Основные технико – эксплуатационные характеристики судна БМРТ«Николай Островский»  Тип судна Большой морозильный рыболовный траулер типа «Николай Островский» Назначение судна Лов рыбы донным и пелагическим тралами; переработка рыбы на филе и обезглавленную потрошеную; замораживание; выработка консервов, рыбьего жира (из печени); переработка непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку; транспортирование продукции в порт. Район плавания Неограниченный Главные размерения: длина , м ……………………………… 84,7 ширина судна,м ……………………..... 14,0 высота борта до верхней палубы, м ..... 10,0 высота борта до главной палубы, м ….. 7,4 Водоизмещение судна: по грузовую марку, т ……………….... 3800 осадка по грузовую марку, т ……….... 5,70 порожнем, т …………………………… 2460 дедвейт, т ……………………………... 1340 Грузовместимость, т …………………….. 776 вместимость, рег.т: валовая …………………………………. 3170 чистая ………………………………….. 1225 Энергетическая установка: тип ……………………………………… дизельная Главный двигатель: тип, марка ……………………………… дизель , 8ДР 43/61 – В1 кол-во х мощность, кВт (л.с.) ……….... 1х 1470 (2000) частота вращения, с-1 (об/мин) ………. 4,17 (250) Скорость, уз ………………………………13.0 (при N= 1470 кВт , ∆ = 3800 т) Регистровый класс судна: Класс Регистра КМ Л3 III (рыболовное) Задание Для судна РТМ тип Атлантик - Супертраулер случай погрузки близкий к типовому №6 «Информации об остойчивости», но отличается от него следующими статьями: Передано на ТР из твиндека №1 - 278 т. мороженой рыбы. Мороженая рыба в трюме №2 - 200 т. Рыбная мука в трюме №3 - 80 т. Тара в твиндеке №2 - 15000 комплектов. Рыба на блоке стрелы - 10 т. Дизельное топливо в цистерне №5 - 1,1 м по футштоку. Котельное топливо в цистерне №15 и №16 по 0,6 м по футштоку. Оценить остойчивость судна и определить его посадку для заданного случая нагрузки. ВВЕДЕНИЕ Согласно статистике мировой морской флот несет ежегодные потери от аварий судов в размере около 0,6% валовой регистровой вместимости. Одним из наиболее тяжелых видов аварии является потеря остойчивости, в результате чего в мире гибнет 15 – 20 судов общей валовой вместимостью от 35 тыс. рег. тонн до 100 тыс. рег. тонн. Анализ показал, что наибольшую опасность для них представляет смещение грузов. Более 40% аварий произошло по этой причине. Около 11% аварий от потери остойчивости происходит вследствие проникновения забортной воды внутрь корпуса. Опрокидывание от заливания волнами палубы составляет около 6%. Обычно такие аварии терпят суда с низким надводным бортом, имеющим штормовые портики с навесными крышками, которые при обледенении заклинивают и на палубе скапливается большое количество воды. При перевозке сыпучих грузов неправильно ставят шифтинг – бордсы, не выполняется надлежащая штивка грузов. В результате происходит обрушение склонов сыпучих грузов, образование подпалубных пустот ведущих к смещению грузов и появлению опасных углов крена. Важную роль при потерях остойчивости играет человеческий фактор. 80% аварий происходит по этой причине: 1. Перегрузка судна в результате неоправданного риска любой ценой взять больше груза. Перегрузка усугубляется откачкой балласта из днищевых танков или сокращением приема судовых запасов топлива и воды для сохранения осадки по грузовую марку. 2. Неправильная загрузка судна, в результате которой происходит разрушение корпуса судна на волнении. 3. Расходование топлива и воды из днищевых и низлежащих бортовых танков в результате чего повышается Ц.Т. судна и возникает опасность потери остойчивости при бортовой качке. 4. Не выполнение требований технологии перевозки тяжелых грузов, когда вместо найтовов с талрепами для крепления грузов применяют проволоку. 5. Несвоевременное принятие мер по борьбе с обледенением. 6. Пожары на судах в результате пренебрежения выполнения правил пожарной безопасности, особенно когда происходит возгорание грузов в трюмах при перекрытии ими каналов системы вентиляции и пожаров в других помещениях по разным причинам. 7. Опрокидывание судов на попутном волнении в результате неправильного маневрирования при выборе курса и скорости. 8. Потеря управляемости вследствие выхода из строя главного двигателя или рулевого устройства. Не знание экипажем остойчивости своего судна происходит вследствие технической неграмотности или невыполнении служебных обязанностей. То и другое может быть результатом слабой подготовки в учебных заведениях и утраты непрочных знаний и навыков за время работы. Часто при расчете остойчивости ограничиваются вычислением метацентрической высоты, которая не может служить достаточной характеристикой остойчивости. Необходимо постоянно контролировать остойчивость в условиях эксплуатации вследствие расходовании судовых запасов путем приема водяного балласта. При расчете остойчивости судоводитель должен знать и уметь пользоваться судовой документацией, информацией об остойчивости, кривыми элементов теоретического чертежа, гидростатическими таблицами, пантокаренами, таблицами водоизмещения и положения Ц.Т., дифферента и начальной остойчивости для различных вариантов нагрузки, таблицами результатов проверки остойчивости по Правилам Регистра и по ДСО и ДДО. Определять критерии остойчивости согласно требованиям Резолюции А.749 ИМО к остойчивости судов и др. материалами. 1. Основные технико-эксплуатационные характеристики судна В данной части курсовой работы должны быть приведены следующие характеристики судна: - тип судна; - назначение судна; - район плавания; - главные размерения; - водоизмещение судна при плавании по грузовую марку и порожнего; - дедвейт; грузовместимость; - валовая и чистая регистровая вместимость; - мощность и тип двигателя; - частота вращения винта; эксплуатационная скорость судна; - регистровый класс судна. Характеристики судна выбираются по «Информации об остойчивости», справочной литературе и Регистровой книге морских судов. 2. Определение водоизмещения и координат центра тяжести судна Итоговые данные типового случая нагрузки из «Информации об остойчивости» приведены ниже: Состояние нагрузки | Масса, т | Х, м | Z. м | Мх, тм | МZ, тм | Типовой случай | 4476,0 | - 3,50 | 6,21 | - 15593,0 | 27680,0 | 2.1Определение масс и координат центра тяжести дополнительных статей нагрузки. Для определения координат ЦТ однородного генерального или насыпного груза в грузовых помещениях (трюмах и твиндеках) служит схематический чертеж (Приложение 2), представляющий собой продольный разрез судна, вычерчиваемый в искаженном (сжатом по длине) масштабе (Рис.1 для РТМС), на который наносят положение грузовых помещений (трюма и твиндеки) при данном уровне их заполнения и шкалой аппликат его ЦТ (Z, м). В нижней части чертежа нанесена горизонтальная шкала, позволяющая определить абсциссу ЦТ (Х, м)груза. Расчет статей нагрузки, приведенных в задании, выполняется в следующем порядке. Если груз передается из трюма или твиндека и разгрузка производится из полностью загруженного грузового помещения, то массу координаты ЦТ этого груза выписываем из таблицы для максимально загруженных трюмов и твиндеков. Те же действия выполняются если производится полная загрузка грузового помещения.  На РТМС типа Атлантик груз мороженной рыбы массой 278 т передается из твиндека №1 на ТР. Т.к. разгрузка производится из полностью загруженного помещения, то массу и координаты ЦТ этого груза выписываем из таблицы для максимально загруженных трюмов и твиндеков (Приложение1 п.8) 1. Масса груза m1 = 278 т Абсцисса ЦТ Х1 = 23,7 м Аппликата ЦТ Z1 = 6,50 м Статический момент Мх= 6589,0 т Статический момент Мz= 1807,0 тм 2. Если масса груза занимает объем грузового помещения частично, и принимаем, что груз равномерно распределен по всей площади настила трюма или твиндека, то для определения ЦТ груза в грузовом помещении необходимо определить высоту штабеля (hшт) занимаемого груза. Высоту штабеля определяем по формуле: hшт = vі Hі /Vі где: vі – объем груза, м3; Hі – висота грузового помещения, м. Выбирается из Приложения 1 п.3; Vі – объем грузового помещения, м. Выбирается из Приложения 1 п.3. Объем, занимаемый грузом, вычисляется по формуле: vі = mі ηі (м3) где: mі – масса груза, т; ηі –удельный погрузочный объем груза, м3/т. Выбирается из Приложения 1 п.4.На РТМС масса мороженой рыбы в трюме №2 – m2 = 200т. Для мороженой рыбы η2 = 1,90 м3/т. Объем груза будет: v2 = m2 η2 = 200∙1,90 = 380 м3 Высота трюма №2 Нтр№2 = 2,80 м и грузовместимость (объем) трюма Vтр№2 = 469,50 м3 – выписали из Приложения 1. Определяем высоту штабеля: hшт = v2 Нтр№2/ Vтр№2 = 380∙2,80/469,5 = 2,27 м На схематическом чертеже для определения ЦТ грузов (Приложение2) в трюме №2 в масштабе чертежа откладываем высоту штабеля и строим прямоугольник. ЦТ массы груза находится в точке пересечения диагоналей. Для , чтобы отложить высоту штабеля в масштабе чертежа (в данном случае (Рис.1) масштаб по высоте 1 : 70) необходимо: - переводим рассчитанную высоту штабеля в трюме №2 в мм – 2,27 м = 2270 мм - в масштабе чертежа высота штабеля равна высоте штабеля в миллиметрах, деленной на масштаб: hшт = hшт мм/М = 2270/70 = 32 мм - эту высоту откладываем в трюме №2 и строим прямоугольник (Рис.2). Из полученной точки А опускаем перпендикуляр на ось Х и находим абсциссу Х2 = 7,0 м. проводим из т. А горизонтальную линию до пересечения с осью Z и находим аппликату ЦТ Z2 = 2,56 м. Итак для трюма №2 имеем: 2. Масса груза m2 = 200 т Абсцисса ЦТ Х2 = 7,00 м Аппликата ЦТ Z2 = 2,56 м Статический момент Мх= 1400,0 тм Статический момент М z= 512,0 тм В твиндеке №2 находится 15000 комплектов картонной тары. Масса одного комплекта 2,0 кг (Приложение 1 п.5). Массу всей статьи определим по формуле: mі = n ∙ p (кг) где: n= 15000 комплектов p= 2 кг – масса одного комплекта. Масса тары будет: m3 = n ∙ p = 15000 ∙ 2 = 30000 кг = 30 т Объем груза тары: v3 = m3∙ η3 = 30 ∙ 5,95 = 178,5 м3 где: η3 = 5,95 м3/т – удельный погрузочный объем тары, Приложение 1 п. 4. Высота штабеля тары в твиндеке №2: hшт = v3 ∙ Нтв№2/ Vтв№2 = 178,5 ∙ 2,90/493,6 = 1,05 м  где: Нтв№2 = 2,90 м – высота твиндека №2 Прилож.1 п.3; Vтв№2 = 493,6 м3 – объем(грузовместимость) твиндека№2 Прилож.1 п. 3. Высота штабеля тары в масштабе чертежа: hшт = hшт мм/М = 1050/70 = 15 мм Отложив в масштабе чертежа высоту штабеля от палубы твиндека и построив прямоугольник, находим на пересечении диагоналей прямоугольника ЦТ тары (т.В Рис.2). Точка В соответствует координатам, для твиндека № 2 имеем: 3. Масса груза m3 = 30 т Абсцисса ЦТ Х3 = 7,00 м Аппликата ЦТ Z3 = 4,7 м Статический момент Мх= 210,0 тм Статический момент Мz= 141,0 тм В трюме№3 находится - m4 = 80т рыбной муки в мешках. Объем груза v4 = m4∙ U4 = 80 ∙ 2,30 = 184 м3 U4 = 2,30 м3/т – удельный погрузочный объем муки, Приложение 1 п.4. Высота штабеля муки: hшт = v4 ∙ Нтр№3/ Vтр№3 = 184 ∙ 2,80/380 = 1,36 м  Рис.3 где: Нтр№3 = 2,80 м – высота трюма №3; Vтр№3 = 380 м3 – объем трюма №3. Высота штабеля тары в масштабе чертежа : hшт = hшт мм/М = 1360/70 = 19 мм Отложив в масштабе чертежа высоту штабеля от палубы трюма и построив прямоугольник, находим на пересечении диагоналей прямоугольника ЦТ груза муки(т.С) которая соответствует координатам (Рис.3), для трюма № 3 имеем: 4. Масса груза m4 = 80 т Абсцисса ЦТ Х4 = - 25,0 м Аппликата ЦТ Z4 = 4,63 м Статический момент Мх= - 2000,0 тм Статический момент Мz= 370,4 тм На блоке стрелы находится 10т рыбы. ЦТ подвешенного груза считается расположенным в точке подвеса. Координаты ЦТ выписываем из таблицы координат центров тяжестей грузов, не зависящих от их массы (Приложение1 п.7), для груза на блоке стрелы имеем: 5. Масса груза m5 = 10 т Абсцисса ЦТ Х5 = - 34,4 м Аппликата ЦТ Z5 = 21,6 м Статический момент Мх= - 344,0 тм Статический момент Мz= 216,0 тм Цистерна №5 дизельного топлива расположена в ДП и заполнена по показаниям футштока на h6 = 1,1 м. Массу и координаты ЦТ жидких грузов определяем по «Кривым емкости и координат ЦТ объемов цистерн» (Приложение 3).  Для цистерны №5 построены кривые в зависимости от показаний футштока : - Объемов Vт - Аппликат Zg - Абсцисс Хg Футшток показывает уровень жидкости в цистерне от ее нижней точки. С левой стороны кривых. имеется вертикальная ось, градуированная в показаниях футштока, в нижней части расположены горизонтальные оси объема и координат. Показания футштока h6 = 1,1 м откладываем на вертикальной оси и получаем точку а (Рис.4). Через точку а проводим горизонтальную линию, которая пересекает все кривые в точках б, с и d. Из этих точек опускаем перпендикуляры до соответствующих горизонтальных шкал и определяем объем и координаты жидкого груза. Для более точного определения величины, поступаем следующим образом: Отрезок ab = 9 мм в масштабе кривых. Расстояние между делениями оси абсцисс равно 20мм. Этому расстоянию соответствует 18,5 – 18,4 = 0,1 м. Составим пропорцию: 20 мм – 0,1 м ab – Х6 откуда: Х6 = = = 0.045 м Тогда абсцисса ЦТ объема: Х6 = 18,4 + 0,045 = 18,45 м Где : 18,45 м – начало оси Хg. Для аппликаты отрезок ac = 63 мм. Расстояние между делениями оси Zg равно 10 мм. Этому расстоянию соответствует 0,1 м. Тогда: 10 мм – 0,1 м ac – Z6 Ось Zg начинается с нуля, следовательно: Z6 = = = 0,63 м Отрезок ad = 109 мм. Расстояние между делениями оси объемов равно 20 мм. Этому расстоянию соответствует приращение объема на 10 м3. 20 мм – 10 м3 ad – V6 откуда: V6 = = = 54,5 м3 Масса жидкого груза определяется по формуле: mі = ρі ∙ vі , т где: ρі – плотность жидкого груза (Приложение 1 п. 6), т/м3; vі – объем жидкого груза, м3. Плотность жидкого топлива (ДТ) ρдт = 0,84 т/м3, тогда масса ДТ в цистерне №5 будет: m6 = ρдт ∙ v6 = 0,84 ∙ 54,5 = 45,8 т для цистерны № 5 имеем: 6. Масса груза m6 = 45,8 т Абсцисса ЦТ Х6 = 18,45 м Аппликата ЦТ Z6 = 0,63 м Статический момент Мх= 845,0 тм Статический момент Мz= 28,8 тм Цистерна котельного топлива (КТ) №15 заполнена по показаниям футштока на h7 = 0,6 м. По «Кривым емкости и координат ЦТ объемов цистерн» находим: Х7 = - 4,31 м Z7 = 0.35 м V7 = 19.0 м3 Масса КТ №15 : m7 = 19 ∙ 0,92 = 17,5 т где: ρкт = 0,92 т/м3 – плотность котельного топлива. Для цистерны КТ №15 ПрБ имеем: 7. Масса груза m7 = 17,5 т Абсцисса ЦТ Х7 = - 4,31 м Аппликата ЦТ Z7 = 0,35 м Статический момент Мх= - 75,3 тм Статический момент Мz= 6,10 тм Цистерна КТ №16 ЛБ заполнена по показанием футштока на h8 = 0,6 м. По «Кривым емкости и координат ЦТ объемов цистерн» находим: V8 = 23,5 м3 Х = - 4,57 м Z8 = 0.36 м Масса КТ №16: m8 = 23,5 ∙ 0,92 =21,6 т Для цистерны КТ №16 ЛБ имеем: 8. Масса груза m8 = 21,6 т Абсцисса ЦТ Х8 = - 4,57 м Аппликата ЦТ Z8 = 0,36 м Статический момент Мх= - 98,7 тм Статический момент Мz= 7,78 тм 2.1.1 Составление таблицы дополнительных статей нагрузки. Полученным результатам расчетов составляем таблицу « дополнительных статей нагрузки», которые входят в таблицу типового случая. В графу 3 таблицы заносят массу грузов, причем масса груза в твиндеке №1 берется со знаком « - », т. к. груз снимался с судна. В графы 4 и 5 заносятся координаты ЦТ грузов, а в графы 6 и 7 – их статические моменты, полученные путем перемножения масс грузов на соответствующие координаты ЦТ. Просуммировав массы грузов по вертикали, в строке «Сумма» получаем массу дополнительных статей нагрузки. Суммируя статические моменты в графах 6 и 7, получаем статические моменты дополнительных статей нагрузки относительно миделя и основной плоскости. Таблица №1 «Таблица дополнительных статей нагрузки» № п/п | Наименование статей нагрузки | Масса (m), т | Координаты ЦТ, м | Статические моменты, тм | Х | Z | Mx = m∙X | Mz = m∙Z | | | | | | | | | Рыба в твиндеке №1 | - 278,00 | 23,70 | 6,50 | - 6589,00 | - 1807,00 | | Рыба в трюме №2 | 200,00 | 7,00 | 2,56 | 1400,00 | 512,00 | | Тара в твиндеке №2 | 30,00 | 7,00 | 4,70 | 210,00 | 141,00 | | Рыбная мука в трюме №3 | 80,00 | - 25,00 | 4,63 | - 2000,0 | 370,00 | | Рыба на блоке | 10,00 | - 34,40 | 21,60 | - 344,00 | 216,00 | | ДТ в цистерне №5 | 45,80 | 18,45 | 0,63 | 845,00 | 28,80 | | КТ в цистерне №15 | 17,50 | - 4,31 | 0,35 | - 75,30 | 6,10 | | КТ в цистерне №16 | 21,60 | - 4,57 | 0,36 | - 98,70 | 7,78 | | Сумма | 126,90 | | | - 6652,00 | - 525,30 | | | ∑mі | | | ∑mі ∙ хі | ∑mі ∙ zі | 2.2 Определение координат центра тяжести судна с учетом изменения нагрузки 1. Расчет водоизмещения и координат ЦТ судна определяется по формуле: ∆1 = ∆ + ∑mі 2. Статические моменты расчетного случая: Мх1 = Мх + ∑mі ∙ хі Мz1 = Мz + ∑mі ∙ zі где: ∆ - водоизмещение типового случая, т; Мх – статический момент массового водоизмещения относительно мидель – шпангоута; Мz – статический момент водоизмещения относительно основной плоскости; ∑mі, ∑mі ∙ хі, ∑mі ∙ zі – маса и статические моменты дополнительных статей загрузки соответственно. Для удобства, расчет производится в таблице №2 «Таблица нагрузки судна» 2.2.1 Составление таблицы нагрузки судна. Таблице №2 «Таблица нагрузки судна» № п/п | Наименование статей нагрузки | Масса m, т | Координаты ЦТ, м | Статические моменты, тм | Х | Z | Mx = m∙X | Mz = m∙Z | | | | | | | | | Дополнительные статьи нагрузки | 126,9 | | | - 6652,0 | - 525,3 | | Водоизмещение типового случая нагрузки | 4476,0 | - 3,50 | 6,21 | - 15593,0 | 27680,0 | | Сумма | 4602,9 | | | - 22250,0 | 27150,7 | | | ∆1 | | | Мх1 | Мz1 | Необходимо помнить, что итоговое водоизмещение определяется с точностью до целых чисел, статические моменты – с точностью до десятков, а координаты ЦТ – с точностью до сотых, т.е. до двух чисел после запятой. 3. Определяем координаты ЦТ судна для расчетного случая нагрузки: Хg1 = Мх1 / ∆1 =- 22250,0 / 4603 = -4,83 м Zg1 = Мz1 / ∆1 =27150,7/ 4603 = 5,90 м 3. Контроль плавучести и остойчивости судна 3.1 Оценка остойчивости судна Остойчивость судна, согласно требованиям Морского Регистра считается достаточной, если расчетная аппликата ЦТ судна меньше либо равна критической (допускаемой) при данном водоизмещении судна, т.е. если выполняется условие: Zgр ≤ Zg доп Или если расчетная метацентрическая высота h будет больше критической (допусуаемой): ho ≥ h доп где ho – начальная метацентрическая высота без поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов. Допускаемая аппликата ЦТ определяется по таблице возвышений ЦТ (приложение 4) в зависимости от водоизмещения судна и условий плавания ( без обледенения или при обледенении и на промысле). Влияние свободных поверхностей жидких грузов учитывается путем введения поправки к коэффициенту начальной остойчивости – Σ δmhі (тм). Поправочный момент δmh на влияние свободных поверхностей жидких грузов распрессованных цистерн определяется по таблице приложения 1. Для цистерны № 5 δmh1 = 445 тм Для цистерны №15 δmh2 = 151 тм Для цистерны №16 δmh3 = 197 тм Суммарная поправка на влияние свободных поверхностей: Σ δmhі = δmh1 + δmh2 + δmh3 = 445 = 151 = 197 = 803 тм Получаем условную аппликату ЦТ судна с учетом влияния свободных поверхностей жидких грузов: Zgусл = Zgр + δZg = Zgр + Σ δmhі/∆1= 5,90 = 803 / 4603 = 5,90 + 0,17 = 6,07 м Можно призвести расчет и другим способом: Статический момент масс судна относительно основной плоскости искусственно увеличиваем на величину суммарного поправочного момента: МZ усл = МZі + Σ δmhі = 27150 + 803 + 27950 тм Полученный условный статический момент делим на весовое водоизмещение судна и получим условную аппликату ЦТ судна с учетом влияния свободных поверхностей жидких грузив. Zgусл=МZ усл / ∆1 = 27950 / 4603 = 6,07 м Условие остойчивости с учетом влияния свободных поверхностей жидких грузов выглядит так: Zgусл ≤ Zg доп По таблице допускаемых возвышений ЦТ определяем, что при водоизмещении ∆1 = 4603 т , Zg доп = 6,37 м , т.к. Zg усл = 6,07 м ≤ Zg доп = 6,37 м , то судно остойчиво. При невыполнении этого условия необходимо принять меры по понижению ЦТ судна путем принятия балласта в цистерны №6 и №7 и произвести перерасчет аппликаты ЦТ судна с учетом массы забортной воды в этих цистернах. Цистерны №6 и №7 заполнены до края, поэтому, учитывать поправку на влияние свободных поверхностей жидких грузов для этих цистерн не нужно. Для этого составляем таблицу № 2а «Судно с жидким балластом» и проводим перерасчет. № п/п | Наименование статей нагрузки | Масса , т m | Координаты ЦТ , м | Статические моменты , тм | X | Z | MX | MZ | | Нагрузка судна | | | | | | | Балласт в ДТ № | | | | | | | ∆2 | | | | | | Определяем координаты ЦТ судна: Xg = MX / ∆2 Zg = MZ / ∆2 Оцениваем остойчивость судна после приема балласта. Получаем условную аппликату ЦТ судна с учетом влияния свободных поверхностей жидких грузов:Zg усл = Zg р + δZg Далее. по таблице допускаемых возвышений ЦТ проводим оценку остойчивости как говорилось выше. 3.2 Определение характеристик судна по кривым элементов теоретического чертежа Для выполнения дальнейших расчетов по остойчивости и посадке судна определим характеристики судна по кривым элементов теоретического чертежа (гидростатические кривые приложение №5). Чтобы воспользоваться кривыми, сначала необходимо определить объемное водоизмещение судна. Из уравнения плавучести: ∆ = ρ•V откуда V = ∆1/ρ = 4603 / 1,025 = 4500 м3 где: ρ = 1,025 т/м3 – плотность морской воды. Кривая объемного водоизмещения V построена в масштабе 1 см = 400 м\ горизонтальная ось кривых градуирована в сантиметрах (см). Чтобы воспользоваться кривыми нужно найти скольким сантиметрам на оси соответствует водоизмещение V = 4500 м3. Для этого объемное водоизмещение делим на масштаб кривой V: n = 4500 / 400 = 11,3 см  На оси абсцисс находим точку А (Рис. 5), соответствующую 11.25 см и из полученной точки восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с кривой V (точка а). Через полученную точку поводим горизонтальную линию, пересекающую все кривые в точках b, с, e, m, k, f, q . Отрезку og вертикальной оси соответствует средняя осадка судна d = 5,10 м. От вертикальной оси осадок замеряем отрезки до соответствующих кривых в сантиметрах, а затем, умножаем длину отрезка на масштаб кривой. 1. Средняя осадка : d = отрезок og (см) ∙ 0,5 = 10,2 см ⋅ 0,5 м = 5,10 м 2. Возвышение центра величины над основной плоскостью ZС. Отрезок ge равен 5,6 см, масштаб кривой 1 см = 0,5м. Отсюда: Аппликата ЦВ………………………… Zc = 5,6 ⋅ 0,5 = 2,8 м 4. Коэффициент общей полноты Сь. Отрезок gk равен 6,1 см, масштаб кривой 1 см = 0,1 м.Отсюда: Коэффициент общей полноты……… CB= -0,1 = 6,1⋅0,1 = 0,61 5. Продольный метацентрический радиус R. Отрезок gm равен 6,75 см, масштаб кривой 1 см = 20 м. Отсюда: Продольный метацентрический радиусR = 6,75⋅20 = 135 м 6. Площадь действующей ватерлинии S. Отрезок gc . 7. Возвышение метацентра над основной плоскостью Zm. Отрезок gb равен 13,4 см, масштаб кривой 1 см = 0,5 м. Аппликата поперечного метацентра… Zm= 13,4 -0,5 = 6,7 м 8. Значение абсциссы центра площади ватерлинии Xf измеряется от вертикальной оси 0(мидель – шпангоута) справа от чертежа кривых элементов. Отрезок от миделя дот.f равна 5,1 см, масштаб кривой 1 см = 1 м. Т.к.точка расположена слева от вертикальной линии то абсцисса центра величины Xf смещена в корму, а это значит, что отрезок следует подставлять в формулу со знаком «-». Тогда: Абсцисса ЦТ площади ВЛ …………… Xf = - 5,1 ⋅ 1 = - 5,1 м 9. Значение абсциссы центра величины Хс измеряется от вертикальной оси справа от чертежа кривых элементов. Отрезок от миделя дот.q равен 1,6 см, масштаб кривой 1 см = 1 м. Т.к. точка q расположена слева от вертикальной линии, то абсцисса центра величины Хс смещена в корму от миделя и отрезок следует подставлять в формулу со знаком «-». Тогда: Абсцисса ЦВ…………………………… Xc = -1,6 ⋅ 1 = - 1,6 м 3.3 Оценка плавучести судна Оценка плавучести судна производится путем сравнения средней осадки судна в расчетном случае нагрузки с осадкой по соответствующую грузовую марку. Согласно «Информации об остойчивое ти», осадка судна при плавании по грузовую марку dгм = 5,6 м. Осадка судна в расчетном случае определена в п. 3.2 данного пособия и равна d = 5,1 м. Т.к. расчетная осадка d =5,1 м < dгм = 5,6 м, то плавучесть судна обеспечена. 3.4 Вычисление поперечной метацентрической высоты. Поперечная метацентрическая высота определяется по формуле: h = r + Zc - Zg или h = Zm - Zg На флоте предпочитаю использовать вторую формулу. Остойчивость судна обеспечена если: h > h доп Начальная метацентрическая высота без учета влияния свободных поверхностей жидких грузов: ho = Zm – Zg =6,7 – 5,9 = 0,80 м с учетом влияния свободных поверхностей жидких грузов определяется: hисп = ho – Σ δmhі/∆1 = 0,80 – 0,17 = 0,63 м Допускаемая поперечная метацентрическая высота h доп = Zm - Zgдоп = 6,70 – 6,37 = 0,33 м Допускаемая аппликата ЦТ Zgдоп = 6,37 м определена по таблице приложения №4 в зависимости от водоизмещения судна. Т.к. исправленная поперечная метацентрическая высота больше допустимой: hисп = 0,63 м > hдоп = 0,33 м , то остойчивость судна согласно требованиям Морского Регистра обеспечена. При невыполнении этого условия принимаются меры по увеличению метацентрической высоты путем принятия балласта в днищевые цистерны или перемещением грузов из высоко расположенных грузовых помещений в нижние. |