Средство анализа «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel Средство анализа «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel служит для проверки гипотезы о равенстве дисперсий двух выборок. Для проверки необходимо заполнить диалоговое окно, приведенное на рис.4.6, назначение всех полей ввода очевидно.  Рис. 4.6 Диалоговое окно средства анализа «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel Результаты расчета представлены на рис.4.7. Сравните полученные результаты с результатами, полученными вручную.  Рис. 4.7 «Двухвыборочный F-тест для дисперсии» надстройки «Пакет анализа» MS Excel 4.3. Критерий Стьюдента ( t-критерий) Критерий используется для проверки гипотезы о равенстве средних значений двух выборок, взятых из нормально распределенных совокупностей. Пусть заданы две генеральные совокупности x и y, имеющие нормальное распределение, из них взяты выборки и , т.е. n1 и n2 - объемы первой и второй выборки соответственно. Выдвигается гипотеза H0 , что средние значения выборок равны (альтернативная гипотеза H1 - средние значения не равны). Значение вычисляют по формуле: | , | (4.8) | где — средние арифметические выборок и ; S - стандартная ошибка разности средних значений. Число степеней свободы вычисляют по формуле: | . | (4.9) | Из таблиц для заданного уровня значимости α и числа степеней свободы определяют tкрит (критическое значение). Если , то гипотеза H0 принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза. Стандартная ошибка разности средних значений S вычисляется различными способами в зависимости от поставленной задачи: · сравнение двух выборок; · сравнение двух зависимых выборок; · сравнение более двух независимых выборок. 4.3.1. Случай двух независимых выборок. Требуется сравнить средние значения двух независимых выборок. Здесь возможны два варианта: 1. Дисперсии выборок равны. 2. Дисперсии выборок не равны. Рассмотрим первый вариант (дисперсии выборок равны). В этом случае значение S вычисляется по формуле | , | (4.10) | гдеn1 и n2 - объемы первой и второй выборки; и — средние арифметические выборок. Пример 4. В двух группах учащихся — экспериментальной и контрольной — применялись две различные методики обучения: экспериментальная и традиционная. После завершения обучения был проведен тест и получены следующие результаты по учебному предмету (тестовые баллы; см. табл. 4.4). Таблица 4.4 Результаты эксперимента Первая группа (экспериментальная), N1=11 человек | | | | | | | | | | | | | | Вторая группа (контрольная), N2=9 человек | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Имеет ли экспериментальный метод обучения преимущество по сравнению с традиционным? Решение Для выявления преимущества экспериментального метода обучения по сравнению с традиционным можно проверить совпадения средних оценок в двух группах. Если средние отличаются незначимо, то преимущества нет, в противном случае преимущество есть. Гипотеза H0: средние значения выборок равны, альтернативная гипотеза H1 : средние значения не равны. Решение приведено на рис. 4.8-4.9. Общее количество членов выборки: n1=11, n2=9; средние значения: =13,636; =9,444. По формуле (4.10) находим стандартную ошибку разности средних значений:   Рис. 4.8. Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних (фрагмент рабочего листа MS Excel в режиме отображения данных). Вычисляем значение   Вычислим табличное значение с помощью встроенной функции СТЬЮДРАСПОБР(). Для этого определим число степеней свободы по формуле , и с учетом уровня значимости α =5% (или α=0,05) получим . Так как , гипотеза H0 отклоняется, принимаетсягипотеза H1 . Из этого следует вывод о преимуществе экспериментального обучения.  Рис.4.9а. Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних (начало) (фрагмент рабочего листа MS Excel в режиме отображения формул)  Рис.4.9.б. Проверка гипотезы о совпадении двух выборочных средних (окончание) (фрагмент рабочего листа Excel в режиме отображения формул) |