МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Средство анализа «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel





 

Средство анализа «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel служит для проверки гипотезы о равенстве дисперсий двух выборок. Для проверки необходимо заполнить диалоговое окно, приведенное на рис.4.6, назначение всех полей ввода очевидно.

 

Рис. 4.6 Диалоговое окно средства анализа «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel

Результаты расчета представлены на рис.4.7.

Сравните полученные результаты с результатами, полученными вручную.

 

Рис. 4.7 «Двухвыборочный F-тест для дисперсии»

надстройки «Пакет анализа» MS Excel

 

4.3. Критерий Стьюдента ( t-критерий)

Критерий используется для проверки гипотезы о равенстве средних значений двух выборок, взятых из нормально распределенных совокупностей.

Пусть заданы две генеральные совокупности x и y, имеющие нормальное распределение, из них взяты выборки и , т.е. n1 и n2 - объемы первой и второй выборки соответственно. Выдвигается гипотеза H0 , что средние значения выборок равны (альтернативная гипотеза H1 - средние значения не равны).

Значение вычисляют по формуле:

  , (4.8)

где — средние арифметические выборок и ;

S - стандартная ошибка разности средних значений.

Число степеней свободы вычисляют по формуле:

  . (4.9)

Из таблиц для заданного уровня значимости α и числа степеней свободы определяют tкрит (критическое значение).

Если , то гипотеза H0 принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза.

Стандартная ошибка разности средних значений S вычисляется различными способами в зависимости от поставленной задачи:

· сравнение двух выборок;

· сравнение двух зависимых выборок;

· сравнение более двух независимых выборок.

4.3.1. Случай двух независимых выборок.

Требуется сравнить средние значения двух независимых выборок. Здесь возможны два варианта:

1. Дисперсии выборок равны.

2. Дисперсии выборок не равны.

Рассмотрим первый вариант (дисперсии выборок равны). В этом случае значение S вычисляется по формуле

  , (4.10)

гдеn1 и n2 - объемы первой и второй выборки; и — средние арифметические выборок.

Пример 4.

В двух группах учащихся — экспериментальной и контрольной — применялись две различные методики обучения: экспериментальная и традиционная. После завершения обучения был проведен тест и получены следующие результаты по учебному предмету (тестовые баллы; см. табл. 4.4).

Таблица 4.4

Результаты эксперимента

Первая группа (экспериментальная), N1=11 человек  
 
Вторая группа (контрольная), N2=9 человек  
 
                                     

Имеет ли экспериментальный метод обучения преимущество по сравнению с традиционным?

Решение

Для выявления преимущества экспериментального метода обучения по сравнению с традиционным можно проверить совпадения средних оценок в двух группах. Если средние отличаются незначимо, то преимущества нет, в противном случае преимущество есть. Гипотеза H0: средние значения выборок равны, альтернативная гипотеза H1 : средние значения не равны. Решение приведено на рис. 4.8-4.9.

Общее количество членов выборки: n1=11, n2=9; средние значения: =13,636; =9,444. По формуле (4.10) находим стандартную ошибку разности средних значений:



Рис. 4.8. Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних (фрагмент рабочего листа MS Excel в режиме отображения данных).

Вычисляем значение

Вычислим табличное значение с помощью встроенной функции СТЬЮДРАСПОБР(). Для этого определим число степеней свободы по формуле ,

и с учетом уровня значимости α =5% (или α=0,05) получим . Так как , гипотеза H0 отклоняется, принимаетсягипотеза H1 . Из этого следует вывод о преимуществе экспериментального обучения.

Рис.4.9а. Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних

(начало) (фрагмент рабочего листа MS Excel в режиме отображения формул)

 

Рис.4.9.б. Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних (окончание) (фрагмент рабочего листа Excel в режиме отображения формул)





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.