Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса (приложение 6). Цель этой диагностики: развитие склонностей и интересов, выбор предпочитаемых образовательных областей, определения профиля обучения. 3. № | Ф.И. учащегося | Образовательные области, которые очень нравятся и нравятся | 1. | Михаил | Технология, физика, информатика | 2. | Артем | Обществознание, история, литература | 3. | Иван | Физика, технология, математика | 4. | Алена | Литература, русский язык, иностранный язык | 5. | Анна | Химия, биология, география, обществознание | 6. | Василиса | Литература, обществознание | 7. | Дарья | Обществознание, литература | 8. | Полина | История, литература, обществознание | № | Ф.И. учащегося | Области, будущих предпочитаемых профессий, отмеченные в анкете | 1. | Михаил | Техника, производство; строительство; транспорт | 2. | Артем | Строительство; торговля; сервис; экономика, полиция, психология | 3. | Иван | Техника, производство; строительство; транспорт; полиция | 4. | Алена | Искусство | 5. | Анна | Медицина; сервис, обслуживание; юриспруденция | 6. | Василиса | Педагогика | 7. | Дарья | Педагогика | 8. | Полина | Педагогика; история, литература | № | Ф.И. учащегося | Выбор профильных классов | 1. | Михаил | Физико-математический, технико-технологический | 2. | Артем | Социально экономико-правовой | 3. | Иван | Технико-технологический | 4. | Алена | Художественный | 5. | Анна | Медико-биологический, социально экономико-правовой | 6. | Василиса | Гуманитарный | 7. | Дарья | Гуманитарный | 8. | Полина | Гуманитарный, художественный | Проанализировав склонности и интересы обучающихся, профессиональные области и направления профильного обучения, можно сделать вывод: выбор предпочитаемых профессий совпадает с типом темперамента на 100%. Выводы. Обобщив теоритический и диагностический материал, я пришла к следующим выводам: 1.Теоритический материал помог узнать, что темперамент значительно влияет на выбор будущей профессии. Чтобы не сделать ошибку в выборе, а получить удовлетворение от профессии, необходимо учитывать и тип нервной системы и профессиональные и лидерские качества, что влияет на работоспособность, мыслительные процессы, разнообразие видов деятельности. 2.Диагностические материалы позволяют определить тип темперамента, тип профессии, выявить склонности и интересы и развить их при углубленном изучении предметов. Заключение. В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, холериком, и наконец, в исполнении решений – флегматиком. В. Вундт 1. Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненных проблем. Помочь школьниками в правильном профессиональном выборе направлена профориентационная работа. 2. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Чтоб не допустить ошибки при выборе профессии, важно учитывать тип темперамента с выбором области предпочитаемых профессий. 3. Учащиеся с разным типом темперамента выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности. Человек, зная свой темперамент, может сделать правильный выбор будущей профессии, учитывая свои склонности и интересы. 4. Мы не можем изменить темперамент, поскольку это врожденная особенность человека, но можем способствовать формированию профессионально важных качеств личности, склонностей и интересов. Это можно осуществить через занятия курсов по выбору, элективных курсов, углубленное изучение предметов. Таким образом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии. Библиографический список 1. Аграшенокв А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. – М.: Вече, АСТ 1997. 2. Детская энциклопедия в 12 т. – М.: Педагогика, 1975. – т.7. 3. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1: Основы психологии: 10 кл. 4. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 5. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология 8-11 класс. Учебник. – СПб: Ихдательство «Питре», 2000. 6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.:Генезис, 2005. 7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. 8. Рогов Е.И. Психология человека. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 9. Савенко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М.: Вако, 2005. 10. CD-диск «Тесты для детей и родителей». Серия: Занимательная психология. ООО «МФЦ» 1999. ИДДК 2000 г. Москва. 11. Твоя профессиональная карьера: учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ М.С.Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. Приложение 1  Приложение 2  Приложение 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА Для определения принадлежности ученика к тому или иному темпераменту школьный психолог может использовать достаточно простую методику опросного типа, основанную на самооценке обследуемых особенностей своей личности. Школьникам раздаются бланки с напечатанным на них перечнем «жизненных показателей» каждого из четырех типов темперамента и предлагается отметить знаком «+» те качества личности (показатели), которыми они обладают. Образец бланка Если Вы: 1. неустойчивы, суетливы 2. невыдержанны, вспыльчивы 3. нетерпеливы 4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми 5. решительны и инициативны 6. упрямы 7. находчивы в споре 8. работаете рывками 9. склонны к риску 10. незлопамятны и необидчивы 11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью 12. неуравновешенны, склонны к горячности 13. агрессивный забияка 14. нетерпеливы к недостаткам 15. обладаете выразительной речью 16. способны быстро действовать и решать 17. неустанно стремитесь к новому 18. обладаете резкими, порывистыми движениями 19. настойчивы в достижении поставленной цели 20. склонны к резким сменам настроения – то вы холерик. Если Вы: 1. веселы и жизнерадостны 2. энергичны и деловиты 3. часто не доводите начатое дело до конца 4. склонны переоценивать себя 5. способны быстро схватить новое 6. неустойчивы в интересах и склонностях 7. легко переживаете неудачи и неприятности 8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам 9. с увлечением беретесь за любое дело 10. быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать 11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую 12. тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой 13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми 14. выносливы и работоспособны 15. быстро засыпаете и пробуждаетесь 16. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой 17. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке 18. обладаете всегда бодрым настроением 19. часто несобранны, проявляете поспешность в решениях 20. склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться, – то вы сангвиник. Если Вы: 1. спокойны и хладнокровны 2. последовательны, обстоятельны в делах 3. осторожны и рассудительны 4. умеете ждать 5. молчаливы и не любите попусту болтать 6. сдержанны и терпеливы 7. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций 8. доводите начатое дело до конца 9. не растрачиваете попусту сил 10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе 11. легко сдерживаете порывы 12. маловосприимчивы к одобрению и порицанию 13. не злобливы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес 14. постоянны в своих интересах 15. ровны в отношениях со всеми 16. инертны, малоподвижны, вялы 17. любите аккуратность во всем, порядок во всем 18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке 19. обладаете выдержкой, 20. постоянно сходитесь с новыми людьми – то вы флегматик. Если Вы: 1. стеснительны, застенчивы 2. теряетесь в новой обстановке 3. не верите в свои силы 4. затрудняетесь установить контакт с чужими людьми 5. легко переносите одиночество 6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах 7. склонны уходить в себя 8. быстро утомляетесь 9. обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся до шепота 10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника 11. впечатлительны до слезливости 12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию 13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим 14. склонны к подозрительности, мнительности 15. болезненно чувствительны и легко ранимы 16. чрезмерно обидчивы 17. скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями 18. малоактивны и робки 19. безропотно покорны 20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, – то вы меланхолик. Обработка полученных данных заключается в подсчете положительных ответов (плюсов) по каждому типу темперамента отдельно. Если количество положительных ответов составит 16–20, это значит, что у школьника ярко выражены черты данного типа темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11–15, значит качества данного темперамента присущи ему в значительной степени. Если положительных ответов 6–10, то качества данного типа присущи ему в небольшой степени. Поскольку нередки случаи, когда у школьника черты одного темперамента могут быть «перемешаны» с чертами другого (смешанный тип темперамента), при обработке данных полезно использовать следующую формулу: Фт= , где Фт – формула темперамента X – холерический темперамент С – сангвинический темперамент Ф – флегматический темперамент М – меланхолический темперамент А – общее число плюсов по всем типам Ах – число плюсов в перечне холерика Ас – число плюсов в перечне сангвиника Аф – число плюсов в перечне флегматика Ам – число плюсов в перечне меланхолика. Например, в результате обследования получены такие данные: по перечню холерика – 13 положительных ответов, по перечню сангвиника – 14, по перечню флегматика – 7, по перечню меланхолика – 9. Подставим полученные данные в формулу: Фт= = X 30,2% + С 32,6% + Ф 16,3% + М 20,9%. Это значит, что темперамент у обследованного школьника на 30,2% – холерический, на 32,6% – сангвинический, на 16,3% – флегматический и на 20,9% – меланхолический. Степень доминирования того или иного типа темперамента определяйте по следующей шкале. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составит 40% и выше, значит данный тип темперамента является доминирующим. Если этот результат составляет 30–39%, то качества данного темперамента выражены достаточно ярко. Если результат 20–29%, то качества данного темперамента выражены в средней степени. При результате 10–19% можно утверждать, что черты этого темперамента выражены в малой степени. Характеристики типов темперамента | ХОЛЕРИКИ | ФЛЕГМАТИКИ | САНГВИНИКИ | МЕЛАНХОЛИКИ | неустойчивы, суетливы; невыдержанны, вспыльчивы; нетерпеливы; резки и прямолинейны в отношениях с людьми; решительны и инициативны; упрямы; находчивы в споре; работают рывками склонны к риску; незлопамятны и необидчивы; обладают быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью; неуравновешенны, склонны к горячности; агрессивный забияка нетерпеливы к недостаткам; обладают вырази-тельной речью; способны быстро действовать и решать; неустанно стре-мятся к новому обладают рез-кими, порывис-тыми движениями; настойчивы в достижении поставленной цели; склонны к резким сменам настрое-ния | спокойны и хладнокровны; последовательны, обстоятельны в делах; осторожны и рассудительны; умеют ждать; молчаливы и не любят попусту болтать; сдержанны и терпеливы; обладают спокой-ной, равномерной речью, с останов-ками, без выраженных эмоций; доводят начатое дело до конца; не растрачивают попусту сил; строго придержи-ваются выработан-ного распорядка жизни, системы в работе; легко сдерживают порывы; маловосприимчивы к одобрению и порицанию; не злобливы, проявляют снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; постоянны в своих интересах; ровны в отноше-ниях со всеми; инертны, малопод-вижны, вялы; любят аккурат-ность во всем, порядок во всем; с трудом приспосабливаются к новой обстановке; обладают выдержкой; | веселы и жизнерадостны; энергичны и деловиты; часто не доводят начатое дело до конца; склонны переоце-нивать себя; способны быстро схватить новое; неустойчивы в интересах и склонностях; легко переживают неудачи и неприятности; легко приспосабли-ваются к разным обстоятельствам; быстро остывают, если дело перестает Вас интересовать быстро включа-ются в новую работу и быстро переключаются с одной работы на другую; тяготятся одно-образной, будни-чной, кропотливой работой; общительны и отзывчивы, не чувствуют скован-ности с новыми для них людьми; выносливы и работоспособны; быстро засыпают и пробуждается; обладают громкой, быстрой, отчет-ливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой; сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке; обладают всегда бодрым настрое-нием; часто несобранны, проявляют поспешность в решениях; склонны иногда скользить на поверхности, отвлекаться | стеснительны, застенчивы; теряются в новой обстановке; не верят в свои силы; затрудняются установить контакт с чужими людьми; легко переносят одиночество; чувствуют подавленность и растерянность при неудачах; склонны уходить в себя; быстро утомля-ются; обладают слабой тихой речью, иногда снижаю-щейся до шепота; невольно приспосабливаюся к характеру собеседника; впечатлительны до слезливости; чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию; предъявляют высокие требования к себе и к окружающим; склонны к подозрительности, мнительности; болезненно чувствительны и легко ранимы; чрезмерно обидчивы; скрытны и необщительны, не делятся ни с кем своими мыслями; малоактивны и робки; безропотно покорны; стремятся вызвать сочувствие и помощь у окружающих; |  Приложение 4 |