МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel





Рис. 4.10 Диалоговое окно средства анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel.

Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» служит для проверки гипотезы о равенстве средних значений двух независимых нормально распределенных выборок с одинаковыми дисперсиями. Для проверки необходимо заполнить диалоговое окно, приведенное на рис. 4.10, назначение всех полей очевидно. Результат работы представлен на рис. 4.11. Сравните полученные результаты с результатами, полученными вручную.

Рис. 4.11. Результат работы средства анализа «Двухвыборочный t-тест с одинаковыми дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel

Рассмотрим второй вариант (дисперсии выборок не равны).

Требуется сравнить средние значения двух независимых выборок, если выборочные дисперсии не равны.

В этом случае значение S вычисляется по формуле:

(4.11)

где и - выборочные дисперсии. Число степеней свободы определяется довольно сложным способом. На практике, как правило, оно вычисляется с помощью статистических пакетов в явной или в неявной форме, например, в MS Excel .

Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel

Средство анализа «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями» служит для проверки гипотезы о равенстве средних значений двух выборок, взятых из нормально распределенных совокупностей с различными дисперсиями. Для проверки необходимо заполнить диалоговое окно, приведенное на рис.4.12, назначение всех полей очевидно.

Рис.4.12. Диалоговое окно средства анализа «Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями» надстройки «Пакет анализа» MS Excel

 

4.3.2. случай двух зависимых выборок

Требуется сравнить средние значения двух зависимых выборок, полученных из нормально распределенной совокупности. Объем выборок одинаков.

В этом случае значения вычисляют по формуле (4.11), которая в данном случае примет вид:

  , (4.12)

где — разности между соответствующими значениями переменной x и переменной y,

- среднее значение этих разностей;

- стандартная ошибка разности средних значений.

 

 

вычисляется по формуле:

  . (4.13)

Число степеней свободы определяется по формуле , где - объем выборки. Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Пример 4.5.

Исследовали влияния тренинга на частоту сердечных сокращений (ЧСС) у группы пациентов, страдающих тахикардией. В первом случае пациенты принимали традиционные лекарства, тренинг не проводился, величина ЧСС обозначена через Х (рис.4.13). В другом случае эти же пациенты принимали традиционные лекарства после проведения сеанса тренинга, величина ЧСС обозначена через Y. Требуется оценить эффективность проведения сеанса тренинга на ЧСС.

Решение

В столбце B (рис.4.13) содержатся значения ЧСС после приема лекарств у пациентов без тренинга, в столбце С ЧСС при приеме лекарств после сеанса тренинга ( =10).

Поскольку группа пациентов одна и та же, в данном примере применима методика для связных и равных по численности выборок. Вначале произведем расчет (ячейка D20):

Затем по формуле (4.13), получим:

.

 



Далее следует применить формулу (4.12). Получим:

Рис.4.13 . Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних в случае двух зависимых выборок

.

Число степеней свободы: . С помощью встроенной функции находим =СТЬЮДРАСПОБР(2*D23;D22).

При вычислении следует учесть, что в данной задаче следует рассматривать одностороннюю критическую область.

Множитель, равный 2, перед значением уровня значимости добавлен в силу конструктивной особенности этой функции (см. лаб.раб.2) =1,83.

Так как , то возможно принять альтернативную гипотезу (H1) о достоверном уменьшении ЧСС у пациентов группы Y. Отсюда можно сделать вывод об эффективности тренинга перед приемом лекарств.

В терминах проверки статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1 .





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.