V. Методы обучения и преподавания. Методические рекомендации Для практических занятий Тема речевого общения: Структура ЛПУ: задачи и функции.Форма и структура научной статьи. Основные требования при составлении текста научной статьи. Курс:3 Дисциплина:Профессиональный русский язык Составитель: Доцент Даркеембаева Р.Д. I. Структура ЛПУ: задачи и функции.Форма и структура научной статьи. Основные требования при составлении текста научной статьи. II. Цель:совершенствовать умения ознакомительно-изучающего чтения текстов по специальности и навыки письменной профессиональной речи. III. Задачи. Практические навыки:совершенствовать навыки и умения организовывать речь в форме научной статьи в рамках речевой темы. IV. Основные вопросы темы: 1.Форма и структура научной статьи. 2. Основные требования при составлении текста научной статьи. 3. Медицинская терминология по теме. V. Методы обучения и преподавания. ⃰ Репродуктивный: ознакомление с теоретической информацией, выполнение тренировочных упражнений, составление текста статьи по теме речевого общения. ⃰Наглядный: применение опорных схем. ⃰Интерактивный: работа в микрогруппах; атака вопросами; лингвистическая игра. VI.Задания по теме: Задание 1.Прочитайте микротекст. Дайте определение ЛПУ. Назовите основные типы ЛПУ. Учреждения, оказывающие медицинскую помощь, называются лечебно-профилактическими. Основные типы ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений): амбулаторный (учреждения, где оказывается лечебно-диагностическая помощь пациентам, не нуждающимся в круглосуточном наблюдении); стационарный (учреждения, оказывающие лечебно-диагностическую помощь больным, нуждающимся в круглосуточном лечении, уходе и лечебно-охранительном режиме). Задание 2.Спишите, раскрывая скобки и вставляя нужные окончания прилагательных. Медицинский (помощь), лечебно-профилактический (учреждение), амбулаторный (учреждение), лечебно-диагностический (помощь), круглосуточный (наблюдение); стационарный (учреждение), основной врачебный (специализация), лабораторный (диагностика), лечебный (дело). Задание 3.Расшифруйте данные сложносокращенные слова. ЛПУ, ФАП, МСЧ, ЛОР,ЦРБ. Задание 4.Прочитайте. Озаглавьте. Выделите основную информацию. Что описывается в данном тексте? Проведите вопросно-ответную беседу. Диспансеризация - это система мер, направленных на сохранение здоровья населения, предупреждение развития заболеваний, снижение частоты обострений хронических заболеваний, развития осложнений, инвалидности, смертности и повышение качества жизни. Диспансеризация проводится с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности населения и преждевременной смертности. Ответственный за организацию и проведение диспансеризации участковый врач – терапевт. Основным принципом проведения диспансеризации является ее двухэтапность.1-й этап основан на выявлении у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний (болезни системы кровообращения и в первую очередь ишемическая болезнь сердца и цереброваскулярные заболевания, злокачественные новообразования, сахарный диабет, хронические болезни легких, глаукома), факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача. 2-й этап заключается в дополнительном обследовании и уточнении диагноза, проведении углубленного профилактического консультирования и осмотра специалистами. Задание 5.Ознакомьтесь с информацией. Составьте опорную схему по структуре научной статьи. Запомните основные требования к оформлению научной статьи. Научная статья имеет четкую структуру и состоит из следующих частей: заголовок статьи, сведения об авторах, аннотация, ключевые слова, основной текст статьи, список использованной литературы. Заголовок статьидолжен отражать содержание статьи, тематику и результаты проведенного научного исследования. Название научной статьи должно быть кратким и информативным. Сведения об авторахстатьи должны включать ученое звание, ученую степень, место работы(учебы), контактные данные. В начале сведений дается ФИО ученого, выполнившего большую часть работы, описанной в статье. Аннотация – краткая характеристика содержания статьи. Рекомендуемый объем — 100 – 250 слов на русском (казахском) и английском языках. Ключевые слова выражают основное смысловое содержание статьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 5—8 слов, приводятся на русском (казахском) и английском языках. Основной текст статьиизлагается в определенной последовательности его частей и включает в себя: 1) введение, 2) основную часть, 3) выводы. Список литературы содержит библиографические сведения о цитируемом источнике, рассматриваемом или упоминаемом в тексте статьи Задание 5.Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения. Определите тип текста. Составьте опорную схему к тексту и синквейн к термину ЛПУ. Амбулаторные типы ЛПУ подразделяются на несколько видов. 1. Поликлиника. Лечебно-профилактическое учреждение, работающее по территориально-участковому принципу. Включает в себя кабинеты или отделения по основным врачебным специализациям — терапия, хирургия, офтальмология, оториноларингология, рентгеновская, функциональная и лабораторная диагностика, процедурные и физиотерапевтические кабинеты. 2. Амбулатория — ЛПУ, оказывающее медицинскую помощь в небольших населенных пунктах. Располагает небольшим количеством врачей. Имеет кабинеты: доврачебного приема, электрокардиографического обследования, процедурный. 3. Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — ЛПУ, оказывающее медицинскую помощь фельдшерско-акушерским персоналом на доврачебном уровне. Имеется процедурный кабинет. ФАПы организуются в населенных пунктах с небольшой населенностью. 4. Медико-санитарная часть. ЛПУ, обслуживающее работников прикрепленного предприятия по цеховому принципу. В МСЧ, как в поликлиниках, присутствуют врачи основных специальностей и специалисты по профессиональной патологии. 5. Здравпункт. Включается в состав медико-санитарной части, но находится на территории предприятия. Основная функция — оказание медицинской помощи сотрудникам предприятия (чаще — промышленного) вблизи рабочего места. В здравпункте работают средние медицинские работники со специальностью «лечебное дело» (фельдшер). 6. Диспансер — ЛПУ, оказывающее специализированную медицинскую помощь определенной группе больных. Существуют психоневрологические, наркологические, кожно-венерологические, противотуберкулезные, онкологические, кардиоревматологические, эндокринологические диспансеры. Основная функция диспансеров — диспансеризация и патронаж. 7. Травматологический пункт — ЛПУ, оказывающее экстренную помощь населению при травмах. 8.Консультации — женская, детская. ЛПУ, ведущее лечебно-профилактическую работу определенной группы населения (женщины с гинекологической патологией, беременные, дети). Вопросы: 1) Какое ЛПУ включает в себя кабинеты или отделения по основным врачебным специализациям? 2) Какое ЛПУ оказывает медицинскую помощь в небольших населенных пунктах? 3) Какой пункт оказывает медицинскую помощь на доврачебном уровне? 4) В каких населенных пунктах организуются ФАПы? 5)Кого обслуживает медико-санитарная часть? 6)Какова основная функция здравпункта? 7)Какова основная функция диспансера? 8) Какую помощь оказывает населению травматологический пункт? 9) Как называется ЛПУ, ведущее лечебно-профилактическую работу определенной группы населения? Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Лечение в (стационар) показано при оказании экстренной медицинской (помощь), при необходимости постоянно вести наблюдение за (пациент), в случаях, когда требуются методы лечения, которые невозможно или очень затруднительно проводить на (дом) и в (поликлиника). Большинство (стационар) имеют (приемный) отделение, (лечебный) отделения, ( диагностическое) отделения, ( аптека), пищеблок и др. Задание 7.Прием «Толстый и тонкий вопросы». Работа в микрогруппах. Заполните таблицу: в левую графу запишите 3-5 вопросов, предполагающих развернутый ответ, а в правую – 3-5 вопросов, предусматривающих однозначный ответ. Выпишите ключевые термины-слова и терминосочетания , раскрывающие содержание текстов. ? | ? | Вопросы, которые предполагают развернутый ответ. | Вопросы, которые предполагают однозначный краткий ответ. | Стационарные типы ЛПУ подразделяются следующим образом. 1.Больница. Осуществляет диагностику и лечение заболеваний пациентам, нуждающимся в круглосуточном врачебном контроле, уходе, наблюдении. Больницы делятся на: однопрофильные, специализирующиеся на лечении больных определенными заболеваниями (напр., кардиологические); многопрофильные, имеющие несколько отделений для лечения и диагностики различных заболеваний (терапия, хирургия, глазное, ЛОР, и др. отделения). По охвату обслуживаемых территорий: районные (ЦРБ); городские; краевые (областные); республиканские. 2. Клиника — ЛПУ, в котором кроме лечебно-диагностической работы проводится деятельность: преподавательская (обучение) и научно-исследовательская. 3. Госпиталь — специализированные ЛПУ для оказания лечебно-диагностической помощи военнослужащим, ветеранам и инвалидам войн, нуждающимся в круглосуточном врачебном наблюдении и лечении. 4. Санатории и профилактории — курортные ЛПУ, оказывающие помощь больным на этапе долечивания. Работают по стационарному типу. Сочетают климатологические, бальнеологические, физиотерапевтические и другие методы, способствующие скорейшему восстановлению трудоспособности пациента. Профилактории организуются при крупных предприятиях в лесопарковой зоне недалеко от населенного пункта, санатории - в курортных зонах. 5. Родильные дома — ЛПУ, специализирующиеся на оказании медицинской помощи по родовспоможению. 6. Хоспис - учреждение для оказания паллиативной (симптоматической) медицинской и медико-социальной помощи неизлечимым онкологическим больным. Задание 8.Прочитайте статью. Найдите: 1) введение, 2) основную часть, 3) выводы. Какие элементы отсутствуют в данной статье? Городская поликлиника, ее структура и функции Поликлиника – это многопрофильное ЛПУ, призванное оказывать медицинскую помощь населению на догоспитальном этапе. От качества работы поликлиники во многом зависит работа больничных учреждений и потребность в койках, т. к. надлежащая поликлиническая помощь повышает эффективность использования коечного фонда стационаров. Классификация поликлиник: А) по организационному принципу: объединенные и необъединенные со стационаром Б) по территориальному признаку: городские и сельские В) по профилю: общие для обслуживания взрослого и детского населения, отдельно для взрослых и детей Г) по мощности Структура городской поликлиники в соответствии с Приказом МЗ предусматривает наличие : - руководства поликлиникой (главный врач, его заместители); - регистратуры ("зеркало" поликлиники); - лечебно-профилактических подразделений (терапевтические отделения, включая кабинет для оказания помощи подросткам, травматологическое отделение или кабинет, урологический кабинет, стоматологическое отделение, отоларингологический, кабинет инфекционных заболеваний и др.); - отделения (кабинета) профилактики; - отделения медицинской реабилитации; - вспомогательно-диагностических подразделений (рентгеновское отделение или кабинет, лаборатория, отделение или кабинет функциональной диагностики и др.) - кабинета медицинской статистики; - административно-хозяйственной части. Принципы оказания поликлинической помощи: доступность, территориальная участковость, профилактическая направленность, преемственность, бесплатность, этапность. Функции городской поликлиники: 1) оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому; 2) организация и проведение комплекса профилактических мероприятий; 3) организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных); 4) проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни. Управление поликлиникой: руководит работой Главный врач, при объединении с больницей – Заместитель главного врача больницы по поликлинике. Заведующий отделением, Работа поликлиники ведется по Территориально-участковому принципу. При формировании терапевтических участков учитываются их протяженность, удаленность от поликлиники, исходя из этого численность населения на участке может несколько колебаться (Норматив 1300 человек).Виды участков: А) территориальные - терапевтические, акушерские, педиатрические Б) цеховой В) сельский врачебный - имеет радиус обследования до 10 км, включает ФАП, врачебную амбулаторию, участковую больницу. Г) приписной Основные показатели деятельности поликлиники. А) штаты ЛПУ на конец года Б) работа врачей поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации В) профилактическая работа Г) работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов) Д) диагностическая работа поликлиники Задание 9.Работа по микрогруппам.Прочитайте текст статьи сначала целиком, затем по абзацам. Устно раскройте основные положения статьи. Найдите: 1) введение, 2) основную часть, 3) выводы. Какие элементы отсутствуют в данной статье? |