МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Ислам: сакральное и мирское (на примере политической (или религиозной) истории)





Исторический опыт показывает, что во все времена в идеологии государства и массовом сознании его граждан сосуществуют два начала: религиозное и светское. Как правило, тенденции к секуляризации общества сменяются рецидивами отката к традиционным формам общественного сознания, где религия играет ведущую роль.

Отдельный большой вопрос – это существование разработанной теории о единстве религии и политики, синтез светского и духовного начал. Светское и духовное не сводятся к созданию и утверждению каких–то стандартов «отношений» между Всевышним и человеком, в данном случае правителем. Основная задача таких теорий – спасение как самого человека, так и современной ему обстановки, включая социальную, природную компоненты, при этом первая персонифицируется в религиозной общине, куда относят всех жителей государства, а вторая – в утверждении тех параметров поведения и деятельности, которые возможно оценивать через призму понятий «экологии культуры Востока». Наиболее цельные представления о неразрывности светской и духовной власти и связанная с ними регламентация хозяйственной деятельности общины присущи исламу.

Большую роль в организации современной Исламской республики Иран сыграл аятолла Хомейни. Его учителем был великий аятолла Боруджерди, известный также как «вождь шиитов всего мира». Одним из видных исламских деятелей Ирана является аятолла М. Имами–Кашани, учителями которого были уже упомянутый аятолла Боруджерди, а также Табатабаи. Будучи одним из ближайших сподвижников имама Хомейни в период антишахской борьбы, Кашани после победы Исламской революции февраля 1979 г. вошел в число наиболее влиятельных представителей правящей клерикальной верхушки. М. Имами–Кашани выступает за организацию методики согласования религиозных понятий ислама с западными стандартами, и выступает за конструктивный диалог по линии «ислам–православие». В области ислама он выступает за интеграцию шиитских общин региона, что, вероятно, нацелено на создание единого шиитского государственного образования, состоящего из территорий Ирана, Ирака, Ливана, Сирии. 80–е годы прошлого века были важными для укрепления нового государства: на тот период пришлись война в Афганистане 1979 – 1989 гг. и ирано–иракская война 1980 – 1988 гг.

Ислам тоже исходит из понимания власти как божьего установления. Мухаммад сочетает в себе качества посланника Аллаха, пророка и одновременно властителя мусульманской общины («уммы»). Халифат сформировался и функционировал как типичное теократическое государство. Первые халифы считались преемниками Мухаммада и наместниками Аллаха на земле. Они соединяли в себе функции первосвященника и военного предводителя, контролировали религиозную и административную жизнь «уммы», охраняли от ересей установления ислама, защищали законы шариата, собирали налоги, назначали чиновников. Но с X в. халифы постепенно утрачивают абсолютную власть и превращаются в церемониальных правителей при эмирах и султанах, сосредоточивших в своих руках военно-административную власть. И сами халифаты постепенно сходят с арены политической жизни Востока.

- В отличие от преобладающего в мире ислама течения суннизма, теократическая идея получила своеобразное преломление в шиитской традиции этой мировой религии. Здесь заметную роль во влиянии на политическую жизнь государств оказывают знатоки ислама ― улемы. Ведущие шиитские богословы признают право улемов вмешиваться в политику, вплоть до участия в управлении государственными делами. На этом основании в Иране, где преобладают шииты, аятолла (высшее духовное звание у шиитов) Хомейни (1900―1989), под лозунгом «возрождения истинного ислама», призвал к свержению светской власти шаха Реза Пехлеви, а после свержения шаха стал высшим руководителем страны. Преемник Хомейни рахбар (духовный лидер Ирана) аятолла Али Хаменеи одновременно является главнокомандующим армии. Под его контролем находится и сам президент государства: при согласии рахбара меджлис (парламент) может даже сместить президента. Впрочем, лозунг борьбы за «истинный ислам» на сегодня стал более политическим, нежели религиозным, и теперь активно используется фундаменталистами-экстремистами не только из числа шиитов, но и у суннитов, особенно же у ваххабитов



Лозунг «истинного ислама» внутренне связан с исламской идеей джихада. Ее буквальное понимание ― борьба за веру «по пути Аллаха». Мусульманские фанатики-фундаменталисты, извращая эту идею, толкуют ее как поощрение политическим экстремистам и даже террористам. Деятельность этих экстремистов ведет к социальной дестабилизации и даже к вооруженным столкновениям. Лозунг борьбы за «истинный ислам» в государствах, входящих в организацию «Исламская Конференция» (таковых в настоящее время 44), реализуется в разнообразных формах. Тут и экстремистское давление на внешнюю политику этих стран, и принуждение к замене светского судопроизводства процедурами и нормами шариата. Тут и ущемление свободы и достоинства женщин, и поощрение и поддержка международного терроризма и т.п.

Теократия ― это такая форма власти, при которой глава государства (обычно монарх) одновременно является и его религиозной главой. Теократия ― особенно типичное воплощение союза религии и политики. Она наиболее характерна для ряда государств Древнего мира (Египет, Вавилон, Израиль и др.). Впрочем, встречается она и позднее (средневековые халифаты Омейядов и Аббасидов, правление имама Шамиля на Кавказе в XIX в., Далай-ламы в Тибете до присоединения страны к Китаю в 1951 г.). Своеобразным историческим анахронизмом являются теократии в некоторых современных мусульманских странах.

Христианство: Большинство исследователей констатируют, что после окончания Второй мировой войны влияние религиозного фактора на международной арене заметно возросло. Ватикан и многие другие христианские церкви активизировали идеологическую борьбу против идей социальной революции и политики коммунизма. В «холодной войне» против стран социализма христианская вера являлась альтернативой «сатанинскому коммунизму». В необычайно интенсивной форме различные конфессии включились в разнообразные антивоенные акции. Одновременно, обостряющиеся глобальные проблемы современности побудили практически все наиболее влиятельные национальные церкви войти в экологические и иные гуманитарные движения нашего времени. Вместе с тем, несмотря на продолжающийся в мире процесс секуляризации, в ряде стран (Пакистан, Алжир, Ближний Восток, Северная Ирландия, бывшая Югославия) на религиозной почве возникают конфликты и вооруженные столкновения. Религиозные лозунги и призывы и теперь довольно часто используются для оправдания несправедливых политических и агрессивных акций. Крайние клерикалы в союзе с политическими экстремистами дестабилизируют правопорядок во многих странах. Привычными стали едва ли не ежедневные сообщения со всех континентов об очередных террористических актах со стороны политиканствующих религиозных фанатиков.

Буддизм: Вероятно, лишь древнейшей из мировых религий ― буддизму явно чуждо обожествление власти и властителей. Но и эта предельно отстраненная от земных привязанностей и страстей религия, как в прошлом, так и в настоящем не может вполне отстранить себя от политического и государственного притяжения. При царе Ашоке (III в. до н.э.) буддизм становится государственной религией Индии. А наивысшего своего расцвета, благодаря политической поддержке властей, буддизм достигает в Кушанском царстве (I—IІI вв. нашей эры). Союз политики и религии, точнее их слияние, на протяжении последних веков особенно выразительно демонстрировала власть далай-ламы в буддийском Тибете

Христианство:

В христианстве такой союз с VIII в. находит свое символическое воплощение в институте церковного помазания монарха на власть. Благодаря этому институту, а также используя постоянные конфликты и столкновения феодальных властителей, католическая Церковь смогла утвердить свое заметное влияние на монархии средневековой Европы и даже принудить некоторые из них к участию в «крестовых походах». Определенную роль в осуществлении самостоятельных политических акций папского престола сыграли возникавшие с VI в. католические ордена. Впрочем, и в более поздние времена папство часто использовало ордена (особенно организованный в XVI в. орден иезуитов) для проведения своих политических акций в разных странах мира. Любопытный образчик такой политики ― организованное в XVII в. иезуитами теократическое государство в Парагвае. Российские власти еще в IX столетии запретили в стране насыщенную политическими интригами деятельность ордена иезуитов. Однако совсем недавно иезуиты вновь получили такую возможность. Правда, они отрекаются от дурной славы своих предшественников в России… Папство обрело и политическую автономию. Она выразилась в создании в 756 г. суверенного государства ― Папской области, которая просуществовала более 11 столетий, вплоть до 1870 г. Спустя шестидесятилетие, с 1929 г. своеобразным миниатюрным подобием Папской области стало карликовое (площадью в 44 га) государство-город Ватикан во главе с Папой Римским. Это миниатюрное государство ныне весьма авторитетно на мировой внешнеполитической арене. Так, оно имеет своих послов (нунциев) более чем в 125 государствах мира. А недавно умерший папа Иоанн- Павел II стал одной из наиболее авторитетных фигур в международной политике. Политическая самостоятельность папства была отнюдь не постоянной на протяжении его длительной истории. Временами («Авиньонское пленение», 1309―1377 гг.) папы оказывались пленниками у светских властителей. И все же католическая Церковь веками доминировала в политической жизни феодальной Европы. Многие интриги и военные столкновения (в том числе Тридцатилетняя война с протестантами в XVII в.) связаны с этой Церковью. И в Новое время ее политические амбиции стимулировали особенно частые в католических странах проявления клерикализма ― тяготения к доминированию 5 Церкви в политических и культурных сферах. В некоторых государствах эта тенденция получала и получает поддержку со стороны реакционных социальных групп. Но, большей частью, католические епископы в разных государствах вынуждены подчиняться политическому режиму светских властей, тем самым мало, чем отличаясь от позиции православных иерархов, придерживающихся традиций византизма. Византия была теократическим (гр. theos. бог, kratos власть) государством в форме цезарепапизма, где монарх одновременно является и главой Церкви. Именно здесь император Константин провозгласил христианство государственной религией и сам (будучи язычником и приняв крещение только перед самой смертью) руководил первым Вселенским собором. Император Византии считался помазанником Божьим и одновременно держателем светской и духовной власти. Политическое влияние Церкви здесь было незначительным. В Византии сложилась характерная для восточного христианства традиция покорного подчинения Церкви государству и ее верного служения светской власти. Русское православие восприняло и по-своему переосмыслило эту теократическую традицию в несколько измененном варианте. С падением Византии (XV в.) в известных посланиях великому князю Василию III игумен старец Филофей формулирует теорию «Москва третий Рим». История человечества это история трех царств носителей христианской веры. Из-за измены христианству первые два царства Римская и Византийская империи пали. Отныне московский царь является единственным наследником величия империй и щитом «правой веры». «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть». Влиятельный церковный деятель и публицист преподобный Иосиф Волоцкий в развитии этой теократической идеи следует далее своего современника Филофея. Он утверждает, что государь «естеством подобен всем человекам, властью же Богу». Потому «от царя и московского великого князя истекает все: жизнь и благодать». Царь наместник Бога на земле, потому глава не только государства, но и Церкви. С тех пор безусловный приоритет светской власти над властью церковной осознается в политической жизни страны как исходный принцип взаимоотношений иерархов православия с государством. Хотя это не теократия в ее классической форме (царь не является первосвященником), но ее несколько «обмирщенное» подобие. Именно на этой основе на века определилось согласие Церкви с властью, которое церковные историки иногда именуют «симфонией». Лишь изредка и то безуспешно некоторые иерархи (например, патриарх Никон) пытались добиться определенной независимости от власти. Петр I окончательно лишил Церковь даже видимости самостоятельности и отменил патриаршество, поставив во главе ее послушный Синод. Отныне господствующая Церковь не только не притязала на светскую власть, но и в церковных делах была под надзором «ока государева». Подчинение светским властям присуще и протестантским церквам. С самого начала своей проповеднической деятельности Лютер следует политике немецких князей и даже не претендует на иное. Такая позиция типична для лютеранских церквей в последующем и в других странах. Очень короткое диктаторское правление «женевского папы» Кальвина, сосредоточившего в своих руках духовную и светскую власть, не стало примером и прецедентом для служителей кальвинизма и других протестантских конфессий в их взаимоотношениях со светскими властями. Как правило, протестантские церкви являются законопослушными институтами политической жизни во всех государствах.

в центре однодолларовой банкноты США есть надпись «Мы верим в Бога»





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.