МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Практическое занятие 5. Моделирование задач линейного программирования.





 

1. Цель и порядок выполнения работы

Цель работы - овладеть приемами моделирования задач линейного программирования (ЛП) и научиться работать с программой решения задач ЛП.

Порядок выполнения работы:

· ознакомиться с описанием работы;

· выполнить работу по указанному варианту;

· оформить отчет.

2. Общие сведения

2.1.Формулировка общей задачи и суть симплексного метода.

Задача ЛП в общем виде формулируется следующим образом.

Найти экстремум (максимум или минимум функции),

 

 

при ограничениях

 

Xj=0, j=1,n ,

 

где Xj - искомые переменные;

Cj - нормы показателя эффективности;

Aij - коэффициенты затрат-выпуска;

Bi - обьемы ресурсов или производства;

j - номер переменной;

i - номер ресурса или продукции

Решение задач производится симплексным методом, суть которого состоит в том, что:

а) находят опорное, т.е. базисное решение;

б) исследуют его на оптимальность;

в) в случае, если решение не оптимально, находят улучшенное решение и т.д. пока полученное решение не удовлетворит условиям оптимальности.

3. Подготовка задачи ЛП к решению в приложении EXCEL.

Для того, чтобы решить задачу ЛП средствами EXCEL, ее модель должна быть приведена к каноническому виду, т.е. система ограничений должна быть представлена в виде уравнений. После этого создается форма в приложении EXCEL и с помощью средства EXCEL ²поиск решения² с учетом ограничений находят решение задачи.

Например, требуется определить площади посевов двух зерновых культур А и В, при которых максимизируется прибыль от реализации урожая. При этом введены ограничения на производство:

1) суммарная площадь посевов культур А и В не должна превышать 500 га.;

2) расход трудовых ресурсов не должен превысить 36000 чел-час;

Затраты труда на 1 га культуры А составляют 60 чел-час, а культуры В - 80 чел-час.

Прибыль, получаемая с одного га площади культуры А, составляет 100 тыс.руб, а культуры В - 120 тыс.руб.

Модель этой задачи в соответствии с указанными двумя ограничениями на производство и критерием оптимизации (максимум прибыли) запишется следующим образом:

X1+X2 <= 500 (ограничение по площади);

60X1+80X2 <= 36000 (ограничение по труду);

Z = 100X1+ 120X2 --> max (функция прибыли).

где X1 - искомая площадь посевов культуры А;

X2 -искомая площадь посевов культуры В.

Для приведения неравенства к уравнению, необходимо в него ввести дополнительную переменную со знаком "+" , если неравенство типа "<=", и со знаком "-", если ">=". Таким образом , в первое ограничение вводим дополнительную переменную X3 , обозначающую недоиспользованную площадь, во второе - X4 , обозначающую недоиспользованный фонд труда. При этом, во всех уравнениях системы (включая целевую функцию - функцию прибыли) должны присутствовать все переменные системы. Это достигается тем, что в уравнение, где данная переменная отсутствует, она вводится с нулевым коэффициентом.

Учитывая вышеизложенное, получим модель задачи в канонической форме:

1 X1 + 1 X2 + 1 X3 + 0 X4 <= 500

60X1 + 80X2 + 0 X3 + 1 X4 <=36000

 

Z = 100 X1+120 X2 + 0 X3 + 0 X4

 

 

4. Анализ полученного решения

После получения решения на ЭВМ , необходимо дать его описание и анализ.

Например, для вышеполученного решения, учитывая, что оно является базисным (т.е. небазисные переменные всегда равны нулю), можно заключить следующее:



Площадь посевов культуры А составляет 200 га (Х1 =200), а культуры В - 300 га (Х2 = 300). При этом достигается максимально возможная прибыль Z = 56000 тыс.руб. Недоиспользованных ресурсов нет, т.к. Х3 = 0, Х4 = 0.

 

5. Варианты заданий

 

ВАРИАНТ 1

Есть три вида станков: А1,А2,А3. На этих станках последовательно обрабатываются детали четырех видов:В1,В2,В3,В4. Известно сколько часов каждая деталь изготавливается на каждом станке, сколько может проработать каждый станок и какая прибыль может быть получена при продаже одной детали каждого типа. Данные сведены в табл. 1.

Требуется найти оптимальный план работы станков, т.е. установить, сколько деталей и каких видов надо выпустить, чтобы получить максимальную прибыль.

 

ТАБЛИЦА 1

Станки Норма времени станка на выпуск одной детали в час Фонд времени работы станка, ч.
В1 В2 В3 В4
А1
А2
А3
Прибыль  

 

 

Повторите решение, уменьшив фонд времени станка А3 до 24 часов. Сравните с 1-м решением и объясните полученное различие.

 

ВАРИАНТ 2

Задача та же, что в варианте 1, но с дополнительными условиями:

а)изделий В1 должно быть не менее изделий В2;

б)изделий В3 должно быть не менее, чем в два раза больше изделий В2.

 

ВАРИАНТ 3

 

Составить питательную смесь из трех видов продуктов В1, В2, В3, причем в смеси должно быть не менее заданных величин содержания питательных веществ А1,А2,А3. Задана цена за единицу каждого вида продуктов. Данные сведены в табл.3.

Требуется найти оптимальный состав питательной смеси, т.е. в каком количестве должны входить в смесь заданные продукты, чтобы стоимость смеси была минимальной.

 

ТАБЛИЦА 3

Станки Норма времени станка на выпуск одной детали в час Фонд времени работы станка, ч.
В1 В2 В3
А1
А2
А3
Цена за ед. продукта, р.  

 

Повторите решение, увеличив цену за ед. продукта В3 до 6 руб.

Сравните с первым решением и объясните полученное различие.

 

ВАРИАНТ 4

 

Составить оптимальную питательную смесь из продуктов В1, В2, В3, в которую должны входить вещества А1, А2, А3, А4 в заданных ограничениях, и миниминизирующую их стоимость.

 

Данные приведены в таблице 4

 

ТАБЛИЦА 4

Питательные вещества Виды продуктов Ограничения по содержанию веществ
В1 В2 В3
А1 >=20
А2 =4
А3 >=25, <=35
А4 >=40
Цена за ед. продукта, р.  

 

 

Повторите решение, заменив в табл. 4 нули на цифру 5. Сравните с первым решением и объясните полученное различие.

 

 

ВАРИАНТ 5

 

На станции формируются пассажирские и скорые поезда. Они отличаются по количеству вагонов разных типов, в которых разное количество мест. Количество вагонов разного типа ограничено. Требуется найти такое количество пассажирских и скорых поездов, чтобы общее число мест в них было максимальным.

 

Данные сведены в табл.5.

 

ТАБЛИЦА 5

Показатели Типы вагонов
Кол-во вагонов Багажн. Почтовый Плацк. Куп. Мяг.
Скорый -
Пассаж.
Кол-во мест в вагоне - -
Кол-во вагонов на станции

 

 

Повторите решение, увеличив количество мягких вагонов на станции до 40 шт. Сравните полученный результат с предыдущим и объясните различие.

ВАРИАНТ 6

 

Составить план жилищного строительства. Задана потребность в квартирах по типам. Предназначенные к сооружению типы домов различаются по стоимости и по количеству квартир разного типа. Требуется определить, сколько домов и каких типов надо возвести, чтобы удовлетворить заданную потребность в квартирах с минимальными затратами.

 

Данные в табл.6.

ТАБЛИЦА 6

Типы квартир Виды домов Требуется квартир данного типа
В1 В2 В3 В4
А1
А2
А3
А4
А5
Сто-сть дома, мл. руб.  

 

Повторите решение, увеличив потребность в квартирах А4 в 2 раза. Сравните с предыдущим решением и объясните отличие.

 

 

ВАРИАНТ 7

Фирма производит два продукта А и В. Каждый продукт должен быть обработан каждой из машин I,II,III. Время обработки, фонд времени машин в неделю и прибыль от изделий А и В приведены в табл.7.

Надо определить недельные нормы выпуска изделий А и В, максимизирующие прибыль.

 

 

ТАБЛИЦА 7

Тип машины Вид продукта Фонд времени машины
А В
I 0.5 0.25
II 0.4 0.3
III 0.2 0.4
Прибыль (тыс.р.)  

 

Повторите решение, увеличив норму прибыли продукта В до 5 тыс.р. Сравните полученное решение с предыдущим и объясните различие.

 

ВАРИАНТ 8

Предприятию требуется уголь с содержание фосфора не более 0,03 % и с долей зольных примесей не более 3,25 %.Можно приобрести три сорта угля А,В,С с показателями, сведенными в табл.8. Как их смешивать, чтобы получить минимальную цену и удовлетворить ограничениям на содержание примесей.

ТАБЛИЦА 8

Сорт угля Содержание фосфора,% Содержание золы,% Цена, т.руб. за тонну
А 0,06
В 0,04
С 0,02

 

 

Повторите решение, увеличив допустимое содержание фосфора в смеси до 0,06 %. Сравните с предыдущим решением и объясните результат сравнения.

ВАРИАНТ 9

Требуется составить питательную смесь из трех продуктов А1,А2,А3 с содержанием вещества В1 не менее 10% и вещества В2 не более 0,5% .Содержание этих веществ в продуктах и их цена указаны в табл.9.

Как составить смесь, чтобы получить минимальную цену и удовлетворить ограничениям на содержание веществ?

ТАБЛИЦА 9

Продукт Содержание вещества В1,% Содержание вещества В2,% Цена в тыс.р за 1 кг.
А1 0,8 1,5
А2 0,1 0,8
А3 0,4

 

Повторите решение, увеличив содержание вещества В1 в продукте А2 до 12%. Сравните с предыдущим решением и объясните различие.

 

 

6.Контрольные вопросы

 

6.1. Сформулируйте общую задачу ЛП.

6.2. Что такое основные, дополнительные, базисные переменные ?

6.3. Что такое базисное решение ?

6.4. В чем суть алгоритма симплексного метода ?

6.5. Как привести систему ограничений к каноническому виду ?

6.6. В чем состоит анализ решения задачи ?






©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.