Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel  Рис. 4.10 Диалоговое окно средства анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel. Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» служит для проверки гипотезы о равенстве средних значений двух независимых нормально распределенных выборок с одинаковыми дисперсиями. Для проверки необходимо заполнить диалоговое окно, приведенное на рис. 4.10, назначение всех полей очевидно. Результат работы представлен на рис. 4.11. Сравните полученные результаты с результатами, полученными вручную.  Рис. 4.11. Результат работы средства анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel Рассмотрим второй вариант (дисперсии выборок не равны). Требуется сравнить средние значения двух независимых выборок, если выборочные дисперсии не равны. В этом случае значение S вычисляется по формуле: (4.11) где и - выборочные дисперсии. Число степеней свободы определяется довольно сложным способом. На практике, как правило, оно вычисляется с помощью статистических пакетов в явной или в неявной форме, например, в MS Excel . Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями» служит для проверки гипотезы о равенстве средних значений двух выборок, взятых из нормально распределенных совокупностей с различными дисперсиями. Для проверки необходимо заполнить диалоговое окно, приведенное на рис.4.12, назначение всех полей очевидно.  Рис.4.12. Диалоговое окно средства анализа «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel 4.3.2. случай двух зависимых выборок Требуется сравнить средние значения двух зависимых выборок, полученных из нормально распределенной совокупности. Объем выборок одинаков. В этом случае значения вычисляют по формуле (4.11), которая в данном случае примет вид: | , | (4.12) | где — разности между соответствующими значениями переменной x и переменной y, - среднее значение этих разностей; - стандартная ошибка разности средних значений. вычисляется по формуле: | . | (4.13) | Число степеней свободы определяется по формуле , где - объем выборки. Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок. Пример 4.5. Исследовали влияния тренинга на частоту сердечных сокращений (ЧСС) у группы пациентов, страдающих тахикардией. В первом случае пациенты принимали традиционные лекарства, тренинг не проводился, величина ЧСС обозначена через Х (рис.4.13). В другом случае эти же пациенты принимали традиционные лекарства после проведения сеанса тренинга, величина ЧСС обозначена через Y. Требуется оценить эффективность проведения сеанса тренинга на ЧСС. Решение В столбце B (рис.4.13) содержатся значения ЧСС после приема лекарств у пациентов без тренинга, в столбце С ЧСС при приеме лекарств после сеанса тренинга ( =10). Поскольку группа пациентов одна и та же, в данном примере применима методика для связных и равных по численности выборок. Вначале произведем расчет (ячейка D20):  Затем по формуле (4.13), получим: . Далее следует применить формулу (4.12). Получим:  Рис.4.13 . Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних в случае двух зависимых выборок . Число степеней свободы: . С помощью встроенной функции находим =СТЬЮДРАСПОБР(2*D23;D22). При вычислении следует учесть, что в данной задаче следует рассматривать одностороннюю критическую область. Множитель, равный 2, перед значением уровня значимости добавлен в силу конструктивной особенности этой функции (см. лаб.раб.2) =1,83. Так как , то возможно принять альтернативную гипотезу (H1) о достоверном уменьшении ЧСС у пациентов группы Y. Отсюда можно сделать вывод об эффективности тренинга перед приемом лекарств. В терминах проверки статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1 . |