МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Вопрос № 30.самостоятельная учебная деятельность учащихся, ее виды





Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических ( либо тех и других вместе) действий.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований П.И. Пидкасистый выдвинул следующие:

1.Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.

2.Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.

3.Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.

4.Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей учащихся, их мышления и других качеств.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. К.Д.Ушинский выделил следующие особенности применения этих принципов к руководству самостоятельной работой:

1.Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.

2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.



3.На первых парах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

 

Самостоятельная работа по форме может быть: индивидуальной, в парах, групповой , фронтальной.

 

Формы самостоятельных работ:

· проведение эксперимента (опыты и лабораторные работы)

· работа с учебной литературой и наглядностью

· использование рабочих тетрадей

· работа со средствами ИКТ

· самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний

· домашние задания

· задания на лето и др.

 

Виды самостоятельных работ:

· по определенным разделам и темам

· по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности:

 

а) задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний

б) задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации

в) задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности

 

Виды самостоятельных работ:

· С точки зрения развития логического мышления, различают самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности:

 

а) на проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного

б) на проведение анализа с последующими выводами

в) на раскрытие причинно-следственных связей

г) на формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся по плану

д) на формирование приемов классификации

Виды самостоятельных работ:

· По компонентам знаний, направленных на формирование:

 

а) общих понятий

б) знаний фактов

в) закономерностей

г) приемов учебной деятельности

Виды самостоятельных работ:

· По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью:

 

а) воспроизведение опорных знаний и умений

б) закрепления изученного материала (задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню), сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты)

в) приобретение новых знаний и умений (при объяснении учителем учебного материала:составить план (простой, развѐрнутый); сделать конспект; изобразить графически; самостоятельно:работа с учебником (выделение главного, определение понятий, отбор материала по проблеме, проведение сравнительного анализа, поиск ответов на вопросы учителя); работа с использованием дополнительных источников: статей, репродукций, схем, таблиц, документов, учебных фильмов; изучение всей темы по учебнику)

г) повторения и обобщения знаний и умения (составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти, подготовка текстов, обобщѐнных характеристик, определение выводов)

д) проверки знаний, умений и навыков (работы (письменные, графические, практические), тесты, ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; вопросы, требующие анализа и синтеза данных)

е) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации

Виды самостоятельных работ:

по источникам знаний:

 

1) работа с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и подчеркнуть карандашом;

- найти и выписать (подчеркнуть, назвать) требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для пересказа;

- по ходу чтения выполнить тестовые задания;

 

б) задания, связанные с развитием устной речи:

прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных

мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- «сжать» и «развернуть» информацию;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.