ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | История развития учения о типах темперамента Исследовательская работа Влияние темперамента на Выбор профессии Павлова Елизавета Андреевна 10Б класс Руководитель: Павлова Марина Витальевна Г Содержание Введение ……………………………………………………………………. 2 Понятие о темпераменте 1.1. История развития учения о типах темперамента……………………4 1.2. Научные подходы к теориям темперамента……………………….5 1.3. Учёт темперамента при выборе профессии…………………………8 1.4. Определение типа темперамента по конституции (по Шелдону)…11 2. Темперамент и профессиональный выбор 2.1. Тип темперамента по характеристике телосложения……………...16 2.2. Диагностика типов темперамента по методике В.Белова………….16 2.3. Диагностика эмоциональной стабильности, экстраверсии - интроверсии по методике Айзенка…………………………………. 17 2.4. Диагностика по дифференциально-диагностическому тесту Е.А.Климова…………………………………………………………..18 2.5. Диагностика профессионального самоопределения обучающихся 9 класса………………………………………………………………19 Заключение…………………………………………………………………..22 Библиографический список ………………………………………………..24 Приложение 1 ……………………………………………………………….25 Приложение 2………………………………………………………………. 26 Приложение 3………………………………………………………………. 27 Приложение 4 ……………………………………………………………….33 Приложение 5 ……………………………………………………………….38 Приложение 6………………………………………………………………..42 Введение Профессий много есть на свете, Но выбрать вы должны лишь ту, Что всех дороже вам на свете, Чтоб посвятить себя труду. Путь к карьере начинается задолго до момента устройства на работу, обучения в профессиональном учебном заведении, уже на школьной скамье. Причем не в выпускном классе, а гораздо раньше, когда ты осознаешь, что выпускные экзамены не за горами и нужно принимать решение самоопределиться в дальнейшей жизни. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. Проблема профессионального самоопределения в современной школе очень актуальна. Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы прошлого столетия, потеряли былую популярность, востребованность и отошли на второй план. Их место занимают другие специальности, большинство из которых появились совсем недавно. Поэтому многие учащиеся (или их родители) стремятся получить именно эти специальности независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Молодые люди получают желаемую профессию, но не могут состояться в ней, реализовать свои таланты. В связи с этим важной составляющей профильной подготовки учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, чтобы сделать правильный выбор своей будущей профессии. Принимая во внимание то, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, я выбрала и сформулировала тему своей исследовательской работы «Влияние темперамента на выбор профессии». Цель работы: исследование влияния темперамента на выбор профессии среди обучающихся 9 класса. Гипотеза:тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии. Задачи:а) ознакомиться с историей учения о типах темперамента;б) ознакомиться с технологиями изучения типов темперамента;в) в ходе теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор;г) изучить типы темперамента у учащихся 9 класса по методике Г. Айзенка и В. Белова;д) установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности;е) информировать о полученных результатах школьного психолога, классных руководителей, педагогов и родителей (по требованию). Объект исследования: обучающиеся 9 класса. Методы и формы работы: - теоретический анализ психологической, методической и специальной литературы; - наблюдение, индивидуальное тестирование; - статистический и сравнительный анализ полученных данных. История развития учения о типах темперамента Проблема, о которой пойдёт речь, интересует человечество уже более 25 столетий. И называется она красивым и звучным словом – темперамент. Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ (в роду которого было 17 поколений врачей) создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение. · Свойство крови – теплота. Назначение её – согревать организм. · Свойство флегмы – холод, а назначение – охлаждать организм. · Свойство желтой желчи – сухость. Назначение её – поддерживать сухость в организме, «подсушивать» его. · Свойство черной желчи – сырость. Назначение её – поддерживать сырость, влагу в организме. Если эти жидкости в организме человека смешаны непропорционально, то развиваются различные заболевания. Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке более двух тысячелетий. Затем оно постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Исходя из этой теории, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н. э.) разработал первую типологию темпераментов. Он предположил, что между соотношением жидкостей человека с его психологическими свойствами и особенностями поведения есть связь. Гален выделил четыре основных типа темперамента, которыми психология оперирует и по сей день. Эта типология очень хорошо описана в стихах в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.). Холерик (от латинского chole – желчь) Желчь существует – она необузданным свойственна людям, Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться; Много он ест, превосходно растёт, ко всему восприимчив, Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам; Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан, Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным. Сангвиник (от латинского sanguis – кровь) «Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре… Склонностью он обладает к наукам любым и способен, Чтоб ни случилось, он не легко распаляется гневом. Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый. Флегматик (от латинского phlegma – флегма) Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость, Лень порождает она и ленивое крови движенье, Сну – не занятьям – своим посвящает флегматик досуги… Меланхолик (от латинского melaschole – чёрная желчь) Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали. Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных. Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте. Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут ото всюду (приложение 1). 1.2. Научные подходы к теориям темперамента По мере углубления медицинских, физиологических и психологических знаний, теория четырех жидкостей становилась наивной. Более поздние теории темперамента старались использовать последние достижения науки. И все же иногда эти теории были просто фантастическими. Алхимики, например, учили, что различия темпераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти различия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные предположения. Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме. Так, русский педагог и анатом П.Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамента, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной. Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом. Воззрения врачей древности нашли своё продолжение в более поздних работах учёных. Немецкий учёный Иммануил Кант считал органической основой темперамента качественные особенности крови. Он же обобщил и систематизировал психологические характеристики четырёх общеизвестных типов. Были и другие теории темперамента. Французский врач Клод Сиго связывал темперамент с системами организма. Темпераменты по К. Сиго: дыхательный; пищеварительный; мускульный; мозговой. Конституциональные теории: темперамент зависит от типа телосложения. Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выделил 4 типа телосложения: пикнический тип (от греческого pyknos – толстый, плотный); астенический тип (от греческого astenos – слабый); атлетический тип (от греческого athlon – борьба); диспластический тип (от греческого dis – плохо, plastos – сформированный). Им соответствовали три типа темперамента: шизотимический, циклотимический, иксотимический. Классификация американского психолога Уильяма Шелдона содержала три типа темперамента. Каждый из них сочетал в себе отдельные черты классических четырёх темпераментов. Висцеротонический (от латинского viscera – внутренности), соматотонический (от греческого soma – тело), церебротонический (от латинского cerebrum – мозг). Своеобразное решение предложил К. Юнг (1923). Он выявил два главных типа поведения: экстравертированный; интровертированный. Знаменитый английский психолог Ганс Айзенк предложил определять тип темперамента в зависимости от соотношения таких свойств личности, как интроверсия – экстраверсия и эмоциональная стабильность – нейротизм. Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий русский физиолог И. П. Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможенияможно характеризовать: по их силе,зависящей от работоспособности нервных клеток; по их подвижности,т. е. по способности быстро сменять друг друга, по равновесиюмежду ними. Опыты И. П. Павлова показали, что эти основные свойства проявляются и сочетаются у людей по-разному. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный – холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому. Советские психологи (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин) отмечают, что значение работ Павлова по проблеме темперамента заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивида. На современном этапе развития науки сделать окончательные выводы относительно числа основных типов нервной системы, равно как и числа типичных темпераментов, ещё не представляется возможным. Как показывают исследования, сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, чем это представлялось ранее, а число основных комбинаций этих свойств, видимо, гораздо больше, чем предполагалось Павловым. 1.3. Учёт темперамента в деятельности и при выборе профессии Любишь трудности и препятствия, способен их преодолевать красиво, креативно. Временами ты склонен переоценивать свои возможности, но это не страшно. Ты быстро включаешься в работу и всегда все доводишь до конца. Стремишься к самостоятельности и плохо подчиняешься власти. Говорят, что ты напорист, но недостаточно настойчив. Вывод: ты холерик. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу. Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоянной необходимости сдерживать свою кипучую энергию. Холерику противопоказаны такие профессии, как цветоводство, библиотекарское дело и бухгалтерский учет. Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д. Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И. Менделеева. Среди одноклассников ты выделяешься высокой работоспособностью, легко сосредотачиваешь внимание. Параллельно выполнять несколько дел – проще простого. Легко загораешься новой работой, но также быстро теряешь к ней интерес. Увы, не способен вникать в детали и не переносишь однообразия и монотонности. Зато проявляешь организаторские способности и быстро осваиваешь новые специальности. Ни одно ответственное мероприятие не проходит без твоего участия. Вывод: ты сангвиник. Сангвиник – прирожденный руководитель. С точки зрения подчиненных этот тип является, пожалуй, самым приятным и душевным начальником. Не удивительно, подобный темперамент, как правило, характеризует расчётливого человека. Его сильная черта – умение уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания работа не для них. Поэтому профессию ткача, делопроизводителя, бухгалтера, мастера-часовщика, радиомонтажника, библиографа, архивиста, реставратора можно смело исключить. Рекомендуемые профессии:менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герцен — известные истории сангвиники. Не тороплив в учебе и медлителен в работе? Успеха ты достигаешь за счет упорства, терпеливости. Выполнение монотонной работы – твоя фишка. Если тебя не будут торопить, продумаешь все мелочи и доведешь дело до идеала. Но ты не стремишься брать на себя обязанности лидера, поэтому тебя нередко называют неинициативным. Сбой привычного ритма, смена обстановки работы пугают тебя, а суета может довести до депрессии. Вывод: ты флегматик. На первый взгляд отрицательная черта – медлительность – делает их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение незаменима в стрессовых ситуациях. Поэтому из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. С другой стороны, эта же самая черта делает не возможной для них карьеру хирурга и менеджера, но они прекрасно подойдут для роли терапевта и главного бухгалтера. Активная, яркая публичная жизнь актера, дирижера, телерепортера, коммерсанта будет им в тягость. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик. Среди великих умов этой категории: И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон. Ты – человек настроения. Вчера был способен свернуть горы, а сегодня тебе лень вставать с кровати. Быстро устаешь, трудно приспосабливаешься к новому коллективу. В работе тебе необходима постоянная поддержка и регулярный отдых. Все называют тебя невероятно тонким и наблюдательным человеком, способным замечать в поведении людей такие детали, которые те хотят скрыть. Вывод: ты меланхолик. Меланхоликам не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, так как «общение» с компьютерами у них выходит намного лучше. Опасен такой тип темперамента и в роли водителя общественного транспорта или монтажника-верхолаза. Характерное им торможение нервной системы могут привести к потере концентрации, внимания и, как следствие, чрезвычайным ситуациям. Напряженная работа врача, особенно хирурга, спасателя, летчика, диспетчера приведут меланхолика к истощению нервной системы и ухудшению здоровья. Рекомендуемые профессии: деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, токарь, радиомеханик и т.д. Не трудно догадаться, что среди меланхоликов много писателей, композиторов, например, А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский. Чистыми холериками или флегматиками люди бывают редко. Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с преобладанием какого-то одного. Вопрос кем лучше быть: сангвиником или меланхоликом, не имеет смысла. Так как не бывает хороших или плохих типов темперамента. Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других. Старшеклассники мало задумываются о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат, после получения диплома, попадают в невыгодные для них условия. Условия, когда большая и лучшая часть дня, которую человек проводит на работе, превращается в муку, а оставшееся время уходит на восстановление сил. |