информация о собственном опыте общения детей с культурными артефактами, у учителя практически нет возможности систематизировать это общение за пределами школы. Целью методики преподавания культурологических дисциплин в средней школе является формирование теоретической и практической базы изучения процесса обучения предметам данного цикла с учетом специфики их материала. Задачи курса определяются следующим образом: обобщение и систематизация знаний студентов по теории и истории культуры на основании практического применения их в процессе педагогической деятельности; осмысление специфики культурологических дисциплин как учебных предметов; формирование педагогической и методической грамотности студентов. |