Вопрос № 30.самостоятельная учебная деятельность учащихся, ее виды Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований П.И. Пидкасистый выдвинул следующие: 1.Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике. 2.Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне. 3.Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков. 4.Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. К.Д.Ушинский выделил следующие особенности применения этих принципов к руководству самостоятельной работой: 1.Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе. 2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически. 3.На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа по форме может быть: индивидуальной, в парах, групповой , фронтальной. Формы самостоятельных работ: · проведение эксперимента (опыты и лабораторные работы) · работа с учебной литературой и наглядностью · использование рабочих тетрадей · работа со средствами ИКТ · самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний · домашние задания · задания на лето и др. Виды самостоятельных работ: · по определенным разделам и темам · по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности: а) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний б) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации в) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности Виды самостоятельных работ: · С точки зрения развития логического мышления, различают самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности: а) на проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного б) на проведение анализа с последующими выводами в) на раскрытие причинно-следственных связей г) на формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся по плану д) на формирование приемов классификации Виды самостоятельных работ: · По компонентам знаний, направленных на формирование: а) общих понятий б) знаний фактов в) закономерностей г) приемов учебной деятельности Виды самостоятельных работ: · По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью: а) воспроизведение опорных знаний и умений б) закрепления изученного материала (задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню), сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты) в) приобретение новых знаний и умений (при объяснении учителем учебного материала:составить план (простой, развѐрнутый); сделать конспект; изобразить графически; самостоятельно:работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику) г) повторения и обобщения знаний и умения (составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти, подготовка текстов, обобщѐнных характеристик, определение выводов) д) проверки знаний, умений и навыков (работы (письменные, графические, практические), тесты, ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; вопросы, требующие анализа и синтеза данных) е) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации Виды самостоятельных работ: •по источникам знаний: 1) работа с учебником: а) задания, связанные с поиском информации: – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации; – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом; - найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа; - по ходу чтения выполнить тестовые задания; б) задания, связанные с развитием устной речи: прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций; - прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; - «сжать» и «развернуть» информацию; - почитав, рассказать о своих впечатлениях; - составить предложения с новыми терминами; |