МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Основы и практическое использование маржинального анализа при принятии управленческих решений





ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА И ПРАКТИКА ЕГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

ИНСТРУМЕНТЫ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЛИНГА: МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

 

Методические указания

к выполнению лабораторной работы №1

для студентов дневной формы обучения

специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»

 

 

Брянск 2006


УДК

 

Основы контроллинга и практика его информационного обеспечения. Инструменты оперативного контроллинга: маржинальный анализ. Методические указания к выполнению к выполнению лабораторной работы №1 для студентов всех форм обучения специальности 010502– «Прикладная информатика в экономике».- Брянск: БГТУ, 2006. – 24с.

 

Разработал: В.М. Гурин, ст. преп.

 

Рекомендовано кафедрой «Экономика, организация производства,

управление» БГТУ (протокол №_ от _____.2006г.)

 

 

Научный редактор Безменов И.А.

Редактор издательства

Компьютерный набор Гурин В.М.

 

 

Темплан 2006, п.

____________________________________________________________________

Изд. лицензия № 020381 от 24.04.97. Подписано в печать

Формат 60х84 1/16 Бумага типографская № 2. Офсетная печать. Печ.л. 1,5 Уч.-изд.л. 1,5 Т. 30 экз. Заказ Бесплатно.

____________________________________________________________________

Брянский государственный технический университет

241035, Брянск, бульвар 50-летия Октября, 7

 
Лаборатория оперативной полиграфии БГТУ, ул. Институтская, 16


ВВЕДЕНИЕ

Методика проведения маржинального анализа изучается в рамках дисциплины «Основы контроллинга и практика его информационного обеспечения» студентами специальности ПИЭ.

Каждый студент выполняет работу самостоятельно или в составе группы на отдельной вычислительной системе. При этом ход работы контролируется преподавателем.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Цель работы – изучить методы управления прибылью предприятия при помощи маржинального анализа, научиться использовать анализ безубыточности в цифровом и графическом отображении, понять и суметь отследить взаимосвязь между объемом выпуска, постоянными и переменными затратами и прибылью.

На выполнение лабораторной работы отводится 4 часа.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Изучение теоретических вопросов.

2. Подготовка книги в MS Excel для сохранения результатов работы.

3. Выполнение заданий.

4. Ответы на контрольные вопросы.

5. Оформление отчета.

6. Сдача зачета по выполненной работе.

 

Студент допускается к выполнению лабораторной работы только после собеседования с преподавателем.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Основы и практическое использование маржинального анализа при принятии управленческих решений

 

Наилучшим образом особенности оперативного контроллинга по проведению специальных анализов затрат реализуются в методе маржинального анализа (методе расчета сумм покрытия издержек). С помощью этого метода можно определить нижнюю границу цены изделия, рациональную минимальную прибыль, оптимальные производственные программы и ассортимент продукции, рационализировать собственное производство комплектующих изделий в сравнении с приобретением со стороны.

Он появился в 1953 году в США как метод усеченной себестоимости, или «Директ-Костинг» (Д-К), в Европе его назвали маржинальной бухгалтерией.

В справочнике бухгалтера-калькулятора Д-К определяется как разделение производственной себестоимости на постоянные затраты и изменяющиеся пропорционально изменению объема производства.



Для системы управления издержками в контроллинге необходимо все затраты подразделить на постоянные и переменные издержки. Это является обязательным условием для расчета покрытия затрат. Постоянные затраты не зависят от объема произведенной и реализованной продукции, например, зарплата управленческих работников, арендная плата, издержки по кредитам и т.д. Переменные затраты находятся в определенной зависимости от изменения объема реализованной продукции, например, затраты на материалы, заработную плату основных рабочих-сдельщиков и другие.

Постоянные затраты собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают на дебет счетов финансовых результатов, например, «Прибыль-убытки». Постоянные расходы не включаются в себестоимость изделия, а как расходы данного периода списываются с финансового результата в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным оценивают остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенного производства.

В настоящее время в мировой практике применяют два варианта Д-К:

1) система переменной себестоимости или простой Д-К;

2) система переменной прямой себестоимости или развитой Д-К.

При системе простого Д-К схема построения отчетов о доходах многоступенчатая (табл.1). В ней содержится два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

Таблица 1

Схема отчета о доходах по системе простого Д-К

Наименование показателей Значение
1. Выручка от реализации продукции (В) В = 1000
2. Переменные затраты (ПерЗ) ПерЗ = 600
3. Маржинальный доход (М) М = В – ПерЗ = 400
4. Постоянные затраты (Пост3) Пост3 = 200
5. Прибыль (П) П = М – Пост3 = 200

Величину М, то есть сумму постоянных затрат и прибыли, называют по-разному: маржа, маржинальный доход, валовой доход, валовая прибыль, брутто-прибыль, сумма покрытия, добавленная стоимость. Самые распространенные названия, применяемые на Западе, - это «маржинальный доход» и «сумма покрытия».

Имеем следующие соотношения:

Маржинальный доход (МД) = Цена (Ц) – Пер. затраты (ПерЗ)

Совокупный МД (СМД) = Объем ×МД = Объем × (Ц – ПерЗ)

СМД = Пост. затраты (ПостЗ) + Прибыль (П)

В оперативном контроллинге используются следующие методы расчета сумм покрытия издержек:

- одноступенчатый;

- двухступенчатый;

- многоступенчатый.

Одноступенчатый метод позволяет ведение постоянного учета сумм покрытия в форме краткосрочного учета прибылей и убытков с разделением по группам продуктов. При этом производится расчет сумм покрытия по группам изделий путем вычитания переменных издержек за период из выручки от реализации продукции за данный период. Одноступенчатый метод даёт возможность ответить на вопросы: какой продукт приносил прибыль и какому продукту можно отдать предпочтение при увеличении производства.

Двухступенчатый учет сумм покрытия является более совершенным. В этом случае мы разделяем постоянные затраты на специальные и общие. Специальные постоянные затраты могут быть прямо распределены на отдельные группы продуктов. К ним относятся, например, постоянные затраты отделов маркетинга и сбыта, производства и материально–технического обеспечения.

Специальные постоянные затраты определяются для всех групп продуктов в соответствии с использованными мощностями. В качестве базового показателя в производстве служат нормо-часы, а в других подразделениях – время, затраченное по отдельным группам продукции. Базовым показателем может быть также вес произведенных продуктов в килограммах.

Общие постоянные затраты не имеют прямой связи с отдельными продуктовыми группами. К ним относятся, например, постоянные затраты на управление предприятием – затраты финансово-экономичес­ких служб, отдела контроллинга, администрации.

Для промышленных предприятий может быть предложен многоступенчатый принцип формирования сумм покрытия, т.к. в этом случае наглядным становится вклад конкретного места возникновения затрат данного уровня в формирование прибыли предприятия. Схему многоступенчатого учёта можно детализировать или укрупнять в зависимости от цели контроллинга.

В четырёхуровневую систему управления включают следующие уровни:

1. Вид продукции.

2. Участок.

3. Цех.

4. Предприятие в целом.

Схема многоступенчатого учёта затрат и финансовых результатов выглядит следующим образом:

1. Выручка от реализации всех видов продукции.

2. Переменные затраты на выпуск продукции.

= 3. Сумма покрытия 1 уровня.

4. Постоянные затраты по видам продукции.

= 5. Сумма покрытия 2 уровня.

6. Постоянные затраты участков.

= 7. Сумма покрытия 3 уровня.

8. Постоянные затраты цехов.

= 9. Сумма покрытия 4 уровня.

10. Постоянные затраты предприятия.

= 11. Финансовый результат.

С точки зрения маркетинга интерес представляют еще и другие критерии, лежащие в основе группировки показателей. С целью совершенствования управления сбытом следует определять следующие суммы покрытия:

1) по клиенту;

2) на одного торгового представителя;

3) на километр пробега автотранспорта,

4) по региону сбыта;

5) на один машино–час работы оборудования;

6) на единицу загрузки узкого места.

Сумма покрытия постоянных затрат даёт информацию о том, каков вклад того или иного изделия в покрытие постоянных издержек и, в конечном итоге, в получение прибыли. Сумма формируется путём вычитания из выручки только переменных одноэлементных затрат и накладных расходов. Результат такой операции – сумма покрытия на единичное изделие. Далее определяют все суммы покрытия по всем отдельным изделиям, умножают на количество произведённых изделий, что даёт показатель сумм покрытия по отдельным изделиям за определённый период. Сложение этих показателей даёт суммарный показатель покрытия издержек по продукции, из него вычитают постоянные издержки и получают итог хозяйственной деятельности. Такую сумму покрытия называют валовой прибылью (маржинальным доходом).

Метод расчёта сумм покрытия даёт некоторые преимущества. Можно отследить изделия, при производстве которых не покрываются даже переменные издержки. Сумма покрытия остаётся отрицательной величиной, а часть издержек покрывается за счёт суммы, предназначенной на постоянные затраты, т.е. выпуск данного изделия осуществляется за счёт выручки от других изделий и продукт не участвует в образовании прибыли.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;

- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;

- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;

- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

- необходимость деления издержек на две части – переменные и постоянные;

- переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

- постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

- тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

- эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;

- пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.