Проблемы российского менеджмента 1 страница МДК Экономика и менеджмент производственного подразделения ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 1.Планирование, понятие, роль и значение в рыночной экономике. Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Долгое время в экономической литературе было принято считать, что план и рынок – взаимоисключающие понятия. В интересах развития рыночной экономики в начале 90-х годов система планирования, существовавшая в практике деятельности российских предприятий, была практически ликвидирована. Первоначально предполагалось, что за ликвидацией планирования автоматически последует экономический рост. Однако, в последнее время отечественные предприятия столкнулись с рядом проблем, что заставило пересмотреть данную точку зрения. Стремясь гарантировать свою деятельность, уменьшить негативное влияние внешних и внутренних рисков, многие руководители предприятий вынуждены обращаться к внедрению практике разноуровневого или системного планирования своего бизнеса. Роль планирования в условиях рынка заключается в том, что предприятие постоянно находится в поиске оптимальных решений по получению максимальной прибыли, рынков сбыта своей продукции, конкуренции и так далее. Поскольку планирование есть органически неразрывный структурный элемент управления, важнейшая его функция, то вполне обоснованно говорить о том, что планирование – центральное звено в системе управления. Роль и значение планирования в экономике и в системе управления современным предприятием. Несколько лет назад понятие «планирование» почти исчезло из научной и повседневной лексики, будучи в лучшем случае заменено на термин «прогнозирование». Более того, многие предприниматели до сих пор считают, что настоящая рыночная экономика – это система, отвергающая планирование – атавизм социалистической распределительной плановой экономики. В действительности, рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, он только перемещает ее в первичное производственное звено – предприятие. Никакая человеческая деятельность не может обходиться без предварительного планирования, и чем лучше будет разработан план деятельности с учетом всех вероятных ситуаций, тем успешнее будет сама деятельность. Многолетний опыт деятельности зарубежных и российских предприятий показывает, что недооценка роли планирования в условиях рынка, сведение его к формальности, игнорирование и неграмотное осуществление зачастую приводит к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству и прекращению деятельности предприятия. Сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности предприятия, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов. Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два смысла: общеэкономический и конкретно-управленческий. С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, заменяющий цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления продукции предприятий. Предприятие как участник рыночной системы также вынуждено подчиняться ценовому механизму, законам спроса и предложения. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями руководителей этих единиц. С конкретно-управленческой точки зрения планирование – функция менеджмента, в которой на основе определения целей деятельности выявляются необходимые для их достижения средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Функции управления всегда направлены на достижение целей управлении. Поскольку цель управления всегда формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов. 1. Функции планирования Планирование предполагает выполнение таких функций: · разработка перспективных и оперативных планов продаж; · анализ и оценка конъюнктуры рынка; · формирование ассортиментного плана производства по заказам покупателей; · выбор каналов распределения и товародвижения; · планирование рекламных кампаний и разработка мер по стимулированию сбыта; · составление смет-затрат по сбыту и их оптимизация. 2. Бизнес как объект планирования. 3. Система планов на предприятии. В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида планирования: технико-экономические и оперативно-производственные. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п. Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства. 4. Стратегический план бизнеса. Стратегическое бизнес-планирование — это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании («как хочется»), так и программы перехода из текущего состояния к этой модели. Стратегия -обоснованная программа улучшений организации бизнеса в четырех областях: конкурентные преимущества; организационные преобразования; финансовая оптимизация; операционные улучшения. Все эти области взаимосвязаны между собой и зависят от того пути развития, который выбирается по результатам проекта разработки стратегии 5. Текущие и оперативные планы. Оперативное планирование на предприятии охватывает период от одного до 10-12 рабочих дней. Оперативные планы, которые чаще всего бывают суточными, состоят обычно из следующих основных элементов: *производственных программ цехов, участков и технологических линий, отражающих реальную загрузку производственных мощностей; *оперативных заданий этим подразделениям; *планов-графиков движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке. В оперативных планах устанавливают загрузку оборудования, последовательность выполнения различных операций технологического цикла и время, отводимое для этого, а также расстановку работающих с учетом имеющихся производственных мощностей, материальных ресурсов и персонала. Все это должно обеспечить оптимальный ход производственных процессов, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, полное и своевременное выполнение плановых заданий, поддержание необходимого ритма работы предприятия. Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п. Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами-менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии развития предприятия, обоснование формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на год) планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений. Главная задача текущего планирования — разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, капитальных вложений, исследований и разработок, финансового плана, планов по сырью и труду. При текущем планировании речь идет о ситуативных решениях, которые характеризуются следующими признаками: · влияют на величину активов и показатели успеха предприятия; · требуют особой ответственности от подразделений или отделов предприятия; · могут приниматься на высшем, среднем и нижнем уровнях управления; · действуют в краткосрочной перспективе и принимаются относительно часто. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в долгосрочных и среднесрочных планах. Например, календарные планы производства составляют на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривают расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. Текущее планирование тесно связано с планами различных партнеров и поставщиков, поэтому эти планы либо согласовываются с партнерами, либо их отдельные элементы являются общими для предприятия-производителя и его партнеров. 6. Определение целей и задач предприятия, отражаемых в бизнес-плане. Первая цель бизнес плана - это использование его для разработки стратегии бизнеса, что является жизненно необходимым в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая цель - планирование. Планирование позволяет оценить возможности развития направления деятельности, а также - контролировать процессы внутри компании. Третьей целью бизнес плана является привлечение денежных средств - ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается в развившейся практике невозвращения кредитов. Большинство финансовых учреждений сегодня уже не довольствуются балансом и расчетом прибылей и убытков, как это было раньше. Они ориентируются на перспективу экономического успеха предприятий на рынках сбыта. В частности, если речь идет о крупных инвестиционных проектах (инвестиции по приобретению или продаже промышленного оборудования, созданию пилотных установок на основе патентов и т. д.), требующих структурированного финансирования без предварительного представления просчетов, невозможно получить подтверждения на предоставление капитала. Четвертая цель. Привлечение потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии плана бизнеса, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Пятая цель бизнес плана - это инструмент контроля и управления, с помощью которого возможно оценить фактические результаты деятельности за определенный период, Независимо от его функциональной ориентации, бизнес-план предусматривает решение следующих тактических и стратегических задач: финансово-экономическая и организационно-управленческая оценка нынешнего состояния предприятия либо направления деятельности; выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, не скрывая слабых сторон и акцентируя внимание на сильных сторонах; формирование инвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период. 7. Внешняя и внутренняя среда бизнеса. Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени. К внутренней среде относят: – часть общей среды, которая находится в рамках предприятия; – совокупность «факторов влияния» внутри предприятия, которые непосредственно подконтрольны предприятию. Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития. К внешней среде бизнеса относят: – сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность; – совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно. Анализ внешней и внутренней среды проводится постоянно в различных формах на любом предприятии. Он является основой для принятия решений о деятельности предприятия. Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние. Анализ внешней среды бизнеса, проведенный на основе исследования рассмотренных выше групп факторов, значительно облегчит Вам получение ответов на интересующие вопросы, например: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию предприятия? Какие факторы внешней среды бизнеса представляют большие возможности для достижения целей Вашего предприятия? и др. Анализ внешней среды обычно заканчивают составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде. Обычно такой перечень делают в виде таблицы, состоящей из двух колонок, располагая выявленные факторы в порядке убывания их значимости для предприятия. Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, Вы должны оценить внутреннюю среду предприятия, т. е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды. Кроме того, анализ внутренней среды может проводиться для сравнения позиции Вашего предприятия с позицией ближайших конкурентов. Внешняя среда бизнеса предъявляет свои требования к внутренней среде. Они могут выражаться в виде перечня факторов внутренней среды, т. е. тех характеристик предприятия, которые играют более-менее важную роль во взаимодействии предприятия с факторами внешней среды. 8. Бизнес-план предприятия и его разделы. Основное содержание бизнес-плана. Составление бизнес-планов на начальном этапе производится на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации определяются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускаемой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-плана составляется бизнес-проект развития предприятия, для которого необходимы следующие показатели: - общие исходные данные и условия выполнения проекта; - рынок сбыта продукции и производственная мощность; - материальные факторы производства и требуемые ресурсы; - местонахождение предприятия и транспортные связи; - проектно-конструкторская документация; - организация предприятия и накладные расходы; - потребность трудовых ресурсов и источники покрытия; - планирование сроков осуществления проекта; - финансово-экономическая оценка бизнес-проекта. Приведенные показатели определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы. Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов остается практически неизменным, а именно: краткое содержание (резюме), характеристика отрасли, описание создаваемой компании и производимых ею продуктов и услуг, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, а также оценка возможных рисков и страхование. Примерная структура бизнес-плана предприятия, раскрывающая более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ee основе плановые показатели. В зависимости от характера предлагаемого проекта бизнес-план может содержать разделы, отражающие его специфические особенности, но в целом содержание такого рода делового документа более или менее стандартен. 9. Сводный раздел бизнес-плана. Резюме. Резюме - это самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения всего бизнес - плана. Это будет единственная часть, которую будут читать большинство потенциальных инвесторов. А инвестор захочет, прежде всего, узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть. Этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь план. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть так написан, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера. В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предполагаемого проекта - чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько средств потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что его предприятие добьется успеха. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Резюме должно включать следующую информацию: · наименование проекта; · характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств; · наименование; · организационно-правовая форма; · форма собственности; · среднесписочная численность; · уставной фонд; · оборот за последний год; · точный почтовый адрес, телефон; · банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета); · фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта; · описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела; · описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии; · краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия; · описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли; · преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние; · долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени; · тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели; · степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами; · потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам; · если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет; · наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.; · ключевые экономические показатели эффективности проекта; · возможные риски и система страховок. В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной в бизнес-плане информации. 10. Расчет потребности в сырье и материалах. Потребность предприятия в сырье и материалах должна быть обоснована. Каждый вид потребления (основное производство, внедрение новой техники и проведение экспериментальных работ, ремонтно-эксплуатационные нужды, изготовление технологической оснастки и инструмента, прирост незавершенного производства, создание необходимых материальных запасов) имеет соответствующую специфику расчетов. Применяемые на предприятиях материалы подразделяются на основные и вспомогательные. К основным материалам относятся такие, из которых изготавливают изделие или же которые являются составной частью изделия, входят в его вес. Затраты на основные материалы относятся кпрямым затратам на производство и отражаются в соответствующей статье калькуляции прямым счетом.Вспомогательные материалы применяются для осуществления технологических процессов, для содержания оборудования, для хозяйственных и бытовых нужд (масла, смазочные, обтирочные материалы и т. д.). Затраты на вспомогательные материалы отражаются в соответствующих статьях комплексных смет затрат и через них списываются на себестоимость продукции. Расчет годовой потребности в материалах на производство продукции производится путем умножения количества изделий на норму расхода материалов на единицу продукции (деталь, изделие):  где Пм – потребность в каком-либо материале на производственную программу, кг, т; Nj – годовая программа выпуска (запуска) j-го вида изделия, шт.; mij – норма расхода i-го материала на единицу j-й продукции, кг, т. Если предприятие вместе с выпуском продукции осуществляет выпуск запчастей, потребность в материалах для их производства рассчитывается аналогичным образом, только вместо годовой программы выпуска (запуска) изделий берется годовая программа выпуска (запуска) запчастей по детали i-гoнаименования. При расчете потребности в материалах может оказаться, что на некоторые виды изделий отсутствуют нормы расхода (изделие находится в стадии разработки). В этом случае изделие приравнивается к аналогичным изделиям, на которые имеются нормы расхода. А для учета характерных особенностей нового изделия в расчеты потребности (Пм) вводятся поправочные коэффициенты: ∙ Ko , где Ко – коэффициент особенностей потребления материала для производства данного изделия по сравнению с аналогичным. Потребность во вспомогательных материалах, необходимых для осуществления техпроцессов, определяется на основе производственной программы и установленных норм расхода на принятые расчетные единицы измерения (изделие, тонну, станко-час, единицу ремонтной сложности и т. д.). Расход некоторых видов вспомогательных материалов не поддается нормированию. В этом случае потребность в них определяется на основе отчетных данных и учета изменения объема производимых работ. 11. Расчет необходимого количества сотрудников. Планирование численности персонала — одна из самых важных задач управления. Использование для решения этой задачи норм по труду позволяет получить объективный и обоснованный результат. Нормирование является инструментом определения численности персонала, необходимого для выполнения заданного объема работ. На практике используются несколько видов норм по труду (нормы времени, выработки, численности и обслуживания), на основе которых можно рассчитать как необходимую, так и штатную численность работников. Необходимая численность работников позволяет эффективно и качественно выполнять конкретную работу в заданных объемах и обеспечивает соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха. Фактически необходимая численность определяет оптимальное количество работников. Однако по различным причинам люди могут отсутствовать на рабочем месте. Штатная численность работников рассчитывается на основе норм по труду с учетом плановых невыходов, устанавливаемых по данным бухгалтерского учета:  где Ш — штатная численность персонала; Н — нормативная численность; Кн — плановый коэффициент невыходов (отпуска, временная нетрудоспособность и т. д.), определяемый как  Часто нормативную численность называют явочной, а штатную — списочной. При проведении расчетов следует помнить, что некоторые сборники норм могут уже учитывать плановые невыходы работников, что обязательно должно быть отражено в общей части сборника. Кроме того, при расчете поправочных коэффициентов в используемых нормах обязательно принимаются во внимание затраты времени на отдых и личные нужды работников. Планирование численности персонала на основе норм по труду позволяет достигнуть того уровня производительности, который реально соответствует организационно-техническим условиям. 12. Определение цены продукции. Порядок ее применения в планировании бизнеса. Цена является важнейшим фактором, определяющим объем продаж и выручку от реализации продукции. При установлении цен предприятие должно стремиться к такому их уровню, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства. Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Но в то же время на отдельные виды товаров цены могут регулироваться государством. В зависимости от степени участия государства в регулировании цен они могут быть: фиксированные, регулируемые и свободные. Объем сбыта определяется исходя из действующей на предприятии политики цен и используемой системы ценообразования. При планировании цен на продукцию предприятие может применять следующие основные методы ценообразования: · на основе издержек; · с ориентацией на уровень конкуренции; · с ориентацией на спрос; · параметрические методы. На основе издержек – наиболее простой и распространенный метод ценообразования. Суть этого метода состоит в том, что цена товара образуется путем добавления наценки к себестоимости товара. Этот метод еще называют затратным. На практике данный метод может быть реализован в различных формах. Например: · Метод обеспечения безубыточности. Данный метод основан на включении в цену прибыли, исходя из заранее установленной ее нормы. · Метод «средние издержки плюс прибыль» – заключается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих не включенные в себестоимость затраты, платежи, а также прибыль. Величина надбавки может быть постоянной для всех видов товаров, а также дифференцированной в зависимости от вида товара, стоимости единицы, объемов продаж. Данный метод позволяет установить нижний предел цены. Недостатком этого метода является то, что он не учитывает ценовую эластичность спроса, что требует проведения дополнительных расчетов. · Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции. Данный метод предусматривает использование цены, формируемой соотношением покупательского спроса и товарного предложения. Метод учитывает необходимость различий в цене в зависимости от места и времени продаж. · Метод ценообразования с ориентацией на спрос. В основе этого метода – необходимость учета действия закона спроса и ценовой эластичности. Разновидностью данного метода является метод установления цены, исходя из ощущаемой ценности товара, в основе которой – субъективная оценка покупателя. В основе параметрических методов ценообразования лежит зависимость цены от различных параметров изделий, важнейшим из которых является качество. Процесс ценообразования чрезвычайно сложен и зависит от множества факторов: · уровня спроса; · наличия товаров-субститутов; · эластичности спроса; · государственного регулирования цен; |